Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Петров Р.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.,
судей Кабировой Е.В., Озерова С.А.,
при секретаре Т.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца Е.Н. - О. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 11 апреля 2013 года, которым Е.Н. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области об обязании выдать обзорный план земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кабировой Е.В., объяснения представителя истца Е.Н. - О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Е.И. обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области, в котором просил обязать ответчика выдать обзорный план земельного участка под существующий одноэтажный жилой дом общей площадью 37 кв. м, находящийся по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований истец указывал, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 19 июля 2012 года, он является собственником названного жилого дома после смерти отца Е.И.
23 января 2013 года, намереваясь приобрести в собственность либо в аренду земельный участок при доме, обратился в администрацию МО "Советское городское поселение" с заявлением о представлении обзорного плана земельного участка.
На указанное заявление 28 января 2013 года главой администрации дан ответ, из которого усматривается, что испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне ОАО "Выборгская целлюлоза", в связи с чем выдать обзорный план не представляется возможным, при этом решение об установлении окончательной санитарно-защитной зоны будет принято после проведения Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области годичного мониторинга загрязнения атмосферного воздуха и уровня физического воздействия на данной территории.
Истец находил отказ главы администрации МО "Советское сельское поселение" незаконным, противоречащим абз. 2 п. 2 ст. 36 ЗК РФ, поскольку жилой дом принадлежит истцу на праве собственности, расположен на землях населенных пунктов, принудительное изъятие его не предусмотрено, считать его изъятым из оборота оснований не имеется (л.д. 5 - 6).
В судебном заседании суда первой инстанции стороны не явились (л.д. 23 - 24).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 11 апреля 2013 года Е.Н. в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 25 - 27).
Истец Е.Н. не согласился с законностью и обоснованностью постановленного решения, его представителем О. подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
В качестве оснований для отмены постановленного решения ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение ст. ст. 56 и 249 ГПК РФ, указывая, что суд первой инстанции неверно распределил бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела и полагая, что обязанность подтверждения факта нахождения жилого дома, принадлежащего Е.Н., в санитарно-защитной зоне ОАО "Выборгская целлюлоза" должна быть возложена на ответчика.
Одновременно податель жалобы указывает, что ранее Выборгским городским судом рассмотрен и удовлетворен ряд аналогичных исковых заявлений, в то время как ответчик данные решения не обжаловал (л.д. 32 - 33).
Присутствовавшая в судебном заседании представитель истца Е.Н. - О. поддерживала доводы апелляционной жалобы, просила вынести решение об удовлетворении иска.
Е.Н. и представитель администрации муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении апелляционной жалобы извещены, в связи с чем судебной коллегией постановлено определение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (п. 2).
В указанном пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).
В силу п. 2.5.2 Положения о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, утвержденного решением Совета Депутатов МО "Выборгский район" Ленинградской области от 27 января 2006 года N 37, заявитель, желающий получить земельный участок в собственность или в аренду при отсутствии ранее оформленных прав на земельный участок, вместе с заявлением на получение вновь отводимого земельного участка и документом, удостоверяющим личность заявителя, представляет обзорную схему земельного участка М1:10000, изготовленную и согласованную администрацией соответствующего городского (сельского) поселения.
Из материалов дела следует, что Е.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону на праве собственности принадлежит жилой дом <адрес> (л.д. 7, 8).
28 января 2013 года администрацией МО "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области в адрес истца направлено сообщение о невозможности выдать ему обзорный план на испрашиваемый земельный участок по указанному адресу по причине нахождения земельного участка в санитарно-защитной зоне ОАО "Выборгская целлюлоза" (л.д. 9).
Между тем, вышеприведенные нормы материального права устанавливают обязанность администрации поселения в процессе разрешения заявления гражданина о предоставлении земельного участка выдавать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, но не обзорный план земельного участка под существующий жилой дом.
При указанных обстоятельствах нарушенное право истца не подлежало защите избранным им способом.
Судебная коллегия отмечает, что довод жалобы о неправильно распределенном судом бремени доказывания обстоятельств, имеющих значения для дела, является обоснованным.
Между тем, данное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения спора в целом в отсутствие доказательств правомерности требования истцом у ответчика такого документа как обзорный план.
