Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Хаменкова В.Б. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Восканяна М.Ж. на решение Камчатского краевого суда от 21 января 2013 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 части 1 постановления правительства Камчатского края от 17 мая 2012 г. N 225-П "О предоставлении земельных участков для строительства объектов капитального строительства исключительно на торгах".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
17 мая 2012 года правительством Камчатского края принято постановление N 225-П "О предоставлении земельных участков для строительства объектов капитального строительства исключительно на торгах", текст которого был опубликован в издании "Официальные Ведомости" 22 мая 2012 г., N 151.
Частью 1 постановления, установлен перечень случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся в собственности Камчатского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством и Законом Камчатского края от 22 ноября 2010 г. N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого подчинения Петропавловске-Камчатском" органы государственной власти Камчатского края имеют право распоряжаться, осуществляется без предварительного согласования места размещения объектов исключительно на торгах при их использовании для строительства объектов капитального строительства, в частности, объектов торгового назначения (в том числе торговых центров, магазинов продовольственных и промышленных товаров, рынков) (пункт 1 части 1 Перечня).
Восканян М.Ж. обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 части 1 постановления, ссылаясь на его противоречие пункту 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку оспариваемой нормой исключается возможность предоставления гражданам земельного участка на основании заявления о выборе земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов торгового назначения. По мнению заявителя, в оспариваемом акте должны быть указаны районы, где предоставление земельных участков для капитального строительства магазинов осуществляется исключительно на торгах, а где - на основании предварительного согласования места размещения объекта.
Решением Камчатского краевого суда от 21 января 2013 года заявление Восканяна М.Ж. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Восканян М.Ж. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Положениями пункта 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Такой перечень случаев правительство Камчатского края установило в оспариваемом постановлении, в частности, определив, что для строительства объектов торгового назначения (в том числе торговых центров, магазинов продовольственных и промышленных товаров, рынков) предоставление земельных участков, находящихся в собственности Камчатского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах.
Рассматривая дело, суд, проанализировав положения статей 30, 30.1, 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 13, 17, 18 Устава Камчатского края, постановления губернатора Камчатского края от 26 декабря 2007 г. N 330 "О разграничении полномочий между Губернатором Камчатского края, правительством Камчатского края и иными исполнительными органами государственной власти Камчатского края", Закона Камчатского края от 22 ноября 2010 г. N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого подчинения Петропавловске-Камчатском, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят правительством Камчатского края в пределах полномочий, пункту 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации не противоречит и права заявителя не нарушает.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену решения суда.
Проверяя соответствие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации федеральному законодательству, суд не вправе признать его не действующим по мотивам отсутствия в нем тех или иных норм, так как это по существу означало бы вмешательство в деятельность органов государственной власти и нарушало бы конституционный принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Камчатского краевого суда от 21 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Восканяна М.Ж. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 17.04.2013 N 60-АПГ13-2
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 апреля 2013 г. N 60-АПГ13-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Хаменкова В.Б. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Строилове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Восканяна М.Ж. на решение Камчатского краевого суда от 21 января 2013 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 части 1 постановления правительства Камчатского края от 17 мая 2012 г. N 225-П "О предоставлении земельных участков для строительства объектов капитального строительства исключительно на торгах".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
17 мая 2012 года правительством Камчатского края принято постановление N 225-П "О предоставлении земельных участков для строительства объектов капитального строительства исключительно на торгах", текст которого был опубликован в издании "Официальные Ведомости" 22 мая 2012 г., N 151.
Частью 1 постановления, установлен перечень случаев, когда предоставление земельных участков, находящихся в собственности Камчатского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством и Законом Камчатского края от 22 ноября 2010 г. N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого подчинения Петропавловске-Камчатском" органы государственной власти Камчатского края имеют право распоряжаться, осуществляется без предварительного согласования места размещения объектов исключительно на торгах при их использовании для строительства объектов капитального строительства, в частности, объектов торгового назначения (в том числе торговых центров, магазинов продовольственных и промышленных товаров, рынков) (пункт 1 части 1 Перечня).
Восканян М.Ж. обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 части 1 постановления, ссылаясь на его противоречие пункту 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку оспариваемой нормой исключается возможность предоставления гражданам земельного участка на основании заявления о выборе земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов торгового назначения. По мнению заявителя, в оспариваемом акте должны быть указаны районы, где предоставление земельных участков для капитального строительства магазинов осуществляется исключительно на торгах, а где - на основании предварительного согласования места размещения объекта.
Решением Камчатского краевого суда от 21 января 2013 года заявление Восканяна М.Ж. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Восканян М.Ж. просит решение отменить как незаконное и необоснованное, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, состоит из Земельного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Положениями пункта 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Такой перечень случаев правительство Камчатского края установило в оспариваемом постановлении, в частности, определив, что для строительства объектов торгового назначения (в том числе торговых центров, магазинов продовольственных и промышленных товаров, рынков) предоставление земельных участков, находящихся в собственности Камчатского края, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется исключительно на торгах.
Рассматривая дело, суд, проанализировав положения статей 30, 30.1, 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 13, 17, 18 Устава Камчатского края, постановления губернатора Камчатского края от 26 декабря 2007 г. N 330 "О разграничении полномочий между Губернатором Камчатского края, правительством Камчатского края и иными исполнительными органами государственной власти Камчатского края", Закона Камчатского края от 22 ноября 2010 г. N 506 "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Камчатского края - городе краевого подчинения Петропавловске-Камчатском, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят правительством Камчатского края в пределах полномочий, пункту 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации не противоречит и права заявителя не нарушает.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут повлечь отмену решения суда.
Проверяя соответствие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации федеральному законодательству, суд не вправе признать его не действующим по мотивам отсутствия в нем тех или иных норм, так как это по существу означало бы вмешательство в деятельность органов государственной власти и нарушало бы конституционный принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Камчатского краевого суда от 21 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Восканяна М.Ж. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)