Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Левина Е.А., доверенность от 27 февраля 2012 г.,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - Якушева А.А., доверенность от 25 июня 2012 г. N 4858,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 июля 2012 г. по делу N А55-15486/2012 (судья Стенина А.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" (ОГРН 1026300520355), г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Территориальное управление) о признании незаконным отказа Территориального управления в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Песочная, дом 1, площадью 8351 кв. м, с кадастровым номером 63:02:0303001:3, выраженного в письме от 22 марта 2012 г. N 25/152.
Кроме того, заявитель просил обязать Территориальное управление принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Песочная, дом 1, площадью 8351 кв. м, с кадастровым номером 63:02:0303001:3, в собственность ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" с предложением заключить договор.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 июля 2012 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что Автостанция г. Жигулевск не входит в систему международного транспортного коридора, поскольку на спорном земельном участке не осуществляется деятельность объектов, указанных в подп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
У заинтересованного лица отсутствуют правовые основания для отнесения спорного земельного участка к землям транспорта и для вывода об ограниченности данного участка в обороте.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что решение суда первой инстанции незаконно, нарушает права и законные интересы Российской Федерации, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
Вывод суда о наличии права на приобретение в собственность земельного участка, ограниченного в обороте, основан на неправильном толковании и применении подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ.
Принадлежащий Обществу объект недвижимости (здание автовокзала) является объектом дорожного сервиса. Следовательно, испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта. Однако земельные участки, занятые объектами дорожного сервиса, ограничены в обороте (подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
В судебном заседании представитель Территориального управления доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным, представил возражения на апелляционную жалобу.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делу объявлялся перерыв с 24 сентября 2012 г. до 12 час. 20 мин. 01 октября 2012 г.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что договором передачи имущества в собственность акционерного общества от 12 октября 1994 г. N 247 Фонд имущества Самарской области передал АООТ "Самарское объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" в качестве уставного капитала государственное имущество (л.д. 14 - 21).
Согласно свидетельству о собственности от 12 октября 1994 г. N 695 Акционерное общество открытого типа "Самарское объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" является собственником имущества Самарского производственного объединения автовокзалов и пассажирских автостанций на основании договора от 12 октября 1994 г. N 247 (л.д. 13).
Согласно Уставу акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" является транспортным предприятием общего пользования с организационно-правовой формой - открытое акционерное общество.
Основными видами деятельности являются оказание транспортных услуг общего пользования; оказание транспортно-экспедиционных услуг; перевозка пассажиров и др.
26 апреля 2010 г. заявитель обратился в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Песочная, дом 1, площадью 8351 кв. м, с кадастровым номером 63:02:0303001:3.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок площадью 8351 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Песочная, дом 1, поставлен на кадастровый учет 09 июля 2004 г. с присвоением кадастрового номера 63:02:0303001:3, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под автовокзал (л.д. 22 - 27).
Испрашиваемый земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании заявителя на основании свидетельства о праве собственности на землю от 25 августа 1993 г. N 35 (л.д. 10, 12).
ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" приобрело здание автовокзала г. Жигулевск в процессе приватизации в 1994 г.
Заявителю на праве собственности принадлежит расположенное на данном участке здание автовокзала, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63 N 0124096 от 06 июля 1999 г. (л.д. 11).
Право собственности заявителя на здание автовокзала возникло на основании договора передачи имущества в собственность от 12 октября 1994 г. N 247.
20 января 2012 г. заявителем к ранее представленному пакету документов в адрес заинтересованного лица были направлены дополнительные документы.
22 марта 2012 г. письмом N 25/152 заинтересованное лицо отказало заявителю в предоставлении в собственность земельного участка (л.д. 7 - 8).
Основанием данного отказа послужила ссылка Территориального управления на подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, в соответствии с которым земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров ограничиваются в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
В п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление Пленума N 11) дано следующее разъяснение. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 13 Постановления Пленума N 11, если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Спорный земельный участок предоставлен Обществу под автовокзал.
В силу п. 3 ст. 90 ЗК РФ в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок ранее был предоставлен заявителю на праве постоянного пользования под автовокзал г. Жигулевска (свидетельство о праве собственности на землю от 25 августа 1993 г. N 35) (л.д. 12).
