Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Емельянова В.Ю. по доверенности N 60 от 26.12.12;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области: Решетников Д.О. по доверенности N 50/2012-66 от 27.08.12,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2013 года по делу N А41-3363/13, принятое судьей Неяскиной Е.А., по заявлению администрации Одинцовского муниципального района Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области о снятии земельного участка с кадастрового учета,
установил:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФККП Росреестра") по Московской области о:
- - снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030119:6, расположенного по адресу: Московская область, г, Одинцово, Подушкинское шоссе, между домами N 7 и N 9;
- - исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030119:6;
- - обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести изменения в кадастровый учет земельных участков (л.д. 2 - 4).
Заявление подано на основании статей 60, 64 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2013 года с государственного кадастрового учета недвижимости был снят земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030119:6, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, Подушкинское шоссе, между домами N 7 и N 9, из государственного кадастра недвижимости были исключены сведения о местоположении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030119:6, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, Подушкинское шоссе, между домами N 7 и N 9 (л.д. 35 - 36).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, указывая на нарушение норм материального права (л.д. 39 - 40).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель администрации Одинцовского муниципального района Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 02.03.07 земельный участок площадью 4 999 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, Подушкинское шоссе, между домами N 7 и N 9, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства многоэтажного жилого комплекса, был поставлен на кадастровый учет за N 50:20:0030119:6 (л.д. 9 - 10).
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области N 20/063/2012-13 от 19.11.13 указанный земельный участок свободен от каких-либо прав и обременений (л.д. 11).
Из плана кадастрового квартала следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030119:6 примыкает к земельному участку площадью 4 078 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0030119:10, расположенному по адресу: Московская область, г. Одинцово, между полосой отвода Подушкинского шоссе и домом N 7, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства (л.д. 15 - 17).
Также согласно названному плану на земельных участках с кадастровыми номерами 50:20:0030119:6 и 50:20:0030119:10 расположен многоквартирный жилой дом N 7 по Подушкинскому шоссе.
По акту о приеме-передаче здания (сооружения) N 262 от 31.12.08 организация-сдатчик - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области, передала, а организация-получатель - администрация городского поселения Одинцово Московской области, приняла жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности с учетом долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (квартиры N 1, 10, 11, 3, 4, 6, 9) по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Подушкинское шоссе, д. 7 (л.д. 20 - 22).
Полагая, что расположение жилого дома на двух разных участках противоречит нормам действующего законодательства, администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030119:6 (л.д. 6).
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N МО-12/РКФ-431291 от 12.12.12 администрации Одинцовского муниципального района Московской области было отказано в снятии спорного земельного участка с государственного кадастрового учета (л.д. 7 - 8).
Полагая названный отказ незаконным, администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета, суд первой инстанции учитывал отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030119:6, а также одновременное расположение на земельных участках с кадастровыми номерами 50:20:0030119:6 и 50:20:0030119:10 многоквартирного жилого дома.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц.
Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 201 Кодекса).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, администрация Одинцовского муниципального района Московской области указала, что нахождение спорного земельного участка на кадастровом учете нарушает ее права и законные интересы, поскольку не позволяет оформить право собственности на земельный участок под домом N 7 по Подушкинскому шоссе в г. Одинцово Московской области.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Пунктом 2 статьи 25 названного Закона установлено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса.
Перераспределены в определенных пунктом 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации случаях могут быть сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки.
В соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Частью 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
В соответствии с частью 5 статьи 24 указанного Федерального закона в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрацией Одинцовского муниципального района Московской области не представлено доказательств того, что спорный земельный участок является преобразуемым.
Пунктом 1 статьи 23 Закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 45 Федерального закона "О государственной кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Закона (01.03.08) или в переходный период его применения (до 01.01.13) с учетом определенных статьей 43 названного Закона особенностей, признается юридически действительным. Такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с вышеназванным Законом. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.
Постановка спорного земельного участка на кадастровый учет осуществлена 02.03.07 (л. д. 9), таким образом, он является ранее учтенным.
Поскольку спорный земельный участок является ранее учтенным, то есть сведения в отношении него, имеющиеся в Государственном кадастре объектов недвижимости, не носят временный характер, снятие его с кадастрового учета по правилам статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не представляется возможным.
Следует отметить, что действия кадастровой палаты по постановке спорного земельного участка на кадастровый учет администрацией Одинцовского муниципального района оспорены не были.
В силу пункта 6 статьи 27 Федерального закона "О государственной кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Законодательством не установлена возможность произвольного снятия земельного участка с кадастрового учета по заявлению собственника.
Аналогичная позиция отражена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 декабря 2012 года по делу N А53-18084/2012.
