Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества
с ограниченной ответственностью "Тур"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.08.2012 по делу N А82-6073/2012, принятое судом в составе судьи Марусина В.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тур" (ИНН: 7611005622, ОГРН: 1027600984047)
к Правительству Ярославской области (ИНН: 7604003720, ОГРН: 1027600684308), Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (ИНН: 7604092913, ОГРН: 1067604080345),
третьи лица: Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, Департамент архитектуры и развития территории города, Липкин Дмитрий Семенович
о признании незаконным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тур" (далее - заявитель, Общество, ООО "Тур") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Правительства Ярославской области, выраженного в постановлении от 11.05.2012 N 454-п, в предоставлении земельного участка площадью 1924 кв. м, расположенного по адресу: ул. Батова, за домом N 5, корп. 2 в Дзержинском районе г. Ярославля, с предварительным согласованием места размещения объекта - трехэтажного здания косметического салона с инженерными коммуникациями, об обязании Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля завершить процедуру выбора земельного участка - оформить акт выбора земельного участка площадью 1924 кв. м, расположенного по адресу: ул. Батова, за домом N 5, корп. 2 в Дзержинском районе г. Ярославля, и об обязании Правительства Ярославской области принять решение о предварительным согласовании места размещения объекта - трехэтажного здания косметического салона с инженерными коммуникациями - по указанному адресу.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 01.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Тур" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению Общества, решение суда первой инстанции является незаконным в связи с неправильным применением норм материального права - неправильным истолкованием закона, неприменением закона, подлежащего применению. ООО "Тур" полагает, что суд не принял во внимание доводы заявителя о том, что ответчики противоправно затягивали процесс оформления земельного участка. Общество считает, что предоставление спорного земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, то есть на аукционе, допускается при одновременной подаче двух и более заявлений на один земельный участок. В рассматриваемом споре второе заявление было подано значительно позже (более 2-х лет) после подачи заявления ООО "Тур". Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Правительство Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя и просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По мнению ответчика, анализ ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) позволяет сделать вывод, что действующее земельное законодательство не ограничивает существование права заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц на обращение с заявлением о предоставлении им того же земельного участка моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган государственной власти и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов. Правительство считает, что при наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30, 31 ЗК РФ, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Ответчик считает, что обстоятельства, на которые указывает заявитель в апелляционной жалобе, а именно нарушение органом местного самоуправления 75-дневного срока обеспечения мероприятий по выбору земельного участка, не имеют значения для рассмотрения дела, их влияние на действия Правительства, выразившиеся в принятии решения об отказе в размещении объекта, заявителем не доказано.
Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее - "Департамент") в отзыве на апелляционную жалобу сообщает, что поддерживает свою правовую позицию по данному делу, изложенную в отзыве, представленном в суд первой инстанции, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля и третьи лица: Департамент имущественных и земельных отношений и Липкин Дмитрий Семенович отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.02.2004 ООО "Тур" обратилось в Мэрию г. Ярославля с заявлением о разработке исходно-разрешительной документации по строительству объекта на новом земельном участке, с целью строительства косметического салона по адресу: г. Ярославль, Дзержинский район, микрорайон N 7 (л.д. 54).
18.03.2004 Мэрией г. Ярославля оформлен акт выбора земельного участка по заявлению ООО "Тур" (л.д. 10).
Постановлением Мэра г. Ярославля от 12.05.2005 N 2083 заявителю предварительно согласовано размещение 2-х этажного здания косметического салона с инженерными коммуникациями в районе ул. Батова, МКР-7 Дзержинского района на земельном участке ориентировочной площадью 0,03 га и разрешено выполнение проектных работ (л.д. 13).
Письмом от 05.04.2007 N 03-05/1904 Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля уведомило заявителя о том, что вопрос о предоставлении земельного участка будет решаться после его освобождения от самовольно установленных металлических гаражей (л.д. 15).
Письмом от 06.03.2008 N 03-05/785 Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля уведомило заявителя о том, что согласно п. 2.1 постановления Губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487 с заявлением о выборе земельного участка следует обращаться в Департамент по управлению земельными ресурсами Ярославской области (л.д. 17).
Приказом Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области от 15.07.2008 N 259-з заявителю отказано в размещении объекта в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке, согласно проекту застройки первой очереди микрорайона N 7, утвержденному приказом главного архитектора от 27.07.1989 N 105, предусмотрено строительство объекта общественного питания (л.д. 19).
24.09.2008 Общество обратилось в Правительство Ярославской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства 3-х этажного здания кафе. Примерный размер земельного участка, указанный в заявлении, составил 1924 кв. м, адрес участка - ул. Батова, у д. 5 корп. 2 в Дзержинском районе г. Ярославля (л.д. 20).
Письмом от 23.03.2009 N 1280 Департамент архитектуры и развития территорий города уведомил заявителя о невозможности размещения на испрашиваемом земельном участке объекта общественного питания, поскольку не выдерживается 50-ти метровая санитарно-защитная зона до ближайшего жилого дома, а также рекомендовал заявителю повторно обратиться в Департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства косметического салона (л.д. 21).
