Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.12.2013 ПО ДЕЛУ N А46-11067/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2013 г. по делу N А46-11067/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9613/2013) главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лугинина Александра Георгиевича на решение Арбитражного суда Омской области от 08.10.2013 по делу N А46-11067/2013 (судья Голобородько Н.А.)
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лугинина Александра Георгиевича (ОГРН 313554318600012, ИНН 550600513786)
к Администрации Омского муниципального района Омской области
о признании незаконным бездействия Администрации и обязании устранить допущенные нарушения
при участии в судебном заседании представителей:
- от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лугинина Александра Георгиевича - Лугинин Александр Георгиевич (паспорт);
- от Администрации Омского муниципального района Омской области - Вишнивецкий Владимир Владимирович (удостоверение, по доверенности N 11 от 04.09.2013 сроком действия до 31.12.2013),

установил:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства А.Г.Лугинин (далее по тексту - глава КФХ А.Г.Лугинин, Глава, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Омского муниципального района Омской области (далее по тексту - Администрация), выразившегося в непредставлении в установленный законом срок главе КФХ А.Г.Лугинину схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в кадастровом районе 55:20, на основании представленного заявления, и обязании Администрации Омского муниципального района Омской области предоставить главе КФХ А.Г.Лугинину схему расположения земельного участка согласно поданному заявлению.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.10.2013 по делу N А46-11067/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано. Лугинину А.Г. из федерального бюджета возвращено 3800 руб. 00 коп. государственной пошлины, излишне уплаченной при обращении с заявлением в арбитражный суд согласно чеку Сбербанка РФ от 11.09.2013.
Судебный акт мотивирован тем, что представленное А.Г. Лугининым заявление не соответствовало требованиям статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в связи с чем у Администрации отсутствовали основания для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Не согласившись с принятым судебным актом, глава КФХ А.Г. Лугинин обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что Администрация в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в течение месяца со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Глава обратился с заявлением 08.08.2013, однако в течение месяца Администрация не утвердила и не выдала схему расположения земельного участка.
Из полученного ответа 30.09.2013, с нарушением установленного законодательством срока, следует об отказе в удовлетворении заявления Главы. Податель жалобы считает, что в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином не требуется предоставление соглашения, заключенного между членами КФХ. Сведения о площадных характеристиках земельного участка содержатся в схеме запрашиваемого земельного участка, которая является приложением к заявлению.
В судебном заседании глава крестьянского (фермерского) хозяйства Лугинин Александр Георгиевич поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации Омского муниципального района Омской области просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
08.08.2013 глава КФХ А.Г.Лугинин обратился в Администрацию Омского муниципального района Омской области с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором просил предоставить в собственность бесплатно земельный участок в кадастровом районе 55:20 в границах прилагаемой схемы для осуществления хозяйственной деятельности (рыбоводство, птицеводство, звероводство) в зарегистрированном им КФХ.
Поскольку в установленный статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" срок ответ на обращение не был получен, глава КФХ А.Г.Лугинин 12.09.2013 обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в непредставлении в установленный законом срок главе КФХ А.Г.Лугинину схемы расположения земельного участка.
На момент принятия судом первой инстанции решения по делу, Администрацией Омского муниципального района Омской области главе КФХ А.Г.Лугинину дан ответ, изложенный в письме исх. 13/омс-5901 от 30.09.2013. Согласно указанному письму, Администрация Омского муниципального района Омской области отказала Главе в предоставлении земельных участков, ссылаясь на отсутствие правовых оснований.
08.10.2013 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано главой КФХ А.Г.Лугининым в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого судебного акта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из части 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Как установлено частью 1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу части 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Как следует из части 1 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 2 статьи 11 указанного закона, для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявления, в которых должны быть указаны:
1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);
2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);
3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);
4) срок аренды земельных участков;
5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);
6) предполагаемое местоположение земельных участков.
В силу части 2 названной статьи к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
В части 3 указанной нормы предусмотрено, что орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в пункте 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 4 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке (часть 6 статьи 12 вышеназванного Федерального закона).
Как указано ранее, Администрация не представила главе КФХ А.Г.Лугинину в установленный законом срок у схемы расположения земельного участка на кадастровом плане в кадастровом районе 55:20. После обращения с заявлением в суд первой инстанции Администрация письмом исх. 13/омс-5901 от 30.09.2013 отказало Главе в предоставлении земельных участков, ссылаясь на отсутствие правовых оснований.
Таким образом, фактически Главой КФХ А.Г. Лугининым оспаривается отказ Администрации в предоставлении ему бесплатно в пользование земельного участка.
