Судебные решения, арбитраж
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Ильичевой Т.В.,
судей: Рогачевой В.В. и Рябинина К.В.,
при секретаре: К.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Лужского муниципального района Ленинградской области на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 05 июля 2013 года по гражданскому делу N 2-1281/2013 по иску И. к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании заключить договор аренды земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., объяснения представителя истца И. К.Е., полагавшего, что отсутствуют основания для отмены обжалуемого решения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
И. 07 июня 2013 года обратился в Лужский городской суд Ленинградской области с иском к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании заключить договор аренды земельного участка площадью 5.000 кв. м, с кадастровым N, расположенного в <адрес>.
В обоснование своих требований истец указал, что 14.02.2008 г. он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства. Администрация Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района письмом N от 13.03.2008 г. ходатайствовала о рассмотрении указанного вопроса на заседании межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории Лужского муниципального района. Решением межведомственной комиссии от 28.05.2008 г. его заявка удовлетворена, постановлено оформить отвод земельного участка. 26 июня 2008 года в газете "Лужская правда" опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду спорного земельного участка. В дальнейшем была подготовлена и утверждена постановлением администрации Лужского муниципального района N от 01.06.2012 г. схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане и подготовлен межевой план земельного участка. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему N.
Таким образом, им были выполнены все предусмотренные ст. ст. 30, 31 ЗК РФ условия для получения спорного земельного участка в аренду. Несмотря на это, письмом от 18.04.2013 г. администрации Лужского муниципального района Ленинградской области отказала ему в предоставлении земельного участка в аренду и уведомила о принятии решения о продаже данного земельного участка с аукциона (л.д. 3 - 4).
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 05 июля 2013 года администрация Лужского муниципального района Ленинградского области обязана заключить с И. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу договор аренды земельного участка площадью 5.000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым N, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, сроком на 10 лет (л.д. 52 - 59).
Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области подала апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить и принять новое. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что в соответствии с п. 1.2 ст. 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Сам по себе факт обращения гражданина или юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка не свидетельствует о возникновении у него права на данный земельный участок. Вопрос о целесообразности принятия органом местного самоуправления какого-либо решения относится к исключительной компетенции данного органа и не подлежит судебной оценке.
Ответчиком с соблюдением процедуры, установленной ЗК РФ и Положением о межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории муниципальных образований Лужского муниципального района, утвержденным Постановлением администрации Лужского муниципального района Ленинградской области N 49 от 01.02.2008 г., принято решение о предоставлении спорного земельного участка путем проведения аукциона. Тем самым будет обеспечено его предоставление на основании принципов публичности, открытости, доступности и эффективности. Права истца проведением аукциона не нарушены, так как он вправе в нем участвовать.
Письмо ответчика от 18.04.2013 г. об отказе в предоставлении истцу спорного земельного участка не является муниципальным правовым актом и не может быть оспорено в суде как решение администрации муниципального образования (л.д. 62 - 64).
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя ответчика администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания (л.д. 84).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 11 ст. 30 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства предварительное согласование места размещения объекта не проводится.
Пунктом 4 ст. 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта. При этом подпунктом 3 пункта 4 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что передача земельных участков в аренду для строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка иные заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся с соответствующим заявлением. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия (п. 8 ст. 30 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что И. 14.02.2008 г. обратился к главе администрации Лужского муниципального района Ленинградской области с заявлением о выделении ему земельного участка площадью 5.000 кв. м в <адрес> для индивидуального строительства (л.д. 6).
Администрация Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района письмом N от 13.03.2008 г. ходатайствовала о рассмотрении указанного вопроса на заседании межведомственной комиссии по выбору земельных участков на территории Лужского муниципального района (л.д. 7).
Решением межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории Лужского муниципального района Ленинградской области от 28.05.2008 г. заявление И. удовлетворено, принято решение об отводе земельного участка в установленном законом порядке (л.д. 8).
26 июня 2008 года в газете "Лужская правда" опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков, в том числе, земельного участка площадью 5.000 кв. м в <адрес> (л.д. 22 - 23).
По истечении месяца со дня опубликования вышеуказанного сообщения заявлений о предоставлении спорного земельного участка в аренду ответчику не поступило.
По заявке истца МУП "Лужское архитектурно-планировочное бюро" подготовило схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане, которая утверждена постановлением администрации Лужского муниципального района N от 01.06.2012 г. (л.д. 9 - 15, 20 - 21).
