Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Коновалова С.А., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Соловьевой Е.В.,
в заседании участвуют:
- от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - Емельянова В.Ю. по доверенности N 60 от 26.12.2013;
- от ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России - не явились, извещены;
- от Филиала ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области - Решетников Д.О. по доверенности N 50/2012-66 от 07.08.2012;
- от ДНТ "Топаз" - Жерносек В.Л. по доверенности N 00718 от 11.11.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на решение Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2013 года по делу N А41-3352/13, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению Администрации Одинцовского муниципального района Московской области к Филиалу ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, третьи лица: ДНТ "Топаз", ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, об обжаловании бездействия,
установил:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к филиалу ФГБУ "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области: о признании незаконным бездействия заинтересованного лица, выразившегося непринятии решения по постановке на кадастровый учет земельного участка, находящегося по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Захаровское, в районе деревни Клопово; об обязании филиала ФГБУ "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области поставить на государственный кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Захаровское, в районе деревни Клопово.
Определением от 7 марта 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Определением от 16 апреля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ДНТ "Топаз".
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2013 года по делу N А41-3352/13 в удовлетворении требований Администрации Одинцовского муниципального района Московской области отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционным жалобам Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Администрация в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме ссылаясь на несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что суд в мотивировочной части решения пришел к неправомерному и необоснованному выводу о том, что спорный земельный участок входит в границы ДНТ "Топаз", хотя из материалов дела следует, что он не принадлежит и не передавался ни ДНТ "Топаз", ни Администрации Одинцовского муниципального района. Спорный земельный участок находится в Федеральной собственности, как это следует из материалов дела. Данный земельный участок закреплен за Министерством обороны Российской федерации. ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России также указывает, что суд первой инстанции превысил свои полномочия, указав, что Министерство обороны Российской Федерации отказалось от своего права на земельный участок, расположенный вблизи дер. Кобяково с/п Захаровское Одинцовского района Московской области.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Материалами дела установлено: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратилась с заявлением в филиал ФГБУ "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области о постановке на кадастровый учет земельного участка, находящегося по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Захаровское, в районе деревни Клопово, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, площадь земельного участка 1 500 кв. м (Учетное дело ФКП Росреестра 50-0-1-214/3001/2012-17119).
Указанный участок был сформирован Постановлением Администрации N 3674 от 19.11.2012 "Об утверждении схемы расположения земельных участков". В ходе рассмотрения заявления о постановке на кадастровый учет указанного участка филиалом ФГБУ "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области было выявлено нахождение в районе спорного земельного участка земельного участка Министерства обороны Российской Федерации, не прошедшего кадастровый учет, кроме того, имеется спор о границах земельного участка и согласование границ спорного земельного участка Министерством обороны Российской Федерации не производилось.
Филиалом ФГБУ "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области 14.12.2012 было принято решение об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка, находящегося по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Захаровское, в районе деревни Клопово, в связи с отсутствием согласования с Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 197 АПК РФ установлен порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных актов решений и действий (бездействия) государственных органов, организаций наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлены сроки осуществления кадастрового учета. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем 20 рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя - в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя.
Орган кадастрового учета принял решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости в срок, установленный статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", на основании статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
На основании постановления Главы Администрации Одинцовского района Московской области N 81 от 27.12.1991 зарегистрирован Устав дачно-строительного кооператива "Топаз".
Согласно государственному акту дачно-строительному кооперативу "Топаз" предоставлен земельный участок площадью 24,75 га для дачного строительства в бессрочное пользование.
Администрация Одинцовского района Московской области июня 08.06.1994 согласовала акт выбора земельного участка площадью 75,8 га дачному кооперативу "Топаз", для расширения территории из земель Министерства обороны Российской Федерации.
Из сообщения заместителя министра имущественных отношений Московской области от 10.08.2001 следует, что Межведомственной комиссией принято решение об оформлении ДНТ "Топаз" земельного участка площадью 75,8 га из земель войсковой части 51916.
Согласно передаточному акту 23.08.2011 федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России от 194 квартирно-эксплуатационной части района переданы земельные участки в районе п. Веденское (Кобяково) Одинцовского района Московской области.
Заявлением от 29.12.2004 194 квартирно-эксплуатационная часть района отказалась от права постоянного бессрочного пользования на земельный участок площадью 758 000 кв. м.
