Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 19.03.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Волковой Ю.А. и Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Некрасовой С.Е., в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания, рассмотрев апелляционные жалобы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.11.2012 по делу N А54-4621/2012 (судья Сельдемирова В.А.), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Агиянц Сергей Робертович (г. Рязань, ОГРН 307622916400031) (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031384, ИНН 6234010728) (далее - управление) об установлении с 01.01.2010 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128, общей площадью 908 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, проезд Шабулина, д. 2, стр. 2 (Московский район), равной его рыночной стоимости в размере 417 680 рублей, и понуждении филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - федеральная служба), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) (далее - учреждение), общество с ограниченной ответственностью "Аварком" (г. Рязань, ОГРН 1056204061330, ИНН 6234018847) (далее - общество).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Рязанской области.
Впоследствии истец уточнил заявленные требования, просил суд:
- - признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128, общей площадью 908 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, проезд Шабулина, д. 2, стр. 2 (Московский район);
- - установить кадастровую стоимость у земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128, общей площадью 908 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, проезд Шабулина, д. 2, стр. 2 (Московский район), равной его рыночной стоимости в размере 417 680 рублей;
- - обязать учреждение внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 07.11.2012 исковые требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, определенная по результатам оценки по состоянию на 01.01.2008, превышает рыночную стоимость этого участка. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства достоверности результатов оценки, на основании которых установлена кадастровая стоимость.
Не согласившись с принятым решением, федеральная служба и управление обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение от 07.11.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В жалобе заявитель указывает, что требования, предъявленные к управлению не подлежат рассмотрению в порядке искового производства. Податель жалобы полагает, что арбитражный суд пришел к необоснованному выводу о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка возможно без оспаривания действий органа кадастрового учета. По мнению управления, вывод суда об установлении рыночной стоимости земельного участка в качестве кадастровой с 01.01.2010 противоречит закону. Ответчик считает, что вывод суда о недостоверности результатов оценки необоснован. Кроме того, заявитель полагает, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу. По мнению ответчика, суд первой инстанции неправомерно взыскал с него расходы по уплате государственной пошлины, поскольку управление от уплаты госпошлины освобождено.
Федеральная служба в апелляционной жалобе указывает, что достоверность отчета независимого оценщика не может быть предметом рассмотрения в рамках настоящего дела. По мнению заявителя сам по себе факт превышения кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью не свидетельствует о недостоверности результатов оценки.
Правительство в отзыве на апелляционную жалобу указало на незаконность и необоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить обжалуемое решение без изменения.
В судебное заседание участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128 общей площадью 908 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для обслуживания нежилого здания, расположенного по адресу: г. Рязань, проезд Шабулина, 2, стр. 2 (Московский район).
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Рязанской области (приложение N 2 к данному постановлению).
Согласно полученной истцом справке, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128 составляет 2 567 270 рублей 12 копеек.
При этом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128 определена на основании отчета оценки N 2118-1/2008, составленного ООО "Аварком".
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельных участков, общество обратилось к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости спорного земельного участка.
Согласно отчету N 1863, составленному оценщиком - ООО "Аудитпартнер", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128 по состоянию на 01.01.2010 составила 417 680 рублей.
Ссылаясь на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна равняться его рыночной стоимости. Учитывая, что ответчики не оспорили рыночную стоимость, определенную на основании результатов независимой оценки, суд принял ее в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128.
Судебная коллегия согласна с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
Во исполнение пункта 11 Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе отдельных видов разрешенного использования.
В силу положений пункта 2.2 Методических указаний при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Согласно пункту 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2008 определен в размере 8 219 рублей 19 копеек за кв. м.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128 составила 2 567 270 рублей 12 копеек.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Согласно пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом установление соответствия между кадастровой и рыночной стоимостями земельного участка и внесение соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно отчету N 1863, составленному оценщиком - ООО "Аудитпартнер", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128 по состоянию на 01.01.2010 составила 417 680 рублей.
Поскольку ответчики рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128, определенную на основании указанного отчета, не оспорили, ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы не заявили, суд первой инстанции правомерно признал рыночную стоимость данного участка в 417 680 рублей в качестве достоверной.
При этом суд, учитывая отсутствия между сторонами спора относительно рыночной стоимости спорного земельного участка, пришел к правильному выводу о том, что определение рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 не противоречит действующему законодательству.
