Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Хайруллиной Ф.В., Муравьева С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Насыровой Э.И.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
истца - Будкина К.Г., доверенность от 09.12.2011,
ответчика - Екатеринина И.И., доверенность от 01.04.2013 N 51,
при участии представителей в судебном заседании в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа представителей:
истца - Будкина К.Г., доверенность от 09.12.2011,
ответчика - Екатеринина И.И., доверенность от 01.04.2013 N 51,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2012 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Николаева С.Ю.)
по делу N А55-18191/2012
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная консалтинговая компания "Российские инновации", г. Самара (ИНН 7725219410, ОГРН 1037725004800) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о взыскании 11 239 539 руб., с участием третьего лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западная консалтинговая компания "Российские инновации" (далее - общество, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство, ответчик) о взыскании 11 239 539 руб. неосновательного обогащения.
Исковые требования основаны на статьях 1102 и 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации. Мотивированы неправильным применением при расчете выкупной цены земельного участка удельных показателей кадастровой стоимости по кадастровым кварталам 0708001 и 0709001 г. Самары с разрешенным видом использования "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", утвержденных Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" (далее - Постановление Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473).
По мнению общества, при расчете выкупной цены земельного участка надлежало применить кадастровую стоимость земельного участка в размере 57 331 430,44 руб., указанную в кадастровом паспорте, определенную и внесенную в кадастр на момент постановки земельного участка на кадастровый учет (2005 г.) в соответствии с действовавшим в указанный период нормативно-правовым актом - Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 (далее - Постановление Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254), указанную в кадастровом паспорте.
По мнению истца, вследствие неверного расчета выкупной цены земельного участка и включения в договор купли-продажи завышенной цены ответчик неосновательно обогатился на сумму 11 239 539 руб.
Возражая на иск, Министерство указало, что Постановление Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 утратило силу со дня вступления в силу Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, которым утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, договор купли-продажи земельного участка заключен 11.07.2011, поэтому кадастровая стоимость правомерно определена в соответствии с действовавшим на момент подачи заявления и заключения договора нормативным правовым актом; при заключении договора купли-продажи достигнуты соглашения по всем существенным его условиям, в том числе о цене; договор не оспорен, недействительным не признан.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013, исковые требования удовлетворены.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что при расчете цены выкупаемого земельного участка ответчику надлежало руководствоваться кадастровой стоимостью земельного участка в размере 57 331 430,44 руб., определенной при постановке земельного участка на кадастровый учет в соответствии с действовавшим в указанный период Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254.
Суд отклонил довод Министерства о необоснованном применении к спорным правоотношениям нормативного акта, утратившего силу, необходимости применения при расчете выкупаемой цены удельных показателей кадастровой стоимости земли, установленных Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473.
Апелляционный суд признал обоснованным применение ответчиком для расчета выкупаемой цены земельного участка его кадастровой стоимости в размере 57 331 430,44 руб., внесенной в кадастр на основании утратившего к моменту подачи заявления и заключения договора, нормативного правового акта субъекта.
Суд посчитал, что у ответчика не имелось правовых оснований для применения в договоре купли-продажи земельного участка цены, рассчитанной исходя из действующих удельных показателей кадастровой стоимости земли, поскольку кадастровый паспорт содержит указание на конкретную кадастровую стоимость, которая включена в кадастр при постановке земельного участка на кадастровый учет. По мнению суда, неправильный расчет выкупной цены привел к завышению стоимости земельного участка, что является основанием для возврата излишне уплаченного по сделке.
Не согласившись с данными судебными актами, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, на стороне Министерства отсутствует неосновательное обогащение, поскольку цена земельного участка определена договором купли-продажи в соответствии с действующим на момент заключения сделки нормативным актом, устанавливающим иную кадастровую стоимость земельного участка, нежели было установлено утратившим силу Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 24.06.2013 до 01.07.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
После перерыва судебное заседание проведено без использования систем видео-конференц-связи в присутствии тех же лиц.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Проверив законность решения Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2012 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает судебные акты подлежащими отмене в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является собственником техно-торгового комплекса, состоящего из трех корпусов, находящихся по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Губанова/Московское шоссе.
