Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановлении объявлена 05.03.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.07.2012,
принятое судьей Артамоновой Л.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012,
принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н.,
по делу N А39-1533/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Захряпина Алексея Викторовича о признании недействительным постановления администрации Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 23.03.2012 N 7
и
индивидуальный предприниматель Захряпин Алексей Викторович (далее - Предприниматель, ИП Захряпин А.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным постановления администрации Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация Пермисского сельского поселения, орган местного самоуправления) от 23.03.2012 N 7 "Об отмене постановления от 16.02.2012 N 4 "Об изменении видов разрешенного использования земельных участков, находящихся на территории Пермисского сельского поселения".
Решением суда первой инстанции от 20.07.2012 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.10.2012 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статью 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", заявитель считает, что публичные слушания 29.12.2011 были проведены с нарушением закона, так как сообщения об их проведении по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, направлены не были. По его мнению, Соглашение "О передаче осуществления части полномочий Пермисского сельского поселения Большеберезниковскому муниципальному району в области градостроительной деятельности", утвержденное решением внеочередной тридцать седьмой сессии Совета депутатов четвертого созыва Пермисского сельского поселения от 12.09.2011, имеет законную силу без его опубликования.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу возразил против доводов заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 21.02.2012, 10.03.2012 серии 13ГА N 604827, 604829, 605366 ИП Захряпину А.В. принадлежат на праве собственности: доля в праве 21/32 общей долевой собственности земельного участка общая площадь - 237 237 квадратных метров, кадастровый номер 13:04:0208006:255, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом N 2в, участок находится примерно в 9000 метрах от ориентира по направлению на юго-запад; почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, Большеберезниковский район, село Марьяновка, улица Гагарина; доля в праве 19/32 общей долевой собственности земельного участка, общая площадь - 54 880 квадратных метров, кадастровый номер 13:04:0219017:35, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - дом N 2в, участок находится примерно в 8600 метрах от ориентира по направлению на юго-запад; почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, Большеберезниковский район, село Марьяновка, улица Гагарина; доля в праве 1/2 общей долевой собственности земельного участка, общая площадь - 57 935 квадратных метров, кадастровый номер 13:04:0208006:254, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - дом N 2, участок находится примерно в 2130 метрах от ориентира по направлению на юг; почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, Большеберезниковский район, село Пермисси, улица Московская.
На публичных слушаниях в селе Пермисси 29.12.2011 принято решение об изменении вида разрешенного использования, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 13:04:0208006:254, 13:04:0208006:255, 13:04:0219017:35, с "для сельского производства" на "дачное хозяйство (строительство)", о чем составлен протокол.
Решением Совета депутатов Пермисского сельского поселения от 15.02.2012 N 12 вид разрешенного использования, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 13:04:0208006:254; 13:04:0208006:255; 13:04:0219017:35, изменен с "для сельского производства" на "дачное хозяйство (строительство)".
Администрация Пермисского сельского поселения издала постановление 16.02.2012 N 4 "Об изменении видов разрешенного использования земельных участков находящихся на территории Пермисского сельского поселения", которым вид разрешенного использования земельных участков, принадлежащих Предпринимателю на праве собственности, изменен на "дачное хозяйство (строительство)".
Орган местного самоуправления опубликовал данное постановление в официальном печатном издании: от 16.02.2012 в N 2 Информационного бюллетеня Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия.
Администрация Пермисского сельского поселения издала постановление 23.03.2012 N 7, которым отменила постановление от 16.02.2012 N 4 "Об изменении видов разрешенного использования земельных участков находящихся на территории Пермисского сельского поселения".
Постановление от 23.03.2012 N 7 было опубликовано в Информационном бюллетене Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия N 7 от 23.03.2012.
Посчитав, что постановление от 23.03.2012 N 7 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, ИП Захряпин А.В. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность обжалуемого ненормативного правового акта.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Закон N 131-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
На основании статьи 2 Закона N 131-ФЗ муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В пункте 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 названного закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый правовой акт лишь в случае несоответствия его Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В подпункте 3 пункта 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ предусмотрено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее, чем до 31.12.2012 решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Следовательно, за исключением случаев, предусмотренных законом, решение об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков могло быть принято только по результатам публичных слушаний.
Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений пунктов 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Основанием для принятия 16.02.2012 администрацией Пермисского сельского поселения решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 13:04:0208006:254; 13:04:0208006:255; 13:04:0219017:35, принадлежащих на праве собственности ИП Захряпину А.В., явились результаты состоявшихся 29.12.2011 в селе Пермиси публичных слушаний.
