Судебные решения, арбитраж
Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Калмыковой О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя, садоводческого некоммерческого товарищества "Взлет" (ИНН: 5047084950, ОГРН: 1075000005145): Островский С.В. - представитель по доверенности 04.03.2011 года, Прокофьева Н.Н. - представитель по нотариально удостоверенной доверенности N 50 АА от 2753206 от 19.07.2012 года, зарегистрированной в реестре за N 8Д-5093,
от заинтересованного лица, администрации городского округа Химки Московской области: Нефедова А.А. - представитель по доверенности N 5424-исх. от 28.11.2012 года,
от третьего лица, Государственной компании "Российские автомобильные дороги": Кархалев А.В. - представитель по доверенности N Д-13140074 от 05.03.2013 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Взлет" на решение Арбитражного суда Московской области от 12 апреля 2013 года по делу N А41-51542/12, принятое судьей Неяскиной Е.А., по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Взлет" к администрации городского округа Химки Московской области, с участием в деле в качестве третьего лица Государственной компании "Российские автомобильные дороги", об оспаривании бездействия,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Взлет" (далее - СНТ "Взлет") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация) с требованиями о признании незаконным бездействие (действия) администрации городского округа Химки Московской области, выразившиеся в следующем:
- - неинформировании СНТ "Взлет" как арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:39 при проведении процедуры выбора земельных участков для строительства федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия", законные интересы которого затронуты фактическим изъятием его земельного участка для государственных нужд;
- - невыполнении условий предоставления земельных участков для строительства в отношении арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:39, а именно невыполнением процедуры расторжения (или прекращения) договора аренды N 156 от 16.03.1995 года.
В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявитель просил обязать администрацию городского округа Химки Московской области:
- - внести изменения в решение об утверждении проектов границ земельных участков, расположенных в полосе отвода проектируемой федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия" и включить земельный участок N 50:10:020904:39 в список земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд;
- - принять решение об установлении процедуры расторжения (или прекращения) договора аренды N 156 от 16.03.1995 г. в разумный срок и в соответствии с требованиями земельного и гражданского законодательства в связи с фактическим изъятием земельного участка у арендатора для государственных нужд (том 1, л.д. 2-3, 90).
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Государственная компания "Российские автомобильные дороги" (далее - ГК "Автодор").
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано (том 2, л.д. 19-21).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, СНТ "Взлет" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права (том 2, л.д. 27-29).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в апелляционном порядке.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.03.1995 года между администрацией Химкинского района Московской области (арендодатель) и огородным товариществом "Взлет" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 156, в соответствии с условиями которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, расположенный по адресу: вблизи дер. Мелькисарово Химкинского район, площадью 8,0 га согласно прилагаемой экспликации земель, для коллективного огородничества (том 1, л.д. 67-70).
Постановлением от 22 июня 2007 г. N 992 Главы городского округа Химки Московской области утверждены ФГУ "Дороги России" проекты границ земельных участков ориентировочной площадью 1303733 кв. м, расположенных на территории г. Химки Московской области и необходимых для строительства федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия" на участке МКАД в районе Бусиновской транспортной развязки до Шереметьево-1 (км 29+300) с обходом г. Химки (Москва - Санкт-Петербург), Московская область, в соответствии с актом о выборе земельного участка и проектом территориального землеустройства.
16.07.2012 года заявитель письмом N 3543-вх обратился к заинтересованному лицу об устранении допущенных администрацией нарушений прав и законных интересов СНТ "Взлет" в связи с решением об изъятии для государственных нужд арендуемого земельного участка, а также о принятии соответствующих дополнений (изменений) в Постановление Главы городского округа Химки от 22.06.2012 N 992.
В ответ на указанное обращение администрация городского округа Химки Московской области в письме от 15.08.12 N 3543-вх (том 1, л.д. 7-9) сообщила, что нарушения земельного и гражданского законодательства со стороны администрации по отношению к огородному товариществу или СНТ "Взлет" не выявлены.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения СНТ "Взлет" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных СНТ "Взлет" требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости, Закон) в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно части 7 статьи 38 названного Закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Частью 9 статьи 38 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу пункта 2 части 1 статьи 22 Закона о государственном кадастре недвижимости, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Согласно кадастровой выписке от 07.12.2012 года земельный участок площадью 80000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район, вблизи дер. Мелькисарово имеет кадастровый номер 50:10:0020904:39 (предыдущий номер 50:10:0020901:574), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для коллективного огородничества, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 28.12.2005 года, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (том 1, л.д. 29-30).