Право собственности общества на объекты недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 27.03.2009, 22.04.2009.
Земельный участок, на котором находятся объекты недвижимости, поставлен на кадастровый учет 10.11.2005.
По результатам рассмотрения заявления общества от 15.07.2009 о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, занимаемого принадлежащими ему объектами недвижимости, Министерством издан приказ от 26.10.2010 N 2736 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Губанова/Московское шоссе".
Министерство (продавец) и общество (покупатель) заключили договор купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка от 10.07.2011 N 358-2011/к, согласно которому покупатель приобрел в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 63:01:0000000:342, общей площадью 11 253,90 кв. м, находящийся по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Губанова/Московское шоссе, на котором находится техно-торговый комплекс, состоящий из трех корпусов, собственником которого является покупатель.
В соответствии с пунктом 2.1. договора выкупная цена участка составила 21 559 196,48 руб. Согласно расчету выкупа земельного участка стоимость определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка, введенных в действие Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 в размере 21 559 196,48 руб.
Платежными поручениями от 12.07.2011 NN 119, 120 истец перечислил обусловленную договором сумму.
Право собственности истца на спорный земельный участок было зарегистрировано в ЕГРП 07.09.2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N 63-АЖ N 098096.
Общество, полагая, что в результате неверного определения продавцом цены выкупа земельного участка при заключении договора купли-продажи и излишней уплаты им выкупной цены, на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение, обратилось с настоящим иском в суд.
По мнению истца, продавец неправильно применил при расчете выкупной цены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по кадастровым кварталам 0708001 и 0709001 с разрешенным видом использованием "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" в размере 10 642,81 руб. и 10 643,05 руб. за 1 м2 соответственно, действующие при заключении договора купли-продажи на основании Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно части 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом, должно возместить то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, в то время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Необходимыми условиями возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества, отсутствие правовых оснований, то есть если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано на законе, иных правовых актах, сделке.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивные нормы о конкретных условиях определения стоимости земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
С заявлением о выкупе земельного участка общество обратилось 15.07.2009 (т. 1. л.д. 29).
Следовательно, выкупная цена должна быть определена в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало в период подачи обществом заявления о приватизации земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) до 01.07.2012 лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" (далее - Закон о земле) до 01.07.2012 лица, не указанные в части 3 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой в соответствии с настоящей частью, в населенных пунктах с численностью населения: в городах Самаре, Тольятти в размере двенадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В силу постановления Самарской городской Думы от 24.11.2005 N 188 "Об установлении земельного налога" (далее - постановление Самарской городской Думы от 24.11.2005 N 188) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; ставка земельного налога установлена в размере 1,5 процента.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса в редакции, действующей в момент утверждения Правительством Самарской области постановления от 10.12.2008 N 473, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, предусмотренном Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями).
В силу пункта 1 Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории, по результатам которого составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Результаты государственной кадастровой оценки земель представляются на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
Акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития) от 15.02.2007 N 39 во исполнение пункта 11 Правил утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, которыми установлен порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов их разрешенного использования.
Кроме этого, во исполнение пунктов 11 и 13 Правил Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания N 222), пунктом 2.1.3 которых (в редакции, действовавшей на момент подачи обществом заявления и совершения сделки) предусмотрено, что в случае образования новых или выявления ранее учтенных земельных участков в границах существующего поселения их кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала на площадь земельного участка.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в 2007 - 2008 годах проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Самарской области. Результаты указанной оценки, в том числе кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области (приложение N 1), средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Самарской области в том числе, по кадастровым кварталам 0708001 и 0709001 г. Самары (приложение N 2), а также средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Самарской области (приложение N 3), утверждены Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, которые введены в действие с 01.01.2009.
