Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 29.11.2013 ПО ДЕЛУ N А27-12837/2010

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2013 г. по делу N А27-12837/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 ноября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Орловой Н.В.
судей Тамашакина С.Н.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственное объединение "Химпром" на решение от 30.04.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Фуртуна Н.К.) и постановление от 19.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Жданова Л.И., Захарчук Е.И., Шатохина Е.Г.) по делу N А27-12837/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью производственное объединение "Химпром" (650021, г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 35, ИНН 4205007950, ОГРН 1024200698653) к федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (109028, г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 4а), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (650066, г. Кемерово, пр. Октябрьский, 3Г, ИНН 4205077178, ОГРН 1044205100059), федеральному государственному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (119415, г. Москва, проспект Вернадского, 37, 2, ИНН 7701018922, ОГРН 1027739346502), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Кемеровской области (650070, г. Кемерово, ул. Тухаческого, 21, ИНН 4205003426, ОГРН 1024200721830) о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка, незаконными действий, обязании исключить из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка.
Другие лица, участвующие в деле: коллегия администрации Кемеровской области, общество с ограниченной ответственностью "Энерго-Химическая компания".
Суд

установил:

общество с ограниченной ответственностью Производственное объединение "Химпром" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным (13.03.2013) в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра по Кемеровской области), Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее также - ФГУП "ФКЦ "Земля") о признании:
- - недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной ФГУП "ФКЦ "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в размере 1 782 300 315,75 руб. и в сумме 523 362 211,59 руб. соответственно и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м;
- - недействительным пункт 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости от 24.11.2008 N 2, о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39, в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в размере 1 782 300 315,75 руб. и в сумме 523 362 211,59 руб. соответственно и удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 3786,69 руб. за кв. м;
- - незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215 (далее - Регламент), действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель, выразившиеся в осуществлении ненадлежащего контроля за ходом выполнения ФГУП "ФКЦ "Земля" работ по определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295, ненадлежащей предварительной проверке Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на соответствие его условиям технического задания, в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295, представлении в Коллегию администрации Кемеровской области на утверждение недостоверных результатов кадастровой оценки земельного участка с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 и внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в суммах 1 782 300 315,75 руб. и 523 362 211,59 руб. соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м;
- - обязать Управление Росреестра по Кемеровской области, ФГУ "Кадастровая палата" по Кемеровской области исключить из государственного кадастра недвижимости с момента их включения недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в суммах 1 782 300 315,75 руб. и 523 362 211,59 руб. соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м.
Обществом заявлено ходатайство о принятии отказа от требований о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 ЗК РФ, Правилам N 316, Методическим указаниям, Регламенту, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в суммах 1 782 300 315,75 руб. и 523 362 211,59 руб. соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м.
Определениями суда от 11.10.2010, 02.11.2010 к участию в деле привлечено Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области и общество с ограниченной ответственностью "Энерго-Химическая компания" (далее - ООО "ЭХК").
Решением от 16.11.2010 Арбитражного суда Кемеровской области требования общества удовлетворены.
Постановлением от 24.03.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оставленным без изменения постановлением от 21.06.2011 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, решение отменено, принят новый судебный акт, обществу отказано в удовлетворении требований.
Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с заявлением о пересмотре постановления от 24.03.2011 по новым обстоятельствам, ссылаясь на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
Постановлением от 14.10.2011 Седьмого арбитражного апелляционного суда заявление общества удовлетворено, постановление от 24.03.2011 отменено по новым обстоятельствам.
При повторном рассмотрении постановлением от 10.08.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда от 16.11.2010 отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 13.12.2012 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16.11.2010 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2012 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
В ходе рассмотрения дела судами производилась замена Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области его правопреемником Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") и ФГУП "ФКЦ "Земля" - правопреемником Федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее - ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"). Представитель заявителя, уточняя требования, вновь указал в качестве лиц, участвующих в деле, ФГУП "ФКЦ "Земля" и ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области. В связи с реорганизацией названных лиц, участвующих в деле, суд на основании статьи 48 АПК РФ произвел их замену правопреемниками.
Решением от 30.04.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 19.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в части требований о признании незаконными, не соответствующими статье 66 ЗК РФ, Правилам N 316, Методическим указаниям, Регламенту, действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, выразившихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294 и 42:24:0101018:295 в суммах 1 782 300 315,75 руб. и 523 362 211,59 руб. соответственно и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 3 786,69 руб. за кв. м производство прекращено; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит принятые судебные акты отменить, передать дело на новое рассмотрение в другой арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование жалобы общество указывает на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11; суды в нарушение положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, статей 29, 200 АПК РФ не рассмотрели по существу требования о признании незаконными действий государственных органов по исполнению государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель; судами не исследовались доказательства и не были установлены фактические обстоятельства по делу, отсутствуют выводы судов по каждому предъявленному требованию.
Суды без учета правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 06.11.2012 N 10141/12, применили пункт 9.8 Регламента.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 АПК РФ доводы кассационной жалобы, правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.