Решением от 17 января 2013 года N МО-13/РКФ-14147 Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО приостановил учет изменений в государственном кадастровом учете объекта недвижимости с кадастровым номером 50:10:0020904:39 в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При этом указано, что границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекают границы другого земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020904:34 (том 1, л.д. 81).
Из кадастрового паспорта от 06.06.2011 года следует, что местоположение земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020904:34 площадью 40863 кв. м установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, г. Химки, категория земель: земли промышленности и иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства автомобильной дороги федерального значения, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 08.06.2009 года (том 1, л.д. 160-161).
Учитывая изложенное, судом первой инстанции установлено отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020904:39, установление местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020904:34 (ранее КН 50:10:0020904:39), отсутствие доказательств разрешения земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Как уже было указано, рассмотрев обращение СНТ "Взлет" от 16.07.2012 года N 3543-вх об устранении допущенных администрацией нарушений прав и законных интересов заявителя в связи с решением об изъятии для государственных нужд арендуемого земельного участка, а также о принятии соответствующих дополнений (изменений) в Постановление Главы городского округа Химки от 22.06.2012 N 992, администрация городского округа Химки Московской области в письме от 15.08.12 N 3543-вх сообщила, что нарушения земельного и гражданского законодательства со стороны администрации по отношению к огородному товариществу или СНТ "Взлет" не выявлены (том 1, л.д. 7-9).
Также, администрация указала на то, что на основании статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации заявления ФГУ "Дороги России" и представленных материалов выбора земельного участка новой скоростной автомагистрали Постановлением Главы городского округа Химки от 22.06.2012 N 992 были утверждены проекты границ земельных участков ориентировочной площадью 1303733 кв. м для строительства федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия" в границах городского округа Химки.
Указанное постановление не является решением об изъятии попавших в материалы выбора земельных участков. Учитывая, что земельный участок огородного товарищества "Взлет" с кадастровым номером 50:10:020901:0574 согласно кадастровой выписки от 30.01.2007 г. не может быть однозначно определен как объект недвижимости, границы его не установлены и подлежат уточнению при межевании, а также учтен в другом кадастровом квартале, который не затрагивает новая автодорога, он не мог быть учтен в материалах выбора исполнителем землеустроительных работ - ООО "Ориентир". Земельный участок огородного товарищества "Взлет" не мог быть идентифицирован на местности визуально во время межевых работ, поскольку с 16.03.1995 г. (заключение договора аренды N 156) по 2007 г. включительно (проведение работ по формированию земельного участка новой автодороги) не был освоен, огорожен или обозначен соответствующим указателем. Решение об изъятии объектов недвижимости для нужд Российской Федерации, включая земельные участки в целях обеспечения реализации инвестиционного проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург в т.ч. на территории городского округа Химки принято на основании соответствующего Распоряжения Росавтодора от 16.02.2009 N 45-р. В указанном распорядительном акте земельный участок огородного товарищества "Взлет" в качестве изымаемого для федеральных нужд отсутствует. Принятие решений об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд и возмещение их стоимости не относится к компетенции муниципальных органов власти и администрацией городского округа Химки не принималось, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:10:020901:0574.
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно пункту 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника (пункт 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты (пункт 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Актом от 22 июня 2007 года о выборе земельного участка для строительства федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия" на участке МКАД в районе Бусиновской транспортной развязки до Шереметьево-1 (км. 29+300) с обходом г. Химки (Москва - Санкт-Петербург), Московская область, согласован и рекомендован к утверждению выдел земельного участка для строительства, размещения и эксплуатации проектируемой скоростной автомагистрали, согласованы примерные размеры намечаемых к изъятию земель, указанных в таблице 1. Границы и площади изымаемых земель уточнить при межевании.
Постановлением от 22 июня 2007 г. N 992 Главы городского округа Химки Московской области утверждены ФГУ "Дороги России" проекты границ земельных участков ориентировочной площадью 1303733 кв. м, расположенных на территории г. Химки Московской области и необходимых для строительства федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия" на участке МКАД в районе Бусиновской транспортной развязки до Шереметьево-1 (км 29+300) с обходом г. Химки (Москва - Санкт-Петербург), Московская область, в соответствии с актом о выборе земельного участка и проектом территориального землеустройства.