Судом установлено, из выписки из кадастрового паспорта от 31.03.2011 N 63-00-102/11-58462 следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:342 общей площадью 11 253,90 кв. м учтен в государственном земельном кадастре ранее, по состоянию на 10.11.2005 с указанием на кадастровую стоимость в размере 57 331 430,44 руб., которая определена на момент постановки земельного участка на кадастровый учет в соответствии с Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254.
Судами также установлено, что в перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов, учтенных в соответствии с приложением N 1 к Постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:342, не вошел. При этом согласно разделу В.3 выписки из кадастрового паспорта от 31.03.2011 N 63-00-102/11-58462 земельный участок 63:01:0000000:342 состоит из двух обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0708001:5 площадью 10 444,30 кв. м и 63:01:0709001:11 площадью 809,60 кв. м, представляющих собой единое землепользование.
Поскольку сведения о кадастровой стоимости земельного участка 63:01:0000000:342 отсутствовали в приложении N 1 к Постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, утвердившего новые результаты кадастровой оценки земель, вступившие в силу с 01.01.2009, его кадастровая стоимость правомерно была определена Министерством в соответствии с Методическими указаниями N 222 согласно утвержденным этим же постановлением от 10.12.2008 N 473 показателям путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала на площадь земельного участка (Приложение N 2 к Постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473).
Таким образом, суд кассационной инстанции находит ошибочными выводы судом о том, что удельный показатель кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала, утвержденный Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 не подлежит применению, а кадастровая стоимость земельного участка подлежит определению на основании утратившего силу нормативного правового акта.
Поскольку Министерство осуществило расчет цены выкупа земельного участка исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая получена посредством умножения утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в кадастровом квартале 0708001 и 0709001 г. Самары с разрешенным использованием - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" в размере 10 642,81 руб. и 10 643,05 руб. за 1 м2, на площадь земельного участка, с учетом 12-ти кратной ставки земельного налога, действующей на момент подачи заявления и заключения договора купли-продажи на основании Земельного кодекса Российской Федерации, Вводного закона, Закона о земле, постановления Самарской городской Думы от 24.11.2005 N 188, Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, цена земельного участка правомерно определена им в размере 21 559 196,48 руб., доказательств оплаты более высокой цены не имеется, исковые требования по возврату излишне уплаченного по сделке с учетом положений пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворены неправомерно.
Изложенное свидетельствует о том, что суды первой и апелляционной инстанций неверно применили нормы материального права, что привело к принятию незаконных судебных актов, которые подлежат отмене на основании статьи 288 АПК РФ.
Кроме этого, судами не принято во внимание следующее.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В соответствии с пунктом 4 данной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
По смыслу статей 421, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Вводного закона условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Стороны обязаны руководствоваться регулируемым законодательными актами размером выкупной цены земельного участка, находящегося в государственной собственности, и не вправе применять другую цену. Новый размер выкупной стоимости земельного участка государственной собственности подлежит применению с даты вступления в силу устанавливающего его нормативного акта.
Положения пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации о применении цен, устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами, являются императивными, возможность изменения размера выкупной стоимости земельного участка, находящегося в государственной собственности, законом и нормативными правовыми актами не предусмотрена.
Поскольку фактические обстоятельства, которые установлены судами на основании представленных сторонами доказательств, достаточны для разрешения спора, свидетельствуют о несостоятельности требований истца, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 по делу N А55-18191/2012 отменить.
В удовлетворении исковых требований обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Западная консалтинговая компания "Российские инновации" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 08.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-18191/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июля 2013 г. по делу N А55-18191/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Хайруллиной Ф.В., Муравьева С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Насыровой Э.И.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
истца - Будкина К.Г., доверенность от 09.12.2011,
ответчика - Екатеринина И.И., доверенность от 01.04.2013 N 51,
при участии представителей в судебном заседании в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа представителей:
истца - Будкина К.Г., доверенность от 09.12.2011,
ответчика - Екатеринина И.И., доверенность от 01.04.2013 N 51,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2012 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Балакирева Е.М., Николаева С.Ю.)
