Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.09.2013 ПО ДЕЛУ N А39-701/2013

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2013 г. по делу N А39-701/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2013 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышкиной Е.Л.,
судей Соловьевой М.В., Логиновой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никоновой А.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нива", с. Отрадное, Чамзинский район, Республика Мордовия, на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 23.05.2013 по делу N А39-701/2013, принятое судьей Алехиной М.Н. по иску общества с ограниченной ответственностью "Нива", с. Отрадное, Чамзинский район, Республика Мордовия, к администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о понуждении заключить договор аренды земельного участка,
при отсутствии представителей сторон,
установил:

что ООО "Нива" обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия о понуждении ответчика к заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером 13:22:0211001:618 площадью 190 000 кв. м из земель населенных пунктов для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Чамзинский район, в районе села Отрадное, в юго-западной части квартала.
Решением от 23.05.2013 Арбитражный суд Республики Мордовия в удовлетворении исковых требований отказал в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Нива" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить данный судебный акт, поскольку вынесено при неправильном применении норм материального права, а также выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции необоснованно применил к спорным правоотношениям положения статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, надлежало применить статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации и положения Федерального закона Российской Федерации N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Указал, что при наличии действующего постановления главы администрации Чамзинского муниципального района от 12.12.2008 N 1073 вывод суда первой инстанции об отсутствии основания для заключения договора аренды земельного участка несостоятелен.
Администрация Чамзинского муниципального района Республики Мордовия отзыва на апелляционную жалобу не представила, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечила.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, протоколом N 1 от 01.12.2008 заседания комиссии по подведению итогов рассмотрения заявлений по предоставлению земельных участков из категории земель населенных пунктов в аренду для сельскохозяйственного производства, утвержденного главой администрации Чамзинского муниципального района Республики Мордовия, комиссией рассмотрено в числе заявлений прочих юридических лиц заявление ООО "Нива" о предоставлении обществу в аренду сроком на 49 лет земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 13:22:0211001:618 площадью 187 600 кв. м для сельхозпроизводства, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Чамзинский район, юго-восточная часть квартала.
По результатам рассмотрения заявления Общества комиссией принято решение о предоставлении ООО "Нива" сроком на 49 лет испрашиваемого земельного участка.
Постановлением главы администрации Чамзинского муниципального района от 12.12.2008 N 1073 предоставлен земельный участок сроком на 49 лет. Пунктом 2 постановления на администрацию Чамзинского муниципального района возложена обязанность заключить договор аренды с ООО "Нива".
Постановлением главы от 17.02.2009 N 112 в постановление от 12.12.2008 N 1073 внесены изменения, путем исключения из него слов "с. Отрадное".
Договор аренды заключен не был.
В материалы дела представлено постановление N 131 от 03.03.2009 "Об отмене постановления главы администрации Чамзинского муниципального района N 1073 от 12.12.2008" (л. д. 58).
Из материалов дела следует, что ООО "Нива" в адрес администрации района направлено письмо от 30.01.2013, где Общество, со ссылкой на постановление N 1073 от 12.12.2008 и постановление N 112 от 07.02.2009, просило Администрацию подписать проект договора аренды земельного участка, предоставленный ООО "Нива" (л. д. 18 - 23).
Письмом от 08.02.2013 N 301 Администрация в заключении договора отказала, указав на нарушение сроков заключения договора и на утрату обществом права на аренду земельного участка, что и послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что публичная процедура предоставления в аренду земельного участка, императивно установленная законом, не соблюдена, правовых оснований для заключения с истцом договора аренды земельного участка не имеется. При этом суд применил нормы статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации и указал на необходимость предоставления указанного земельного участка по результатам торгов.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункту 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Именно по такой процедуре рассматривалось заявление ООО "Нива" о предоставлении земельного участка в аренду в 2008 году. По результатам рассмотрения заявления издано постановление и стороны имели возможность заключить соответствующий договор. Договор заключен не был.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о передаче в аренду земельного участка заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
По смыслу приведенных норм права Земельный кодекс содержит специальные правила, устанавливающие условия и порядок заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, с учетом того, что стороны не реализовали свое право в предусмотренный законодательством срок для заключения договора в 2008 году, Общество утратило право требования заключить с администрацией договор по результатам рассмотренного заявления в 2008 году, поэтому оснований к понуждению Администрации к заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером 13:22:0211001:618 не имеется.
При обращении в администрацию в 2013 году для получения в аренду земельного участка Общество обязано соблюсти предусмотренную процедуру, вновь обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка, а администрация обязана рассмотреть надлежаще оформленное заявление заинтересованного лица и, соблюдая установленные земельным законодательством принципы предоставления земельных участков, с учетом территориального зонирования, принять соответствующее решение.
Из материалов дела следует, что Общество не обращалось вновь с заявлением о предоставлении земельного участка с соблюдением необходимых требований.
При этом суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм права и обоснованно сделана ссылка на положение статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, учитывая следующее.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
В указанном в пункте 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (пункт 3 статьи 34 ЗК РФ).
Процедура предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, в случае поступления двух и более заявлений от заинтересованных лиц земельным законодательством не урегулирована.
Следовательно, в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги в соответствии со статьей 38 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом обеспечивается соблюдение интересов общества и конкретных граждан и юридических лиц, закрепленных в статье 36 Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право иметь землю в частной собственности (часть 1) и соблюдение принципов, закрепленных в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом обеспечивается справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отклоняет довод заявителя апелляционной жалобы о том, что следует применять положения Федерального закона Российской Федерации N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" при предоставлении данного земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из представленного кадастрового паспорта следует, что земельный участок относится к землям населенных пунктов, а не к землям сельскохозяйственного назначения (л. д. 24).
Таким образом, аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 23.05.2013 по делу N А39-701/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нива" с. Отрадное, Чамзинский район, Республика Мордовия, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья
Е.Л.МАЛЫШКИНА
Судьи
О.А.ЛОГИНОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)