Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Лэнд Менеджмент" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 августа 2013 года по делу N А41-34624/12, принятое судьей А.В. Гриневой по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Лэнд Менеджмент" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра"
о признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:080105:105
третьи лица: Министерство экологии и природопользования Московской области; Администрация Ленинского муниципального района Московской области; Администрация муниципального образования городское поселение Видное Ленинского муниципального района Московской области; Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 14 по Московской области
при участии в заседании:
- от истца - ООО "Лэнд Менеджмент": Бурняшов В.Е., доверенность от 01.08.2013 г.;
- от ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра": не явились, извещены;
- от 3-их лиц: Министерства экологии и природопользования Московской области: Григорьев Д.В., доверенность от 26.11.2012 г.; Администрации Ленинского муниципального района Московской области, Администрации муниципального образования городское поселение Видное Ленинского муниципального района Московской области; Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Московской области: не явились, извещены,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лэнд Менеджмент" (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" со следующими требованиями:
- - признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала по Московской области, а также Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:080105:105 в размере 204 493 851,60 руб. по состоянию на 01 января 2012 года на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области";
- - признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала по Московской области по предоставлению для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2012 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:080105:105 в размере 204 493 851,60 руб. по состоянию на 01 января 2012 года на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области";
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Лэнд Менеджмент", исключив из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:080105:105 в размере 204 493 851,60 руб., определенной на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле были привлечены Министерство экологии и природопользования Московской области, Администрация Ленинского муниципального района Московской области, Администрация муниципального образования городское поселение Видное Ленинского муниципального района Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 14 по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 августа 2013 года по делу N А41-34624/12 в удовлетворении требований ООО "Лэнд Менеджмент" отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Лэнд Менеджмент" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях апелляционной жалобы настаивал, просил решение суда отменить, требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Министерства экологии и природопользования Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчиков: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра", третьих лиц: Администрации Ленинского муниципального района Московской области, Администрации муниципального образования городское поселение Видное Ленинского муниципального района Московской области; Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Московской области, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
В заседании апелляционного суда истец заявил о фальсификации доказательств по делу, а именно письма ГАУ МО АИС "Подмосковье" от 07.12.2012 N 124-П-12, письма ГАУ МО АИС "Подмосковье" от 25.01.2013 г. N 08-п-13, скрин-шота заявки на размещение информации в автоматизированной системе управления публикациями АСУП с информацией о направленном Минэкологией Московской области и принятом государственным автономным учреждением Агентство информационных систем "Подмосковье" для размещения файла объемом 36 431 килобайт, а также заявил ходатайство о назначении по делу экспертизы для разрешения указанного заявления о фальсификации доказательств (в письменном виде).
Из письменного заявления о фальсификации доказательств и пояснений представителя заявителя в судебном заседании следует, что по данному заявлению истец оспаривает содержащиеся в документах сведения, истец полагает, что содержание документов не соответствует действительности, признаков подделки самих документов представитель истца в судебном заседании не пояснил.
Рассмотрев данное заявление о фальсификации доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что оно является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
В рамках ст. 161 АПК РФ под фальсификацией доказательств по делу понимается совершение в отношении материальной вещи тех или иных действий фактического характера, а, соответственно, под заявлением о фальсификации доказательства, - заявление о том, что в отношении представленной суду в качестве доказательства вещи были совершены определенные действия фактического характера (например, что выполненная на документе от имени единоличного исполнительного органа общества подпись была выполнена иным лицом; что проставленный на документе от имени общества оттиск круглой печати был выполнен печатью, данному обществу не принадлежащей).
Доводы же, изложенные истцом в заявлении о фальсификации доказательств, носят не фактический характер, а юридический. Заявление, содержащее юридическую оценку документов, не может быть удовлетворено в установленном ст. 161 АПК РФ порядке.
Поскольку заявление о фальсификации доказательств является необоснованным, не подлежит удовлетворению и сопутствующее ходатайство о назначении экспертизы по делу.
Апелляционный суд отмечает, что аналогичное заявление о фальсификации доказательств было сделано истцом в суде первой инстанции, и судом было надлежащим образом разрешено указанное заявление, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального права при рассмотрение заявления о фальсификации доказательств противоречат материалам дела и являются необоснованными.