по делу N А55-18191/2012
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная консалтинговая компания "Российские инновации", г. Самара (ИНН 7725219410, ОГРН 1037725004800) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о взыскании 11 239 539 руб., с участием третьего лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западная консалтинговая компания "Российские инновации" (далее - общество, истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство, ответчик) о взыскании 11 239 539 руб. неосновательного обогащения.
Исковые требования основаны на статьях 1102 и 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации. Мотивированы неправильным применением при расчете выкупной цены земельного участка удельных показателей кадастровой стоимости по кадастровым кварталам 0708001 и 0709001 г. Самары с разрешенным видом использования "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания", утвержденных Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" (далее - Постановление Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473).
По мнению общества, при расчете выкупной цены земельного участка надлежало применить кадастровую стоимость земельного участка в размере 57 331 430,44 руб., указанную в кадастровом паспорте, определенную и внесенную в кадастр на момент постановки земельного участка на кадастровый учет (2005 г.) в соответствии с действовавшим в указанный период нормативно-правовым актом - Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 (далее - Постановление Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254), указанную в кадастровом паспорте.
По мнению истца, вследствие неверного расчета выкупной цены земельного участка и включения в договор купли-продажи завышенной цены ответчик неосновательно обогатился на сумму 11 239 539 руб.
Возражая на иск, Министерство указало, что Постановление Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 утратило силу со дня вступления в силу Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, которым утверждены результаты новой кадастровой оценки земель, договор купли-продажи земельного участка заключен 11.07.2011, поэтому кадастровая стоимость правомерно определена в соответствии с действовавшим на момент подачи заявления и заключения договора нормативным правовым актом; при заключении договора купли-продажи достигнуты соглашения по всем существенным его условиям, в том числе о цене; договор не оспорен, недействительным не признан.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013, исковые требования удовлетворены.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что при расчете цены выкупаемого земельного участка ответчику надлежало руководствоваться кадастровой стоимостью земельного участка в размере 57 331 430,44 руб., определенной при постановке земельного участка на кадастровый учет в соответствии с действовавшим в указанный период Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254.
Суд отклонил довод Министерства о необоснованном применении к спорным правоотношениям нормативного акта, утратившего силу, необходимости применения при расчете выкупаемой цены удельных показателей кадастровой стоимости земли, установленных Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473.
Апелляционный суд признал обоснованным применение ответчиком для расчета выкупаемой цены земельного участка его кадастровой стоимости в размере 57 331 430,44 руб., внесенной в кадастр на основании утратившего к моменту подачи заявления и заключения договора, нормативного правового акта субъекта.
Суд посчитал, что у ответчика не имелось правовых оснований для применения в договоре купли-продажи земельного участка цены, рассчитанной исходя из действующих удельных показателей кадастровой стоимости земли, поскольку кадастровый паспорт содержит указание на конкретную кадастровую стоимость, которая включена в кадастр при постановке земельного участка на кадастровый учет. По мнению суда, неправильный расчет выкупной цены привел к завышению стоимости земельного участка, что является основанием для возврата излишне уплаченного по сделке.
Не согласившись с данными судебными актами, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, на стороне Министерства отсутствует неосновательное обогащение, поскольку цена земельного участка определена договором купли-продажи в соответствии с действующим на момент заключения сделки нормативным актом, устанавливающим иную кадастровую стоимость земельного участка, нежели было установлено утратившим силу Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлялся перерыв с 24.06.2013 до 01.07.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
После перерыва судебное заседание проведено без использования систем видео-конференц-связи в присутствии тех же лиц.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Проверив законность решения Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2012 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа считает судебные акты подлежащими отмене в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является собственником техно-торгового комплекса, состоящего из трех корпусов, находящихся по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Губанова/Московское шоссе.
Право собственности общества на объекты недвижимости зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 27.03.2009, 22.04.2009.
Земельный участок, на котором находятся объекты недвижимости, поставлен на кадастровый учет 10.11.2005.