04 июня 2012 года по заказу И. МУП "Лужское архитектурно-планировочное бюро" составлен межевой план спорного земельного участка; его границы согласованы со всеми смежными землепользователями (л.д. 24 - 34). По результатам межевания спорный земельный участок 11.12.2012 г. поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового N (л.д. 35 - 36).
Письмом от 18.04.2013 г. за N администрация Лужского муниципального района Ленинградской области отказала истцу в предоставлении спорного земельного участка в аренду и уведомила о принятии решения о его продаже на аукционе (л.д. 37).
Удовлетворяя требования истца и обязывая ответчика заключить с ним договор аренды спорного земельного участка, суд первой инстанции обоснованно руководствовался вышеуказанными положениями ЗК РФ, из которых следует, что на основании заявления гражданина о предоставлении ему земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства органом местного самоуправления принимается одно из двух решений: о проведении торгов (конкурсов, аукционов) либо о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов.
В данном случае, ответчиком принято решение о предоставлении истцу спорного земельного участка без проведения торгов. Изменение в дальнейшем данного решения возможно только в одном случае: если после публикации в средствах массовой информации сообщения о предстоящем предоставлении в аренду спорного земельного участка в отношении него поступит больше, чем одна заявка. Так как единственным претендентом на спорный земельный участок после публикации в газете "Лужская правда" остался истец, ответчик в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ обязан в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета данного участка заключить с истцом договор аренды.
При таких обстоятельствах, отказ ответчика в заключении с истцом договора аренды со ссылкой на то, что им принято решение о продаже спорного земельного участка на аукционе, оформленный письмом от 18.04.2013 г., является неправомерным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что письмо от 18.04.2013 г. не является муниципальным правовым актом и не может быть оспорено в качестве решения органа местного самоуправления представляются необоснованными. Из содержания данного письма следует, что им оформлено предусмотренное п. 9 ст. 30 ЗК РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства, которое может быть обжаловано в суд.
В данном случае самостоятельных требований об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка для индивидуального строительства истцом не заявлено. Оценка законности данного отказа дается судом при рассмотрении требований истца об обязании ответчика заключить с ним договор аренды спорного земельного участка. В связи с тем, что данный отказ является незаконным, решением суда ответчик на основании п. 10 ст. 30 ЗК РФ обязан предоставить истцу в аренду спорный земельный участок.
Также ни на чем не основаны и доводы ответчика о правомерности его действий со ссылкой на утвержденное Постановлением главы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области N 49 от 01.02.2008 г. Положение о межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории муниципальных образований Лужского муниципального района.
Данным Положением регламентирован порядок рассмотрения заявлений юридических лиц и граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков, и порядок принятия по ним решений.
В частности, порядок рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства определен в п. п. 3.2.1 - 3.2.2 Положения, из которых следует, что по итогам рассмотрения таких заявлений с приложенными к ним документами администрация Лужского муниципального района информирует население через газету "Лужская правда" о намерении предоставить земельные участки для жилищного строительства. По истечении месяца после опубликования информации принимается решение о заключении договора аренды или проведении аукциона по продаже земельного участка в установленном законом порядке.
Указанные выше положения нормативного правового акта органа местного самоуправления не находятся в противоречии с ЗК РФ и не содержат каких-либо исключений из общих правил предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Из них следует, что по истечении месяца после опубликования сообщения о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков принимается решение о заключении договора аренды. Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка может быть принято в установленном законом порядке, то есть в случае, если по результатам публикации поступило более одного заявления о его предоставлении (абзац 4 п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1.2 ст. 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Ответчик в обоснование своих возражений ссылается на вышеуказанное положение закона, однако нормативно-правовых актов, содержащих подобный перечень случаев, им не принято.
Необоснованного вмешательства в деятельность органа местного самоуправления судом первой инстанции не допущено. В обжалуемом решении судом дана оценка действий ответчика на их соответствие требованиям действующего законодательства, а не оценка целесообразности принятия ответчиком того или иного решения.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что истцом полностью соблюдена процедура предоставления спорного земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, а ответчиком - лишь до момента, когда потребовалось заключить договор аренды. Дав надлежащую оценку собранным по делу доказательствам и правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 05 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лужского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 12.09.2013 N 33-4362/2013
Разделы:Землепользование (аренда земли); Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 сентября 2013 г. N 33-4362/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Ильичевой Т.В.,
судей: Рогачевой В.В. и Рябинина К.В.,
при секретаре: К.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Лужского муниципального района Ленинградской области на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 05 июля 2013 года по гражданскому делу N 2-1281/2013 по иску И. к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании заключить договор аренды земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Рогачевой В.В., объяснения представителя истца И. К.Е., полагавшего, что отсутствуют основания для отмены обжалуемого решения, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
И. 07 июня 2013 года обратился в Лужский городской суд Ленинградской области с иском к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области об обязании заключить договор аренды земельного участка площадью 5.000 кв. м, с кадастровым N, расположенного в <адрес>.
