Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.12.2013 N 15АП-16639/2013 ПО ДЕЛУ N А32-15913/2013

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 декабря 2013 г. N 15АП-16639/2013

Дело N А32-15913/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Манджиевым П.С.,
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 07.08.2013 по делу N А32-15913/2013, принятое судьей Тарасенко А.А.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Дорошенко Натальи Викторовны
к заинтересованным лицам администрации муниципального образования город Краснодар, департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар,
о признании незаконным бездействия,

установил:

Индивидуальный предприниматель Дорошенко Н.В. (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - департамент), администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - администрация) о признании незаконным бездействия по организации и проведению торгов на право заключения договора аренды земельного участка ориентировочной площадью 240 кв. м для размещения магазина расположенного по ул. им. Толстого, 35 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара; земельного участка ориентировочной площадью 100 кв. м для размещения магазина по пр. Чекистов, 35/2 в Западном внутригородском округе г. Краснодара. Требования мотивированы противоправным, по мнению заявителя, уклонением департамента и администрации от организации торгов в связи с поступлением более одного заявления о предоставлении соответствующего земельного участка.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2013 признано незаконным бездействие администрации муниципального образования г. Краснодар, департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар, выразившееся в уклонении от организации и проведения торгов на право заключения договоров аренды земельного участка ориентировочной площадью 240 кв. м, расположенного по ул. им. Толстого, 35, в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара; земельного участка ориентировочной площадью 100 кв. м по пр. Чекистов, 35/2, в Западном внутригородском округе г. Краснодара, как противоречащие положениям ст. 30 ЗК РФ, ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции". Суд обязал администрацию муниципального образования г. Краснодар, департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар в течение четырех месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения суда совершить следующие действия, направленные на реализацию права на заключение договоров аренды земельного участка ориентировочной площадью 240 кв. м, расположенного по ул. им.Толстого, 35 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара; земельного участка ориентировочной площадью 100 кв. м по пр. Чекистов, 35/2 в Западном внутригородском округе г. Краснодара: организовать проведение работ по формированию указанных земельных участков; определить разрешенное использование земельных участков; определить технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; организовать и провести торги по продаже права аренды сформированных земельных участков.
Судебный акт мотивирован тем, что по смыслу положений п. 3 ст. 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, ЗК РФ не урегулирован. Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. Изложенный правовой подход содержится в постановлениях Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10 и от 15.11.2011 N 7638/11.4.
Администрация муниципального образования город Краснодар обжаловала решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ. По мнению органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием месте размещения законом не предусмотрено проведение торгов. Кроме того, администрация указывает, что предметом торгов может быть только сформированный земельный участок, который на момент публикации сообщения и обращения заявителя не был поставлен на кадастровый учет. Также заявитель жалобы полагает, что обязав провести торги по продаже права аренды спорного земельного участка, суд взял на себя административные функции администрации.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 12.03.2013 в газете "Краснодарские известия" администрацией было опубликовано объявление о предстоящем предоставлении Колтуновой Л.Н. земельного участка площадью 240 кв. м для размещения магазина расположенного по ул. им. Толстого, 35 в Прикубанском внутригородском округе г. Краснодара; Степанян М.С. земельного участка ориентировочной площадью 100 кв. м для размещения магазина по пр. Чекистов, 35/2.
12.03.2013 заявитель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении ему указанных земельных участков в аренду либо о проведении торгов (л.д. 8).
Ответом 09.04.2013 N 411-ж департамент отказал в предоставлении участков, сославшись на то, что объявление средствах массовой информации не преследовало цели информирования о наличии свободного земельного участка (л.д. 9).
Заявитель, полагая, что наличие более одного лица, желающего приобрести право на застройку участка, является основанием для проведения торгов по реализации (продаже) права аренды, обратился в арбитражный суд с требованием о защите нарушенного права.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы действующего материального права, руководствуясь следующим.
В соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу п. 5 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется следующим образом: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета в соответствии с правилами; 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно ст. 31 ЗК РФ заинтересованное лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением, в котором указывается назначение объекта, предполагаемое место размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 ЗК РФ.
После определения участка, подходящего для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, п. 3 ст. 31 ЗК РФ обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
По смыслу положений п. 3 ст. 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, ЗК РФ не урегулирован.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным ст. 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Изложенный правовой подход содержится в постановлениях Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10 и от 15.11.2011 N 7638/11.
Аналогичная правовая позиция высказана в постановлениях ФАС СКО от 24.05.2012 по делу N А32-7788/2011, от 12.04.2012 по делу N А53-5263/2011.
Довод администрации о том, что предметом торгов может быть только сформированный земельный участок, который на момент публикации сообщения и обращения заявителя не был поставлен на кадастровый учет, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку из резолютивной части решения следует, что суд обязал орган местного самоуправления не только организовать торги, но и сформировать земельный участок.
Ссылка заявителя жалобы на то, что обязав провести торги по продаже права аренды спорного земельного участка, суд взял на себя административные функции администрации, является несостоятельной.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
В этой связи, с учетом фактических обстоятельств дела и существа нарушенных прав заявителя суд правомерно обязал администрацию провести торги по продаже права аренды спорного земельного участка. При этом суд не возлагал на себя полномочия по организации торгов, то есть не подменял административный орган, уполномоченный на совершение соответствующих юридически значимых действий, а указал на обязанность органа устранить допущенные нарушения и предпринять конкретные действия, направленные на восстановление нарушенного права заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2013 по делу N А32-15913/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
С.С.ФИЛИМОНОВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)