Руководителем Департамента имущественных отношений, начальником Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "194 квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России, главным архитектором Администрации Одинцовского муниципального района, председателем ДНТ "Топаз" согласованы схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте площадью 553 095 кв. м и площадью 169 926 кв. м.
Постановлением Главы Одинцовского района от 21.09.2005 N 2173 утверждены материалы согласования выбора, в том числе и акт выбора земельного участка площадью 75,8 га, из земель войсковой части 51916 дачному некоммерческому товариществу "Топаз".
Распоряжением Главы Одинцовского района Московской области N 750-р от 18.06.2003, в редакции распоряжения N 989-р от 02.09.2005, постановлено осуществить выбор земельного участка площадью 75,80 га дачному кооперативу "Топаз", из земель войсковой части 51916, для дачного строительства в районе д. Клопово.
На основании Постановления Правительства России от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" согласование по вопросу изъятия земель обороны осуществляется путем принятия соответствующего решения заместителем министра обороны.
Из письма Заместителя министра обороны Российской Федерации от 17.04.2001 N 147/3/3/24192 (т. 1 л.д. 132) усматривается, что Главнокомандующему Военно-воздушными силами генералу армии Корнукову А.М. разрешается передать в народное хозяйство земельный участок площадью 75,8 га из территории технической позиции войсковой части 51916, расположенный в районе пос. Кобяково Одинцовского района Московской области, с целью прирезки к существующему дачному кооперативу "Топаз".
Из заявления 194 квартирно-эксплуатационной части района от 29.12.2004 (т. 1 л.д. 131) усматривается, что квартирно-эксплуатационная часть в связи с отсутствием надобности использования для нужд обороны отказывается от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 758 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Введенский с/о, д. Клопово, предоставленный на основании Решения Совета министров СССР N 4616 от 28.02.1953.
Спорные земельные участки входят в границы ДНТ "Топаз", установленные схемой расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте ДНТ "Топаз", площадью 169 926 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/п Захаровское, в районе деревни Клопово, ДНТ "Топаз", и согласованные Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлено учетное дело N 50-0-1-214/3001/2012-17119, в котором, в том числе, содержится решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 14.12.2012 N МО-12/РКФ-436230.
Статья 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает основания для отказа в постановке на кадастровый учет.
В оспариваемом решении в постановке объекта недвижимости на кадастровый учет отказано на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" по следующим причинам: не предоставлены необходимые для кадастрового учета документы, предусмотренные частью 10 статьи 38 Закона и пунктом 23 Требований, удостоверенные надлежащим образом (пункт 27 Требований, часть 2 статьи 22 Закона); на предоставленных для кадастрового учета Схеме расположения земельных участков на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 1 500 кв. м отсутствует исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ земельного участка, совпадающее с их отображением в предоставленном межевом плане; предоставленная Схема расположения земельных участков не содержит ссылки на акт органа местного самоуправления. Указанное не позволяет однозначно подтвердить действие Постановления N 3674 от 19.04.2012 в отношении земельного участка, описанного в предоставленных для кадастрового учета документах; в связи с поступлением в адрес филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области обращением начальника ФГУ "ЦУМР ВЭС Минобороны России" Денисова В.Г. в предоставленном межевом плане не предоставлен документ, подтверждающий согласование местоположения границ образуемого земельного участка с землями Министерства обороны России.
Все указанные основания для отказа подтверждаются материалами дела и не оспариваются заявителем.
То обстоятельство, что Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 3674 от 19.11.2012 образованы земельные участки, которые входят в границы земельного участка, установленного схемой расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте ДНТ "Топаз", площадью 169 926 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/п Захаровское, в районе деревни Клопово, ДНТ "Топаз", подтверждается техническим заключением землеустроительной организации.
Оценивая вышеизложенные фактические обстоятельства дела, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ заинтересованного лица в постановке на кадастровый учет земельного участка по заявлению Администрации Одинцовского муниципального района Московской области не противоречит Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, в настоящем деле имеется спор о праве между Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России и ДНТ "Топаз".
Данный спор в силу пункта 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" не может быть разрешен в рамках дела, возникающего из публичных правоотношений, по правилам главы 24 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России о том, что суд первой инстанции превысил свои полномочия, указав, что Министерство обороны Российской Федерации отказалось от своего права на земельный участок, расположенный вблизи дер. Кобяково с/п Захаровское Одинцовского района Московской области, а также, что спорный земельный участок входит в границы ДНТ "Топаз", апелляционный суд находит несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства суд первой инстанции привел в описательной части решения суда и фактически воспроизвел содержание имеющихся в материалах дела документов: письма Заместителя министра обороны Российской Федерации от 17.04.2001 N 147/3/3/24192 (т. 1 л.д. 132), заявления 194 квартирно-эксплуатационной части района от 29.12.2004 (т. 1 л.д. 131).
