Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 08.04.2013 N Ф09-965/13 ПО ДЕЛУ N А47-11463/11

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2013 г. N Ф09-965/13

Дело N А47-11463/11

Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Сулейменовой Т.В., Купреенкова В.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Оренбурга (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.10.2012 по делу N А47-11463/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, их представители в судебное заседание не явились.

Производственный кооператив "ЖБИС" (далее - кооператив "ЖБИС") обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к администрации о признании бездействия администрации в лице уполномоченных органов, выразившегося в необеспечении выбора земельного участка для строительства гаражного комплекса по ул. Ю. Ленинцев, 21/1 незаконным, а также обязании администрации в лице уполномоченных органов устранить допущенные нарушения прав и законных интересов кооператива "ЖБИС" путем проведения процедур выбора земельного участка для строительства гаражного комплекса по ул. Ю. Ленинцев, 21/1, в том числе информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, оформления акта выбора земельного участка для строительства гаражного комплекса по ул. Ю. Ленинцев, 21/1 (с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 23.05.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент градостроительства и земельных отношений Администрации города Оренбурга, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.10.2012 (судья Калашникова А.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 (судьи Карпачева М.И., Богдановская Г.Н., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами п. 3 ст. 30, п. 2, 3, 4 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Администрация указывает на то, что до информирования и оформления акта о выборе земельного участка при рассмотрении заявления лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, необходимо рассмотреть вопрос возможности использования земельного участка в целях, указанных в заявлении заинтересованного лица. Данный вопрос уполномоченным органом администрации был решен, что следует из градостроительного заключения, подготовленного по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка по обращению кооператива "ЖБИС" от 16.03.2011 N 931, то есть администрацией представлены надлежащие доказательства невозможности использования испрашиваемого земельного участка для строительства гаражей с учетом градостроительных документов. Градостроительное заключение не было оспорено. Мероприятия по выбору земельного участка администрация провела, кооперативом "ЖБИС" получен отказ.

При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что в марте 2011 года кооператив "ЖБИС" в адрес администрации в лице Комитета по градостроительству и архитектуре направил заявление о подготовке материалов для предварительного согласования места размещения объекта - гаражного комплекса.
В ответ на указанное заявление поступило градостроительное заключение о функциональном назначении земельного участка, расположенного в районе ул. Ю. Ленинцев, 21/1, подготовленное по результатам работ, проведенных по выбору земельного участка по обращению кооператива "ЖБИС" от 16.03.2011 N 931.
В названном градостроительном заключении от 04.04.2011 указано, что земельный участок площадью 11,7 га расположен по ул. Ю. Ленинцев, 21/1 на территории Северного округа Дзержинского района. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, кадастровый номер земельного участка 56:44:0109001:92, с разрешенным использованием: размещение объектов связи. На земельном участке осуществлено самовольное строительство боксовых гаражей и складируются строительные материалы. Согласно генеральному плану города Оренбурга земельный участок расположен на территории специального назначения. Функциональное назначение запрашиваемого земельного участка не соответствует генеральному плану города. Охранная зона инженерных сетей: теплотрасса (охранная зона 5 м) и радиовышки (недействующие). Размещение на данном земельном участке гаражей не соответствует п. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занимаемые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах. Установлено также несоответствие регламенту К-6 положения "О регламентах существующей застройки и перспективном развитии Северного жилого района г. Оренбурга", утвержденного постановлением Оренбургского городского Совета от 26.08.1999 N 111, так как земельный участок используется не по прямому назначению. В заключении указано, что использование земельного участка по ул. Ю. Ленинцев, 21/1 под строительство одно- двухъярусных гаражей невозможно.
Сочтя данный отказ незаконным, кооператив "ЖБИС" 21.06.2011 повторно направил заявление с просьбой о предварительном согласовании места размещения объекта - гаражного комплекса по ул. Ю. Ленинцев, 21/1, а также об утверждении схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В ответ было получено письмо от 21.07.2011 N 1-24-2/1023, в котором также со ссылкой на ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что в данной зоне специального назначения строительство гаражей не согласовывается, поскольку гаражи - это здания, предназначенные для длительного хранения, парковки, технического обслуживания автомобилей, которые относятся к объектам транспорта и размещать данные объекты следует в производственной и коммунально-складской зоне (п. 7, 8 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Ссылаясь на бездействие администрации, выразившееся в необеспечении выбора земельного участка для строительства гаражного комплекса по ул. Ю. Ленинцев, 21/1, кооператив "ЖБИС" обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что для признания действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого деяния закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 названного Кодекса.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что разрешенное использование земельного участка в настоящее время не соответствует фактическому. Согласно кадастровой выписке о земельном участке от 25.05.2011 N 56/11-73731 земельный участок, расположенный по адресу: г. Оренбург, ул. Ю. Ленинцев, 21/1, кадастровый номер 56:44:0109001:92, площадью 117 057 кв. м является собственностью Российской Федерации, относится к землям населенных пунктов, разрешенное использование - размещение объекта связи. На земельном участке, в соответствии с договором аренды земель от 28.07.1995 N 610, Оренбургским радиотелевизионным центром, г. Оренбург был размещен объект радиостанции N 5. В градостроительном заключении от 04.04.2011 указано, что радиовышки являются недействующими. Фактически земельный участок не эксплуатируется.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 42, полномочия по распоряжению спорным земельным участком, находящимся в собственности Российской Федерации осуществляются Росимуществом. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка для строительства и о разделе земельного участка, расположенного по адресу: г. Оренбург, ул. Юных Ленинцев, д. 21/1, кадастровый номер 56:44:0109001:92, площадью 117 057 кв. м находится в компетенции Росимущества и может быть принято только после совершения соответствующим органом местного самоуправления действий, предусмотренных п. 2 - 5 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суды пришли к выводу, что градостроительное заключение от 04.04.2011 и письмо от 21.07.2012 N 1-24-2/1023 следует расценивать как необеспечение со стороны администрации выбора спорного земельного участка. Согласно градостроительному заключению от 04.04.2011 о функциональном назначении земельного участка, расположенного в районе ул. Ю. Ленинцев, 21/1, фактически земельный участок не эксплуатируется. Кроме того, представленный в материалы дела регламент К-6 (коммунальный), на который содержится ссылка в указанном заключении, относит данный земельный участок к территории смешанной застройки, занятой объектами коммунального назначения, в том числе гаражными кооперативами, свободными от застройки участками, не подлежащими сносу, что подтверждает неверную позицию администрации о несоответствии строительства гаражей данному регламенту. Следовательно, названное обстоятельство не является препятствием оформления акта выбора земельного участка.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, возложив на администрацию обязанность устранить нарушение прав и законных интересов кооператива "ЖБИС" путем проведения процедур выбора земельного участка для строительства гаражного комплекса по ул. Ю. Ленинцев, 21/1, в том числе информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, оформления акта выбора указанного земельного участка.
Обстоятельства дела исследованы судами полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.10.2012 по делу N А47-11463/11 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Оренбурга - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.А.ПЛАТОНОВА

Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
В.А.КУПРЕЕНКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)