Довод управления о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка невозможно без оспаривания действий органа кадастрового учета, судом апелляционной инстанции отклоняется, как противоречащий вышеприведенной позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Довод ответчика о том, что рыночная стоимость земельных участков установлена на 01.01.2010, в то время как кадастровая оценка установлена на 01.01.2008, не влияет на правильность принятого решения. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Доводы управления, касающиеся необоснованности вывода суда области о недостоверности результатов оценки, судебной коллегией отклоняются.
Апелляционная инстанция согласна с выводом суда первой инстанции о том, что соблюдение административной процедуры управлением и утверждение акта проверки Росреестром не является бесспорным доказательством заранее определенной силы, свидетельствующим о достоверности исходных данных, использованных при проведении кадастровой оценки земельного участка, и не исключает возможность их проверки в судебном порядке и необходимость подтверждения соответствующих сведений.
В соответствии с пунктом 5 Правил основой для государственной кадастровой оценки земель поселений является статистический анализ рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний, осуществляется на основе определения состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбора сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировки земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбора рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Пунктом 2.2.7 Методических указаний установлено, что если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 3.2.5.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, сбор рыночной информации об объектах недвижимости производится на основании сбора рыночной информации о ценах сделок, спроса и предложений купли-продажи и ипотеки на незастроенные земельные участки; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночной цене на незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации об арендной плате за незастроенные земельные участки, достаточной для построения модели; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, о рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающих в себя земельные участки; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за земельные участки, и (или) рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки, осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, об арендной плате за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки.
В соответствии с названным порядком установления кадастровой стоимости, расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляется на основании статистического анализа рыночной стоимости земельных участков.
Как следует из материалов дела, исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Рязанской области, в том числе и земельного участка, принадлежащего предпринимателю, являлось ООО "АварКом" (государственный контракт от 11.12.2007 N 35.301007.499-о), предоставившее по итогам оценки отчет N 2118-1/2008.
При анализе указанного отчета судом области установлено, что при исполнении государственного контракта по кадастровой оценке земель оценочной организацией - ООО "АварКом" в нарушение порядка сбора информации была собрана информация только о продаже земельных участков по цене продавца и рыночной цене единых объектов недвижимости, однако, сбор иной рыночной информации, в том числе о значениях арендной платы по земельным участкам, не имеющим застройки, в отношении сведений регистрирующих органов о договорах купли-продажи земельных участков, продажи имущества должников (организаций - банкротов), об ипотечных сделках не осуществлялся.
Состав факторов стоимости земельных участков утвержден протоколом межведомственной комиссии от 08.02.2008.
При этом суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при расчете кадастровой стоимости ООО "АварКом" использовались не утвержденные межведомственной комиссией факторы стоимости, иные факторы стоимости, самостоятельно примененные исполнителем. С межведомственной комиссией не согласовывались примененные по отчету факторы стоимости.
Судом области также установлено, что в отчете ООО "АварКом" отсутствуют ссылки на источники информации о рынке недвижимости коммерческого назначения.
Доказательств достаточности примененных сведений для составления статистической модели, установленных нормативными актами, ответчиками в материалы дела не представлено.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что государственная кадастровая оценка спорного земельного участка проведена с нарушением требований Правил и Методических указаний по проведению кадастровой оценки.
С учетом изложенного довод федеральной службы о том, что сам по себе факт превышения кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью не свидетельствует о недостоверности результатов оценки и не опровергает правильность принятого решения.
Довод федеральной службы о том, что достоверность отчета независимого оценщика не может быть предметом рассмотрения в рамках настоящего дела необоснован, поскольку такое требование истцом не заявлялось.
Кроме того, действующее законодательство не содержит запрета на предъявление требований об оспаривании достоверности результатов оценки.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией не принимается, поскольку согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
В силу части 1 статьи Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости, а также организует проведение государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с приказом Федеральной службы Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
Согласно пункту 2 названного приказа и плана-графика к нему Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 01.12.2010.
Как следует из материалов дела, федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Учитывая приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что учреждение является организацией, подведомственной управлению, осуществляющей лишь функции по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является управление.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно взыскал с него в пользу истца расходы на уплату государственной пошлины в сумме 4 000 рублей.