При таких обстоятельствах, учитывая что Закон "О государственном кадастре недвижимости" содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета, а администрацией Одинцовского муниципального района Московской области не представлено доказательств наличия таких оснований, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные требования - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2013 года по делу N А41-3363/13 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Л.М.МОРДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2013 ПО ДЕЛУ N А41-3363/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2013 г. по делу N А41-3363/13
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Мордкиной Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Чугуевой Н.Н.,
при участии в заседании:
- от администрации Одинцовского муниципального района Московской области: Емельянова В.Ю. по доверенности N 60 от 26.12.12;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области: Решетников Д.О. по доверенности N 50/2012-66 от 27.08.12,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2013 года по делу N А41-3363/13, принятое судьей Неяскиной Е.А., по заявлению администрации Одинцовского муниципального района Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области о снятии земельного участка с кадастрового учета,
установил:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФККП Росреестра") по Московской области о:
- - снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030119:6, расположенного по адресу: Московская область, г, Одинцово, Подушкинское шоссе, между домами N 7 и N 9;
- - исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030119:6;
- - обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области внести изменения в кадастровый учет земельных участков (л.д. 2 - 4).
Заявление подано на основании статей 60, 64 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2013 года с государственного кадастрового учета недвижимости был снят земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030119:6, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, Подушкинское шоссе, между домами N 7 и N 9, из государственного кадастра недвижимости были исключены сведения о местоположении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030119:6, расположенного по адресу: Московская область, г. Одинцово, Подушкинское шоссе, между домами N 7 и N 9 (л.д. 35 - 36).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, указывая на нарушение норм материального права (л.д. 39 - 40).
В судебном заседании апелляционного суда представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель администрации Одинцовского муниципального района Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 02.03.07 земельный участок площадью 4 999 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Одинцово, Подушкинское шоссе, между домами N 7 и N 9, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства многоэтажного жилого комплекса, был поставлен на кадастровый учет за N 50:20:0030119:6 (л.д. 9 - 10).
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области N 20/063/2012-13 от 19.11.13 указанный земельный участок свободен от каких-либо прав и обременений (л.д. 11).
Из плана кадастрового квартала следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030119:6 примыкает к земельному участку площадью 4 078 кв. м, с кадастровым номером 50:20:0030119:10, расположенному по адресу: Московская область, г. Одинцово, между полосой отвода Подушкинского шоссе и домом N 7, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства (л.д. 15 - 17).
Также согласно названному плану на земельных участках с кадастровыми номерами 50:20:0030119:6 и 50:20:0030119:10 расположен многоквартирный жилой дом N 7 по Подушкинскому шоссе.
По акту о приеме-передаче здания (сооружения) N 262 от 31.12.08 организация-сдатчик - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Одинцовского муниципального района Московской области, передала, а организация-получатель - администрация городского поселения Одинцово Московской области, приняла жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности с учетом долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (квартиры N 1, 10, 11, 3, 4, 6, 9) по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Подушкинское шоссе, д. 7 (л.д. 20 - 22).
Полагая, что расположение жилого дома на двух разных участках противоречит нормам действующего законодательства, администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030119:6 (л.д. 6).
Решением ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области N МО-12/РКФ-431291 от 12.12.12 администрации Одинцовского муниципального района Московской области было отказано в снятии спорного земельного участка с государственного кадастрового учета (л.д. 7 - 8).
Полагая названный отказ незаконным, администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета, суд первой инстанции учитывал отсутствие государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030119:6, а также одновременное расположение на земельных участках с кадастровыми номерами 50:20:0030119:6 и 50:20:0030119:10 многоквартирного жилого дома.
Апелляционный суд не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц.
Такое заявление может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 201 Кодекса).
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, администрация Одинцовского муниципального района Московской области указала, что нахождение спорного земельного участка на кадастровом учете нарушает ее права и законные интересы, поскольку не позволяет оформить право собственности на земельный участок под домом N 7 по Подушкинскому шоссе в г. Одинцово Московской области.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.07 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Пунктом 2 статьи 25 названного Закона установлено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса.
Перераспределены в определенных пунктом 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации случаях могут быть сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки.
В соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.
Частью 4 статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
В соответствии с частью 5 статьи 24 указанного Федерального закона в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации администрацией Одинцовского муниципального района Московской области не представлено доказательств того, что спорный земельный участок является преобразуемым.
Пунктом 1 статьи 23 Закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 45 Федерального закона "О государственной кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Закона (01.03.08) или в переходный период его применения (до 01.01.13) с учетом определенных статьей 43 названного Закона особенностей, признается юридически действительным. Такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с вышеназванным Законом. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости.
Постановка спорного земельного участка на кадастровый учет осуществлена 02.03.07 (л. д. 9), таким образом, он является ранее учтенным.
Поскольку спорный земельный участок является ранее учтенным, то есть сведения в отношении него, имеющиеся в Государственном кадастре объектов недвижимости, не носят временный характер, снятие его с кадастрового учета по правилам статьи 24 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" не представляется возможным.
Следует отметить, что действия кадастровой палаты по постановке спорного земельного участка на кадастровый учет администрацией Одинцовского муниципального района оспорены не были.
В силу пункта 6 статьи 27 Федерального закона "О государственной кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 данного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Законодательством не установлена возможность произвольного снятия земельного участка с кадастрового учета по заявлению собственника.
Аналогичная позиция отражена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 декабря 2012 года по делу N А53-18084/2012.
При таких обстоятельствах, учитывая что Закон "О государственном кадастре недвижимости" содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета, а администрацией Одинцовского муниципального района Московской области не представлено доказательств наличия таких оснований, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные требования - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2013 года по делу N А41-3363/13 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА
Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Л.М.МОРДКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)