Несостоятельными являются и доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции ст. 49 АПК РФ, поскольку из материалов дела следует, что истцом в процессе рассмотрения дела требования в просительной части уточнялись, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно применены положения ст. 49 АПК РФ.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, заслушав представителей истца, третьего лица, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции является обоснованным и отмене, изменению не подлежит.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.201 г. N 12651/11 по делу N А46-13112/2010).
На основании изложенного, арбитражный суд первой инстанции обоснованно рассмотрел заявленные ООО "Лэнд Менеджмент" требования по общим правилам искового производства.
Из материалов дела следует, что в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" N 222 от 30.11.2011 опубликовано Распоряжение Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области".
Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, на основании представления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 24.10.2011 N РС-1/01-07-1689/11-1, утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 1);
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 2);
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 3);
- - установлен перечень распоряжений Министерства экологии и природопользования Московской области, применяющихся в части, не противоречащей настоящему Распоряжению (приложение N 4);
- - номера видов разрешенного использования земельных участков, указанные в приложениях N 1 - N 3 к настоящему распоряжению, соответствуют номерам подпунктов 1.2.1 - 1.2.15 пункта 1.2 Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (в редакции по состоянию на 01.01.2010).
Текст Распоряжения Министерства экологии и природопользованию Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" опубликован в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" N 222 от 30.11.2011, там же указано, что приложения N 1 - 4 к указанному Распоряжению размещены на официальном сайте Министерства в сети Интернет (http://mep.mosreg.ru).
ООО "Лэнд Менеджмент" обратилось в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" с письменным заявлением исх.N 2 от 07.02.2012 г. о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:080105:105. В соответствии с письменным ответом Кадастровой палаты по Московской области исх. N 01-39/113 от 09.04.2012 г. кадастровая стоимость земельного участка, определенная на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" по состоянию на 01 января 2012 года составила 204 493 851,60 руб.
Согласно материалам дела, доводам апелляционной жалобы, истец считает, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01 января 2012 года и предоставлению для целей исчисления земельного налога необоснованно определены на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. N 236-РМ.
Как следует из смысла статьи 13 ГК РФ, статьи 29 и главы 23 АПК РФ, существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства России от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Постановления Правительства России от 08.04.2000 N 316).
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 9 Постановления Правительства России от 08.04.2000 N 316).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Постановления Правительства России от 08.04.2000 г. N 316).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Для целей настоящего Федерального закона под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010 г. (приложение N 1) представляют собой сведения о кадастровой стоимости, которая касается конкретного лица и его земельных участков, а не неограниченного круга лиц.
Следовательно, результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, внесенные в федеральный государственный информационный ресурс, не имеют признаков правовых норм - правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 Приказа Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. N 254 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" вне зависимости от вида объекта оценки в отчете об оценке должны содержаться следующие разделы: основные факты и выводы. В разделе основных фактов и выводов должны содержаться: общая информация, идентифицирующая объект оценки; результаты оценки, полученные при применении различных подходов к оценке; итоговая величина стоимости объекта оценки.
При указанных обстоятельствах, утверждение нормативным правовым актом - Распоряжением Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" - результатов государственной кадастровой оценки (итоговая величина стоимости объекта оценки) не влечет преобразование выводов отчета об оценке в нормы права, а следовательно, и обязанность их официального опубликования в порядке пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства России от 08.04.2000 г. N 316 (ред. от 30.06.2010) "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности физических лиц, юридических лиц, эти лица вправе подать запрос о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета на территории субъекта Российской Федерации по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости, которым утверждены результаты ее определения, и получить указанные сведения в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 13 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка и кадастровом номере земельного участка предоставляются бесплатно по запросам любых лиц в виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
ООО "Лэнд Менеджмент" обратилось в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области с заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков 07.02.2012 и получило ответ в письме филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области от 09 апреля 2012 года.
Доводы заявителя о недоступности информации, размещенной на сайте заархивированным методом, апелляционный суд находит несостоятельными.