Согласно п. 5 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных Министерством транспорта России 29 сентября 1997 г., под автовокзалом (объединением автовокзалов и пассажирских автостанций) понимается организация, осуществляющая транспортно-экспедиционную, перевозочную деятельность и другие услуги пассажирам.
В соответствии с п. 12 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта России от 14 августа 2003 г. N 178, автовокзалы (пассажирские автостанции) представляют собой соответствующим образом оборудованные места отправления (прибытия) автобусов регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации, специально отведенные для этих целей исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 13 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к объектам дорожного сервиса отнесены здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Таким образом, принадлежащий Обществу объект недвижимости (здание автовокзала) является объектом дорожного сервиса. Следовательно, испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта. Однако земельные участки, занятые объектами дорожного сервиса, ограничены в обороте (подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 п. 2 ст. 27 Кодекса).
По смыслу ст. 90 ЗК РФ ограничение в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков земель транспорта обусловлено необходимостью сохранения целевого использования указанных участков для обеспечения дорожной деятельности.
Поскольку принадлежащее Обществу здание автовокзала является объектом дорожного сервиса, испрашиваемый им участок относится к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта, которые ограничены в обороте.
В силу п. 1 ст. 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Из материалов дела следует, что земельный участок 63:02:0303001:3 находится в пределах городской черты г. Жигулевска, в силу чего относится к категории земель населенных пунктов.
Между тем к спорному земельному участку применим правовой режим земель транспорта в части установленного п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" запрета на приватизацию названных земель.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам - в том числе инженерных и транспортных инфраструктур.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок предоставлен Обществу под автовокзал в целях обеспечения уставной деятельности ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", т.е. для осуществления деятельности предприятия как организации транспорта.
Основания для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены п. 4 ст. 28 ЗК РФ, согласно которому не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Пунктом 2 ст. 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Таким образом, наложен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, ограниченных в обороте.
Исключительные случаи в силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ о возможности предоставления в частную собственность земельных участков, ограниченных в обороте, должны быть определены законом.
Между тем в ЗК РФ, ином федеральном законе отсутствуют указания на возможность предоставления в собственность земельных участков, предоставленных для нужд организаций транспорта, в том числе автовокзалов.
При указанных обстоятельствах у ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" отсутствуют права на получение испрашиваемого земельного участка в собственность в силу наличия ограничений в его обороте, установленных подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ.
Изложенное свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
Довод заявителя о том, что спорный земельный участок не отнесен к категории земель транспорта и не включен в перечень земельных участков, не подлежащих приватизации, установленный п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", подлежит отклонению, поскольку правовой режим данного земельного участка как ограниченного в обороте, приватизация которого не допускается, обусловлен его назначением - для оказания транспортных услуг общего пользования; оказания транспортно-экспедиционных услуг; перевозки пассажиров и др., и разрешенным использованием - под автовокзал.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 сентября 2011 г. N Ф09-10054/10, Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 апреля 2012 г. по делу N А64-5941/2011, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 августа 2009 г. по делу N А32-25387/2008.
Вывод суда первой инстанции о наличии права на приобретение в собственность земельного участка, ограниченного в обороте, основан на неправильном толковании и применении подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Как указал суд первой инстанции, для определения ограничения в обороте земельного участка необходимо наличие морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров. Между тем законодатель в данной норме указал: "в том числе...". Следовательно, понятие "в зонах формирования международных транспортных коридоров" относится лишь к терминалам и терминальным комплексам.
При таких обстоятельствах, в связи с неправильным применением норм материального права в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Излишне уплаченная заявителем при подаче заявления в суд первой инстанции государственная пошлина в сумме 2 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 июля 2012 г. по делу N А55-15486/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", г. Самара, требований отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.10.2012 ПО ДЕЛУ N А55-15486/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2012 г. по делу N А55-15486/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Левина Е.А., доверенность от 27 февраля 2012 г.,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - Якушева А.А., доверенность от 25 июня 2012 г. N 4858,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 июля 2012 г. по делу N А55-15486/2012 (судья Стенина А.В.),
по заявлению открытого акционерного общества "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" (ОГРН 1026300520355), г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
установил:
Открытое акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заинтересованное лицо, Территориальное управление) о признании незаконным отказа Территориального управления в предоставлении государственной услуги по продаже (приватизации) земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Песочная, дом 1, площадью 8351 кв. м, с кадастровым номером 63:02:0303001:3, выраженного в письме от 22 марта 2012 г. N 25/152.
