Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2012 N 05АП-8845/2012 ПО ДЕЛУ N А24-2787/2012

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2012 г. N 05АП-8845/2012

Дело N А24-2787/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 27 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, Г.М. Грачева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Губина Вадима Геннадьевича
апелляционное производство N 05АП-8845/2012
на решение от 19.09.2012
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-2787/2012 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Губина Вадима Геннадьевича (ИНН 410116626771, ОГРН 309410019400028)
к департаменту градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101131945, ОГРН 1094101003710)
третьи лица: администрация Петропавловск-Камчатского городского округа,
о признании недействительным отказа
при участии:
лица, участвующие в деле н явились, извещены надлежащим образом,

установил:

Индивидуальный предприниматель Губин Вадим Геннадьевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Камчатского края с заявлением о признании недействительным отказа Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - заинтересованное лицо, Департамент) в предоставлении в собственность земельного участка площадью 29400 кв. м, кадастровый номер 41:01:0010104:4 по адресу: г. Петропавловск-Камчатский (пос. Тундровый), оформленного письмом от 28.04.2012 года N 08-01-12/1710/12; обязании Департамента предоставить земельный участок в собственность; обязании Департамента в двухнедельный срок подготовить проект договора о предоставлении земельного участка в собственность и предоставить его заявителю; - обязании Департамента предоставить земельный участок в собственность по цене, действующей на момент подачи заявления о приобретении земельного участка в собственность (требования уточнены в судебном заседании 11.09.2012).
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано. Судом сделан вывод о том, что предпринимателем не доказано право собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке.
Обжалуя решение суда, предприниматель просит его отменить как принятый при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и при неправильном применении норм материального права.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 156, 163, 266 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Истец является собственником шести объектов недвижимости, расположенных на одном земельном участке по адресу в районе пос. Тундровый, площадью 2,9400 га, кадастровый N 41:01:0010104:4 (предыдущий N 41:01:01 09 05:0002), который был предоставлен истцу на основании постановления градоначальника г. Петропавловска-Камчатского N 271 от 02.07.2001 под эксплуатацию объектов на условиях договора аренды от 19.07.2001.
Право собственности истца на объекты недвижимости подтверждается договором купли-продажи от 20.11.1998, зарегистрированным в БТИ 25.11.1998, о чем совершена запись в реестровой книге под N 6 инвентарное дело N 89р1106.
04.04.2012 года предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка кадастровый номер 41:01:0010104:4, площадью 29400 кв. м, месторасположение: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский (пос. Тундровый) в собственность для эксплуатации объектов недвижимости: здание караульного помещения площадью 61,7 кв. м, здание лаборатории площадью 31,9 кв. м, здание складского помещения площадью 208,7 кв. м, здание складского помещения площадью 217,2 кв. м, здание противопожарных средств площадью 30,7 кв. м, здание складского помещения площадью 85,8 кв. м (т. 1 л.д. 91-92).
К заявлению, помимо документов, подтверждающих регистрацию заявителя в качестве индивидуального предпринимателя, и доверенности на представителя были приложены: уведомления от 20.01.2012 года, 24.01.2012 года и 26.03.2012 года об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) зарегистрированных прав в отношении указанных выше объектов недвижимости и земельного участка (т. 1 л.д. 33-39); кадастровый паспорт земельного участка кадастровый номер 41:01:0010104:4 от 02.02.2012 (т. 1 л.д. 100-102); договор купли-продажи нежилых сооружений от 21.11.1998 года (т. 1 л.д. 103-104), что подтверждается распиской в получении заявления (т. 1 л.д. 25).
Письмом от 28.04.2012 года N 08-01-72/1710/12 Департамент отказал предпринимателю в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка. Основанием для отказа послужило отсутствие в представленных документах расчета нормативного обоснования площади земельного участка, предназначенного для эксплуатации указанных в заявлении от 04.04.2012 года объектов недвижимости.
Не согласившись с данным отказом, посчитав его нарушающим права и законные интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, пунктом 4 статьи 200, пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу статьи 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", исключительное право на приватизацию земельных участков, согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, а также федеральными законами. Данное право является исключительным, то есть никто кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Указанные органы в месячный срок со дня поступления такого заявления принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляют его заявителю в месячный срок с даты принятия названного решения.
Из материалов дела следует, что предприниматель представил в администрацию полный пакет документов в соответствии с Перечнем документов, необходимым для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ N 475 от 13.09.2011, в том числе документы, перечисленные в пункте 4.2, а именно договор купли-продажи нежилых помещений датированный 20.11.1998.
В соответствии с пунктом 4 Перечня заявитель должен предоставить при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения (пункт 4.1) и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП (пункт 4.2).