Необходимость наличия на электронном устройстве установленной программы для разархивации файлов, как и программ, необходимых для открытия файлов документов (в формате Microsoft Word, Adobe Reader и т.д.), не может свидетельствовать о недоступности размещенной информации, поскольку такие программы являются общедоступными.
Требования к наличию необходимого программного обеспечения не нарушили прав заявителя, поскольку с текстами Приложений к Распоряжению N 236-РМ заявитель ознакомился на указанном выше сайте.
Таким образом, Министерством экологии в установленные законодательством сроки были опубликованы и размещены Распоряжение N 236-РМ об утверждении результатов кадастровой оценки, и сами результаты кадастровой оценки.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Частью 3 статьи 16 указанного Федерального закона, кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Изменения в кадастровый учет спорных земельных участков об их кадастровой стоимости были внесены кадастровой палатой, на основании поступившей из Минэкологии Московской области информации об утверждении кадастровой оценки данных участков.
Таким образом, кадастровая палата при определении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2012 земельных участков заявителя действовала правомерно на основании представленного ей нормативного правового акта в полном объеме, сведения, о публикации которого в установленном порядке у органа кадастрового учета и Росреестра имелись как общедоступные.
При этом заявителем оспаривается законность действий заинтересованных лиц по определению кадастровой стоимости земельных участков на 01.01.2012, а не сама легитимность нормативного правового акта.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что оснований для оценки легитимности опубликованного нормативного правового акта у органа кадастрового учета и Росреестра при определении кадастровой стоимости не имелось.
В то же время, доводы апелляционной жалобы сводятся не к оценке действий заинтересованных лиц, а к законности Распоряжения Минэкологии.
Принимая во внимание правовую позицию, отраженную в абзаце 4 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", как обществу, так и иным лицам была предоставлена возможность ознакомиться с Распоряжением Минэкологии Московской области N 236-РМ, при указанных обстоятельствах порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотивам доведения его до сведения населения в порядке отличном от установленного, а именно: размещения приложений N 1 - 4 на общедоступном сайте в сети Интернет, с указанием в газетной публикации его адреса.
В установленном законом порядке было опубликовано само обжалуемое Распоряжение N 236-РМ, и неопределенный круг лиц был осведомлен о его принятии Министерством экологии Московской области. Темы, в отношении которых издано Распоряжение - утверждение результатов государственной оценки кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в Московской области, - в опубликованном Распоряжении отражены. О том, где будут размещаться приложения с указанием кадастровой стоимости по каждому земельному участку, в печатном издании было также указано.
Приложения касаются указания кадастровой стоимости и ее удельного показателя (результатов кадастровой оценки) в отношении каждого земельного участка.
При таких обстоятельствах суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что опубликование Распоряжения без приложений в данном конкретном случае не привело к невозможности заявителя узнать об изменении кадастровой стоимости спорных участков, либо на сайте Минэкологии Московской области в сети Интернет, либо по запросу в орган кадастрового учета.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Распоряжение N 236-РМ не было опубликовано в срок, установленный НК РФ, и с 01.01.2012 года не вступило в законную силу, аналогичны доводам истца при рассмотрении дела судом первой инстанции. данным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд первой инстанции также обоснованно указал, что действия кадастровой палаты по изменению кадастровой стоимости в связи с принятым утверждением результатов кадастровой оценки являются правомерными и соответствуют статьям 7, 16 Федерального закона N 221-ФЗ.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Нарушений вышеуказанных правовых норм ответчиками не допущено.
Доводов о том, что размер кадастровой стоимости определен неверно, истцом ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной инстанции не заявлялось.