Кроме того, заявитель просил обязать Территориальное управление принять решение о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Песочная, дом 1, площадью 8351 кв. м, с кадастровым номером 63:02:0303001:3, в собственность ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" с предложением заключить договор.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 июля 2012 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что Автостанция г. Жигулевск не входит в систему международного транспортного коридора, поскольку на спорном земельном участке не осуществляется деятельность объектов, указанных в подп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
У заинтересованного лица отсутствуют правовые основания для отнесения спорного земельного участка к землям транспорта и для вывода об ограниченности данного участка в обороте.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что решение суда первой инстанции незаконно, нарушает права и законные интересы Российской Федерации, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
Вывод суда о наличии права на приобретение в собственность земельного участка, ограниченного в обороте, основан на неправильном толковании и применении подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ.
Принадлежащий Обществу объект недвижимости (здание автовокзала) является объектом дорожного сервиса. Следовательно, испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта. Однако земельные участки, занятые объектами дорожного сервиса, ограничены в обороте (подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
В судебном заседании представитель Территориального управления доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным, представил возражения на апелляционную жалобу.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делу объявлялся перерыв с 24 сентября 2012 г. до 12 час. 20 мин. 01 октября 2012 г.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что договором передачи имущества в собственность акционерного общества от 12 октября 1994 г. N 247 Фонд имущества Самарской области передал АООТ "Самарское объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" в качестве уставного капитала государственное имущество (л.д. 14 - 21).
Согласно свидетельству о собственности от 12 октября 1994 г. N 695 Акционерное общество открытого типа "Самарское объединение автовокзалов и пассажирских автостанций" является собственником имущества Самарского производственного объединения автовокзалов и пассажирских автостанций на основании договора от 12 октября 1994 г. N 247 (л.д. 13).
Согласно Уставу акционерное общество "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" является транспортным предприятием общего пользования с организационно-правовой формой - открытое акционерное общество.
Основными видами деятельности являются оказание транспортных услуг общего пользования; оказание транспортно-экспедиционных услуг; перевозка пассажиров и др.
26 апреля 2010 г. заявитель обратился в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Песочная, дом 1, площадью 8351 кв. м, с кадастровым номером 63:02:0303001:3.
Согласно кадастровому паспорту земельный участок площадью 8351 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, ул. Песочная, дом 1, поставлен на кадастровый учет 09 июля 2004 г. с присвоением кадастрового номера 63:02:0303001:3, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под автовокзал (л.д. 22 - 27).
Испрашиваемый земельный участок находится в постоянном (бессрочном) пользовании заявителя на основании свидетельства о праве собственности на землю от 25 августа 1993 г. N 35 (л.д. 10, 12).
ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" приобрело здание автовокзала г. Жигулевск в процессе приватизации в 1994 г.
Заявителю на праве собственности принадлежит расположенное на данном участке здание автовокзала, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63 N 0124096 от 06 июля 1999 г. (л.д. 11).
Право собственности заявителя на здание автовокзала возникло на основании договора передачи имущества в собственность от 12 октября 1994 г. N 247.
20 января 2012 г. заявителем к ранее представленному пакету документов в адрес заинтересованного лица были направлены дополнительные документы.
22 марта 2012 г. письмом N 25/152 заинтересованное лицо отказало заявителю в предоставлении в собственность земельного участка (л.д. 7 - 8).
Основанием данного отказа послужила ссылка Территориального управления на подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, в соответствии с которым земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров ограничиваются в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
В п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление Пленума N 11) дано следующее разъяснение. В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ. Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 13 Постановления Пленума N 11, если недвижимость находится на земельном участке, принадлежащем продавцу на праве постоянного (бессрочного) пользования, а покупателю согласно статье 20 ЗК РФ земельный участок на таком праве предоставляться не может, последний как лицо, к которому перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в связи с приобретением здания, строения, сооружения, может оформить свое право на земельный участок путем заключения договора аренды или приобрести его в собственность в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Спорный земельный участок предоставлен Обществу под автовокзал.
В силу п. 3 ст. 90 ЗК РФ в целях обеспечения дорожной деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения автомобильных дорог; размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, стационарных постов органов внутренних дел; установления полос отвода автомобильных дорог.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок ранее был предоставлен заявителю на праве постоянного пользования под автовокзал г. Жигулевска (свидетельство о праве собственности на землю от 25 августа 1993 г. N 35) (л.д. 12).