При этом ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено освобождение государственных органов от обязанности возместить другой стороне понесенные ею судебные издержки, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых законных и обоснованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.11.2012 по делу N А54-4621/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.В.ЗАИКИНА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
М.В.КАСТРУБА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2013 ПО ДЕЛУ N А54-4621/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2013 г. по делу N А54-4621/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 19.03.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Волковой Ю.А. и Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Некрасовой С.Е., в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания, рассмотрев апелляционные жалобы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.11.2012 по делу N А54-4621/2012 (судья Сельдемирова В.А.), установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Агиянц Сергей Робертович (г. Рязань, ОГРН 307622916400031) (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031384, ИНН 6234010728) (далее - управление) об установлении с 01.01.2010 кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128, общей площадью 908 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, проезд Шабулина, д. 2, стр. 2 (Московский район), равной его рыночной стоимости в размере 417 680 рублей, и понуждении филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - федеральная служба), Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) (далее - учреждение), общество с ограниченной ответственностью "Аварком" (г. Рязань, ОГРН 1056204061330, ИНН 6234018847) (далее - общество).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Рязанской области.
Впоследствии истец уточнил заявленные требования, просил суд:
- - признать недостоверным результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128, общей площадью 908 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, проезд Шабулина, д. 2, стр. 2 (Московский район);
- - установить кадастровую стоимость у земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128, общей площадью 908 кв. м, расположенного по адресу: г. Рязань, проезд Шабулина, д. 2, стр. 2 (Московский район), равной его рыночной стоимости в размере 417 680 рублей;
- - обязать учреждение внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 07.11.2012 исковые требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, определенная по результатам оценки по состоянию на 01.01.2008, превышает рыночную стоимость этого участка. При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства достоверности результатов оценки, на основании которых установлена кадастровая стоимость.
Не согласившись с принятым решением, федеральная служба и управление обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение от 07.11.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В жалобе заявитель указывает, что требования, предъявленные к управлению не подлежат рассмотрению в порядке искового производства. Податель жалобы полагает, что арбитражный суд пришел к необоснованному выводу о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка возможно без оспаривания действий органа кадастрового учета. По мнению управления, вывод суда об установлении рыночной стоимости земельного участка в качестве кадастровой с 01.01.2010 противоречит закону. Ответчик считает, что вывод суда о недостоверности результатов оценки необоснован. Кроме того, заявитель полагает, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу. По мнению ответчика, суд первой инстанции неправомерно взыскал с него расходы по уплате государственной пошлины, поскольку управление от уплаты госпошлины освобождено.
Федеральная служба в апелляционной жалобе указывает, что достоверность отчета независимого оценщика не может быть предметом рассмотрения в рамках настоящего дела. По мнению заявителя сам по себе факт превышения кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью не свидетельствует о недостоверности результатов оценки.
Правительство в отзыве на апелляционную жалобу указало на незаконность и необоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить обжалуемое решение без изменения.
В судебное заседание участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприниматель является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128 общей площадью 908 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для обслуживания нежилого здания, расположенного по адресу: г. Рязань, проезд Шабулина, 2, стр. 2 (Московский район).
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Рязанской области (приложение N 2 к данному постановлению).
Согласно полученной истцом справке, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128 составляет 2 567 270 рублей 12 копеек.
При этом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128 определена на основании отчета оценки N 2118-1/2008, составленного ООО "Аварком".
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельных участков, общество обратилось к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости спорного земельного участка.
Согласно отчету N 1863, составленному оценщиком - ООО "Аудитпартнер", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128 по состоянию на 01.01.2010 составила 417 680 рублей.
Ссылаясь на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна равняться его рыночной стоимости. Учитывая, что ответчики не оспорили рыночную стоимость, определенную на основании результатов независимой оценки, суд принял ее в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128.
Судебная коллегия согласна с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
Во исполнение пункта 11 Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе отдельных видов разрешенного использования.
В силу положений пункта 2.2 Методических указаний при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Согласно пункту 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2008 определен в размере 8 219 рублей 19 копеек за кв. м.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128 составила 2 567 270 рублей 12 копеек.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Согласно пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом установление соответствия между кадастровой и рыночной стоимостями земельного участка и внесение соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно отчету N 1863, составленному оценщиком - ООО "Аудитпартнер", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128 по состоянию на 01.01.2010 составила 417 680 рублей.
Поскольку ответчики рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0030037:128, определенную на основании указанного отчета, не оспорили, ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы не заявили, суд первой инстанции правомерно признал рыночную стоимость данного участка в 417 680 рублей в качестве достоверной.
При этом суд, учитывая отсутствия между сторонами спора относительно рыночной стоимости спорного земельного участка, пришел к правильному выводу о том, что определение рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 не противоречит действующему законодательству.
