Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.02.2013 ПО ДЕЛУ N А25-755/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2013 г. по делу N А25-755/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2013 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Казаковой Г.В.,
судей: Марченко О.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бибулатовой Э.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Болурова Мудалифа Асламбиевича на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.10.2012 по делу N А25-755/2012 (судья Тебуева З.Х.)
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Болурова Мудалифа Асламбиевича (КЧР, ст. Кардоникская, ул. Украинская, д. 10; ОГРН 312091204700027, ИНН 090400864027)
к администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (КЧР, станица Зеленчукская, ул. Ленина, 81, ОГРН 1060912000621, ИНН 0912000551) о признании незаконными действий по отказу в предоставлении земельного участка в аренду,
третьи лица: Хасаут - Греческое сельское поселение (КЧР, Зеленчукский район, с. Хасаут-Греческое), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Карачаево-Черкесской Республике (КЧР, г. Черкесск, ул. Ленина, 38), Шидаков Эсен Тажинтинович (КЧР, станица Кардоникская, ул. Степная, 15),
при участии в судебном заседании представителей:
- от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Болурова М.А. - Болуров М.А. (лично), Биджиев М. С-М. (доверенность от 14.08.2012);
- от администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики - Батчаев О.Ш. (доверенность от 11.02.2013 N 01-117);
- от сельского поселения Хасаут - Греческое - не явились, извещены;
- от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Карачаево-Черкесской Республике - не явились, извещены;
- от третьего лица Шидакова Э.Т. не явились, извещены,

установил:

Глава Крестьянского фермерского хозяйства Болуров Мудалиф Асламбиевич (далее - заявитель, глава КФХ, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской республики с заявлением к Администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики (далее -заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконными действий по отказу в предоставлении земельного участка в аренду из земель сельскохозяйственного назначения для выпаса крупного рогатого скота (КРС), лошадей и овцепоголовья, площадью 237 555 кв. м, расположенного по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Зеленчукский район, ущелье Аксаут, слияние рек Аксаут и Марка (междуречье).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель требования уточнил (заявления 13.06.2012 и 05.09.2012) и просил признать незаконными действия администрации по отказу в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду и обязать администрацию предоставить в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 237 555 кв. м, расположенный по адресу: КЧР, Зеленчукский район, ущелье Аксаут, слияние рек Аксаут и Марка (междуречье). Обосновывая уточнения, заявитель сослался на статью 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", полагая, что принадлежность земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения предопределяет необходимость учета требований специального законодательства при решении вопроса о предоставлении участка в аренду, в связи с чем земельный участок в этом случае подлежит предоставлению без проведения соответствующей публикации и проведения торгов (т. 1, л.д. 137-139).
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.10.2012 по делу N А25-755/2012 в удовлетворении требования главы Крестьянско-фермерского хозяйства Болурова М.А. об обязании администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики предоставить Болурову Мудалифу Асламбиевичу в аренду испрашиваемый земельный участок, отказано. В остальной части требования главы Крестьянско-фермерского хозяйства Болурова М.А. удовлетворены. Признаны незаконными как противоречащие Земельному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" действия администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, выразившиеся в не предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для выпаса КРС, лошадей и овцепоголовья площадью 237555 кв. м, расположенного по адресу: Зеленчукский район, ущелье Аксаут, слияние рек Аксаут и Марка. Суд обязал администрацию Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики рассмотреть заявление Болурова Мудалифа Асламбиевича в установленном земельным законодательством порядке.
Судебный акт в удовлетворенной части мотивирован тем, что администрацией нарушены положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" при рассмотрении заявления Болурова М.А., в связи с чем администрации необходимо устранить допущенное нарушение права заявителя и с учетом положений указанных выше норм рассмотреть заявление Болурова М.А. Отказывая в удовлетворении требований в части возложения на администрацию обязанности предоставления предпринимателю земельного участка площадью 237555 кв. м, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что земельный участок не определен как оборотоспособный объект, в связи с чем требование об обязании администрации предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок не может быть удовлетворено, потому как заявлено преждевременно.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 08.10.2012 по делу N А25-755/2012, глава КФХ обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу в указанной части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, в остальной части оставить решение суда первой инстанции без изменения. Жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значения для правильного разрешения дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем принято незаконное и необоснованное решение.
