Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 14.03.2013 ПО ДЕЛУ N 11-5995

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 марта 2013 г. по делу N 11-5995


Судья Сафьян Е.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Строгонова М.В.,
судей Михалевой Т.Д., Мухортых Е.Н.,
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михалевой Т.Д. гражданское дело по апелляционной жалобе ***. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 04 декабря 2012 года, которым постановлено:
В удовлетворении *** о признании уведомления о приостановлении государственной регистрации от 04 июля 2012 года N 23/088/2012-306 Управления Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области незаконным и нарушающим права и свободы граждан, признании незаконным решения Управления Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об отказе в государственной регистрации раздела земельного участка, обязании Управления Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области вынести решение о постановке на кадастровый учет 18 земельных участков, взыскании судебных расходов отказать в полном объеме.
установила:

***. обратились в суд с заявлением об оспаривании решения с учетом уточнений, просили признать уведомление о приостановлении регистрации от 07.04.2012 года незаконным и нарушающим права и свободы гражданина, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области устранить допущенное нарушение прав граждан и вынести решение о постановке на кадастровый учет 18 земельных участков, образовавшихся в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ***, находящегося по адресу: *** квартал 36а, признать решение об отказе в государственной регистрации раздела земельного участка незаконным и нарушающим права и свободы граждан, взыскать расходы на представителя в размере *** рублей 00 коп.
В обоснование заявления, указывают, что на праве собственности им принадлежит земельный участок с кадастровым номером *** площадью 24 500 кв. м, предназначенный для ведения крестьянского фермерского хозяйства животноводческо-растениеводческого направления из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу ***. 04 мая 2012 года произведен раздел участка, после чего, собственниками было заключено соглашение о разделе земельного участка, находящегося в общей долевой собственности от 17.05.2012 года и подано заявление на регистрацию раздела. 04.07.2012 года вынесено уведомление о приостановлении регистрации до 03.08.2012 года, которое заявители просят признать незаконным, впоследствии вынесено решение об отказе в регистрации, которое также, по их мнению, является незаконным, просят обязать Управление Росреестра поставить на кадастровый учет указанные земельные участки.
В судебное заседание суда первой инстанции заявители не явились, их представитель по доверенности ***, заявление поддержала, просила требования удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Московской области ***, действующая на основании доверенности, требования не признала и по доводам, изложенным в письменном отзыве, просила в удовлетворении заявления отказать.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просят заявители ***, указывая на нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, просят обратить внимание коллегии на то, что в судебном процессе была выявлена техническая ошибка в просительной части заявления, что должно быть занесено в протокол судебного заседания. В части уточнения требований, представитель заявителей просил обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить государственную регистрацию прав на 18 участков, образовавшихся в результате раздела, и на кадастровый учет их ставить не требуется, поскольку на кадастровом учете данные земельные участки уже поставлены и на них уже получены кадастровые паспорта. Ссылаются также на неправильное применение норм материального права, считают, что Зюзинский районный су г. Москвы, так же как и Управление Росреестра по Московской области применил закон, не подлежащий применению - Закон Московской области от 12.06.2004 г. "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области" N 75/2004-ОЗ.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствии заявителей, представителя заинтересованного лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, выслушав представителя ***, по доверенности Я., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из анализа положений указанных выше норм Закона следует, что признание действий (бездействия) незаконными возможно лишь при наличии совокупности двух условий: несоответствие закону оспариваемых действии и нарушение прав и законных интересов заявителя указанными действиями.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Раменского городского совета народных депутатов малого совета N 665/10 от 25.06.1992 года спорный земельный участок был выделен для организации крестьянского (фермерского) хозяйства животноводческо-растениеводческого направления и крестьянское фермерское хозяйство "***." внесен в похозяйственную книгу, (л.д. 170).
Впоследствии на основании решения суда спорный земельный участок был включен в состав наследственного имущества *** установлен юридический факт владения и пользования на праве собственности спорным земельным участком, относящимся к категории земель сельскохозяйственного назначения с целевым использованием для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, (л.д. 171).
Заявители 29.02.2012 года заключили договор купли-продажи доли земельного участка с кадастровым номером *** площадью 24 500 кв. м, предназначенный для ведения крестьянского фермерского хозяйства животноводческо-растениеводческого направления из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: ***.
30.03.2012 года произведена государственная регистрация права: общей долевой собственности за каждым заявителем, (л.д. 224 - 281, 310).
05.06.2012 года заявители обратились в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации соглашения о разделе земельного участка, государственной регистрации права собственности, ликвидации объекта в связи с прекращением существования объекта недвижимого имущества и закрытие раздела ЕГРП. (л.д. 282 - 308).
Письмом от 27.07.2012 года исх. N 23/088/2012-306 Управлением Росреестра по Московской области было сообщено о приостановлении государственной регистрации, внесения изменений записи ЕГРП на недвижимое имущество, земельный участок расположенный по адресу *** квартал 36а с просьбой предоставить дополнительные документы, устраняющие причины, препятствующие проведению государственной регистрации, (л.д. 296 - 298).
14.09.2012 года заявителю было отказано в государственной регистрации раздела земельного участка и внесения изменения в запись Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об объекте недвижимости, земельный участок, расположенный по адресу ***.
Основанием для отказа в государственной регистрации послужило не устранение причин, указанных в Письме от 27.07.2012 года исх. N 23/088/2012-306, препятствующих проведению государственной регистрации, поскольку из документов, поданных на регистрацию, Управлением Росреестра по Московской области было установлено, что на государственную регистрацию поступило соглашение и заявления о праве собственности на вновь образованные земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и раздел земельного участка возможен в данном случае в случае прекращения фермерского хозяйства с выходом из него всех членов.
