Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.02.2013 N 05АП-11653/2012 ПО ДЕЛУ N А59-3663/2012

Разделы:
Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2013 г. N 05АП-11653/2012

Дело N А59-3663/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 04 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Н. Номоконовой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Паллада"
апелляционное производство N 05АП-11653/2012
на решение от 12.11.2012 года
судьи И.Н. Шестопал по делу N А59-3663/2012 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Паллада" (ИНН 6501212462, ОГРН 1096501008340, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.11.2009) к Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области (ИНН 6500000761, ОГРН 1026500520364, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.08.2002) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 04.07.2012 N 04-3602/12, об отказе выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, взыскании судебных расходов
при участии:
- от Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области: Киселев О.Л., представитель по доверенности от 01.02.2013, сроком действия до 31.12.2013; служебное удостоверение N 003;
- общество с ограниченной ответственностью "Паллада" - не явилось;
-
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Паллада" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области (далее - Министерство) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 04.07.2010 N 04-3602/12, об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, расположенного в г. Южно-Сахалинске, планировочный район Луговое, ул. 2-ая Набережная, д. 15 ориентировочной площадью 1185 кв. м для строительства склада.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 12.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что поскольку в решении суда содержатся выводы о том, что ДАГУН г. Южно-Сахалинска является уполномоченным органом, а не Министерство, следовательно, суд принял решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области на доводы апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
ООО "Паллада", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось. В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя Общества.
Из материалов дела судом установлено, что ООО "Паллада" 02.05.2012 обратилось в Министерство с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта, в котором просило произвести выбор земельного участка ориентировочной площадью 1185 кв. м, расположенного в городе Южно-Сахалинске, планировочный район Луговое, ул. 2-ая Набережная, д. 15 и осуществить предварительное согласование места размещения объекта - склад в полностью закрытом строении.
16.05.2012 Министерство направило в адрес Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска (далее - ДАГУН г. Южно-Сахалинска) заявление общества с целью получения заключения о возможности осуществления строительства на испрашиваемом земельном участке и о соответствии заявленного использования земельного участка действующей градостроительной документации и перспективному развитию городского округа "Город Южно-Сахалинск".
Письмом от 29.05.2012 за N 4906-014/012 ДАГУН г. Южно-Сахалинска дал письменный ответ, в п. 3 которого указано, что земельный участок в планировочном районе Луговое по ул. 2-ая Набережная, д. 15, испрашиваемый обществом для строительства склада, в соответствии с Правилами землепользования и застройки в г. Южно-Сахалинске расположен в жилой зон "Ж-4", градостроительным регламентом которой строительство закрытых складов разрешено. В соответствии с генпланом пос. Луговое участок расположен в зоне жилой застройки. В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" нормативный размер санитарно-защитной зоны для складов составляет 50 м. Фактически испрашиваемый земельный участок примыкает к жилой застройке. Строительство склада на участке не соответствует градостроительным и санитарным нормам.
В соответствии с данным ответом Министерство решением, изложенным в письме от 04.07.2012 N 04-3602/12, отказало обществу в выборе и предоставлении испрашиваемого земельного участка, при этом, указало, что размещение склада на испрашиваемом земельном участке не представляется возможным, поскольку по информации ДАГУН в соответствии с генпланом пос. Луговое испрашиваемый земельный участок расположен в зоне жилой застройки, а в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" нормативный размер санитарно-защитной зоны для складов составляет 50 м, в границах санитарно-защитных зон размещение жилой застройки не допускается, фактически испрашиваемый земельный участок примыкает к существующей жилой застройке, т.е. продублировав информацию из письма ДАГУН г. Южно-Сахалинска.
Не согласившись с данным решением Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области, общество обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в порядке, определенном в пункте 5 статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- 3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Последовательность действий по выбору земельных участков для строительства прописана в статье 31 ЗК РФ.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, к которому прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выбор земельного участка, который завершается составлением акта выбора земельного участка относится к исключительным полномочиям органа местного самоуправления, полномочия которого, в этой части, в городе Южно-Сахалинске выполняет ДАГУН.
Как верно указано судом первой инстанции, из положений ст. 31 ЗК РФ следует, что предварительное согласование места размещения объекта строительства производится путем утверждения акта о выборе земельного участка. Указанное действие производит исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в зависимости от того, в какой из этих органов с заявлением о предоставлении земельного участка обращался заявитель. В случае неутверждения акта выбора земельного участка или его несоставления, по причине невозможности определения вариантов размещения объекта, принимается решение об отказе в размещении объекта.
В соответствии со статьями 1 и 2 Закона Сахалинской области от 20.02.08 г. N 6-ЗО "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе "город Южно-Сахалинск", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе "Город Южно-Сахалинск", осуществляется органом исполнительной власти Сахалинской области, определяемым администрацией Сахалинской области.
Порядок организации работы по распоряжению земельными участками, указанными в статье 1 настоящего Закона, устанавливается администрацией Сахалинской области в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Распоряжением администрации Сахалинской области от 05.03.08 г. N 137-ра, Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области определен уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством в городском округе "город Южно-Сахалинск".