По мнению администрации Пермисского сельского поселения, принимая постановление от 23.03.2012 N 7, она устранила нарушение требований действующего законодательства, допущенных при принятии постановления от 16.02.2012 N 4 "Об изменении видов разрешенного использования земельных участков, находящихся на территории Пермисского сельского поселения", поскольку на момент принятия постановления от 16.02.2012 N 4 у нее отсутствовали полномочия по изменению вида разрешенного использования земельного участка. Названные полномочия были переданы Большеберезниковскому муниципальному району на основании Соглашения "О передаче осуществления части полномочий Пермисского сельского поселения Большеберезниковскому муниципальному району в области градостроительной деятельности", утвержденного решением внеочередной тридцать седьмой сессии Совета депутатов четвертого созыва Пермисского сельского поселения от 12.09.2011 N 14 (далее - Соглашение).
Из пункта 1 данного Соглашения следует, что его предметом, в том числе, являлась передача полномочий по изменению вида разрешенного использования земельного участка (за исключением публичных слушаний).
Вместе с тем в рассматриваемом случае публичные слушания были проведены, в связи с чем на правоотношения по настоящему спору Соглашение по передаче полномочий не распространялось.
При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что у администрации Пермисского сельского поселения имелись в рассматриваемый период полномочия на изменение вида разрешенного использования земельных участков, находящихся на территории Пермисского сельского поселения, по спорному вопросу.
Следовательно, постановление от 16.02.2012 N 4 было вынесено законно и обоснованно, поэтому у органа местного самоуправления не было оснований для его отмены и вынесения постановления от 23.03.2012 N 7.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое постановление администрации Пермисского сельского поселения не соответствовало статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 7 и 48 Закона N 131-ФЗ и статье 4 Закона N 191-ФЗ и нарушало права и законные интересы ИП Захряпина А.В.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.07.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 по делу N А39-1533/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 11.03.2013 ПО ДЕЛУ N А39-1533/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2013 г. по делу N А39-1533/2012
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановлении объявлена 05.03.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.07.2012,
принятое судьей Артамоновой Л.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012,
принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н.,
по делу N А39-1533/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Захряпина Алексея Викторовича о признании недействительным постановления администрации Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия от 23.03.2012 N 7
и
установил:
индивидуальный предприниматель Захряпин Алексей Викторович (далее - Предприниматель, ИП Захряпин А.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействительным постановления администрации Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация Пермисского сельского поселения, орган местного самоуправления) от 23.03.2012 N 7 "Об отмене постановления от 16.02.2012 N 4 "Об изменении видов разрешенного использования земельных участков, находящихся на территории Пермисского сельского поселения".
Решением суда первой инстанции от 20.07.2012 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.10.2012 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", статью 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", заявитель считает, что публичные слушания 29.12.2011 были проведены с нарушением закона, так как сообщения об их проведении по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, направлены не были. По его мнению, Соглашение "О передаче осуществления части полномочий Пермисского сельского поселения Большеберезниковскому муниципальному району в области градостроительной деятельности", утвержденное решением внеочередной тридцать седьмой сессии Совета депутатов четвертого созыва Пермисского сельского поселения от 12.09.2011, имеет законную силу без его опубликования.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Предприниматель в отзыве на кассационную жалобу возразил против доводов заявителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 21.02.2012, 10.03.2012 серии 13ГА N 604827, 604829, 605366 ИП Захряпину А.В. принадлежат на праве собственности: доля в праве 21/32 общей долевой собственности земельного участка общая площадь - 237 237 квадратных метров, кадастровый номер 13:04:0208006:255, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом N 2в, участок находится примерно в 9000 метрах от ориентира по направлению на юго-запад; почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, Большеберезниковский район, село Марьяновка, улица Гагарина; доля в праве 19/32 общей долевой собственности земельного участка, общая площадь - 54 880 квадратных метров, кадастровый номер 13:04:0219017:35, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - дом N 2в, участок находится примерно в 8600 метрах от ориентира по направлению на юго-запад; почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, Большеберезниковский район, село Марьяновка, улица Гагарина; доля в праве 1/2 общей долевой собственности земельного участка, общая площадь - 57 935 квадратных метров, кадастровый номер 13:04:0208006:254, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - дом N 2, участок находится примерно в 2130 метрах от ориентира по направлению на юг; почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, Большеберезниковский район, село Пермисси, улица Московская.
