Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 05.04.2013 ПО ДЕЛУ N А32-6901/2010

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2013 г. по делу N А32-6901/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 2 апреля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 5 апреля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674) - Синицына С.А. (доверенность от 02.07.2012), в отсутствие представителя заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2012 (судья Савин Р.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 (судьи Авдонина О.Г., Галов В.В., Мисник Н.Н.) по делу N А32-6901/2010, установил следующее.
ОАО "Туапсинский морской торговый порт" (далее - порт, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - управление), в котором просило признать незаконным бездействие управления, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения о предоставлении в собственность обществу за плату земельного участка площадью 873 кв. м с кадастровым номером 23:51:01 02 016:0022, расположенного по адресу: г. Туапсе, ул. Гагарина, (далее - земельный участок) и обязать управление принять решение о предоставлении земельного участка обществу в собственность за плату, подготовить в месячный срок проект соответствующего договора купли-продажи и направить его для подписания обществу (с учетом изменения предмета первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012, заявленные требования порта удовлетворены в полном объеме.
Суды пришли к выводам о том, что земельный участок не вошел в состав территорий морского порта, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2009 N 1243-р, не относится к категории земель транспорта, на нем расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие обществу на праве собственности и не используемые для обеспечения производственной деятельности порта, не предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения государственного контроля и надзора в морском порту (письмом капитана морского порта Туапсе от 17.11.2010 N 1484/8). Земельный участок не зарезервирован для перспективного развития порта Туапсе, не ограничен в обороте и может находиться в собственности лица, обладающего титулом собственника в отношении объекта недвижимости, расположенного на спорном земельном участке.
Управление обжаловало судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Кодекса.
Доводы кассационной жалобы сводятся к тому, что земельный участок ограничен в обороте, так как относится к землям транспорта, и не может быть передан в частную собственность.
В своем отзыве на кассационную жалобу общество просит оспариваемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, считая необоснованным довод управления относительно принадлежности земельного участка к категории земель, ограниченных в обороте.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является собственником здания гидрогруппы с ТП-55 общей площадью 109,9 кв. м (литеры Б, Б1, б), а также здания мастерской общей площадью 54,1 кв. м (литера Г), расположенных по адресу: г. Туапсе, ул. Гагарина, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр).
Указанные объекты располагаются на земельном участке, что подтверждено ситуационным планом и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Земельный участок принадлежит на праве собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации и выписка из реестра).
Порт использует земельный участок на основании договора аренды от 16.01.2002 N 5100000991 со сроком действия до 19.06.2045, зарегистрированного в реестре в установленном законом порядке.
16 декабря 2009 года общество обратилось в управление с заявлением N 27/ОПР-848 (далее - заявление) о передаче ему в собственность за плату земельного участка, предоставив управлению документы, перечень которых утвержден приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30.07.2007 N 370.
Бездействие управления в вопросе принятия решения по заявлению общества явилось основанием для обращения последнего в арбитражный суд.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Кодекса и разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения о признании ненормативных актов, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными (незаконными) являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными актами, действиями (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса определено, что, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В пункте 3 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон N 178-ФЗ) также закреплено право собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, получить указанные земельные участки в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования в собственность.
Исключительность права на приватизацию земельного участка заключается в том, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление Пленума N 11).
Для приобретения прав на земельный участок необходимо обращение гражданина или юридического лица в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок, к которому прилагаются документы, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (пункты 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса).
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Решение о предоставлении земельного участка на праве собственности заявителю должно быть принято названными органами в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи 36 Земельного кодекса заявления, а в последующий месяц должна быть осуществлена подготовка проекта договора купли-продажи земельного участка и его направление заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
С учетом того, что с заявлением о предоставлении земельного участка общество обратилось 16.12.2009, управление не позднее 16.01.2010 было обязано принять мотивированное, нормативно обоснованное решение по вопросу о предоставлении обществу земельного участка в собственность за плату.