Вывод суда первой инстанции об отсутствии у предпринимателя права собственности на объекты недвижимости, под эксплуатацию которых испрашивался земельный участок, ошибочен, поскольку постановление Администрации Камчатской области от 26.11.1998, на которое сослался суд, не применимо к договору купли-продажи недвижимости, прошедшему регистрацию в БТИ 25.11.1998.
Кроме того, обстоятельства принадлежности предпринимателю спорных объектов недвижимости были предметом исследования судом в деле А24-4138/2011. Вступившими в законную силу судебными актами установлено, что из справок ГУП "Камчатское областное БТИ" от 15.04.2008 N 965, осуществлявшего полномочия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним до 30.09.1999, следует, что право собственности на указанные строения было зарегистрировано в установленном законом порядке 25.11.1998 за предпринимателем на основании договоров купли- продажи от 20.11.1998.
В силу пункта 8 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка и направляет копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Отказывая предпринимателю в предоставлении земельного участка, департамент указал на то, что в представленных документах отсутствует расчет нормативного обоснования площади земельного участка, предназначенного для эксплуатации указанных в заявлении от 04.04.2012 года объектов недвижимости.
Абзацем 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, представленный кадастровый паспорт земельного участка от 02.02.2012 года N 4100/206/12-2404 содержит сведения о разрешенном использовании земельного участка в границах площади 29400 кв. м для эксплуатации объектов недвижимости (здания лаборатории (лит. Б), караульного помещения (лит. А), склада (лит. В), складских помещений (лит. Д и З), здания противопожарных средств (лит. Е) и караульной вышки.
Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Департаментом не представлено доказательств формирования данного земельного участка с нарушением установленных пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ норм предоставления земельных участков, формирования спорного участка для целей, не связанных с эксплуатацией указанных объектов недвижимости, либо свидетельствующих о том, что для указанных целей необходим участок меньшей площади, а также доказательств наличия на данном земельном участке иных объектов недвижимости.
Кроме того, данные обстоятельства были предметом рассмотрения судом в деле А24-4138/2011, с учетом положений ст. 33 ЗК РФ судом сделан вывод о том, что площадь земельного участка кадастровый N 41:01:0010104:4 в размере 2,9400 га является необходимой и достаточной для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости.
Согласно части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судебные акты по делу А24-4138/2011 имеют преюдициальное значение для настоящего дела в силу совпадения участвующих лиц.
Учитывая, что предпринимателем представлен в Департамент исчерпывающий пакет документов, предусмотренный приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 года N 475 и необходимый для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, апелляционная коллегия приходит к выводу, что требование Департамента о предоставлении предпринимателем расчета нормативного обоснования площади испрашиваемого земельного участка незаконно, а отказ является необоснованным и не соответствует действующему законодательству.
Кроме того, оспариваемый отказ департамента от 28.04.2012 года N 08-01-12/1710/12 нарушает права и законные интересы заявителя, который лишен возможности приобрести земельный участок для использования в целях предпринимательской деятельности.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Камчатского края от 19.09.2012 по делу N А24-2787/2012 отменить.
Признать недействительным отказ департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа в предоставлении в собственность индивидуальному предпринимателю Губину Вадиму Геннадьевичу земельного участка площадью 29400 кв. м, кадастровый номер 41:01:0010104:4 по адресу: г. Петропавловск-Камчатский (пос. Тундровый), оформленного письмом от 28.04.2012 N 08-01-12/1710/12.
Обязать департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа предоставить индивидуальному предпринимателю Губину Вадиму Геннадьевичу земельный участок площадью 29400 кв. м, кадастровый номер 41:01:0010104:4 по адресу: г. Петропавловск-Камчатский (пос. Тундровый) в собственность по цене, действующей на момент подачи заявления о приобретении земельного участка в собственность.
Обязать департамент градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 29400 кв. м, кадастровый номер 41:01:0010104:4 по адресу: г. Петропавловск-Камчатский (пос. Тундровый) и направить его предпринимателю Губину Вадиму Геннадьевичу с предложением о заключении соответствующего договора в сроки, установленные Земельным кодексом Российской Федерации.
Арбитражному суду Камчатского края выдать исполнительный лист.
Взыскать с департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа в пользу индивидуального предпринимателя Губина Вадима Геннадьевича государственную пошлину, уплаченную при подаче заявления, в сумме 200 (двести) рублей и государственную пошлину, уплаченную при подаче апелляционной жалобы, в сумме 100 (сто) рублей, всего в сумме 300 (триста) рублей.
Арбитражному суду Камчатского края выдать исполнительный лист.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Губину Вадиму Геннадьевичу из федерального бюджета 1800 (тысяча восемьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче заявления квитанцией ФГУП "Почта России" от 05.06.2012 на общую сумму 2000 руб., и 1900 (тысяча девятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы квитанцией Камчатского отделения N 8556 Сбербанка от 25.09.2012 на общую сумму 2000 руб.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА

Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
Г.М.ГРАЧЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)