Из материалов дела следует, что все акты и действия в отношении выделяемого участка под автодорогу заинтересованное лицо производило до вступления решения суда по делу N А41-12789/10 от 19.07.2011 года об исправлении ошибки в указании кадастрового квартала участка заявителя.
Распоряжением от 21 сентября 2007 г. N 3186-р Федерального агентства по управлению федеральным имуществом согласован Федеральному государственному учреждению "Дороги России" выбор земельных участков площадью 1303733 кв. м для размещения федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия" от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга на участке Московской кольцевой автомобильной дороги в районе Бусиновской транспортной развязки до Шереметьево-1 (участок 15-й км - км 29+300 с обходом г. Химки (скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург), Московской области, в соответствии с актом выбора земельных участков для строительства или согласования намечаемых проектных решений от 22 июня 2007 года.
Распоряжением Росавтодора от 16.02.2009 N 45-р "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации инвестиционного проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км" изъяты в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельные участки согласно Приложению N 1 и объекты недвижимости согласно Приложению N 2 к настоящему распоряжению.
Постановлением от 20.04.2010 года N 436 администрации городского округа Химки Московской области отнесены земельные участки, расположенные в границах городского округа Химки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 50:10:020904:34 к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Постановлением от 11.05.2010 года N 562 администрации городского округа Химки Московской области установлены в отношении земельных участков, расположенных в границах городского округа Химки, общей площадью 223028 кв. м, в том числе с кадастровым номером 50:10:020904:34, вид разрешенного использования - для строительства автомобильной дороги федерального значения".
25.08.2011 года между Федеральным дорожным агентством (арендодатель) и ГК "Автодор" (арендатор) был заключен договор аренды N ИЗ-2011-329 земельных участков, передаваемых государственной компании "Российские автомобильные дороги", согласно условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование за плату земельные участки полосы отвода строящейся скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км, расположенные в г. Химки Московской области, согласно приложению N 1 к договору в границах, указанных в кадастровых паспортах земельных участков, прилагаемых к настоящему договору и являющихся его неотъемлемой частью.
В Приложении N 1 к договору аренды в перечне передаваемых арендатору земельных участков полосы отвода автомобильной дороги указан земельный участок с кадастровым номером 50:10:020904:34.
На основании изложенного, судом области было установлено принятие федеральным органом исполнительной власти решения об изъятии для нужд Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020904:34.
Таким образом, требования заявителя об обязании администрацию городского округа Химки Московской области внести изменения в решение об утверждении проектов границ земельных участков, расположенных в полосе отвода проектируемой федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия" и включить земельный участок N 50:10:020904:39 в список земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд, обоснованно не удовлетворены судом первой инстанции.
Суд первой инстанции, принимая во внимание то обстоятельство, что для строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км земельные участки изымаются для государственных нужд (а не для муниципальных), а также отсутствие в решении федерального органа исполнительной власти об изъятии земельных участков земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020904:39, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020904:39, отсутствие надлежащих доказательств прохождения спорной дороги по указанному участку заявителя, отсутствие доказательств разрешения земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным бездействие (действия) администрации, выразившиеся в неинформировании СНТ "Взлет" как арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:39 при проведении процедуры выбора земельных участков для строительства федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия", законные интересы которого затронуты фактическим изъятием его земельного участка для государственных нужд (ст. 31 ЗК РФ), в невыполнении условий предоставления земельных участков для строительства в отношении арендатора (ст. 32 ЗК РФ) земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:39, а именно не выполнением процедуры расторжения (или прекращения) договора аренды N 156 от 16.03.1995 г.