Согласно п. 5 Временных правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденных Министерством транспорта России 29 сентября 1997 г., под автовокзалом (объединением автовокзалов и пассажирских автостанций) понимается организация, осуществляющая транспортно-экспедиционную, перевозочную деятельность и другие услуги пассажирам.
В соответствии с п. 12 Порядка формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства транспорта России от 14 августа 2003 г. N 178, автовокзалы (пассажирские автостанции) представляют собой соответствующим образом оборудованные места отправления (прибытия) автобусов регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации, специально отведенные для этих целей исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 13 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к объектам дорожного сервиса отнесены здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Таким образом, принадлежащий Обществу объект недвижимости (здание автовокзала) является объектом дорожного сервиса. Следовательно, испрашиваемый заявителем земельный участок относится к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта. Однако земельные участки, занятые объектами дорожного сервиса, ограничены в обороте (подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Ограниченные в обороте земельные участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 п. 2 ст. 27 Кодекса).
По смыслу ст. 90 ЗК РФ ограничение в обороте находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков земель транспорта обусловлено необходимостью сохранения целевого использования указанных участков для обеспечения дорожной деятельности.
Поскольку принадлежащее Обществу здание автовокзала является объектом дорожного сервиса, испрашиваемый им участок относится к землям, предоставленным для нужд организаций транспорта, которые ограничены в обороте.
В силу п. 1 ст. 87 ЗК РФ землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
Из материалов дела следует, что земельный участок 63:02:0303001:3 находится в пределах городской черты г. Жигулевска, в силу чего относится к категории земель населенных пунктов.
Между тем к спорному земельному участку применим правовой режим земель транспорта в части установленного п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" запрета на приватизацию названных земель.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам - в том числе инженерных и транспортных инфраструктур.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок предоставлен Обществу под автовокзал в целях обеспечения уставной деятельности ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", т.е. для осуществления деятельности предприятия как организации транспорта.
Основания для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, определены п. 4 ст. 28 ЗК РФ, согласно которому не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Пунктом 2 ст. 27 ЗК РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Таким образом, наложен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, ограниченных в обороте.
Исключительные случаи в силу п. 2 ст. 27 ЗК РФ о возможности предоставления в частную собственность земельных участков, ограниченных в обороте, должны быть определены законом.
Между тем в ЗК РФ, ином федеральном законе отсутствуют указания на возможность предоставления в собственность земельных участков, предоставленных для нужд организаций транспорта, в том числе автовокзалов.
При указанных обстоятельствах у ОАО "Автовокзалы и Автостанции Самарской области" отсутствуют права на получение испрашиваемого земельного участка в собственность в силу наличия ограничений в его обороте, установленных подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ.
Изложенное свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого ненормативного акта недействительным.
Довод заявителя о том, что спорный земельный участок не отнесен к категории земель транспорта и не включен в перечень земельных участков, не подлежащих приватизации, установленный п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", подлежит отклонению, поскольку правовой режим данного земельного участка как ограниченного в обороте, приватизация которого не допускается, обусловлен его назначением - для оказания транспортных услуг общего пользования; оказания транспортно-экспедиционных услуг; перевозки пассажиров и др., и разрешенным использованием - под автовокзал.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 сентября 2011 г. N Ф09-10054/10, Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23 апреля 2012 г. по делу N А64-5941/2011, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 августа 2009 г. по делу N А32-25387/2008.
Вывод суда первой инстанции о наличии права на приобретение в собственность земельного участка, ограниченного в обороте, основан на неправильном толковании и применении подп. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ. Как указал суд первой инстанции, для определения ограничения в обороте земельного участка необходимо наличие морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров. Между тем законодатель в данной норме указал: "в том числе...". Следовательно, понятие "в зонах формирования международных транспортных коридоров" относится лишь к терминалам и терминальным комплексам.
При таких обстоятельствах, в связи с неправильным применением норм материального права в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Излишне уплаченная заявителем при подаче заявления в суд первой инстанции государственная пошлина в сумме 2 000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 июля 2012 г. по делу N А55-15486/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных открытым акционерным обществом "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", г. Самара, требований отказать.
Возвратить открытому акционерному обществу "Автовокзалы и Автостанции Самарской области", г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ЗАСЫПКИНА
Судьи
Е.М.РОГАЛЕВА
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)