Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Александрова Д.Д., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
- от ОАО "МПО по ВАИ" - Томал": Стратонов Н.А., по доверенности от 15.05.2013 N 9/11, Юрченко Н.А., по доверенности от 10.01.13 г. N 9/01; от ООО "Люберецкое кадастровое бюро": не явились, извещены; от Администрации Люберецкого муниципального района Московской области: не явились, извещены; от Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО: не явились, извещены;
- от Чапчидзе З.В.: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента на решение Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2013 года по делу N А41-49354/12, принятое судьей Неяскиной Е.А. по заявлению ОАО "МПО по ВАИ" - Томал" к ООО "Люберецкое кадастровое бюро", Администрации Люберецкого муниципального района Московской области, Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО, третье лицо: Чапчидзе З.В. о признании постановления, решения недействующими,
установил:
ОАО "МПО по ВАИ" - Томал" (далее - заявитель, ИНН 5027026799, дата регистрации 26.10.2002) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ООО "Люберецкое кадастровое бюро", Администрации Люберецкого муниципального района Московской области, Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО (далее - заинтересованные лица):
1. признать постановление главы муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области N 746-ПГ от 06.05.2008 г. недействующим полностью,
2. признать решение N 22/08-1339 от 16.06.2008 г. Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (отдел по Люберецкому району Управления Роснедвижимости по Московской области) недействующим полностью.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2013 года в удовлетворении требований ОАО "МПО по ВАИ" - Томал" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
До судебного заседания через канцелярию суда от заявителя поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с занятостью представителя.
Явившиеся в судебное заседание представители заявителя оставили вопрос об удовлетворении указанного ходатайства на усмотрение суда.
Апелляционный суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства в связи с явкой в судебное заседание других представителей заявителя.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО, Чапчидзе З.В., ООО "Люберецкое кадастровое бюро", Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области отзывов на апелляционную жалобу в материалы дела не представили, своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей,.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Как следует из материалов дела, постановлением от 06.05.2008 г. N 746-ПГ Главы Люберецкого муниципального района Московской области утвержден Чапчидзе З.В. проект границ земельного участка площадью 0,12 га, отнесенного к категории "земли населенных пунктов", с местоположением: Московская область, Люберецкий район, пос. Томилино, ул. Пушкина, д. 7 для дачного строительства.
В соответствии с п. 2 указанного постановления от 06.05.2008 г. на Чапчидзе З.В. возлагается проведение государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в п. 1 постановления, в установленном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами указанной статьи.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости) (п. 2 ч. 2 ст. 26).
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами указанной статьи.
На основании рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости N 22/08-3-222 от 29.05.2008, межевого плана (описание земельного участка) Управлением Роснедвижимости по МО принято решение от 16 июня 2008 г. N 22/08-1339 о проведении кадастрового учета земельного участка.
В указанном решении от 16 июня 2008 г. Управление Роснедвижимости по МО указало об отсутствии оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 28.09.2011 N 295/11 за Чапчидзе З.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок с КН 50:22:0040301:154, общей площадью 1200 кв. м, по адресу: Московская область, Люберецкий район, пос. Томилино, ул. Пушкина, уч. д. 7, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дачного строительства, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 29 октября 2011 г.
В соответствии с кадастровой выпиской от 30.08.2011 г. дата внесения номера 50:22:0040301:154 в ГКН: 19.06.2008 г.
Судом первой инстанции установлен государственный кадастровый учет 19 июня 2008 г. земельного участка с КН 50:22:0040301:154, принадлежащего на праве собственности Чапчидзе З.В., а также отсутствие сведений в ГКН о пересечении границ земельного участка с КН 50:22:0040301:154 с границами других земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании плана приватизации "Московского производственного объединения по выпуску алмазного инструмента", утвержденного решением комитета по управлению имуществом Московской области N 778 от 23.10.1992 г., акта приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 14.09.2006 г., распоряжения Главы Муниципального образования "Поселок Томилино" Люберецкого района МО N 512 от 31.10.2006 г. за ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом, 1 - этажный, общая площадь 100 кв. м, инв. N 127:039-4701, лит. А, А1, а, по адресу: Московская область, Люберецкий район, пос. Томилино, ул. Пушкина, д. 7, условный номер: 50-50-22/075/2006-181, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 25 января 2007.