Довод управления о том, что установление кадастровой стоимости земельного участка невозможно без оспаривания действий органа кадастрового учета, судом апелляционной инстанции отклоняется, как противоречащий вышеприведенной позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Довод ответчика о том, что рыночная стоимость земельных участков установлена на 01.01.2010, в то время как кадастровая оценка установлена на 01.01.2008, не влияет на правильность принятого решения. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Доводы управления, касающиеся необоснованности вывода суда области о недостоверности результатов оценки, судебной коллегией отклоняются.
Апелляционная инстанция согласна с выводом суда первой инстанции о том, что соблюдение административной процедуры управлением и утверждение акта проверки Росреестром не является бесспорным доказательством заранее определенной силы, свидетельствующим о достоверности исходных данных, использованных при проведении кадастровой оценки земельного участка, и не исключает возможность их проверки в судебном порядке и необходимость подтверждения соответствующих сведений.
В соответствии с пунктом 5 Правил основой для государственной кадастровой оценки земель поселений является статистический анализ рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний, осуществляется на основе определения состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбора сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировки земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбора рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Пунктом 2.2.7 Методических указаний установлено, что если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 3.2.5.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, сбор рыночной информации об объектах недвижимости производится на основании сбора рыночной информации о ценах сделок, спроса и предложений купли-продажи и ипотеки на незастроенные земельные участки; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночной цене на незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации об арендной плате за незастроенные земельные участки, достаточной для построения модели; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, о рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающих в себя земельные участки; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за земельные участки, и (или) рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки, осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, об арендной плате за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки.
В соответствии с названным порядком установления кадастровой стоимости, расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляется на основании статистического анализа рыночной стоимости земельных участков.
Как следует из материалов дела, исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Рязанской области, в том числе и земельного участка, принадлежащего предпринимателю, являлось ООО "АварКом" (государственный контракт от 11.12.2007 N 35.301007.499-о), предоставившее по итогам оценки отчет N 2118-1/2008.
При анализе указанного отчета судом области установлено, что при исполнении государственного контракта по кадастровой оценке земель оценочной организацией - ООО "АварКом" в нарушение порядка сбора информации была собрана информация только о продаже земельных участков по цене продавца и рыночной цене единых объектов недвижимости, однако, сбор иной рыночной информации, в том числе о значениях арендной платы по земельным участкам, не имеющим застройки, в отношении сведений регистрирующих органов о договорах купли-продажи земельных участков, продажи имущества должников (организаций - банкротов), об ипотечных сделках не осуществлялся.
Состав факторов стоимости земельных участков утвержден протоколом межведомственной комиссии от 08.02.2008.
При этом суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при расчете кадастровой стоимости ООО "АварКом" использовались не утвержденные межведомственной комиссией факторы стоимости, иные факторы стоимости, самостоятельно примененные исполнителем. С межведомственной комиссией не согласовывались примененные по отчету факторы стоимости.
Судом области также установлено, что в отчете ООО "АварКом" отсутствуют ссылки на источники информации о рынке недвижимости коммерческого назначения.
Доказательств достаточности примененных сведений для составления статистической модели, установленных нормативными актами, ответчиками в материалы дела не представлено.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что государственная кадастровая оценка спорного земельного участка проведена с нарушением требований Правил и Методических указаний по проведению кадастровой оценки.
С учетом изложенного довод федеральной службы о том, что сам по себе факт превышения кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью не свидетельствует о недостоверности результатов оценки и не опровергает правильность принятого решения.
Довод федеральной службы о том, что достоверность отчета независимого оценщика не может быть предметом рассмотрения в рамках настоящего дела необоснован, поскольку такое требование истцом не заявлялось.
Кроме того, действующее законодательство не содержит запрета на предъявление требований об оспаривании достоверности результатов оценки.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией не принимается, поскольку согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
В силу части 1 статьи Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости, а также организует проведение государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с приказом Федеральной службы Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
Согласно пункту 2 названного приказа и плана-графика к нему Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 01.12.2010.
Как следует из материалов дела, федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Учитывая приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что учреждение является организацией, подведомственной управлению, осуществляющей лишь функции по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является управление.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно взыскал с него в пользу истца расходы на уплату государственной пошлины в сумме 4 000 рублей.
При этом ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено освобождение государственных органов от обязанности возместить другой стороне понесенные ею судебные издержки, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых законных и обоснованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 07.11.2012 по делу N А54-4621/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий
Н.В.ЗАИКИНА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
М.В.КАСТРУБА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)