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на то, что местом нахождения спорного земельного участка является: Московская область, Одинцовский район, с/п Захаровское, в районе деревни Клопово.
В апелляционной жалобе Администрация Одинцовского муниципального района Московской области ссылается на то, что суд в решении указал, что Администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями, считая, что отказ заинтересованного лица в постановке на кадастровый учет земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя, однако Администрация Одинцовского муниципального района не обжаловала отказ заинтересованного лица, а обратилась в суд с заявлением об обжаловании бездействия, выразившееся в непринятии решения об осуществлении кадастрового учета земельного участка в связи с тем, что орган кадастрового учета в установленный законом срок не принял решение о постановке на кадастровый учет земельного участка либо об отказе в проведении государственного кадастрового учета.
Указанный довод апелляционной жалобы апелляционный суд находит несостоятельным, поскольку, как следует из материалов дела, по заявлению от 03.12.2012 Администрации Одинцовского муниципального района ФГБУ "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области было принято решение от 14.12.2012 об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка, находящегося по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Захаровское, в районе деревни Клопово (т. 2 л.д. 28 - 29).
Орган кадастрового учета по заявлению Администрации Одинцовского муниципального района осуществил действия по принятию решения об отказе в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости в срок, установленный статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", на основании статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, со стороны органа кадастрового учета отсутствует бездействие. В связи с чем, также необоснованны требования заявителя в части обязания филиала поставить спорный земельный участок на государственный кадастровый учет.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, фактически сводятся к иной, чем у суда, оценке доказательств, и они не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2013 года по делу N А41-3352/13 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-3352/13
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2013 г. по делу N А41-3352/13
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 07 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Коновалова С.А., Катькиной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Соловьевой Е.В.,
в заседании участвуют:
- от Администрации Одинцовского муниципального района Московской области - Емельянова В.Ю. по доверенности N 60 от 26.12.2013;
- от ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России - не явились, извещены;
- от Филиала ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области - Решетников Д.О. по доверенности N 50/2012-66 от 07.08.2012;
- от ДНТ "Топаз" - Жерносек В.Л. по доверенности N 00718 от 11.11.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на решение Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2013 года по делу N А41-3352/13, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению Администрации Одинцовского муниципального района Московской области к Филиалу ФБГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, третьи лица: ДНТ "Топаз", ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, об обжаловании бездействия,
установил:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к филиалу ФГБУ "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области: о признании незаконным бездействия заинтересованного лица, выразившегося непринятии решения по постановке на кадастровый учет земельного участка, находящегося по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Захаровское, в районе деревни Клопово; об обязании филиала ФГБУ "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области поставить на государственный кадастровый учет земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Захаровское, в районе деревни Клопово.
Определением от 7 марта 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Определением от 16 апреля 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ДНТ "Топаз".
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2013 года по делу N А41-3352/13 в удовлетворении требований Администрации Одинцовского муниципального района Московской области отказано.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционным жалобам Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России.
Администрация в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив заявленные требования в полном объеме ссылаясь на несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что суд в мотивировочной части решения пришел к неправомерному и необоснованному выводу о том, что спорный земельный участок входит в границы ДНТ "Топаз", хотя из материалов дела следует, что он не принадлежит и не передавался ни ДНТ "Топаз", ни Администрации Одинцовского муниципального района. Спорный земельный участок находится в Федеральной собственности, как это следует из материалов дела. Данный земельный участок закреплен за Министерством обороны Российской федерации. ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России также указывает, что суд первой инстанции превысил свои полномочия, указав, что Министерство обороны Российской Федерации отказалось от своего права на земельный участок, расположенный вблизи дер. Кобяково с/п Захаровское Одинцовского района Московской области.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Материалами дела установлено: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратилась с заявлением в филиал ФГБУ "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области о постановке на кадастровый учет земельного участка, находящегося по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Захаровское, в районе деревни Клопово, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для дачного строительства, площадь земельного участка 1 500 кв. м (Учетное дело ФКП Росреестра 50-0-1-214/3001/2012-17119).