Рассмотрев обращения ОАО "МПО по ВАИ" - Томал по вопросу оформления в собственность земельных участков и заключения договоров купли-продажи, Администрация Люберецкого муниципального района Московской области в письме от 21 июня 2012 г. сообщила ОАО "МПО по ВАИ" - Томал, что в соответствии со ст. 36 ЗК РФ орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков при условии предоставления полного пакета документов, регламентируемых действующим законодательством. Учитывая отсутствие полного пакета документов по каждому из испрашиваемых земельных участков, удовлетворить просьбу заявителя в настоящее время не представляется возможным. После предоставления необходимых документов, земельно-правовые отношения будут оформлены в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 7 ст. 38).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 9 ст. 38).
Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ.
В порядке ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Как следует из оснований заявленных требований, ОАО "МПО по ВАИ" - Томал" основывает свои требования по настоящему делу со ссылкой на ст. 36 ЗК РФ как собственника зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке.
В порядке ст. 65 АПК РФ заявитель не представил доказательств нахождения на спорном земельном участке принадлежащих ему объектов недвижимости, доказательства государственного кадастрового учета, межевания земельного участка, занятого принадлежащими ОАО "МПО по ВАИ" - Томал" зданиями, строениями, сооружениями, доказательства определения площади указанного земельного участка в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ, установления местоположения его границ.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (ч. 2 ст. 40).
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (ч. 5 ст. 40).
Как следует из предмета и оснований заявленных требований, спор, не урегулированный в результате согласования местоположения границ земельного участка, предметом рассмотрения по настоящему делу не является.
Также апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявитель избрал не надлежащий способ защиты нарушенного по его мнению права, поскольку в рамках гл. 24 АПК РФ не может быть решен спор о праве.
Согласно свидетельства о регистрации права, за Чапчидзе З.В. 29.10.2011 г. зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок. Заявитель оспаривает постановление об утверждении проекта границ данного земельного участка.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Также апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о пропуске, предусмотренного статьей 198 АПК РФ, трехмесячного срока.
В своей апелляционной жалобе заявитель указывает, что узнал о нарушении своих прав из письма Администрации от 21.06.2012, которое получено обществом 07.08.2012. Также заявитель указывает, что сторонами о пропуске срока исковой давности не заявлялось и судом первой инстанции в судебном заседании не рассматривалось ходатайство о восстановлении пропущенного срока исковой давности.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод апелляционной жалобы ввиду следующего.