Из материалов дела следует, что обществу и ООО "ЭХК" на праве долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:294, площадью 470 675 кв. м, расположенный по адресу: г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 35, севернее комплекса строений N 35.
Кроме того, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:295, площадью 138 211 кв. м, расположенного по адресу г. Кемерово, ул. 1-я Стахановская, 35, севернее комплекса строений N 35.
Согласно кадастровым выпискам от 27.04.2010 N 4200/001/10-147847 и от 27.04.2010 N 4200/001/10-147820 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:294 составляет 1 782 300 315,75 руб., земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:295 составляет 523 362 211,59 руб., удельный показатель кадастровой стоимости данных земельных участков равен 3 786,69 руб. за кв. м.
В соответствии с отчетом общества с ограниченной ответственностью "Инком Прайс" от 18.06.2010 N 06/25-10 по состоянию на 01.05.2010 рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101018:294, 42:24:0101018:295 определена в размере 560 690 000 руб. и 164 643 000 руб. соответственно.
19.07.2010 общество обратилось в Управление Росреестра по Кемеровской области с заявлением о разъяснении результатов государственной кадастровой оценки и предоставлении копий документов, связанных с процедурой установления кадастровой стоимости указанных земельных участков.
В ответ на заявление общества, Управление Росреестра по Кемеровской области 11.08.2010 дало ответ с приложением информации о расчете удельного показателя кадастровой стоимости, копии акта определения кадастровой стоимости, а также приложения к письму ФГУП "ФКЦ Земля" от 05.08.2010 N 1-09/2088.
Обращаясь в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями, общество указало на нарушение норм, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки земель, процедуры проверки результатов кадастровой оценки.
Отказывая в удовлетворении требований, арбитражные суды исходили из отсутствия в деле доказательств, свидетельствующих о нарушении процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценке земель либо неисполнении органами государственной власти обязанностей, предусмотренных законом.
Проверка отчета об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов Кемеровской области начальником управления оценки ФГУП "ФКЦ "Земля" Ковалевым Д.В. не является доказательством нарушения прав и законных интересов общества, в связи с чем суды отклонили ссылки общества на правовые позиции, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2012 N 10141/12 и решении Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.2009 N ГКПИ09-1495.
Суд кассационной инстанции, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы апелляционного суда, исходит из следующего.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании пунктов 1 - 4, 10 Правил N 316, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с Правилами N 316 в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Правил).
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 7309/10).
Судами установлено, что в соответствии с государственным контрактом от 29.06.2007 N 140, ФГУП "ФКЦ "Земля" выполнены работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Кемеровской области, по результатам которых составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области (далее - отчет кадастрового центра).
Управление Роснедвижимости по Кемеровской области провело предварительную проверку отчета, о чем составлен протокол предварительной проверки от 11.11.2008, по результатам которой установлено отсутствие противоречий техническому заданию, и направило его для проведения проверки в Роснедвижимость.
По результатам проверки Роснедвижимость (правопреемник - Росреестр) приняла решение о соответствии данного отчета Методическим указаниям.
27.11.2008 Коллегией администрации Кемеровской области принято постановление N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)".
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области утверждены постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является необходимым наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 изложена правовая позиция, из которой следует, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что статус земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:294 был изменен с "учтенного" на "архивный" (30.06.2011), а статус вновь образованных земельных участков с "временного" на "учтенный".
Таким образом, с 30.06.2011 земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:294 в соответствии с частью 2 статьи 11.2 и части 1 статьи 11.4 ЗК РФ перестал существовать как объект недвижимости и объект правоотношений, в связи с этим, внесение изменений в сведения о данном земельном участке невозможно.
Земельный участок с кадастровым номером 42:24:0101018:295 является учтенным, поставлен на государственный кадастровый учет 27.12.2008, с уточненной площадью 138 211 кв. м, видом разрешенного использования - "под зданием насосной станции, шламонакопителями".
Постановлением от 19.02.2013 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу N А27-13668/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:24:0101018:295 в размере равном его рыночной стоимости - 152 913 442 руб. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, общество не представило доказательств, позволяющих сделать вывод о нарушении его прав и законных интересов в предпринимательской или иной экономической сфере деятельности оспариваемыми действиями.
Постановлением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 по делу N 913/2011 практика рассмотрения дел, связанных с изменением на рыночную стоимость ранее внесенной в государственный реестр кадастровой стоимости земельных участков была изменена и определена практика применения положений статьи 66 ЗК РФ, Правил N 316 по спорам о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земель, в котором указано, что заявленное требование, по существу имеющее своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами АПК РФ назначается экспертиза.
Настоящие требования были уточнены заявителем в редакции, рассмотренной судом, не соответствующей позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 по делу N 913/2011.
Избираемый лицом способ защиты гражданских прав должен привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Арбитражный суд при разрешении спора в соответствии с принципом состязательности и равноправии участников арбитражного судопроизводства исходит исключительно из требований и возражений лиц, участвующих в деле, а также представленных ими доказательств в порядке статьи 65 АПК РФ.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемыми действиями, и не заявлено аргументированных доводов относительно несоответствия законодательству действий и решений государственных органов и учреждений, связанных с организацией и проведением работ по государственной кадастровой оценке земель, проверкой ее результатов, утверждением полученных величин кадастровой стоимости земельных участков, равно как и не представлено надлежащих и достаточных доказательств, свидетельствующих о нарушении государственными органами и учреждениями процедуры проведения работ по государственной кадастровой оценке земель либо неисполнении органами государственной власти конкретных предусмотренных законодательством обязанностей, суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права при разрешении спора.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений, определенных статьей 288 АПК РФ в качестве оснований для отмены судебных актов.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 30.04.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 19.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-12837/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Н.В.ОРЛОВА

Судьи
С.Н.ТАМАШАКИН
В.В.ТИХОМИРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)