Кроме того, заявителем не приведены нормы права, которым не соответствует обжалуемое бездействие администрации, выразившиеся в неинформировании СНТ "Взлет" при проведении процедуры выбора земельных участков для строительства федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия", и не подтверждено наличие условий для удовлетворения данного требования согласно статьям 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 апреля 2013 года по делу N А41-51542/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-51542/12
Разделы:Изъятие земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 августа 2013 г. по делу N А41-51542/12
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Калмыковой О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя, садоводческого некоммерческого товарищества "Взлет" (ИНН: 5047084950, ОГРН: 1075000005145): Островский С.В. - представитель по доверенности 04.03.2011 года, Прокофьева Н.Н. - представитель по нотариально удостоверенной доверенности N 50 АА от 2753206 от 19.07.2012 года, зарегистрированной в реестре за N 8Д-5093,
от заинтересованного лица, администрации городского округа Химки Московской области: Нефедова А.А. - представитель по доверенности N 5424-исх. от 28.11.2012 года,
от третьего лица, Государственной компании "Российские автомобильные дороги": Кархалев А.В. - представитель по доверенности N Д-13140074 от 05.03.2013 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Взлет" на решение Арбитражного суда Московской области от 12 апреля 2013 года по делу N А41-51542/12, принятое судьей Неяскиной Е.А., по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Взлет" к администрации городского округа Химки Московской области, с участием в деле в качестве третьего лица Государственной компании "Российские автомобильные дороги", об оспаривании бездействия,
установил:
садоводческое некоммерческое товарищество "Взлет" (далее - СНТ "Взлет") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации городского округа Химки Московской области (далее - администрация) с требованиями о признании незаконным бездействие (действия) администрации городского округа Химки Московской области, выразившиеся в следующем:
- - неинформировании СНТ "Взлет" как арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:39 при проведении процедуры выбора земельных участков для строительства федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия", законные интересы которого затронуты фактическим изъятием его земельного участка для государственных нужд;
- - невыполнении условий предоставления земельных участков для строительства в отношении арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:39, а именно невыполнением процедуры расторжения (или прекращения) договора аренды N 156 от 16.03.1995 года.
В качестве способа восстановления нарушенных прав и законных интересов заявитель просил обязать администрацию городского округа Химки Московской области:
- - внести изменения в решение об утверждении проектов границ земельных участков, расположенных в полосе отвода проектируемой федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия" и включить земельный участок N 50:10:020904:39 в список земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд;
- - принять решение об установлении процедуры расторжения (или прекращения) договора аренды N 156 от 16.03.1995 г. в разумный срок и в соответствии с требованиями земельного и гражданского законодательства в связи с фактическим изъятием земельного участка у арендатора для государственных нужд (том 1, л.д. 2-3, 90).
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует Государственная компания "Российские автомобильные дороги" (далее - ГК "Автодор").
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 апреля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано (том 2, л.д. 19-21).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, СНТ "Взлет" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права (том 2, л.д. 27-29).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в апелляционном порядке.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон и третьего лица, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16.03.1995 года между администрацией Химкинского района Московской области (арендодатель) и огородным товариществом "Взлет" (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 156, в соответствии с условиями которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок, расположенный по адресу: вблизи дер. Мелькисарово Химкинского район, площадью 8,0 га согласно прилагаемой экспликации земель, для коллективного огородничества (том 1, л.д. 67-70).
Постановлением от 22 июня 2007 г. N 992 Главы городского округа Химки Московской области утверждены ФГУ "Дороги России" проекты границ земельных участков ориентировочной площадью 1303733 кв. м, расположенных на территории г. Химки Московской области и необходимых для строительства федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия" на участке МКАД в районе Бусиновской транспортной развязки до Шереметьево-1 (км 29+300) с обходом г. Химки (Москва - Санкт-Петербург), Московская область, в соответствии с актом о выборе земельного участка и проектом территориального землеустройства.
16.07.2012 года заявитель письмом N 3543-вх обратился к заинтересованному лицу об устранении допущенных администрацией нарушений прав и законных интересов СНТ "Взлет" в связи с решением об изъятии для государственных нужд арендуемого земельного участка, а также о принятии соответствующих дополнений (изменений) в Постановление Главы городского округа Химки от 22.06.2012 N 992.
В ответ на указанное обращение администрация городского округа Химки Московской области в письме от 15.08.12 N 3543-вх (том 1, л.д. 7-9) сообщила, что нарушения земельного и гражданского законодательства со стороны администрации по отношению к огородному товариществу или СНТ "Взлет" не выявлены.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения СНТ "Взлет" в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных СНТ "Взлет" требований законными и обоснованными по следующим основаниям.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости, Закон) в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно части 7 статьи 38 названного Закона местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Частью 9 статьи 38 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу пункта 2 части 1 статьи 22 Закона о государственном кадастре недвижимости, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).
Согласно кадастровой выписке от 07.12.2012 года земельный участок площадью 80000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Химкинский район, вблизи дер. Мелькисарово имеет кадастровый номер 50:10:0020904:39 (предыдущий номер 50:10:0020901:574), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для коллективного огородничества, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 28.12.2005 года, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (том 1, л.д. 29-30).