Согласно имеющемуся в материалах дела решению Люберецкого горсуда Московской области от 10.10.2011 года (л.д. 31 - 33), заявитель знал об оспариваемом постановлении и постановке участка на кадастровый учет еще в октября 2011 г. Рассматриваемое же заявление подано в суд 02.11.2012 г., т.е. по истечении трехмесячного срока, предусмотренного статьей 198 АПК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что сторонами не заявлялось о пропуске общего срока исковой давности не состоятелен, ввиду того, что рассматриваемом случае суд первой инстанции указал на пропуск заявителем срока, предусмотренного статьей 198 АПК. Из указанной статьи не следует, что для отказа в удовлетворении требований в рамках главы 24 АПК РФ по мотивам пропуска трехмесячного срока необходимо заявление одной из сторон.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2013 года по делу N А41-49354/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.06.2013 ПО ДЕЛУ N А41-49354/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2013 г. по делу N А41-49354/12
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июня 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Александрова Д.Д., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
- от ОАО "МПО по ВАИ" - Томал": Стратонов Н.А., по доверенности от 15.05.2013 N 9/11, Юрченко Н.А., по доверенности от 10.01.13 г. N 9/01; от ООО "Люберецкое кадастровое бюро": не явились, извещены; от Администрации Люберецкого муниципального района Московской области: не явились, извещены; от Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО: не явились, извещены;
- от Чапчидзе З.В.: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента на решение Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2013 года по делу N А41-49354/12, принятое судьей Неяскиной Е.А. по заявлению ОАО "МПО по ВАИ" - Томал" к ООО "Люберецкое кадастровое бюро", Администрации Люберецкого муниципального района Московской области, Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО, третье лицо: Чапчидзе З.В. о признании постановления, решения недействующими,
установил:
ОАО "МПО по ВАИ" - Томал" (далее - заявитель, ИНН 5027026799, дата регистрации 26.10.2002) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ООО "Люберецкое кадастровое бюро", Администрации Люберецкого муниципального района Московской области, Филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО (далее - заинтересованные лица):
1. признать постановление главы муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области N 746-ПГ от 06.05.2008 г. недействующим полностью,
2. признать решение N 22/08-1339 от 16.06.2008 г. Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (отдел по Люберецкому району Управления Роснедвижимости по Московской области) недействующим полностью.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2013 года в удовлетворении требований ОАО "МПО по ВАИ" - Томал" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке.
До судебного заседания через канцелярию суда от заявителя поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с занятостью представителя.
Явившиеся в судебное заседание представители заявителя оставили вопрос об удовлетворении указанного ходатайства на усмотрение суда.
Апелляционный суд отказал в удовлетворении заявленного ходатайства в связи с явкой в судебное заседание других представителей заявителя.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО, Чапчидзе З.В., ООО "Люберецкое кадастровое бюро", Администрация муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области отзывов на апелляционную жалобу в материалы дела не представили, своих представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей,.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Как следует из материалов дела, постановлением от 06.05.2008 г. N 746-ПГ Главы Люберецкого муниципального района Московской области утвержден Чапчидзе З.В. проект границ земельного участка площадью 0,12 га, отнесенного к категории "земли населенных пунктов", с местоположением: Московская область, Люберецкий район, пос. Томилино, ул. Пушкина, д. 7 для дачного строительства.
В соответствии с п. 2 указанного постановления от 06.05.2008 г. на Чапчидзе З.В. возлагается проведение государственного кадастрового учета земельного участка, указанного в п. 1 постановления, в установленном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), если такое приостановление допускается в соответствии с правилами указанной статьи.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости) (п. 2 ч. 2 ст. 26).
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами указанной статьи.
На основании рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости N 22/08-3-222 от 29.05.2008, межевого плана (описание земельного участка) Управлением Роснедвижимости по МО принято решение от 16 июня 2008 г. N 22/08-1339 о проведении кадастрового учета земельного участка.
В указанном решении от 16 июня 2008 г. Управление Роснедвижимости по МО указало об отсутствии оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
На основании договора купли-продажи земельного участка от 28.09.2011 N 295/11 за Чапчидзе З.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок с КН 50:22:0040301:154, общей площадью 1200 кв. м, по адресу: Московская область, Люберецкий район, пос. Томилино, ул. Пушкина, уч. д. 7, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дачного строительства, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 29 октября 2011 г.
В соответствии с кадастровой выпиской от 30.08.2011 г. дата внесения номера 50:22:0040301:154 в ГКН: 19.06.2008 г.
Судом первой инстанции установлен государственный кадастровый учет 19 июня 2008 г. земельного участка с КН 50:22:0040301:154, принадлежащего на праве собственности Чапчидзе З.В., а также отсутствие сведений в ГКН о пересечении границ земельного участка с КН 50:22:0040301:154 с границами других земельных участков.