Довод жалобы относительно того, что ранее Выборгским городским судом рассмотрен и удовлетворен ряд аналогичных исковых заявлений, в то время как ответчик данные решения не обжаловал, несостоятелен, поскольку основан на неправильном понимании норм процессуального права, в том числе ст. ст. 1, 11, 61 ГПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены по существу правильного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 11 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Е.Н. - О. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 13.06.2013 N 33-2644/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 июня 2013 г. N 33-2644/2013
Судья Петров Р.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.,
судей Кабировой Е.В., Озерова С.А.,
при секретаре Т.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца Е.Н. - О. на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 11 апреля 2013 года, которым Е.Н. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области об обязании выдать обзорный план земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кабировой Е.В., объяснения представителя истца Е.Н. - О., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Е.И. обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области, в котором просил обязать ответчика выдать обзорный план земельного участка под существующий одноэтажный жилой дом общей площадью 37 кв. м, находящийся по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований истец указывал, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 19 июля 2012 года, он является собственником названного жилого дома после смерти отца Е.И.
23 января 2013 года, намереваясь приобрести в собственность либо в аренду земельный участок при доме, обратился в администрацию МО "Советское городское поселение" с заявлением о представлении обзорного плана земельного участка.
На указанное заявление 28 января 2013 года главой администрации дан ответ, из которого усматривается, что испрашиваемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне ОАО "Выборгская целлюлоза", в связи с чем выдать обзорный план не представляется возможным, при этом решение об установлении окончательной санитарно-защитной зоны будет принято после проведения Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области годичного мониторинга загрязнения атмосферного воздуха и уровня физического воздействия на данной территории.
Истец находил отказ главы администрации МО "Советское сельское поселение" незаконным, противоречащим абз. 2 п. 2 ст. 36 ЗК РФ, поскольку жилой дом принадлежит истцу на праве собственности, расположен на землях населенных пунктов, принудительное изъятие его не предусмотрено, считать его изъятым из оборота оснований не имеется (л.д. 5 - 6).
В судебном заседании суда первой инстанции стороны не явились (л.д. 23 - 24).
Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 11 апреля 2013 года Е.Н. в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 25 - 27).
Истец Е.Н. не согласился с законностью и обоснованностью постановленного решения, его представителем О. подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
В качестве оснований для отмены постановленного решения ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение ст. ст. 56 и 249 ГПК РФ, указывая, что суд первой инстанции неверно распределил бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела и полагая, что обязанность подтверждения факта нахождения жилого дома, принадлежащего Е.Н., в санитарно-защитной зоне ОАО "Выборгская целлюлоза" должна быть возложена на ответчика.
Одновременно податель жалобы указывает, что ранее Выборгским городским судом рассмотрен и удовлетворен ряд аналогичных исковых заявлений, в то время как ответчик данные решения не обжаловал (л.д. 32 - 33).
Присутствовавшая в судебном заседании представитель истца Е.Н. - О. поддерживала доводы апелляционной жалобы, просила вынести решение об удовлетворении иска.
Е.Н. и представитель администрации муниципального образования "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении апелляционной жалобы извещены, в связи с чем судебной коллегией постановлено определение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр (п. 2).
В указанном пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (п. 3).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр (п. 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).
В силу п. 2.5.2 Положения о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, утвержденного решением Совета Депутатов МО "Выборгский район" Ленинградской области от 27 января 2006 года N 37, заявитель, желающий получить земельный участок в собственность или в аренду при отсутствии ранее оформленных прав на земельный участок, вместе с заявлением на получение вновь отводимого земельного участка и документом, удостоверяющим личность заявителя, представляет обзорную схему земельного участка М1:10000, изготовленную и согласованную администрацией соответствующего городского (сельского) поселения.
Из материалов дела следует, что Е.Н. на основании свидетельства о праве на наследство по закону на праве собственности принадлежит жилой дом <адрес> (л.д. 7, 8).
28 января 2013 года администрацией МО "Советское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области в адрес истца направлено сообщение о невозможности выдать ему обзорный план на испрашиваемый земельный участок по указанному адресу по причине нахождения земельного участка в санитарно-защитной зоне ОАО "Выборгская целлюлоза" (л.д. 9).
Между тем, вышеприведенные нормы материального права устанавливают обязанность администрации поселения в процессе разрешения заявления гражданина о предоставлении земельного участка выдавать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, но не обзорный план земельного участка под существующий жилой дом.
При указанных обстоятельствах нарушенное право истца не подлежало защите избранным им способом.
Судебная коллегия отмечает, что довод жалобы о неправильно распределенном судом бремени доказывания обстоятельств, имеющих значения для дела, является обоснованным.
Между тем, данное обстоятельство не имеет правового значения для разрешения спора в целом в отсутствие доказательств правомерности требования истцом у ответчика такого документа как обзорный план.
Довод жалобы относительно того, что ранее Выборгским городским судом рассмотрен и удовлетворен ряд аналогичных исковых заявлений, в то время как ответчик данные решения не обжаловал, несостоятелен, поскольку основан на неправильном понимании норм процессуального права, в том числе ст. ст. 1, 11, 61 ГПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены по существу правильного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 11 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Е.Н. - О. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)