В обоснование своих требований истец указал, что 14.02.2008 г. он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства. Администрация Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района письмом N от 13.03.2008 г. ходатайствовала о рассмотрении указанного вопроса на заседании межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории Лужского муниципального района. Решением межведомственной комиссии от 28.05.2008 г. его заявка удовлетворена, постановлено оформить отвод земельного участка. 26 июня 2008 года в газете "Лужская правда" опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду спорного земельного участка. В дальнейшем была подготовлена и утверждена постановлением администрации Лужского муниципального района N от 01.06.2012 г. схема расположения спорного земельного участка на кадастровом плане и подготовлен межевой план земельного участка. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему N.
Таким образом, им были выполнены все предусмотренные ст. ст. 30, 31 ЗК РФ условия для получения спорного земельного участка в аренду. Несмотря на это, письмом от 18.04.2013 г. администрации Лужского муниципального района Ленинградской области отказала ему в предоставлении земельного участка в аренду и уведомила о принятии решения о продаже данного земельного участка с аукциона (л.д. 3 - 4).
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 05 июля 2013 года администрация Лужского муниципального района Ленинградского области обязана заключить с И. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу договор аренды земельного участка площадью 5.000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым N, с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства, категория земель - земли населенных пунктов, сроком на 10 лет (л.д. 52 - 59).
Администрация Лужского муниципального района Ленинградской области подала апелляционную жалобу на указанное решение суда, просит его отменить и принять новое. В обоснование своей жалобы ответчик указал, что в соответствии с п. 1.2 ст. 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах. Сам по себе факт обращения гражданина или юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка не свидетельствует о возникновении у него права на данный земельный участок. Вопрос о целесообразности принятия органом местного самоуправления какого-либо решения относится к исключительной компетенции данного органа и не подлежит судебной оценке.
Ответчиком с соблюдением процедуры, установленной ЗК РФ и Положением о межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории муниципальных образований Лужского муниципального района, утвержденным Постановлением администрации Лужского муниципального района Ленинградской области N 49 от 01.02.2008 г., принято решение о предоставлении спорного земельного участка путем проведения аукциона. Тем самым будет обеспечено его предоставление на основании принципов публичности, открытости, доступности и эффективности. Права истца проведением аукциона не нарушены, так как он вправе в нем участвовать.
Письмо ответчика от 18.04.2013 г. об отказе в предоставлении истцу спорного земельного участка не является муниципальным правовым актом и не может быть оспорено в суде как решение администрации муниципального образования (л.д. 62 - 64).
Дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие представителя ответчика администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания (л.д. 84).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 11 ст. 30 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства предварительное согласование места размещения объекта не проводится.
Пунктом 4 ст. 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта. При этом подпунктом 3 пункта 4 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что передача земельных участков в аренду для строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка иные заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся с соответствующим заявлением. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия (п. 8 ст. 30 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что И. 14.02.2008 г. обратился к главе администрации Лужского муниципального района Ленинградской области с заявлением о выделении ему земельного участка площадью 5.000 кв. м в <адрес> для индивидуального строительства (л.д. 6).
Администрация Осьминского сельского поселения Лужского муниципального района письмом N от 13.03.2008 г. ходатайствовала о рассмотрении указанного вопроса на заседании межведомственной комиссии по выбору земельных участков на территории Лужского муниципального района (л.д. 7).
Решением межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории Лужского муниципального района Ленинградской области от 28.05.2008 г. заявление И. удовлетворено, принято решение об отводе земельного участка в установленном законом порядке (л.д. 8).
26 июня 2008 года в газете "Лужская правда" опубликовано сообщение о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков, в том числе, земельного участка площадью 5.000 кв. м в <адрес> (л.д. 22 - 23).
По истечении месяца со дня опубликования вышеуказанного сообщения заявлений о предоставлении спорного земельного участка в аренду ответчику не поступило.
По заявке истца МУП "Лужское архитектурно-планировочное бюро" подготовило схему расположения спорного земельного участка на кадастровом плане, которая утверждена постановлением администрации Лужского муниципального района N от 01.06.2012 г. (л.д. 9 - 15, 20 - 21).