Решением от 17 января 2013 года N МО-13/РКФ-14147 Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по МО приостановил учет изменений в государственном кадастровом учете объекта недвижимости с кадастровым номером 50:10:0020904:39 в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". При этом указано, что границы земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекают границы другого земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020904:34 (том 1, л.д. 81).
Из кадастрового паспорта от 06.06.2011 года следует, что местоположение земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020904:34 площадью 40863 кв. м установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Московская область, г. Химки, категория земель: земли промышленности и иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства автомобильной дороги федерального значения, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 08.06.2009 года (том 1, л.д. 160-161).
Учитывая изложенное, судом первой инстанции установлено отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020904:39, установление местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020904:34 (ранее КН 50:10:0020904:39), отсутствие доказательств разрешения земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Как уже было указано, рассмотрев обращение СНТ "Взлет" от 16.07.2012 года N 3543-вх об устранении допущенных администрацией нарушений прав и законных интересов заявителя в связи с решением об изъятии для государственных нужд арендуемого земельного участка, а также о принятии соответствующих дополнений (изменений) в Постановление Главы городского округа Химки от 22.06.2012 N 992, администрация городского округа Химки Московской области в письме от 15.08.12 N 3543-вх сообщила, что нарушения земельного и гражданского законодательства со стороны администрации по отношению к огородному товариществу или СНТ "Взлет" не выявлены (том 1, л.д. 7-9).
Также, администрация указала на то, что на основании статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации заявления ФГУ "Дороги России" и представленных материалов выбора земельного участка новой скоростной автомагистрали Постановлением Главы городского округа Химки от 22.06.2012 N 992 были утверждены проекты границ земельных участков ориентировочной площадью 1303733 кв. м для строительства федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия" в границах городского округа Химки.
Указанное постановление не является решением об изъятии попавших в материалы выбора земельных участков. Учитывая, что земельный участок огородного товарищества "Взлет" с кадастровым номером 50:10:020901:0574 согласно кадастровой выписки от 30.01.2007 г. не может быть однозначно определен как объект недвижимости, границы его не установлены и подлежат уточнению при межевании, а также учтен в другом кадастровом квартале, который не затрагивает новая автодорога, он не мог быть учтен в материалах выбора исполнителем землеустроительных работ - ООО "Ориентир". Земельный участок огородного товарищества "Взлет" не мог быть идентифицирован на местности визуально во время межевых работ, поскольку с 16.03.1995 г. (заключение договора аренды N 156) по 2007 г. включительно (проведение работ по формированию земельного участка новой автодороги) не был освоен, огорожен или обозначен соответствующим указателем. Решение об изъятии объектов недвижимости для нужд Российской Федерации, включая земельные участки в целях обеспечения реализации инвестиционного проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург в т.ч. на территории городского округа Химки принято на основании соответствующего Распоряжения Росавтодора от 16.02.2009 N 45-р. В указанном распорядительном акте земельный участок огородного товарищества "Взлет" в качестве изымаемого для федеральных нужд отсутствует. Принятие решений об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд и возмещение их стоимости не относится к компетенции муниципальных органов власти и администрацией городского округа Химки не принималось, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:10:020901:0574.
В соответствии с пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно пункту 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника (пункт 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты (пункт 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Актом от 22 июня 2007 года о выборе земельного участка для строительства федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия" на участке МКАД в районе Бусиновской транспортной развязки до Шереметьево-1 (км. 29+300) с обходом г. Химки (Москва - Санкт-Петербург), Московская область, согласован и рекомендован к утверждению выдел земельного участка для строительства, размещения и эксплуатации проектируемой скоростной автомагистрали, согласованы примерные размеры намечаемых к изъятию земель, указанных в таблице 1. Границы и площади изымаемых земель уточнить при межевании.
Постановлением от 22 июня 2007 г. N 992 Главы городского округа Химки Московской области утверждены ФГУ "Дороги России" проекты границ земельных участков ориентировочной площадью 1303733 кв. м, расположенных на территории г. Химки Московской области и необходимых для строительства федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия" на участке МКАД в районе Бусиновской транспортной развязки до Шереметьево-1 (км 29+300) с обходом г. Химки (Москва - Санкт-Петербург), Московская область, в соответствии с актом о выборе земельного участка и проектом территориального землеустройства.