Указанный участок был сформирован Постановлением Администрации N 3674 от 19.11.2012 "Об утверждении схемы расположения земельных участков". В ходе рассмотрения заявления о постановке на кадастровый учет указанного участка филиалом ФГБУ "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области было выявлено нахождение в районе спорного земельного участка земельного участка Министерства обороны Российской Федерации, не прошедшего кадастровый учет, кроме того, имеется спор о границах земельного участка и согласование границ спорного земельного участка Министерством обороны Российской Федерации не производилось.
Филиалом ФГБУ "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области 14.12.2012 было принято решение об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка, находящегося по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Захаровское, в районе деревни Клопово, в связи с отсутствием согласования с Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 197 АПК РФ установлен порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных актов решений и действий (бездействия) государственных органов, организаций наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлены сроки осуществления кадастрового учета. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в срок не более чем 20 рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете, а учет адреса правообладателя - в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления об учете адреса правообладателя.
Орган кадастрового учета принял решение об отказе в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости в срок, установленный статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", на основании статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ.
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
На основании постановления Главы Администрации Одинцовского района Московской области N 81 от 27.12.1991 зарегистрирован Устав дачно-строительного кооператива "Топаз".
Согласно государственному акту дачно-строительному кооперативу "Топаз" предоставлен земельный участок площадью 24,75 га для дачного строительства в бессрочное пользование.
Администрация Одинцовского района Московской области июня 08.06.1994 согласовала акт выбора земельного участка площадью 75,8 га дачному кооперативу "Топаз", для расширения территории из земель Министерства обороны Российской Федерации.
Из сообщения заместителя министра имущественных отношений Московской области от 10.08.2001 следует, что Межведомственной комиссией принято решение об оформлении ДНТ "Топаз" земельного участка площадью 75,8 га из земель войсковой части 51916.
Согласно передаточному акту 23.08.2011 федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России от 194 квартирно-эксплуатационной части района переданы земельные участки в районе п. Веденское (Кобяково) Одинцовского района Московской области.
Заявлением от 29.12.2004 194 квартирно-эксплуатационная часть района отказалась от права постоянного бессрочного пользования на земельный участок площадью 758 000 кв. м.
Руководителем Департамента имущественных отношений, начальником Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "194 квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны России, главным архитектором Администрации Одинцовского муниципального района, председателем ДНТ "Топаз" согласованы схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте площадью 553 095 кв. м и площадью 169 926 кв. м.
Постановлением Главы Одинцовского района от 21.09.2005 N 2173 утверждены материалы согласования выбора, в том числе и акт выбора земельного участка площадью 75,8 га, из земель войсковой части 51916 дачному некоммерческому товариществу "Топаз".
Распоряжением Главы Одинцовского района Московской области N 750-р от 18.06.2003, в редакции распоряжения N 989-р от 02.09.2005, постановлено осуществить выбор земельного участка площадью 75,80 га дачному кооперативу "Топаз", из земель войсковой части 51916, для дачного строительства в районе д. Клопово.
На основании Постановления Правительства России от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" согласование по вопросу изъятия земель обороны осуществляется путем принятия соответствующего решения заместителем министра обороны.
Из письма Заместителя министра обороны Российской Федерации от 17.04.2001 N 147/3/3/24192 (т. 1 л.д. 132) усматривается, что Главнокомандующему Военно-воздушными силами генералу армии Корнукову А.М. разрешается передать в народное хозяйство земельный участок площадью 75,8 га из территории технической позиции войсковой части 51916, расположенный в районе пос. Кобяково Одинцовского района Московской области, с целью прирезки к существующему дачному кооперативу "Топаз".
Из заявления 194 квартирно-эксплуатационной части района от 29.12.2004 (т. 1 л.д. 131) усматривается, что квартирно-эксплуатационная часть в связи с отсутствием надобности использования для нужд обороны отказывается от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 758 000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Введенский с/о, д. Клопово, предоставленный на основании Решения Совета министров СССР N 4616 от 28.02.1953.
Спорные земельные участки входят в границы ДНТ "Топаз", установленные схемой расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте ДНТ "Топаз", площадью 169 926 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/п Захаровское, в районе деревни Клопово, ДНТ "Топаз", и согласованные Министерством обороны Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Заинтересованным лицом в материалы дела представлено учетное дело N 50-0-1-214/3001/2012-17119, в котором, в том числе, содержится решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 14.12.2012 N МО-12/РКФ-436230.
Статья 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает основания для отказа в постановке на кадастровый учет.