При данных обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований соответствует обстоятельствам, установленным по делу, вынесено на основе представленных в дело доказательств.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16.08.2013 г. по делу N А41-34624/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2013 ПО ДЕЛУ N А41-34624/12
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2013 г. по делу N А41-34624/12
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коротковой Е.Н.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Савановой В.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Лэнд Менеджмент" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 августа 2013 года по делу N А41-34624/12, принятое судьей А.В. Гриневой по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Лэнд Менеджмент" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра"
о признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:080105:105
третьи лица: Министерство экологии и природопользования Московской области; Администрация Ленинского муниципального района Московской области; Администрация муниципального образования городское поселение Видное Ленинского муниципального района Московской области; Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 14 по Московской области
при участии в заседании:
- от истца - ООО "Лэнд Менеджмент": Бурняшов В.Е., доверенность от 01.08.2013 г.;
- от ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра": не явились, извещены;
- от 3-их лиц: Министерства экологии и природопользования Московской области: Григорьев Д.В., доверенность от 26.11.2012 г.; Администрации Ленинского муниципального района Московской области, Администрации муниципального образования городское поселение Видное Ленинского муниципального района Московской области; Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Московской области: не явились, извещены,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лэнд Менеджмент" (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" со следующими требованиями:
- - признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала по Московской области, а также Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:080105:105 в размере 204 493 851,60 руб. по состоянию на 01 января 2012 года на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области";
- - признать незаконными действия ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала по Московской области по предоставлению для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2012 года кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:080105:105 в размере 204 493 851,60 руб. по состоянию на 01 января 2012 года на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области";
- - обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Лэнд Менеджмент", исключив из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:080105:105 в размере 204 493 851,60 руб., определенной на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле были привлечены Министерство экологии и природопользования Московской области, Администрация Ленинского муниципального района Московской области, Администрация муниципального образования городское поселение Видное Ленинского муниципального района Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 14 по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 августа 2013 года по делу N А41-34624/12 в удовлетворении требований ООО "Лэнд Менеджмент" отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Лэнд Менеджмент" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель заявителя на требованиях апелляционной жалобы настаивал, просил решение суда отменить, требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Министерства экологии и природопользования Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчиков: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра", третьих лиц: Администрации Ленинского муниципального района Московской области, Администрации муниципального образования городское поселение Видное Ленинского муниципального района Московской области; Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Московской области, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
В заседании апелляционного суда истец заявил о фальсификации доказательств по делу, а именно письма ГАУ МО АИС "Подмосковье" от 07.12.2012 N 124-П-12, письма ГАУ МО АИС "Подмосковье" от 25.01.2013 г. N 08-п-13, скрин-шота заявки на размещение информации в автоматизированной системе управления публикациями АСУП с информацией о направленном Минэкологией Московской области и принятом государственным автономным учреждением Агентство информационных систем "Подмосковье" для размещения файла объемом 36 431 килобайт, а также заявил ходатайство о назначении по делу экспертизы для разрешения указанного заявления о фальсификации доказательств (в письменном виде).
Из письменного заявления о фальсификации доказательств и пояснений представителя заявителя в судебном заседании следует, что по данному заявлению истец оспаривает содержащиеся в документах сведения, истец полагает, что содержание документов не соответствует действительности, признаков подделки самих документов представитель истца в судебном заседании не пояснил.
Рассмотрев данное заявление о фальсификации доказательства, суд апелляционной инстанции полагает, что оно является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
В рамках ст. 161 АПК РФ под фальсификацией доказательств по делу понимается совершение в отношении материальной вещи тех или иных действий фактического характера, а, соответственно, под заявлением о фальсификации доказательства, - заявление о том, что в отношении представленной суду в качестве доказательства вещи были совершены определенные действия фактического характера (например, что выполненная на документе от имени единоличного исполнительного органа общества подпись была выполнена иным лицом; что проставленный на документе от имени общества оттиск круглой печати был выполнен печатью, данному обществу не принадлежащей).
Доводы же, изложенные истцом в заявлении о фальсификации доказательств, носят не фактический характер, а юридический. Заявление, содержащее юридическую оценку документов, не может быть удовлетворено в установленном ст. 161 АПК РФ порядке.
Поскольку заявление о фальсификации доказательств является необоснованным, не подлежит удовлетворению и сопутствующее ходатайство о назначении экспертизы по делу.
Апелляционный суд отмечает, что аналогичное заявление о фальсификации доказательств было сделано истцом в суде первой инстанции, и судом было надлежащим образом разрешено указанное заявление, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального права при рассмотрение заявления о фальсификации доказательств противоречат материалам дела и являются необоснованными.