По результатам рассмотрения заявления общества от 15.07.2009 о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, занимаемого принадлежащими ему объектами недвижимости, Министерством издан приказ от 26.10.2010 N 2736 "О предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Губанова/Московское шоссе".
Министерство (продавец) и общество (покупатель) заключили договор купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка от 10.07.2011 N 358-2011/к, согласно которому покупатель приобрел в собственность земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 63:01:0000000:342, общей площадью 11 253,90 кв. м, находящийся по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Губанова/Московское шоссе, на котором находится техно-торговый комплекс, состоящий из трех корпусов, собственником которого является покупатель.
В соответствии с пунктом 2.1. договора выкупная цена участка составила 21 559 196,48 руб. Согласно расчету выкупа земельного участка стоимость определена на основании удельных показателей кадастровой стоимости земельного участка, введенных в действие Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 в размере 21 559 196,48 руб.
Платежными поручениями от 12.07.2011 NN 119, 120 истец перечислил обусловленную договором сумму.
Право собственности истца на спорный земельный участок было зарегистрировано в ЕГРП 07.09.2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии N 63-АЖ N 098096.
Общество, полагая, что в результате неверного определения продавцом цены выкупа земельного участка при заключении договора купли-продажи и излишней уплаты им выкупной цены, на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение, обратилось с настоящим иском в суд.
По мнению истца, продавец неправильно применил при расчете выкупной цены удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков по кадастровым кварталам 0708001 и 0709001 с разрешенным видом использованием "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" в размере 10 642,81 руб. и 10 643,05 руб. за 1 м2 соответственно, действующие при заключении договора купли-продажи на основании Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473.
В соответствии с частью 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно части 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом, должно возместить то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, в то время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Необходимыми условиями возникновения обязательства из неосновательного обогащения является приобретение и сбережение имущества, отсутствие правовых оснований, то есть если приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано на законе, иных правовых актах, сделке.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивные нормы о конкретных условиях определения стоимости земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
С заявлением о выкупе земельного участка общество обратилось 15.07.2009 (т. 1. л.д. 29).
Следовательно, выкупная цена должна быть определена в порядке, предусмотренном законодательством, которое действовало в период подачи обществом заявления о приватизации земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) до 01.07.2012 лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 18 Закона Самарской области от 11.03.2005 N 94-ГД "О земле" (далее - Закон о земле) до 01.07.2012 лица, не указанные в части 3 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой в соответствии с настоящей частью, в населенных пунктах с численностью населения: в городах Самаре, Тольятти в размере двенадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
В силу постановления Самарской городской Думы от 24.11.2005 N 188 "Об установлении земельного налога" (далее - постановление Самарской городской Думы от 24.11.2005 N 188) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; ставка земельного налога установлена в размере 1,5 процента.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса в редакции, действующей в момент утверждения Правительством Самарской области постановления от 10.12.2008 N 473, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, предусмотренном Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями и дополнениями).
В силу пункта 1 Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории, по результатам которого составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Результаты государственной кадастровой оценки земель представляются на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.03.2008 N 9504/07, постановление органа государственной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки является нормативным правовым актом.
Акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель является конечным правовым актом, устанавливающим кадастровую стоимость земельного участка, используемую при расчете.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития) от 15.02.2007 N 39 во исполнение пункта 11 Правил утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, которыми установлен порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе видов их разрешенного использования.
Кроме этого, во исполнение пунктов 11 и 13 Правил Приказом Минэкономразвития от 12.08.2006 N 222 утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (далее - Методические указания N 222), пунктом 2.1.3 которых (в редакции, действовавшей на момент подачи обществом заявления и совершения сделки) предусмотрено, что в случае образования новых или выявления ранее учтенных земельных участков в границах существующего поселения их кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала на площадь земельного участка.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в 2007 - 2008 годах проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Самарской области. Результаты указанной оценки, в том числе кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области (приложение N 1), средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Самарской области в том числе, по кадастровым кварталам 0708001 и 0709001 г. Самары (приложение N 2), а также средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Самарской области (приложение N 3), утверждены Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, которые введены в действие с 01.01.2009.