В судебном заседании глава хозяйства и его представитель доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований к администрации об обязании предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок и принять по делу в указанной части новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, в остальной части оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Представитель администрации против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители сельского поселения Хасаут - Греческое, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Карачаево-Черкесской Республики, Шидакова Э.Т., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц, участвующих в деле.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.10.2012 по делу N А25-755/2012 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Болуров Мудалиф Асламбиевич зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 16.02.2012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 16.02.2012 серии 09 N 000651118 и выпиской из ЕГРИП от 20.04.2012 (т. 1, л.д. 11, 12-14).
На праве собственности заявителю принадлежит недвижимое имущество - жилой дом, расположенный по адресу: КЧР, Зеленчукский район, а. Красный Карачай, ул. Центральная, 6, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 09-АА N 158075 (т. 1, л.д. 25).
12.12.2011 Болуров М.А., не являясь ни предпринимателем, ни главой КФХ обратился в администрацию Зеленчукского муниципального района с заявлением от 12.12.2011 входящий N 980-Б о предоставлении ему в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для выпаса крупного рогатого скота, площадью 237 555 кв. м, расположенного по адресу: КЧР, Зеленчукский район, ущелье Аксаут, слияние рек Аксаут и Марка (междуречье). Заявление согласовано главой Хасаут-Гречесукого сельского поселения и к нему приложена схема расположения земельного участка площадью 237 555 кв. м, утвержденная главой Зеленчукского муниципального района (т. 1, л.д. 27-28).
В материалы дела заявителем представлен полис страхования животных от 16.10.2009 N 017/А/0086/026/09, в котором местом содержания животных указан адрес домовладения истца в а. Красный Карачай, что подтверждает доводы заявителя о его желании получить в аренду земельный участок для выпаса личного скота (т. 1, л.д. 26).
Болуровым М.А. 06.12.2011 был заключен договор N 397 с ООО "Земля и право" на выполнение комплекса геодезических и земельно-кадастровых работ по установлению границ земельного участка (межеванию) и произведена частичная оплата оказанных услуг в размере 2 000 руб., что подтверждается копией чека-ордера от 13.03.2012 (т. 1, л.д. 10, 29).
В порядке рассмотрения заявления Болурова М.А. от 12.12.2011, администрация направила в редакцию газеты "День Республики" письмо от 16.12.2011 за исх. N 01-1627 с просьбой разместить в газете соответствующее объявление (т. 1, л.д. 30).
Информация о предоставлении в аренду земельного участка по испрашиваемому адресу и приему заявлений в течение месяца со дня публикации была опубликована в печатном органе 29.12.2011 (т. 1, л.д. 32).
В том же печатном органе 28.01.2012 администрацией было аннулировано объявление от 29.12.2011 о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду со ссылкой на отсутствие финансов и не сформирование земельного участка (т. 1, л.д. 33).
14.02.2012 заявитель обратился в администрацию с просьбой вынести постановление о выделении ему в аренду земельного участка площадью 237 555 кв. м, расположенного по адресу: КЧР, Зеленчукский район, ущелье Аксаут, слияние рек Аксаут и Марка (Междуречье), указав на наличие публикации в газете с 29.12.2011 по 28.01.2012, что соответствует установленному законом 30-дневному сроку, и на возможность формирования земельного участка за счет собственных средств (т. 1, л.д. 34).
Администрация письмом от 21.02.2012 за исх. N 01-Б-76 сообщила, что ранее данное объявление о выделении земельного участка в аренду аннулировано в связи с не завершением процедуры инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения и не сформированием испрашиваемого земельного участка (т. 1, л.д. 35).
Болуров М.А., не согласившись с действиями администрации, обратился в суд с заявленными требованиями о защите нарушенного права.
Решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований главы КФХ не обжалуется, а поэтому в порядке апелляционного производства пересмотру не подлежит.