В оспариваемом решении в постановке объекта недвижимости на кадастровый учет отказано на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" по следующим причинам: не предоставлены необходимые для кадастрового учета документы, предусмотренные частью 10 статьи 38 Закона и пунктом 23 Требований, удостоверенные надлежащим образом (пункт 27 Требований, часть 2 статьи 22 Закона); на предоставленных для кадастрового учета Схеме расположения земельных участков на кадастровом плане и кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 1 500 кв. м отсутствует исчерпывающее текстовое или картографическое описание границ земельного участка, совпадающее с их отображением в предоставленном межевом плане; предоставленная Схема расположения земельных участков не содержит ссылки на акт органа местного самоуправления. Указанное не позволяет однозначно подтвердить действие Постановления N 3674 от 19.04.2012 в отношении земельного участка, описанного в предоставленных для кадастрового учета документах; в связи с поступлением в адрес филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области обращением начальника ФГУ "ЦУМР ВЭС Минобороны России" Денисова В.Г. в предоставленном межевом плане не предоставлен документ, подтверждающий согласование местоположения границ образуемого земельного участка с землями Министерства обороны России.
Все указанные основания для отказа подтверждаются материалами дела и не оспариваются заявителем.
То обстоятельство, что Постановлением Администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 3674 от 19.11.2012 образованы земельные участки, которые входят в границы земельного участка, установленного схемой расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте ДНТ "Топаз", площадью 169 926 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, с/п Захаровское, в районе деревни Клопово, ДНТ "Топаз", подтверждается техническим заключением землеустроительной организации.
Оценивая вышеизложенные фактические обстоятельства дела, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ заинтересованного лица в постановке на кадастровый учет земельного участка по заявлению Администрации Одинцовского муниципального района Московской области не противоречит Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Кроме того, в настоящем деле имеется спор о праве между Администрацией Одинцовского муниципального района Московской области, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России и ДНТ "Топаз".
Данный спор в силу пункта 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" не может быть разрешен в рамках дела, возникающего из публичных правоотношений, по правилам главы 24 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России о том, что суд первой инстанции превысил свои полномочия, указав, что Министерство обороны Российской Федерации отказалось от своего права на земельный участок, расположенный вблизи дер. Кобяково с/п Захаровское Одинцовского района Московской области, а также, что спорный земельный участок входит в границы ДНТ "Топаз", апелляционный суд находит несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства суд первой инстанции привел в описательной части решения суда и фактически воспроизвел содержание имеющихся в материалах дела документов: письма Заместителя министра обороны Российской Федерации от 17.04.2001 N 147/3/3/24192 (т. 1 л.д. 132), заявления 194 квартирно-эксплуатационной части района от 29.12.2004 (т. 1 л.д. 131).
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на то, что местом нахождения спорного земельного участка является: Московская область, Одинцовский район, с/п Захаровское, в районе деревни Клопово.
В апелляционной жалобе Администрация Одинцовского муниципального района Московской области ссылается на то, что суд в решении указал, что Администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в арбитражный суд с заявленными требованиями, считая, что отказ заинтересованного лица в постановке на кадастровый учет земельного участка нарушает права и законные интересы заявителя, однако Администрация Одинцовского муниципального района не обжаловала отказ заинтересованного лица, а обратилась в суд с заявлением об обжаловании бездействия, выразившееся в непринятии решения об осуществлении кадастрового учета земельного участка в связи с тем, что орган кадастрового учета в установленный законом срок не принял решение о постановке на кадастровый учет земельного участка либо об отказе в проведении государственного кадастрового учета.
Указанный довод апелляционной жалобы апелляционный суд находит несостоятельным, поскольку, как следует из материалов дела, по заявлению от 03.12.2012 Администрации Одинцовского муниципального района ФГБУ "Кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области было принято решение от 14.12.2012 об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка, находящегося по адресу: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Захаровское, в районе деревни Клопово (т. 2 л.д. 28 - 29).
Орган кадастрового учета по заявлению Администрации Одинцовского муниципального района осуществил действия по принятию решения об отказе в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости в срок, установленный статьей 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", на основании статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, со стороны органа кадастрового учета отсутствует бездействие. В связи с чем, также необоснованны требования заявителя в части обязания филиала поставить спорный земельный участок на государственный кадастровый учет.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований или возражений.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, фактически сводятся к иной, чем у суда, оценке доказательств, и они не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 мая 2013 года по делу N А41-3352/13 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации Одинцовского муниципального района Московской области и ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)