Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 25.04.2013 N Ф09-2489/13 ПО ДЕЛУ N А76-15140/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 апреля 2013 г. N Ф09-2489/13

Дело N А76-15140/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Столярова А.А., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Челябинской области (далее - кадастровая палата) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.11.2012 по делу N А76-15140/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Поступившее 27.03.2013 в адрес Федерального арбитражного суда Уральского округа от закрытого акционерного общества производственно-коммерческого предприятия "БОВИД" (далее - общество "БОВИД") ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Общество "БОВИД" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к кадастровой палате и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:02:10 002:0018 площадью 15 169 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов - для эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводской район, ул. Линейная, 98, в размере рыночной стоимости в размере 10 728 000 руб.; об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 74:36:02:10 002:0018 площадью 15 169 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов - для эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводской район, ул. Линейная, 98, в размере рыночной стоимости в размере 10 728 000 руб. для целей налогообложения с 01.01.2012.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.11.2012 (судья Шумакова С.М.) исковые требования к кадастровой палате удовлетворены частично, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:02:10 002:0018 площадью 15 169 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов - для эксплуатации производственной базы, расположенного по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводской район, ул. Линейная, 98, в размере рыночной стоимости в размере 10 728 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований к кадастровой палате и в удовлетворении исковых требований к Управлению Росреестра отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 (судьи Карпачева М.И., Богдановская Г.Н., Суспицина Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе кадастровая палата просит обжалуемые судебные акты отменить, отказать в удовлетворении исковых требований к кадастровой палате, ссылаясь на нарушение судами ч. 3 ст. 1, ч. 5 ст. 4, ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ), ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Заявитель полагает, что кадастровая палата не является надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров, поскольку филиал кадастровой палаты не наделен полномочиями по признанию и установлению кадастровой стоимости земельных участков. Кадастровая палата также указывает на необходимость привлечения к участию в деле в качестве ответчиков органа местного самоуправления и Правительства Челябинской области.
В отзыве на кассационную жалобу общество "БОВИД" возражает против изложенных в ней доводов, считает их необоснованными, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.

Как установлено судами, общество "БОВИД" является собственником земельного участка с кадастровым номером 74:36:02 10 002:0018 площадью 15 169 кв. м, находящегося по адресу: г. Челябинск, Тракторозаводский район, ул. Линейная, 98.
Из кадастрового паспорта от 11.02.2012 N 7400/101/12-22692 следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:02 10 002:0018 составляет 42 004 932 руб. 97 коп. Названная кадастровая стоимость была рассчитана на основании кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П.
Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, а также полагая, что кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П, значительно превышает его рыночную стоимость, общество "БОВИД" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим иском. При этом истцом в материалы дела представлен отчет об оценке от 09.07.2012 N 026-05-1378, согласно которому рыночная стоимость названного земельного участка составляет 10 728 000 руб.
Частично удовлетворяя исковые требования к кадастровой палате, суды, установив несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, определили кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете от 09.07.2012 N 026-05-1378 по состоянию на 01.01.2010, и признали заявленные истцом требования к кадастровой палате обоснованными в части установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, определена на основании постановления Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П, и согласно данным кадастрового паспорта от 11.02.2012 N 7400/101/12-22692 составляет 42 004 932 руб. 97 коп.
Истцом в материалы дела представлен отчет об оценке N 026-05-1378, выполненный Южно-Уральской торгово-промышленной палатой, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 74:36:02:10 002:0018 по состоянию на 01.01.2010 составляет 10 728 000 руб.
Таким образом, внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в представленном истцом отчете оценщика.
Доказательств оспаривания указанного отчета, а также иного отчета в обоснование своих возражений ответчиками не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие возражений ответчиков относительно данных, содержащихся в отчете об оценке N 026-05-1378, а также принимая во внимание, что доказательств недостоверности названного отчета о рыночной стоимости земельных участков не представлено, суды удовлетворили заявленные требования в части установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что кадастровая палата не является надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров, о необходимости привлечения к участию в деле в качестве ответчиков органа местного самоуправления, Правительства Челябинской области были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
При этом суды верно указали, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на рыночную стоимость земельного участка должно быть обращено к органу кадастрового учета.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.11.2012 по делу N А76-15140/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Ю.СМИРНОВ

Судьи
А.А.СТОЛЯРОВ
З.Г.СЕМЕНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)