Суд апелляционной инстанции, проверив в апелляционном порядке решение суда первой инстанции в обжалуемой части, пришел к выводу, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных предпринимателем требований об обязании администрации Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики предоставить Болурову Мудалифу Асламбиевичу в аренду испрашиваемый земельный участок по следующим основаниям.
Объектами земельных отношений в соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) определено, что существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), может быть подтверждено только государственным кадастровым учетом недвижимого имущества, под которым признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости описание местоположения границ земельного участка является сведениями об уникальных характеристиках объекта недвижимости и вносится в государственный кадастр недвижимости.
Статьей 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), установлено, что в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Судом первой инстанции установлено, что земельный участок площадью 237 555 кв. м, расположенный по адресу: КЧР, Зеленчукский район, ущелье Аксаут, слияние рек Аксаут и Марка (междуречье) в районе аула Красный Карачай, предназначен для сельскохозяйственного использования и относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение таким участком осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно пункту 2 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Как следует из статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, при предоставлении находящихся в муниципальной собственности земельных участков для целей, не связанных со строительством, органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого соответствующие органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что основанием опубликования администрацией объявления о принятии заявок на приобретение права аренды испрашиваемого земельного участка послужило обращение Болурова М.А. от 12.12.2011, а при отказе в предоставлении земельного участка Болурову М.А., выраженных в аннулировании объявления в газете 28.01.2012 (косвенно) и в письме от 21.02.2012, администрация указала на не завершение инвентаризации сельскохозяйственных земель в районе и не сформированием земельного участка площадью 237 555 кв. м.
Как следует из сообщения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра по КЧР" от 23.07.2012 N 892, изложенного в отзыве на заявленные требования, земельный участок площадью 237 555 кв. м, расположенный по адресу: КЧР, Зеленчукский район, ущелье Аксаут, слияние рек Аксаут и Марка (междуречье) не состоит на кадастровом учете и по указанному земельному участку отсутствует какая-либо информация (том 1, л.д. 84).
Суд первой инстанции, установив, что земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 237 555 кв. м, не обладает характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, на кадастровом учете не состоит, пришел к правильному выводу, что испрашиваемый земельный участок не может быть предметом договора аренды, а поэтому требования об обязании администрацию предоставить в аренду испрашиваемый земельный участок не подлежит удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, доводы Болурова М.А., изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Доводы жалобы о том, что заявление о предоставлении земельного участка подано в порядке реализации статьи 12 Федерального закона N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", положения которой не предусматривают обязательной публикации сообщения о предстоящем предоставлении специальным субъектам (фермерам) земельных участков сельскохозяйственного назначения и являются специальными по отношению к общим нормам Земельного кодекса РФ и Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в связи с чем последние применению не подлежат, отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 81 Земельного кодекса РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В силу статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском(фермерском) хозяйстве" граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды земельных участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); предполагаемое местоположение земельных участков.
К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.
Таким образом, при предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства нормы Федерального закона N 74-ФЗ являются специальными по отношению к общим нормам Земельного кодекса РФ и имеют приоритет.
Согласно статье 5 Федерального закона N 74-ФЗ фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 2 статьи 23 Гражданского кодекса РФ и пункт 3 статьи 1 Федерального закона N 74-ФЗ).
Между тем судом установлено, что глава КФХ Болуров М.А. приобрел статус индивидуального предпринимателя только с 16.02.2012, обращаясь 12.12.2011 с заявлением в администрацию о предоставлении земельного участка, Болуров М.А. указал только о желании приобрести земельный участок в аренду для целей сельскохозяйственного производства, а не для создания крестьянско-фермерского хозяйства.
Кроме того, поскольку порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского фермерского хозяйства в случае, если на земельный участок претендуют несколько лиц, Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не урегулирован, право на заключение договоры аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации.
Других доказательств в обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель суду апелляционной инстанции не представил, а поэтому доводы жалобы не могут быть приняты на основании вышеуказанного и отклоняются судом за необоснованностью.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.10.2012 по делу N А25-755/2012 в обжалуемой части является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 08.10.2012 по делу N А25-755/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Г.В.КАЗАКОВА

Судьи
О.В.МАРЧЕНКО
З.М.СУЛЕЙМАНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)