Из материалов дела следует, что все акты и действия в отношении выделяемого участка под автодорогу заинтересованное лицо производило до вступления решения суда по делу N А41-12789/10 от 19.07.2011 года об исправлении ошибки в указании кадастрового квартала участка заявителя.
Распоряжением от 21 сентября 2007 г. N 3186-р Федерального агентства по управлению федеральным имуществом согласован Федеральному государственному учреждению "Дороги России" выбор земельных участков площадью 1303733 кв. м для размещения федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия" от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга на участке Московской кольцевой автомобильной дороги в районе Бусиновской транспортной развязки до Шереметьево-1 (участок 15-й км - км 29+300 с обходом г. Химки (скоростная автомобильная дорога Москва - Санкт-Петербург), Московской области, в соответствии с актом выбора земельных участков для строительства или согласования намечаемых проектных решений от 22 июня 2007 года.
Распоряжением Росавтодора от 16.02.2009 N 45-р "Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации инвестиционного проекта "Строительство скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км" изъяты в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельные участки согласно Приложению N 1 и объекты недвижимости согласно Приложению N 2 к настоящему распоряжению.
Постановлением от 20.04.2010 года N 436 администрации городского округа Химки Московской области отнесены земельные участки, расположенные в границах городского округа Химки, в том числе земельный участок с кадастровым номером 50:10:020904:34 к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Постановлением от 11.05.2010 года N 562 администрации городского округа Химки Московской области установлены в отношении земельных участков, расположенных в границах городского округа Химки, общей площадью 223028 кв. м, в том числе с кадастровым номером 50:10:020904:34, вид разрешенного использования - для строительства автомобильной дороги федерального значения".
25.08.2011 года между Федеральным дорожным агентством (арендодатель) и ГК "Автодор" (арендатор) был заключен договор аренды N ИЗ-2011-329 земельных участков, передаваемых государственной компании "Российские автомобильные дороги", согласно условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование за плату земельные участки полосы отвода строящейся скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км, расположенные в г. Химки Московской области, согласно приложению N 1 к договору в границах, указанных в кадастровых паспортах земельных участков, прилагаемых к настоящему договору и являющихся его неотъемлемой частью.
В Приложении N 1 к договору аренды в перечне передаваемых арендатору земельных участков полосы отвода автомобильной дороги указан земельный участок с кадастровым номером 50:10:020904:34.
На основании изложенного, судом области было установлено принятие федеральным органом исполнительной власти решения об изъятии для нужд Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020904:34.
Таким образом, требования заявителя об обязании администрацию городского округа Химки Московской области внести изменения в решение об утверждении проектов границ земельных участков, расположенных в полосе отвода проектируемой федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия" и включить земельный участок N 50:10:020904:39 в список земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд, обоснованно не удовлетворены судом первой инстанции.
Суд первой инстанции, принимая во внимание то обстоятельство, что для строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км земельные участки изымаются для государственных нужд (а не для муниципальных), а также отсутствие в решении федерального органа исполнительной власти об изъятии земельных участков земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020904:39, отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:10:0020904:39, отсутствие надлежащих доказательств прохождения спорной дороги по указанному участку заявителя, отсутствие доказательств разрешения земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке, пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным бездействие (действия) администрации, выразившиеся в неинформировании СНТ "Взлет" как арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:39 при проведении процедуры выбора земельных участков для строительства федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия", законные интересы которого затронуты фактическим изъятием его земельного участка для государственных нужд (ст. 31 ЗК РФ), в невыполнении условий предоставления земельных участков для строительства в отношении арендатора (ст. 32 ЗК РФ) земельного участка с кадастровым номером 50:10:020904:39, а именно не выполнением процедуры расторжения (или прекращения) договора аренды N 156 от 16.03.1995 г.
Кроме того, заявителем не приведены нормы права, которым не соответствует обжалуемое бездействие администрации, выразившиеся в неинформировании СНТ "Взлет" при проведении процедуры выбора земельных участков для строительства федеральной автомобильной дороги М-10 "Россия", и не подтверждено наличие условий для удовлетворения данного требования согласно статьям 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе на решение, не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 апреля 2013 года по делу N А41-51542/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
Судьи
Н.Н.КАТЬКИНА
С.А.КОНОВАЛОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)