Управление возложенную на него законом обязанность не исполнило, отказ в удовлетворении обращения, как и проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка обществу не направило.
Пунктом 4 постановления Пленума N 11 разъяснена необходимость оценки доводов исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Управление в отзывах на заявление, апелляционную и кассационную жалобы ссылается на существующее ограничение земельного участка в обороте.
Частью 2 статьи 27 Земельного кодекса установлен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте. В отношении земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте, федеральными законами могут быть установлены исключения из названного правила.
К числу находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, ограниченных в обороте, частью 5 статьи 27 Земельного кодекса отнесены земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров, а также расположенные под объектами гидротехнических сооружений. Также запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (часть 8 статьи 27 Земельного кодекса).
В соответствии со статьей 90 Земельного кодекса к землям транспорта относятся земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным названным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пункт 13 статьи 4 Закона N 261-ФЗ территорию морского порта определяет как земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки.
Границами морского порта, в силу статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), являются границы его территории и акватории.
Границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации.
В отношении порта Туапсе границы территории морского порта установлены распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2010 N 1243-р "Об установлении границ морского порта Туапсе (Краснодарский край)".
Согласно частям 3, 4 статьи 28 Закона N 261-ФЗ земельные участки в границах морского порта не предоставляются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность, за исключением земельных участков в границах территории морского порта, занятых портовыми гидротехническими сооружениями, созданными или приобретенными за счет средств инвесторов (индивидуальных предпринимателей или юридических лиц), а также земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, и искусственные земельные участки, созданные индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами на водных объектах в соответствии с Федеральным законом "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Земельный участок не входит в границы морского порта Туапсе, что не оспаривается лицами, участвующими в деле, и подтверждается письмами ФГУ "Администрация морского порта Туапсе" от 16.04.2010 N 474/8 и Росморречфлота от 03.06.2010 N ИЗ-24/5352.
По договору аренды земельный участок был предоставлен обществу для размещения склада.
Согласно заключению отдела архитектуры и градостроительства администрации Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 07.09.2012 N 11-31/40-348 земельный участок используется обществом для размещения склада открытого хранения строительных материалов, противопожарного оборудования, что соответствует разрешенному использованию и правилам землепользования и застройки Туапсинского городского поселения Туапсинского района, утвержденных ХХХХI сессией Туапсинского городского поселения Туапсинского района от 13.11.2010 N 41.24 (т. 2 л.д. 62).
Письмо ФГУ "АМП Туапсе" от 17.11.2010 N 1484/8 содержит сведения о том, что на земельном участке располагаются объекты общества, которые не относятся к объектам инфраструктуры морского порта, так как они не предназначены для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения государственного контроля и надзора в морском порту. Ввиду того, что земельный участок для обеспечения деятельности морского порта не предназначен, деятельность общества по его использованию нельзя отнести или связать с деятельностью по оказанию услуг, обычно оказываемых в морском порту.
Свидетельством о государственной регистрации права собственности Российской Федерации серии 23-АБ от 15.09.2003 N 224584 и кадастровым паспортом от 13.05.2009 N 2343/12/09-341132 подтверждена относимость земельного участка к категории земель населенных пунктов.
В нарушение положений статьи 65 Кодекса управление не представило доказательства того, что категория спорного земельного участка изменялась в соответствии с положениями Федерального закона Российской Федерации от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Испрашиваемый земельный участок также не зарезервирован для перспективного развития порта Туапсе.
В связи с этим, довод управления о наличии ограничений в обороте земельного участка правомерно признан судами необоснованным.
Согласно пункту 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Наличие у общества возможности использования земельного участка на основании договора аренды, заключенного до 2045 года, не препятствует реализации права на его приватизацию.
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 по делу N А32-6901/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.А.АНЦИФЕРОВ
Судьи
А.И.МЕЩЕРИН
И.В.СИДОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)