Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 15.03.2013 N Ф09-939/13 ПО ДЕЛУ N А76-8644/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2013 г. N Ф09-939/13

Дело N А76-8644/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Семеновой З.Г., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципальной собственности администрации города Троицка (далее - управление) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.09.2012 по делу N А76-8644/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель управления - Смирнова А.В. (доверенность от 09.01.2013 N 1).
Одновременно с подачей кассационной жалобы управлением было заявлено ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Челябинской области. Данное ходатайство судом удовлетворено.
В связи с явкой представителя управления в судебное заседание в Федеральный арбитражный суд Уральского округа и отсутствием явки представителей лиц, участвующих в деле, в Арбитражный суд Челябинской области система видеоконференц-связи не применялась, протокол судебного заседания не велся.

Управление обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - филиал по Челябинской области (далее - кадастровая палата), об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок площадью 8855 кв. м с кадастровым номером 74:35:0000000:93, расположенный по адресу: Челябинская область, город Троицк, в юго-западной части микрорайона N 4 на пересечении улиц Плевако и Красногвардейской, в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Прогресс-ТМ" (далее - общество "Прогресс-ТМ"), Репина Надежда Николаевна, Каптилов Павел Васильевич, Флоер Николай Петрович.
Решением суда от 20.09.2012 (судья Мрез И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 (судьи Карпачева М.И., Румянцев А.А., Пивоварова Л.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами положений ст. 24 - 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре), нарушение ст. 209, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель жалобы считает необоснованным вывод судов о том, что спорный земельный участок не подлежит снятию с учета, поскольку является ранее учтенным. По мнению управления, судами не принято во внимание, что существование в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке нарушает права управления как структурного подразделения исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, уполномоченного распоряжаться земельными участками на территории г. Троицка, а также граждан, владеющих на праве собственности объектами недвижимости, расположенными в границах этого земельного участка. Кроме того, управление не согласно с выводом судов о невозможности рассмотрения спора по правилам ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению заявителя жалобы, его права подлежат защите наравне с нарушенными правами третьих лиц.

Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением главы администрации города Троицка от 11.01.2007 N 6 "Об утверждении основной части проекта планировки территории микрорайонов N 4 и N 5 западного жилого района города Троицка" (далее - постановление от 11.01.2007 N 6) была утверждена основная часть проекта планировки территории микрорайонов N 4 и N 5 западного жилого района города Троицка, разработанная производственным кооперативом головным проектным институтом "Челябинскгражданпроект".
Постановлением главы администрации города Троицка Челябинской области от 19.09.2007 N 1297 утвержден проект границ земельного участка, расположенного в юго-западной части микрорайона N 4 на пересечении улиц Плевако и Красногвардейская города Троицка, из земель населенных пунктов, площадью 8855 кв. м, в целях дальнейшей постановки на кадастровый учет данного земельного участка.
По заказу управления на основании землеустроительного дела от 23.07.2007 N 1192 изготовлено описание земельных участков, которое с заявкой от 01.10.2007 N 35/07-1-0914 и постановлением от 11.01.2007 N 6 было представлено в орган кадастрового учета для осуществления постановки на кадастровый учет объекта недвижимости.
Земельный участок площадью 8855 кв. м, расположенный в юго-западной части микрорайона N 4 на пересечении улиц Плевако и Красногвардейская города Троицка внесен в государственный кадастр недвижимости 12.10.2007 с присвоением ему кадастрового номера 74:35:0000000:93.
Постановлением главы администрации города Троицка от 26.11.2008 N 2193 утвержден проект межевания территории микрорайонов N 4 и N 5 западного жилого района города Троицка, которым на пересечении улиц Плевако и Красногвардейской предусмотрено формирование земельного участка для размещения блокированных жилых домов, площадь которого составляет 16 298 кв. м.
На основании договора аренды земли от 30.09.2009 N 378/1.09.02.01.01 и акта приема-передачи земельного участка от 30.09.2012 управление передало земельный участок из категории земель: земли населенных пунктов, кадастровый номер 74:35:0000000:93, площадь 8855 кв. м, обществу "Прогресс-ТМ".
Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.02.2012 N 35/017/2012-58, 35/017/2012-57 на расположенные в границах спорного земельного участка объекты с кадастровыми (условными) номерами: 74-74-35/057/2009-114 - жилой дом площадью 26,6 кв. м, расположенный по адресу: <...>, правообладатель - Репина Н.Н., и 74:35:00 00 0000:00:000 137:0000 - жилой дом площадью 40,4 кв. м, расположенный по адресу: <...>, правообладатель - Каптилов П.В., ограничения (обременения) права и правопритязания не зарегистрированы. Право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <...> зарегистрировано до введения в действие федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество за Флоер Н.Н. на основании договора купли-продажи от 29.04.1997.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) от 15.02.2012 N 35/017/2012-59, 35/017/2012-60, 35/017/2012-61 сведения о регистрации прав ограничений (обременений) на объекты - земельные участки, расположенные по адресам: <...>, отсутствуют.
Управление 16.02.2012 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости N 74-0-1-139/3035/2012-27.
Решением Управления Росреестра от 16.03.2012 N Ф7400/12-20134 в снятии с учета названного объекта недвижимости отказано. При этом решением установлено, что земельному участку с кадастровым номером 74:35:0000000:93 присвоен статус "ранее учтенный".
Заявитель, полагая, что существование в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 74:35:0000000:93 нарушает права и законные интересы управления и собственников жилых домов, расположенных в границах земельного участка с указанным кадастровым номером, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона о государственном кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные ч. 4 ст. 24 названного Федерального закона.
В ч. 4 ст. 24 Закона о государственном кадастре указано, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч. 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о государственном кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Для сведений, не имеющих временного характера, ч. 2 ст. 25 Закона о государственном кадастре предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст. 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Данная норма устанавливает исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
Согласно ч. 1 ст. 45 Закона о государственном кадастре государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу названного закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 данного Закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с Законом о государственном кадастре. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 74:35:0000000:93 поставлен на кадастровый учет 12.10.2007, то есть до дня вступления в силу Закона о государственном кадастре.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что спорный земельный участок является ранее учтенным, суды пришли к верному выводу о том, что данный земельный участок не подлежит снятию с учета в соответствии со ст. 24 Закона о государственном кадастре как объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости и носят временный характер.
Судами также установлено, что земельный участок с кадастровым номером 74:35:0000000:93 не является участком, в отношении которого осуществляется раздел, выдел, объединение или перераспределение.
С учетом этого суды пришли к обоснованному выводу о том, что данный земельный участок не является преобразуемым в силу ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, и не может быть снят с учета в соответствии с установленными ст. 24 Закона о государственном кадастре особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для снятия указанного земельного участка с кадастрового учета и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод управления о необходимости рассмотрения спора по правилам ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции рассмотрен и правомерно отклонен, поскольку заявленные в рамках настоящего дела требования не могут расцениваться в качестве негаторного иска. Негаторные иски по своему предмету являются исками о присуждении, поскольку в них истец просит не только признания факта существования своего субъективного материального права, нарушаемого ответчиком, но и присуждения ответчика к исполнению лежащих на нем материально-правовых обязанностей, в том числе иски по требованиям титульных владельцев, фактически обладающих вещью, об обязании не чинить препятствий в осуществлении правомочий пользования и (или) распоряжения имуществом. Отсутствие материально-правовых обязанностей кадастровой палаты перед управлением в отношении спорного земельного участка исключает возможность рассмотрения спора по правилам ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов, полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Челябинской области и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.09.2012 по делу N А76-8644/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления муниципальной собственности администрации города Троицка - без удовлетворения.

Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ

Судьи
З.Г.СЕМЕНОВА
А.А.СТОЛЯРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)