Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 20.09.2013 ПО ДЕЛУ N А27-9355/2012

Разделы:
Земли особо охраняемых территорий и их объектов; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2013 г. по делу N А27-9355/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Тамашакина С.Н.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Кемеровского муниципального района (заинтересованного лица) на решение от 18.03.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Гуль Т.И.) и постановление от 05.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Бородулина И.И., Жданова Л.И.) по делу N А27-9355/2012 по заявлению Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (125310 г. Москва, шоссе Волоколамское, 88, стр. 3, ОГРН 1107799010010, ИНН 7733184810) к администрации Кемеровского муниципального района (650099 г. Кемерово, ул. Совхозная, дом 1 "А", ОГРН 1024202052049, ИНН 4234002138) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка.
Суд

установил:

Общероссийская общественно-государственная организация "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - ДОСААФ России) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к администрации Кемеровского муниципального района (далее - администрация) о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 19.01.2012 N 323, в предоставлении в собственность за плату земельного участка под базу отдыха площадью 15 070 (+/-214,83) м 2, расположенного по адресу: Кемеровский район, д. Городок.
Требования со ссылкой на статьи 28, 29, 33, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) мотивированы правом заявителя как собственника недвижимого имущества на приобретение в собственность земельного участка.
Постановлением от 17.12.2012 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение от 21.06.2012 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 18.09.2012, которыми было отказано в удовлетворении заявленных требований, отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела суду необходимо дать оценку содержанию сообщения администрации, изложенному в письме от 19.01.2012 N 323, с учетом того, что испрашиваемый земельный участок сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет, что ДОСААФ России обратилось за предоставлением земельного участка в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для осуществления своей деятельности.
Решением от 18.03.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 05.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования ДОСААФ России удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе администрация, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Администрация не согласна с выводом судов о том, что она не вправе была отказать ДОСААФ России в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый земельный участок, поскольку ДОСААФ России 26.12.2011 обращалось с заявлением о приобретении прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения (копия имеется в материалах дела).
Кроме того, податель жалобы считает, что судами неправильно истолкованы положения статьи 36 ЗК РФ, так как не учтено, что при предоставлении прав на землю по упрощенной процедуре, предусмотренной названной статьей, необходимо установить размер участка, фактически используемого при эксплуатации сооружения, на которое распространяется предоставленное законом преимущество; размеры земельного участка, необходимого для использования здания, строения, сооружения, должны определяться в каждом конкретном случае с учетом назначения находящегося на нем объекта.
Указывает, что действующим законодательством и законодательством на момент выдачи ДОСААФ России государственного акта от 17.11.1986 на землю не было предусмотрено ограничений по площади земельных участков, передаваемых в постоянное (бессрочное) пользование.
Заинтересованное лицо также полагает, что представленный ДОСААФ России расчет выполнен в отношении базы отдыха, однако право собственности зарегистрировано ДОСААФ России на самостоятельные объекты недвижимости, доказательства того, что эти объекты образуют базу отдыха, в материалах дела отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу ДОСААФ России возражает против удовлетворения кассационной жалобы ввиду несостоятельности содержащихся в жалобе аргументов.
ДОСААФ России, администрация о времени и месте слушания дела извещены, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что ДОСААФ России является собственником строений и сооружений, составляющих базу отдыха: летних домиков NN 1-5, ТП 190 ВЛ-0,4 кВ, скважины с приграничной территорией (свидетельства о государственной регистрации права от 14.10.2011 NN 810019, 810229, 42 810309, 735181, 735180, 840719, 840348), находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 42:04:0216006:1, площадью 15 070 (+/-214,83) м 2, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования: под базу отдыха, расположенного по адресу: Кемеровская область, Кемеровский муниципальный район, д. Городок.
Перечисленные объекты переданы ДОСААФ России общероссийской общественной организацией "Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО (ДОСААФ)" по акту приема-передачи от 17.12.2009 в связи с реорганизацией последней в форме преобразования.
На основании государственного акта от 17.11.1986 N 240887 Кемеровскому областному комитету ДОСААФ России для строительства базы отдыха в бессрочное пользование было предоставлено 9,4 га земли.
Распоряжением администрации Кемеровского района от 20.12.2005 N 3060-Р утверждены материалы инвентаризации земельного участка, относящегося к категории земель: земли особо охраняемых территорий и их объектов (рекреационного назначения), расположенного в д. Городок Старочервовской сельской территории общей площадью 1,5070 га, предоставленного ранее в постоянное (бессрочное) пользование под базу отдыха.
Сведения о названном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 21.07.2004 (кадастровая выписка о земельном участке от 15.04.2008 N К00/08ВД(ГКУ)-18281).