Постановлением Правительства Сахалинской области от 15.11.2010 N 552 утвержден Порядок организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, в муниципальном образовании городской округ "Город Южно-Сахалинск" (за исключением земельных участков, относящихся к землям лесного фонда) (далее - Порядок).
В соответствии с п.п. 1.2, 2.1, 2.3, 3.1, 3.2, 3.4 Порядка, предоставление земельных участков осуществляется на основании распоряжений министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области.
В целях получения земельного участка для строительства, а также в целях реализации иных прав, связанных с предоставлением земельного участка для строительства, граждане и юридические лица обращаются в адрес Министерства с заявлениями по формам N 1 - 6 к настоящему Порядку.
Министерство производит обработку заявления и проверку представленных с ним документов в установленном им порядке.
Министерство направляет в Уполномоченный орган (орган администрации г. Южно-Сахалинска, осуществляющий на территории муниципального образования городской округ "Город Южно-Сахалинск" полномочия в сфере земельных отношений) информацию о местоположении, площади земельного участка и назначении объекта предполагаемого строительства для получения заключения о возможности осуществления строительства на испрашиваемом земельном участке.
В случае получения заключения о возможности строительства Министерство направляет в Уполномоченный орган информацию о местоположении, площади земельного участка и назначении объекта предполагаемого строительства для проведения работ по оформлению акта о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях - для установления его охранной или санитарно-защитной зоны в порядке, форме и содержании, установленных нормативными правовыми актами. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, а также необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
В случае установления невозможности проведения работ, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Порядка, по испрашиваемому земельному участку Уполномоченный орган направляет в Министерство уведомление с указанием причин невозможности проведения работ и необходимые обоснования.
После получения материалов, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка, Министерство: - проводит проверку представленных материалов на наличие полного комплекта документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта; - подготавливает проект распоряжения Министерства (далее - распоряжение) о предварительном согласовании места размещения объекта и об утверждении акта выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта.
Министерство направляет копии распоряжения о предварительном согласовании места размещения объекта заявителю. Распоряжение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
На основании анализа вышеназванных положений Порядка суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что к полномочиям Министерства в рамках процедуры выбора земельного участка относится проверка представленных ДАГУН материалов на наличие полного комплекта документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, одним из которых должен быть акт выбора земельного участка для строительства и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта путем утверждения акта выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта, в том числе, если такой акт выбора ДАГУН Министерству не представлен.
Судом сделан правомерный вывод о том, что Министерство не имеет полномочий на проверку законности действий ДАГУН в части обоснованности отказа в предоставлении акта выбора земельного участка.
Согласно ответу ДАГУН от 20.05.2012 N 4906-014/012 испрашиваемый земельный участок, в соответствии с генпланом пос. Луговое, расположен в зоне жилой застройки. Согласно СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" для складов необходимы организация санитарно-защитной зоны размером 50 метров. В границах санитарно-защитных зон размещение жилой застройки не допускается. Фактически испрашиваемый земельный участок примыкает к существующей жилой застройке. Таким образом, размещение склада на испрашиваемом земельном участке не представляется возможным.
Таким образом, фактически указанным письмом ДАГУН уведомил Министерство о невозможности проведения работ по выбору испрашиваемого земельного участка для размещения на нем строительных объектов и невозможности оформления и направления акта о выборе земельного участка.
Поскольку в Министерстве отсутствует решение об утверждении акта выбора земельного участка и кадастровый паспорт спорного земельного участка, то в силу пункта 8 статьи 31 и пункта 2 статьи 32 Земельного кодекса РФ, ответчик не вправе принимать решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду для целей строительства.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что Министерство не могло согласовать предварительное место размещения объекта без утверждения акта выбора земельного участка.
В связи тем, что необходимая процедура выбора земельного участка для строительства, заявителем не была пройдена, действия ДАГУН об отказе выбора земельного участка никем не оспорены, следовательно, решение Министерства об отказе в предоставлении земельного участка принято в рамках действующего законодательства и с соблюдением предоставленных ему полномочий.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, как необоснованные.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, требования заявителя об обязании Министерство принять решение о выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта общества суд находит необоснованными, поскольку как установлено исходя из исследованных обстоятельств дела и нормативно-правовых актов, Министерство не имеет полномочий по выбору земельного участка, а согласование места размещения объекта не было произведено, поскольку Комитету не был представлен акт выбора земельного участка.
Поскольку требования заявителя оставлены без удовлетворения, у суда отсутствовали основания для взыскания с Министерства в пользу заявителя понесенных им судебных расходов.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку установленных и исследованных арбитражным судом обстоятельств дела. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у арбитражного суда апелляционной инстанции нет.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
В соответствии с пп. 3, 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в данном случае составляет 1000 руб. в связи с чем излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 12.11.2012 года по делу N А59-3663/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Паллада" из федерального бюджета 1000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины излишне уплаченной по платежному поручению N 401 от 06.12.2012 при подаче апелляционной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА

Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
Е.Н.НОМОКОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)