Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 02.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2467/2013

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 августа 2013 г. по делу N 33-2467/2013


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Роговой И.В.,
судей Стыцюн С.А., Стракатовой З.Е.
при секретаре М.Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 14 июня 2013 г. по заявлению Л.Т.Г. о признании действий администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

Л.Т.Г. предъявила в суд заявление по тем основаниям, она обратилась в администрацию Прионежского муниципального района Республики Карелия (далее в т.ч. администрация района) с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в порядке ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации для сенокошения в кадастровом квартале <...>. Письмом администрации района от <...> в предоставлении земельного участка отказано в связи с невозможностью организации проезда к испрашиваемому участку, что в дальнейшем может послужить основанием для отказа в постановке участка на кадастровый учет. Заявитель просила признать ответ администрации района об отказе в предоставлении земельного участка от <...> <...> незаконным, возложить на администрацию района обязанность утвердить и выдать заявителю схему расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
В связи с отказом от требований в части возложения обязанности утвердить и выдать заявителю схему расположения участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории, производство по делу в указанной части прекращено.
Решением суда заявление удовлетворено. Суд признал ответ администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия от <...> <...>, которым Л.Т.Г. было отказано в предоставлении земельного участка в аренду для сенокошения, незаконным.
С решением не согласна администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия, в апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица К.Е.В., действующая на основании доверенности, просит решение суда в части удовлетворения требований отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления. В обоснование доводов жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что суд необоснованно не принял довод администрации района о том, что испрашиваемый земельный участок покрыт лесной растительностью, при этом администрация района не утверждала, что земельный участок отнесен к лесному фонду. Согласно ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. В силу ст. 38 ЛК РФ леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства. Вместе с этим, исходя из положений п. 12 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от <...> <...>, для сенокошения используются нелесные земли, а также необлесившиеся лесосеки, прогалины и другие, не покрытые лесной растительностью земли, до проведения на них лесовосстановления. Отмечает, что понятие леса приведено в Лесном кодексе Российской Федерации, понятие лесных и нелесных земель содержится в п. 1 ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее в т.ч. ЗК РФ). Утверждает, что испрашиваемый земельный участок покрыт растительностью и не может быть использован для ведения сельского хозяйства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия У.А.В., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Заслушав представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 данного Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.
Согласно п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.
Исходя из п. 3 данной статьи в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 данной статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5 ст. 34 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ решением XXV сессии I созыва Совета Прионежского муниципального района Республики Карелия от 02 апреля 2009 г. N 13 утверждено Положение о предоставлении гражданам земельных участков для целей, не связанных со строительством. На основании п. 4.1 данного Положения отказ в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, допускается лишь в случаях, установленных законодательством.
Судом установлено, что <...> Л.Т.Г. обратилась в администрацию района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью <...>., для сенокошения, расположенного в районе у <...> (кадастровый квартал <...> испрашиваемое право - аренда. К заявлению в т.ч. были приложены схема расположения земельного участка, кадастровый план территории. Письмом от <...> администрация района отказала в предоставлении земельного участка в связи с невозможностью организации проезда к испрашиваемому участку, поскольку в дальнейшем данное обстоятельство может послужить основанием для отказа в постановке участка на кадастровый учет.
Как следует из материалов дела, пояснений представителя заинтересованного лица, кадастрового плана территории кадастрового квартала <...>, представленного в суд апелляционной инстанции, земельный участок испрашивается из земель сельскохозяйственного назначения.
Условия предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота устанавливаются ЗК РФ, Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 81 ЗК РФ)
Согласно п. 5 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном ст. 34 ЗК РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или измененному земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.
Однако предусмотренное указанным законом основание для отказа в постановке объекта недвижимости на кадастровый учет не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке ст. 34 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах вывод суда о незаконности оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка является правильным.
Доводы жалобы о невозможности использования земельного участка в связи с наличием на нем лесной растительности не влияют на вывод суда первой инстанции о незаконности решения администрации района по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Вместе с этим, согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли иных категорий используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
На основании ч. 2 ст. 23 ЛК РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые в силу ч. 3 данной статьи также располагаются на землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; населенных пунктов, на которых расположены городские леса; особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
Частью 1 ст. 38 ЛК РФ предусмотрена возможность использования лесов для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности).
В развитие данной статьи п. 12 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 05 декабря 2011 г. N 509, указано, что для сенокошения используются нелесные земли, а также необлесившиеся лесосеки, прогалины и другие, не покрытые лесной растительностью земли, до проведения на них лесовосстановления. В необходимых случаях для сенокошения могут использоваться пригодные для этой цели участки малоценных лесных насаждений, не намеченные под реконструкцию.
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Согласно п. 2 ст. 77 ЗК РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Приведенные положения лесного и земельного законодательства прямо не предусматривают нахождение лесов, исходя из ст. 5 ЛК РФ, на землях сельскохозяйственного назначения, в связи с чем в рассматриваемом случае не могут быть применены указанные положения Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства. Доказательств о том, что участок испрашивается из земель лесного фонда, не представлено, как и о его расположении в пределах лесного участка.
Кроме этого, достоверно не доказана невозможность предоставления для указанной цели в испрошенном месте земельного участка заявителю.
При указанных обстоятельствах, с учетом приведенного законодательства, постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия полагает, что решение суда по существу является правильным, а доводы жалобы - несостоятельными, правовых оснований для его отмены коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 14 июня 2013 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий

Судьи














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)