В декабре 2011 года ДОСААФ России подало заявление в администрацию о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 15 071 м 2 под базу отдыха.
Посчитав, что площадь испрашиваемого земельного участка многократно превышает площадь, которая занята объектами недвижимости, принадлежащими заявителю на праве собственности, администрация в письме от 19.01.2012 N 323 сообщила ДОСААФ России, что его заявление не может быть рассмотрено по существу.
Ссылаясь на незаконность отказа администрации в предоставлении заявителю в собственность спорного земельного участка и нарушение этим отказом прав и законных интересов в сфере экономической деятельности, ДОСААФ России оспорило его в арбитражном суде.
При удовлетворении требований ДОСААФ России суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности администрацией того, что площадь испрашиваемого ДОСААФ России земельного участка, в том числе с учетом его назначения и фактического использования не соответствует требованиям, предусмотренным статьями 33, 36 ЗК РФ.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, содержанию представленных в дело доказательств, оценка которым дана в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68 и 71 АПК РФ, и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2 статьи 9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (часть 1 статьи 36); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36).
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - постановление Пленума от 24.03.2005 N 11) собственник здания, строения, сооружения, находящегося на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется по правилам статьи 33 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В пункте 3 статьи 33 ЗК РФ закреплено, что для целей, не указанных в пункте 1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума от 24.03.2005 N 11, предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Правильно истолковав положения статей 33, 35, 36 ЗК РФ, суды сделали обоснованный вывод, что размер спорного земельного участка должен быть определен с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, исходя из норм отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Исследовав по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды сочли, что площадь земельного участка в размере 15 079 м 2, требуемого ДОСААФ России для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости, подтверждена государственным актом от 17.11.1986, распоряжением администрации Кемеровского района от 20.12.2005 N 3060-р "Об утверждении материалов инвентаризации земельного участка под базу отдыха", вышеупомянутым кадастровым паспортом земельного участка, а также нормативным расчетом площади земельного участка для размещения базы отдыха в д. Городок Кемеровской области, выполненным муниципальным унитарным предприятием "Архитектуры, технической инвентаризации и землеустройства Кемеровского района" (далее - предприятие).
Согласно заключению, изготовленному предприятием, нормативный размер земельного участка с кадастровым номером 42:04:0216006:1 площадью 15 070 м 2 для размещения базы отдыха будет удовлетворять требованиям СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"; расчетная общая площадь 14 960 м 2 не включает в себя строения вспомогательного использования и размещение малых архитектурных форм; на оставшихся 110 м 2 располагаются хозяйственная постройка для хранения инвентаря, уличные санитарные узлы (5 штук), малые архитектурные формы (скамейки, столы, урны). При этом в рассматриваемой ситуации наличие в границах испрашиваемого ДОСААФ России земельного участка малых архитектурных форм не является препятствием для выбора земельного участка.
Судами также принято во внимание, что границы земельного участка установлены и согласованы, земельный участок отведен ДОСААФ России в натуре для функционального использования земельного участка именно под базу отдыха; земельный участок площадью 15 070 (+/-214,83) м 2 сформирован, принят на кадастровый учет 21.07.2004, актуальный кадастровый номер 42:04:0216006:1, вид разрешенного использования: под базу отдыха.
Администрация вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ не доказала, что площадь спорного земельного участка не соответствует нормам отвода земель для конкретных видов деятельности или определена в нарушение правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Довод администрации о том, что у ДОСААФ России не имеется оснований требовать участок площадью 15 070 м 2, признан несостоятельным, поскольку доказательства того, что спорный земельный участок не подлежит приватизации в заявленной площади по каким-либо иным основаниям (в силу ограничения в обороте, запрета приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд)) материалы дела не содержат.
Таким образом, суды, учитывая необходимость ДОСААФ России земельного участка в указанном размере, правомерно посчитали отказ администрации в предоставлении права выкупа земельного участка, изложенный в письме от 19.01.2012N 323, противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя на приобретение земельного участка, расположенного под принадлежащими ему объектами недвижимости.
Документы, подтверждающие соответствие оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка указанным выше положениям ЗК РФ, администрация в соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 АПК РФ в материалы дела не представила.
При таких обстоятельствах требования ДОСААФ России удовлетворены на законных основаниях.
Аргументы администрации, приведенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих изменение или отмену обжалуемых судебных актов, судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 18.03.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 05.06.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-9355/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
С.И.ШУЙСКАЯ

Судьи
С.Н.ТАМАШАКИН
В.В.ТИХОМИРОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)