Несостоятельными являются и доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции ст. 49 АПК РФ, поскольку из материалов дела следует, что истцом в процессе рассмотрения дела требования в просительной части уточнялись, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно применены положения ст. 49 АПК РФ.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, заслушав представителей истца, третьего лица, исследовав и оценив имеющиеся доказательства, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции является обоснованным и отмене, изменению не подлежит.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.201 г. N 12651/11 по делу N А46-13112/2010).
На основании изложенного, арбитражный суд первой инстанции обоснованно рассмотрел заявленные ООО "Лэнд Менеджмент" требования по общим правилам искового производства.
Из материалов дела следует, что в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" N 222 от 30.11.2011 опубликовано Распоряжение Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области".
Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области в соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным Постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, на основании представления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 24.10.2011 N РС-1/01-07-1689/11-1, утверждены:
- - результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 1);
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 2);
- - средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 3);
- - установлен перечень распоряжений Министерства экологии и природопользования Московской области, применяющихся в части, не противоречащей настоящему Распоряжению (приложение N 4);
- - номера видов разрешенного использования земельных участков, указанные в приложениях N 1 - N 3 к настоящему распоряжению, соответствуют номерам подпунктов 1.2.1 - 1.2.15 пункта 1.2 Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (в редакции по состоянию на 01.01.2010).
Текст Распоряжения Министерства экологии и природопользованию Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" опубликован в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" N 222 от 30.11.2011, там же указано, что приложения N 1 - 4 к указанному Распоряжению размещены на официальном сайте Министерства в сети Интернет (http://mep.mosreg.ru).
ООО "Лэнд Менеджмент" обратилось в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" с письменным заявлением исх.N 2 от 07.02.2012 г. о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:21:080105:105. В соответствии с письменным ответом Кадастровой палаты по Московской области исх. N 01-39/113 от 09.04.2012 г. кадастровая стоимость земельного участка, определенная на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" по состоянию на 01 января 2012 года составила 204 493 851,60 руб.
Согласно материалам дела, доводам апелляционной жалобы, истец считает, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01 января 2012 года и предоставлению для целей исчисления земельного налога необоснованно определены на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. N 236-РМ.
Как следует из смысла статьи 13 ГК РФ, статьи 29 и главы 23 АПК РФ, существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства России от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Постановления Правительства России от 08.04.2000 N 316).
Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр (пункт 9 Постановления Правительства России от 08.04.2000 N 316).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10 Постановления Правительства России от 08.04.2000 г. N 316).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.
Для целей настоящего Федерального закона под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010 г. (приложение N 1) представляют собой сведения о кадастровой стоимости, которая касается конкретного лица и его земельных участков, а не неограниченного круга лиц.
Следовательно, результаты государственной кадастровой оценки земельных участков, внесенные в федеральный государственный информационный ресурс, не имеют признаков правовых норм - правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 Приказа Минэкономразвития России от 20.07.2007 г. N 254 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)" вне зависимости от вида объекта оценки в отчете об оценке должны содержаться следующие разделы: основные факты и выводы. В разделе основных фактов и выводов должны содержаться: общая информация, идентифицирующая объект оценки; результаты оценки, полученные при применении различных подходов к оценке; итоговая величина стоимости объекта оценки.
При указанных обстоятельствах, утверждение нормативным правовым актом - Распоряжением Минэкологии Московской области от 25.11.2011 г. N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" - результатов государственной кадастровой оценки (итоговая величина стоимости объекта оценки) не влечет преобразование выводов отчета об оценке в нормы права, а следовательно, и обязанность их официального опубликования в порядке пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства России от 08.04.2000 г. N 316 (ред. от 30.06.2010) "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 НК РФ).
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности физических лиц, юридических лиц, эти лица вправе подать запрос о предоставлении сведений о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета на территории субъекта Российской Федерации по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости, которым утверждены результаты ее определения, и получить указанные сведения в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 13 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка и кадастровом номере земельного участка предоставляются бесплатно по запросам любых лиц в виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
ООО "Лэнд Менеджмент" обратилось в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области с заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков 07.02.2012 и получило ответ в письме филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области от 09 апреля 2012 года.