На публичных слушаниях в селе Пермисси 29.12.2011 принято решение об изменении вида разрешенного использования, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 13:04:0208006:254, 13:04:0208006:255, 13:04:0219017:35, с "для сельского производства" на "дачное хозяйство (строительство)", о чем составлен протокол.
Решением Совета депутатов Пермисского сельского поселения от 15.02.2012 N 12 вид разрешенного использования, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами 13:04:0208006:254; 13:04:0208006:255; 13:04:0219017:35, изменен с "для сельского производства" на "дачное хозяйство (строительство)".
Администрация Пермисского сельского поселения издала постановление 16.02.2012 N 4 "Об изменении видов разрешенного использования земельных участков находящихся на территории Пермисского сельского поселения", которым вид разрешенного использования земельных участков, принадлежащих Предпринимателю на праве собственности, изменен на "дачное хозяйство (строительство)".
Орган местного самоуправления опубликовал данное постановление в официальном печатном издании: от 16.02.2012 в N 2 Информационного бюллетеня Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия.
Администрация Пермисского сельского поселения издала постановление 23.03.2012 N 7, которым отменила постановление от 16.02.2012 N 4 "Об изменении видов разрешенного использования земельных участков находящихся на территории Пермисского сельского поселения".
Постановление от 23.03.2012 N 7 было опубликовано в Информационном бюллетене Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия N 7 от 23.03.2012.
Посчитав, что постановление от 23.03.2012 N 7 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, ИП Захряпин А.В. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность обжалуемого ненормативного правового акта.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Закон N 131-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
На основании статьи 2 Закона N 131-ФЗ муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
В пункте 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 названного закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый правовой акт лишь в случае несоответствия его Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В подпункте 3 пункта 1 статьи 4 Закона N 191-ФЗ предусмотрено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее, чем до 31.12.2012 решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Следовательно, за исключением случаев, предусмотренных законом, решение об изменении вида разрешенного использования спорных земельных участков могло быть принято только по результатам публичных слушаний.
Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений пунктов 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Основанием для принятия 16.02.2012 администрацией Пермисского сельского поселения решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 13:04:0208006:254; 13:04:0208006:255; 13:04:0219017:35, принадлежащих на праве собственности ИП Захряпину А.В., явились результаты состоявшихся 29.12.2011 в селе Пермиси публичных слушаний.
По мнению администрации Пермисского сельского поселения, принимая постановление от 23.03.2012 N 7, она устранила нарушение требований действующего законодательства, допущенных при принятии постановления от 16.02.2012 N 4 "Об изменении видов разрешенного использования земельных участков, находящихся на территории Пермисского сельского поселения", поскольку на момент принятия постановления от 16.02.2012 N 4 у нее отсутствовали полномочия по изменению вида разрешенного использования земельного участка. Названные полномочия были переданы Большеберезниковскому муниципальному району на основании Соглашения "О передаче осуществления части полномочий Пермисского сельского поселения Большеберезниковскому муниципальному району в области градостроительной деятельности", утвержденного решением внеочередной тридцать седьмой сессии Совета депутатов четвертого созыва Пермисского сельского поселения от 12.09.2011 N 14 (далее - Соглашение).
Из пункта 1 данного Соглашения следует, что его предметом, в том числе, являлась передача полномочий по изменению вида разрешенного использования земельного участка (за исключением публичных слушаний).
Вместе с тем в рассматриваемом случае публичные слушания были проведены, в связи с чем на правоотношения по настоящему спору Соглашение по передаче полномочий не распространялось.
При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что у администрации Пермисского сельского поселения имелись в рассматриваемый период полномочия на изменение вида разрешенного использования земельных участков, находящихся на территории Пермисского сельского поселения, по спорному вопросу.
Следовательно, постановление от 16.02.2012 N 4 было вынесено законно и обоснованно, поэтому у органа местного самоуправления не было оснований для его отмены и вынесения постановления от 23.03.2012 N 7.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемое постановление администрации Пермисского сельского поселения не соответствовало статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 7 и 48 Закона N 131-ФЗ и статье 4 Закона N 191-ФЗ и нарушало права и законные интересы ИП Захряпина А.В.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 20.07.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2012 по делу N А39-1533/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Пермисского сельского поселения Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.ЧИГРАКОВ
А.И.ЧИГРАКОВ
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)