Судом установлено, из выписки из кадастрового паспорта от 31.03.2011 N 63-00-102/11-58462 следует, что земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:342 общей площадью 11 253,90 кв. м учтен в государственном земельном кадастре ранее, по состоянию на 10.11.2005 с указанием на кадастровую стоимость в размере 57 331 430,44 руб., которая определена на момент постановки земельного участка на кадастровый учет в соответствии с Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254.
Судами также установлено, что в перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов, учтенных в соответствии с приложением N 1 к Постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, земельный участок с кадастровым номером 63:01:0000000:342, не вошел. При этом согласно разделу В.3 выписки из кадастрового паспорта от 31.03.2011 N 63-00-102/11-58462 земельный участок 63:01:0000000:342 состоит из двух обособленных земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0708001:5 площадью 10 444,30 кв. м и 63:01:0709001:11 площадью 809,60 кв. м, представляющих собой единое землепользование.
Поскольку сведения о кадастровой стоимости земельного участка 63:01:0000000:342 отсутствовали в приложении N 1 к Постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, утвердившего новые результаты кадастровой оценки земель, вступившие в силу с 01.01.2009, его кадастровая стоимость правомерно была определена Министерством в соответствии с Методическими указаниями N 222 согласно утвержденным этим же постановлением от 10.12.2008 N 473 показателям путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала на площадь земельного участка (Приложение N 2 к Постановлению Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473).
Таким образом, суд кассационной инстанции находит ошибочными выводы судом о том, что удельный показатель кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для соответствующего кадастрового квартала, утвержденный Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 не подлежит применению, а кадастровая стоимость земельного участка подлежит определению на основании утратившего силу нормативного правового акта.
Поскольку Министерство осуществило расчет цены выкупа земельного участка исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая получена посредством умножения утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в кадастровом квартале 0708001 и 0709001 г. Самары с разрешенным использованием - "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" в размере 10 642,81 руб. и 10 643,05 руб. за 1 м2, на площадь земельного участка, с учетом 12-ти кратной ставки земельного налога, действующей на момент подачи заявления и заключения договора купли-продажи на основании Земельного кодекса Российской Федерации, Вводного закона, Закона о земле, постановления Самарской городской Думы от 24.11.2005 N 188, Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473, цена земельного участка правомерно определена им в размере 21 559 196,48 руб., доказательств оплаты более высокой цены не имеется, исковые требования по возврату излишне уплаченного по сделке с учетом положений пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворены неправомерно.
Изложенное свидетельствует о том, что суды первой и апелляционной инстанций неверно применили нормы материального права, что привело к принятию незаконных судебных актов, которые подлежат отмене на основании статьи 288 АПК РФ.
Кроме этого, судами не принято во внимание следующее.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В соответствии с пунктом 4 данной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
По смыслу статей 421, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Вводного закона условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Стороны обязаны руководствоваться регулируемым законодательными актами размером выкупной цены земельного участка, находящегося в государственной собственности, и не вправе применять другую цену. Новый размер выкупной стоимости земельного участка государственной собственности подлежит применению с даты вступления в силу устанавливающего его нормативного акта.
Положения пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации о применении цен, устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами, являются императивными, возможность изменения размера выкупной стоимости земельного участка, находящегося в государственной собственности, законом и нормативными правовыми актами не предусмотрена.
Поскольку фактические обстоятельства, которые установлены судами на основании представленных сторонами доказательств, достаточны для разрешения спора, свидетельствуют о несостоятельности требований истца, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 02.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 по делу N А55-18191/2012 отменить.
В удовлетворении исковых требований обществу с ограниченной ответственностью "Северо-Западная консалтинговая компания "Российские инновации" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ
Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
С.Ю.МУРАВЬЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)