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании плана приватизации "Московского производственного объединения по выпуску алмазного инструмента", утвержденного решением комитета по управлению имуществом Московской области N 778 от 23.10.1992 г., акта приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от 14.09.2006 г., распоряжения Главы Муниципального образования "Поселок Томилино" Люберецкого района МО N 512 от 31.10.2006 г. за ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом, 1 - этажный, общая площадь 100 кв. м, инв. N 127:039-4701, лит. А, А1, а, по адресу: Московская область, Люберецкий район, пос. Томилино, ул. Пушкина, д. 7, условный номер: 50-50-22/075/2006-181, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права от 25 января 2007.
Рассмотрев обращения ОАО "МПО по ВАИ" - Томал по вопросу оформления в собственность земельных участков и заключения договоров купли-продажи, Администрация Люберецкого муниципального района Московской области в письме от 21 июня 2012 г. сообщила ОАО "МПО по ВАИ" - Томал, что в соответствии со ст. 36 ЗК РФ орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков при условии предоставления полного пакета документов, регламентируемых действующим законодательством. Учитывая отсутствие полного пакета документов по каждому из испрашиваемых земельных участков, удовлетворить просьбу заявителя в настоящее время не представляется возможным. После предоставления необходимых документов, земельно-правовые отношения будут оформлены в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 7 ст. 38).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 9 ст. 38).
Согласно п. 2 ст. 35 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ.
В порядке ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Как следует из оснований заявленных требований, ОАО "МПО по ВАИ" - Томал" основывает свои требования по настоящему делу со ссылкой на ст. 36 ЗК РФ как собственника зданий, строений, сооружений, находящихся на земельном участке.
В порядке ст. 65 АПК РФ заявитель не представил доказательств нахождения на спорном земельном участке принадлежащих ему объектов недвижимости, доказательства государственного кадастрового учета, межевания земельного участка, занятого принадлежащими ОАО "МПО по ВАИ" - Томал" зданиями, строениями, сооружениями, доказательства определения площади указанного земельного участка в соответствии с п. 3 ст. 33 ЗК РФ, установления местоположения его границ.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая (ч. 2 ст. 40).
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (ч. 5 ст. 40).
Как следует из предмета и оснований заявленных требований, спор, не урегулированный в результате согласования местоположения границ земельного участка, предметом рассмотрения по настоящему делу не является.
Также апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявитель избрал не надлежащий способ защиты нарушенного по его мнению права, поскольку в рамках гл. 24 АПК РФ не может быть решен спор о праве.
Согласно свидетельства о регистрации права, за Чапчидзе З.В. 29.10.2011 г. зарегистрировано право собственности на спорный земельный участок. Заявитель оспаривает постановление об утверждении проекта границ данного земельного участка.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Также апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о пропуске, предусмотренного статьей 198 АПК РФ, трехмесячного срока.
В своей апелляционной жалобе заявитель указывает, что узнал о нарушении своих прав из письма Администрации от 21.06.2012, которое получено обществом 07.08.2012. Также заявитель указывает, что сторонами о пропуске срока исковой давности не заявлялось и судом первой инстанции в судебном заседании не рассматривалось ходатайство о восстановлении пропущенного срока исковой давности.
Апелляционный суд отклоняет указанный довод апелляционной жалобы ввиду следующего.
Согласно имеющемуся в материалах дела решению Люберецкого горсуда Московской области от 10.10.2011 года (л.д. 31 - 33), заявитель знал об оспариваемом постановлении и постановке участка на кадастровый учет еще в октября 2011 г. Рассматриваемое же заявление подано в суд 02.11.2012 г., т.е. по истечении трехмесячного срока, предусмотренного статьей 198 АПК РФ.
Довод апелляционной жалобы о том, что сторонами не заявлялось о пропуске общего срока исковой давности не состоятелен, ввиду того, что рассматриваемом случае суд первой инстанции указал на пропуск заявителем срока, предусмотренного статьей 198 АПК. Из указанной статьи не следует, что для отказа в удовлетворении требований в рамках главы 24 АПК РФ по мотивам пропуска трехмесячного срока необходимо заявление одной из сторон.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 01 марта 2013 года по делу N А41-49354/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Московское производственное объединение по выпуску алмазного инструмента" - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)