Учитывая вышеприведенные нормы права, апелляционный суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления органом местного самоуправления гражданам земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. При этом должны быть соблюдены все требования установленные частью 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В силу пунктов 5 и 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в заявлении указывается обоснование размеров предоставляемых земельных участков и предполагаемое местоположение земельных участков.
Из буквального толкования вышеприведенных норм права следует, что законодатель предложил лицу, желающему получить земельный участок, указать конкретные размеры (площадь, местоположение и другое) земельного участка, то есть определенно выразить свою волю относительно данного земельного участка.
Как следует из заявления Главы, поданном в Администрацию, он просит предоставить земельный участок в кадастровом районе 55:20 в границах прилагаемой схемы. Представлена схема земельного участка.
Однако ни из самого заявления, ни из схемы, приложенной к данному заявлению, не представляется возможным установить волеизъявление Главы относительно площади земельного участка, который он хотел бы получить в пользование. Поскольку размеры земельного участка не указаны, следовательно, условие, установленное пунктами 5 и 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Главой не соблюдено.
При этом иных нарушений требований части 1 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" апелляционным судом не установлено.
В силу части 2 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" к заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
Как следует из Выписки из ЕГРИП от 11.09.2013 N 10344В/2013 фермерство создано одним Лугининым А.Г.
Таким образом, предоставление соглашения, заключенного между членами КФХ, сведений о численности членов КФХ, по смыслу части 2 статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", не требуется.
В связи с чем отказ Администрации на основании непредставления соглашения между членами КФХ является неправильным, такое соглашение не предоставляется в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином.
Поскольку фермерство создано одним Лугининым А.Г., то обращаясь с заявлением в Администрацию, он не должен предоставлять соглашение членов КФХ.
Признавая отказ Администрации в предоставлении земельного участка законным, апелляционный суд, помимо того, что главой КФХ А.Г.Лугининым не указан размер земельного участка, принимает во внимание желание главы КФХ А.Г.Лугинина получить земельный участок в бесплатное пользование.
Так, в заявлении на предоставление земельного участка, адресованное Администрации, Глава просил предоставить земельный участок в собственность бесплатно.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В силу пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, общий порядок предоставления земельных участков осуществляется за плату. В исключительных случаях предоставление земельных участков осуществляется бесплатно. Такие случаи, как указано в части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, к сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность регулируются Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу части 4 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", сельскохозяйственные угодья, предоставленные сельскохозяйственным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Перечень категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли, и порядок определения размера земельной доли устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации могут предоставляться религиозным организациям в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из самого Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не усматривается императивных норм обязывающих орган местного самоуправления предоставлять КФХ земельные участки бесплатно. При этом имеется ссылка на возможность предоставления земельных участков бесплатно, в случаях установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Однако ни указанный Федеральный закон, ни иные законы субъектов Российской Федерации, ни Земельный кодекс Российской Федерации, не предусматривают порядок предоставления КФХ земельного участка бесплатно.
При этом отсутствуют сведения о том, что Администрация, как орган местного самоуправления, утвердила какие-либо положения нормативы для предоставления земельных участков бесплатно. А из самого заявления Главы и приложенных к нему документов, не усматривается, ни конкретно истребуемый земельный участок, с указанием его площади, ни обоснованное право на бесплатное пользование данным земельным участком.
В суде апелляционной инстанции Глава ссылался на информацию, изложенную в приоритетном национальном проекте "Развитие АПК", из которой следует, что в соответствии со статьями 33, 80 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок может быть предоставлен бесплатно.
Статья 33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает нормы предоставления земельных участков.
В силу части 1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу части 2 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно для целей, предусмотренных правилами пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются:
- федеральными законами - из земель, находящихся в федеральной собственности;
- законами субъектов Российской Федерации - из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
- нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
В силу части 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Приведенные нормы права также не регулируют вопрос, не устанавливают порядок предоставления крестьянскому хозяйству земельного участка в пользование бесплатно, а лишь предоставляют такое право субъектам Федерации или органам местного самоуправления.
Указанные выше обстоятельства не лишают возможности Главу КФХ А.Г. Лугинина обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка для осуществления хозяйственной деятельности, после устранения всех недочетов (указать конкретные размеры, площадь участка, местоположение). В случае истребования земельного участка бесплатно, необходимо ссылаясь на нормы закона, обосновать свое право на предоставление такого участка бесплатно.
При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении требований главы КФХ А.Г. Лугинина отказано судом первой инстанции обоснованно.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 08.10.2013 по делу N А46-11067/2013 суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит, в связи с чем апелляционная жалоба главы КФХ А.Г.Лугинина оставлена без удовлетворения.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ, возлагаются на главу КФХ А.Г.Лугинина.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Лугинина Александра Георгиевича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 08.10.2013 по делу N А46-11067/2013 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
О.А.СИДОРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)