04 июня 2012 года по заказу И. МУП "Лужское архитектурно-планировочное бюро" составлен межевой план спорного земельного участка; его границы согласованы со всеми смежными землепользователями (л.д. 24 - 34). По результатам межевания спорный земельный участок 11.12.2012 г. поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового N (л.д. 35 - 36).
Письмом от 18.04.2013 г. за N администрация Лужского муниципального района Ленинградской области отказала истцу в предоставлении спорного земельного участка в аренду и уведомила о принятии решения о его продаже на аукционе (л.д. 37).
Удовлетворяя требования истца и обязывая ответчика заключить с ним договор аренды спорного земельного участка, суд первой инстанции обоснованно руководствовался вышеуказанными положениями ЗК РФ, из которых следует, что на основании заявления гражданина о предоставлении ему земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства органом местного самоуправления принимается одно из двух решений: о проведении торгов (конкурсов, аукционов) либо о приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов.
В данном случае, ответчиком принято решение о предоставлении истцу спорного земельного участка без проведения торгов. Изменение в дальнейшем данного решения возможно только в одном случае: если после публикации в средствах массовой информации сообщения о предстоящем предоставлении в аренду спорного земельного участка в отношении него поступит больше, чем одна заявка. Так как единственным претендентом на спорный земельный участок после публикации в газете "Лужская правда" остался истец, ответчик в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ обязан в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета данного участка заключить с истцом договор аренды.
При таких обстоятельствах, отказ ответчика в заключении с истцом договора аренды со ссылкой на то, что им принято решение о продаже спорного земельного участка на аукционе, оформленный письмом от 18.04.2013 г., является неправомерным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что письмо от 18.04.2013 г. не является муниципальным правовым актом и не может быть оспорено в качестве решения органа местного самоуправления представляются необоснованными. Из содержания данного письма следует, что им оформлено предусмотренное п. 9 ст. 30 ЗК РФ решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства, которое может быть обжаловано в суд.
В данном случае самостоятельных требований об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка для индивидуального строительства истцом не заявлено. Оценка законности данного отказа дается судом при рассмотрении требований истца об обязании ответчика заключить с ним договор аренды спорного земельного участка. В связи с тем, что данный отказ является незаконным, решением суда ответчик на основании п. 10 ст. 30 ЗК РФ обязан предоставить истцу в аренду спорный земельный участок.
Также ни на чем не основаны и доводы ответчика о правомерности его действий со ссылкой на утвержденное Постановлением главы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области N 49 от 01.02.2008 г. Положение о межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков на территории муниципальных образований Лужского муниципального района.
Данным Положением регламентирован порядок рассмотрения заявлений юридических лиц и граждан, заинтересованных в предоставлении земельных участков, и порядок принятия по ним решений.
В частности, порядок рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства определен в п. п. 3.2.1 - 3.2.2 Положения, из которых следует, что по итогам рассмотрения таких заявлений с приложенными к ним документами администрация Лужского муниципального района информирует население через газету "Лужская правда" о намерении предоставить земельные участки для жилищного строительства. По истечении месяца после опубликования информации принимается решение о заключении договора аренды или проведении аукциона по продаже земельного участка в установленном законом порядке.
Указанные выше положения нормативного правового акта органа местного самоуправления не находятся в противоречии с ЗК РФ и не содержат каких-либо исключений из общих правил предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Из них следует, что по истечении месяца после опубликования сообщения о предстоящем предоставлении в аренду земельных участков принимается решение о заключении договора аренды. Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка может быть принято в установленном законом порядке, то есть в случае, если по результатам публикации поступило более одного заявления о его предоставлении (абзац 4 п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ).
В соответствии с п. 1.2 ст. 30 ЗК РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Ответчик в обоснование своих возражений ссылается на вышеуказанное положение закона, однако нормативно-правовых актов, содержащих подобный перечень случаев, им не принято.
Необоснованного вмешательства в деятельность органа местного самоуправления судом первой инстанции не допущено. В обжалуемом решении судом дана оценка действий ответчика на их соответствие требованиям действующего законодательства, а не оценка целесообразности принятия ответчиком того или иного решения.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что истцом полностью соблюдена процедура предоставления спорного земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства, а ответчиком - лишь до момента, когда потребовалось заключить договор аренды. Дав надлежащую оценку собранным по делу доказательствам и правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для его отмены или изменения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Лужского городского суда Ленинградской области от 05 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лужского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)