Изучив представленные документы, Управление пришло к выводу, что заявителям необходимо было представить либо заявление и соглашение на возникновение права общей собственности общей собственности или долевой собственности всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, либо подтверждение о прекращение фермерского хозяйства, в связи с чем, регистрация соглашения была приостановлена.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 9, 13 ФЗ РФ от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", определяющими компетенцию федерального органа в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним при проведении им государственной регистрации прав, к числу которой, относится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП).
Согласно ч. 1 ст. 19 указанного Закона, предусматривает основания для приостановления государственной регистрации прав к числу которых относится непредставление документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.
В соответствии со ст. 22.2 Закона, основанием для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является: 1) решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков; 2) соглашение о разделе, об объединении, о перераспределении земельных участков или о выделе из земельных участков; 3) иной документ, на основании которого в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляется образование земельных участков.
Часть 2 данной статьи предусматривает, что государственная регистрация права на земельный участок, образуемый при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц (далее - земельная доля), может быть осуществлена на основании заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Полномочия этого лица подтверждаются выпиской из протокола данного общего собрания, заверенной должностным лицом органа местного самоуправления.
Обязательными приложениями к документам, представляемым в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи, является правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки (далее - исходный земельный участок).
Таким образом, из анализа изложенных выше документов следует, что обязательным условием для регистрации прав собственности на земельный участок в данной спорной ситуации является приложение к комплекту документов - правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки, при этом учитываются требования ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
При этом в Законе от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон) отсутствуют специальные нормы, регулирующие установление или изменение разрешенного использования земельных участков, образуемых в счет земельных долей, в связи с чем, в данном случае применяются правила, установленные Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Так, согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого, устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий.
Общий порядок проведения зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте. Вместе с тем, исходя из ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пункт 5 данной статьи предусматривает, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 1 ст. 13 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предусмотрено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 Закона.
При этом ст. 4 Данного Закона предусматривает, что минимальные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о землеустройстве.
Следует также отметить, что Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" непосредственно не предусматривает для граждан-дольщиков выдел (раздел) участка в счет долей с целью продолжения ведения сельскохозяйственного производстве вне крестьянского фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства либо распоряжения вновь образованным участком. Выдел доли не для ведения крестьянского фермерского хозяйства либо личного подсобного хозяйства, а для сельскохозяйственного производства допускается только юридическим лицам.
Согласно ч. 1 ст. 33 ЗК РФ, Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество. Таким образом, указанная правовая норма содержит исчерпывающий перечень целей предоставления гражданам земель сельхозназначения и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку.
Согласно ст. 1 Закона Московской области от 17.06.2003 г. N 63/200-03 "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области", минимальный размер земельного участка, предоставляемого гражданину для садоводства, составляет 2000 кв. м.
Как следует из представленных суду документов, после раздела спорного земельного участка, площадь новых земельных участков не будет соответствовать установленному Законом предельному размеру площади.
Исходя из положений вышеуказанных норм Закона, с учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств по делу, суд пришел к выводу, что Управлением Росреестра по Московской области, обоснованно были истребованы документы, для установления правового статуса спорного земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения с целевым использованием для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, поскольку для выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предусмотрен специальный порядок, установленный Законом.
В связи с изложенным, доводы представителя заявителей о том, что документы в полном объеме были представлены Управлению, суд обоснованно посчитал несостоятельными.
В соответствии с абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Поскольку заявителями не были представлены все документы, необходимые для государственной регистрации права долевой собственности на земельный участок, в том числе и документы, касающиеся данных в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, так как спорный земельный участок относится категории земель сельскохозяйственного назначения с целевым использованием для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, суд пришел к правильному выводу, что не имеется правовых оснований для признания незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации, внесения изменений в записи ЕГРП на недвижимое имущество, земельный участок расположенный по адресу ***, а также признании незаконным решения регистрирующего органа Управления Росреестра Московской области об отказе в государственной регистрации раздела земельного участка и внесения изменения в запись Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об объекте недвижимости, земельный участок, расположенный по адресу ***.
Требования заявителей об обязании Управления Росреестра по Московской области вынести решение о постановке на кадастровый учет 18 земельных участков образовавшихся в результате раздела земельного участка расположенного по адресу Московская область, *** удовлетворению не подлежат, поскольку данные полномочия возложены на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области и решение данных вопросов не относится к компетенции Управления Росреестра по Московской области.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел уточненные требования заявителей являются несостоятельными, поскольку в письменном виде эти требования не подавались, из протокола судебного заседания следует, что представителем были поддержаны требования, решение по которым и вынес суд первой инстанции. Замечания на протокол судебного заседания в установленном порядке не подавались.
Другие доводы апелляционной жалобы направлены на неправильное толкование норм материального права и иную оценку собранных по делу доказательств, не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, фактически излагают позицию заявителей при рассмотрении дела. Суд первой инстанции, признав обоснованность приостановления государственной регистрации, и исходя из того, что заявителями законные требования, изложенные в письме Управления Росреестра по Московской области о приостановлении, не выполнены, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Судебная коллегия считает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ судебная коллегия.
определила:

Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 04 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу *** без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)