Доводы заявителя о недоступности информации, размещенной на сайте заархивированным методом, апелляционный суд находит несостоятельными.
Необходимость наличия на электронном устройстве установленной программы для разархивации файлов, как и программ, необходимых для открытия файлов документов (в формате Microsoft Word, Adobe Reader и т.д.), не может свидетельствовать о недоступности размещенной информации, поскольку такие программы являются общедоступными.
Требования к наличию необходимого программного обеспечения не нарушили прав заявителя, поскольку с текстами Приложений к Распоряжению N 236-РМ заявитель ознакомился на указанном выше сайте.
Таким образом, Министерством экологии в установленные законодательством сроки были опубликованы и размещены Распоряжение N 236-РМ об утверждении результатов кадастровой оценки, и сами результаты кадастровой оценки.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Частью 3 статьи 16 указанного Федерального закона, кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Изменения в кадастровый учет спорных земельных участков об их кадастровой стоимости были внесены кадастровой палатой, на основании поступившей из Минэкологии Московской области информации об утверждении кадастровой оценки данных участков.
Таким образом, кадастровая палата при определении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2012 земельных участков заявителя действовала правомерно на основании представленного ей нормативного правового акта в полном объеме, сведения, о публикации которого в установленном порядке у органа кадастрового учета и Росреестра имелись как общедоступные.
При этом заявителем оспаривается законность действий заинтересованных лиц по определению кадастровой стоимости земельных участков на 01.01.2012, а не сама легитимность нормативного правового акта.
С учетом изложенного апелляционный суд считает, что оснований для оценки легитимности опубликованного нормативного правового акта у органа кадастрового учета и Росреестра при определении кадастровой стоимости не имелось.
В то же время, доводы апелляционной жалобы сводятся не к оценке действий заинтересованных лиц, а к законности Распоряжения Минэкологии.
Принимая во внимание правовую позицию, отраженную в абзаце 4 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", как обществу, так и иным лицам была предоставлена возможность ознакомиться с Распоряжением Минэкологии Московской области N 236-РМ, при указанных обстоятельствах порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотивам доведения его до сведения населения в порядке отличном от установленного, а именно: размещения приложений N 1 - 4 на общедоступном сайте в сети Интернет, с указанием в газетной публикации его адреса.
В установленном законом порядке было опубликовано само обжалуемое Распоряжение N 236-РМ, и неопределенный круг лиц был осведомлен о его принятии Министерством экологии Московской области. Темы, в отношении которых издано Распоряжение - утверждение результатов государственной оценки кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в Московской области, - в опубликованном Распоряжении отражены. О том, где будут размещаться приложения с указанием кадастровой стоимости по каждому земельному участку, в печатном издании было также указано.
Приложения касаются указания кадастровой стоимости и ее удельного показателя (результатов кадастровой оценки) в отношении каждого земельного участка.
При таких обстоятельствах суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что опубликование Распоряжения без приложений в данном конкретном случае не привело к невозможности заявителя узнать об изменении кадастровой стоимости спорных участков, либо на сайте Минэкологии Московской области в сети Интернет, либо по запросу в орган кадастрового учета.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Распоряжение N 236-РМ не было опубликовано в срок, установленный НК РФ, и с 01.01.2012 года не вступило в законную силу, аналогичны доводам истца при рассмотрении дела судом первой инстанции. данным доводам судом первой инстанции дана надлежащая оценка, оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Суд первой инстанции также обоснованно указал, что действия кадастровой палаты по изменению кадастровой стоимости в связи с принятым утверждением результатов кадастровой оценки являются правомерными и соответствуют статьям 7, 16 Федерального закона N 221-ФЗ.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Нарушений вышеуказанных правовых норм ответчиками не допущено.
Доводов о том, что размер кадастровой стоимости определен неверно, истцом ни в суде первой инстанции, ни в апелляционной инстанции не заявлялось.
При данных обстоятельствах, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований соответствует обстоятельствам, установленным по делу, вынесено на основе представленных в дело доказательств.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 16.08.2013 г. по делу N А41-34624/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.Н.КОРОТКОВА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)