17.06.2009 Общество обратилось в Правительство Ярославской области с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 1924 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства трехэтажного здания косметического салона с инженерными коммуникациями по адресу: ул. Батова, у д. 5 корп. 2 в Дзержинском районе (л.д. 22).
26.11.2011 в газете "Городские новости" опубликовано сообщение о возможном предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1924 кв. м с адресной привязкой: Дзержинский район, ул. Батова, за домом 5 корп. 2, для строительства 3-х этажного здания косметического салона с инженерными коммуникациями по заявлению ООО "Тур" (л.д. 67).
29.11.2011 в Правительство Ярославской области с заявлением о предоставлении спорного земельного участка обратился Липкин Дмитрий Семенович (л.д. 71).
Письмом от 21.12.2011 N 28-10288/11 Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области уведомил заявителя о поступлении заявления иного заинтересованного лица и принятом решении о начале проведения работ по формированию спорного земельного участка с целью его дальнейшего предоставления по процедуре без предварительного согласования места размещения объекта (л.д. 32).
Постановлением от 11.05.2012 N 454-п Правительство Ярославской области отказало ООО "Тур" в размещении объекта в связи с обращением нескольких заинтересованных лиц с заявлением о предоставлении того же земельного участка (л.д. 33).
Полагая, что данное постановление не соответствуют требованиям закона и нарушают его права и законные интересы в предпринимательской деятельности, ООО "Тур" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 30, 31 ЗК РФ, Порядком взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487 (далее - Порядок взаимодействия), признал оспариваемое постановление законным и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков осуществляется по определенной процедуре на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление таких участков осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Для возникновения права на земельный участок должны быть пройдены все три стадии, предшествующие предоставлению участка.
Согласно пункту 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских и сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства после определения участка (участков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Такой подход сформулирован и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
Таким образом, каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор. При этом заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
В рассматриваемом по данному делу случае после публичного информирования населения о предстоящем предоставлении спорного земельного участка ООО "Тур" на этот земельный участок появился еще один претендент - Липкин Д.С. Данный факт подтверждается материалами дела и заявителем не опровергнут.
Поскольку земельный участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
В силу изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое постановление Правительства Ярославской области от 11.05.2012 N 454-п "Об отказе ООО "Тур" в размещении объекта" соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы о допущенном ответчиками затягивании процедур рассмотрения заявлений Общества подлежат отклонению, поскольку бездействие соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления ООО "Тур" не обжаловало. Доводы заявителя о нерассмотрении заявления от 17.06.2009 в установленные сроки не влияют на юридическую оценку оспариваемого постановления Правительства Ярославской области.
Таким образом, доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.08.2012 по делу N А82-6073/2012 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Тур" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.08.2012 по делу N А82-6073/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тур" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.11.2012 ПО ДЕЛУ N А82-6073/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2012 г. по делу N А82-6073/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон и третьих лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества
с ограниченной ответственностью "Тур"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.08.2012 по делу N А82-6073/2012, принятое судом в составе судьи Марусина В.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тур" (ИНН: 7611005622, ОГРН: 1027600984047)
к Правительству Ярославской области (ИНН: 7604003720, ОГРН: 1027600684308), Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля (ИНН: 7604092913, ОГРН: 1067604080345),
третьи лица: Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области, Департамент архитектуры и развития территории города, Липкин Дмитрий Семенович
о признании незаконным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тур" (далее - заявитель, Общество, ООО "Тур") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа Правительства Ярославской области, выраженного в постановлении от 11.05.2012 N 454-п, в предоставлении земельного участка площадью 1924 кв. м, расположенного по адресу: ул. Батова, за домом N 5, корп. 2 в Дзержинском районе г. Ярославля, с предварительным согласованием места размещения объекта - трехэтажного здания косметического салона с инженерными коммуникациями, об обязании Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля завершить процедуру выбора земельного участка - оформить акт выбора земельного участка площадью 1924 кв. м, расположенного по адресу: ул. Батова, за домом N 5, корп. 2 в Дзержинском районе г. Ярославля, и об обязании Правительства Ярославской области принять решение о предварительным согласовании места размещения объекта - трехэтажного здания косметического салона с инженерными коммуникациями - по указанному адресу.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 01.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Тур" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению Общества, решение суда первой инстанции является незаконным в связи с неправильным применением норм материального права - неправильным истолкованием закона, неприменением закона, подлежащего применению. ООО "Тур" полагает, что суд не принял во внимание доводы заявителя о том, что ответчики противоправно затягивали процесс оформления земельного участка. Общество считает, что предоставление спорного земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта, то есть на аукционе, допускается при одновременной подаче двух и более заявлений на один земельный участок. В рассматриваемом споре второе заявление было подано значительно позже (более 2-х лет) после подачи заявления ООО "Тур". Обществом заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Правительство Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов заявителя и просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По мнению ответчика, анализ ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) позволяет сделать вывод, что действующее земельное законодательство не ограничивает существование права заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц на обращение с заявлением о предоставлении им того же земельного участка моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган государственной власти и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов. Правительство считает, что при наличии нескольких заявок право на заключение договора аренды на земельный участок выставляется на торги. Проведение торгов в этом случае не противоречит статьям 30, 31 ЗК РФ, которые не содержат запрета на их проведение при наличии нескольких заявок до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Ответчик считает, что обстоятельства, на которые указывает заявитель в апелляционной жалобе, а именно нарушение органом местного самоуправления 75-дневного срока обеспечения мероприятий по выбору земельного участка, не имеют значения для рассмотрения дела, их влияние на действия Правительства, выразившиеся в принятии решения об отказе в размещении объекта, заявителем не доказано.
Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее - "Департамент") в отзыве на апелляционную жалобу сообщает, что поддерживает свою правовую позицию по данному делу, изложенную в отзыве, представленном в суд первой инстанции, заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
Управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля и третьи лица: Департамент имущественных и земельных отношений и Липкин Дмитрий Семенович отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 18.02.2004 ООО "Тур" обратилось в Мэрию г. Ярославля с заявлением о разработке исходно-разрешительной документации по строительству объекта на новом земельном участке, с целью строительства косметического салона по адресу: г. Ярославль, Дзержинский район, микрорайон N 7 (л.д. 54).
18.03.2004 Мэрией г. Ярославля оформлен акт выбора земельного участка по заявлению ООО "Тур" (л.д. 10).
Постановлением Мэра г. Ярославля от 12.05.2005 N 2083 заявителю предварительно согласовано размещение 2-х этажного здания косметического салона с инженерными коммуникациями в районе ул. Батова, МКР-7 Дзержинского района на земельном участке ориентировочной площадью 0,03 га и разрешено выполнение проектных работ (л.д. 13).
Письмом от 05.04.2007 N 03-05/1904 Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля уведомило заявителя о том, что вопрос о предоставлении земельного участка будет решаться после его освобождения от самовольно установленных металлических гаражей (л.д. 15).
Письмом от 06.03.2008 N 03-05/785 Управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля уведомило заявителя о том, что согласно п. 2.1 постановления Губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487 с заявлением о выборе земельного участка следует обращаться в Департамент по управлению земельными ресурсами Ярославской области (л.д. 17).
Приказом Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области от 15.07.2008 N 259-з заявителю отказано в размещении объекта в связи с тем, что на испрашиваемом земельном участке, согласно проекту застройки первой очереди микрорайона N 7, утвержденному приказом главного архитектора от 27.07.1989 N 105, предусмотрено строительство объекта общественного питания (л.д. 19).
24.09.2008 Общество обратилось в Правительство Ярославской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства 3-х этажного здания кафе. Примерный размер земельного участка, указанный в заявлении, составил 1924 кв. м, адрес участка - ул. Батова, у д. 5 корп. 2 в Дзержинском районе г. Ярославля (л.д. 20).
Письмом от 23.03.2009 N 1280 Департамент архитектуры и развития территорий города уведомил заявителя о невозможности размещения на испрашиваемом земельном участке объекта общественного питания, поскольку не выдерживается 50-ти метровая санитарно-защитная зона до ближайшего жилого дома, а также рекомендовал заявителю повторно обратиться в Департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства косметического салона (л.д. 21).
17.06.2009 Общество обратилось в Правительство Ярославской области с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 1924 кв. м и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства трехэтажного здания косметического салона с инженерными коммуникациями по адресу: ул. Батова, у д. 5 корп. 2 в Дзержинском районе (л.д. 22).
26.11.2011 в газете "Городские новости" опубликовано сообщение о возможном предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1924 кв. м с адресной привязкой: Дзержинский район, ул. Батова, за домом 5 корп. 2, для строительства 3-х этажного здания косметического салона с инженерными коммуникациями по заявлению ООО "Тур" (л.д. 67).
29.11.2011 в Правительство Ярославской области с заявлением о предоставлении спорного земельного участка обратился Липкин Дмитрий Семенович (л.д. 71).
Письмом от 21.12.2011 N 28-10288/11 Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области уведомил заявителя о поступлении заявления иного заинтересованного лица и принятом решении о начале проведения работ по формированию спорного земельного участка с целью его дальнейшего предоставления по процедуре без предварительного согласования места размещения объекта (л.д. 32).
Постановлением от 11.05.2012 N 454-п Правительство Ярославской области отказало ООО "Тур" в размещении объекта в связи с обращением нескольких заинтересованных лиц с заявлением о предоставлении того же земельного участка (л.д. 33).
Полагая, что данное постановление не соответствуют требованиям закона и нарушают его права и законные интересы в предпринимательской деятельности, ООО "Тур" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. ст. 30, 31 ЗК РФ, Порядком взаимодействия органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления городского округа города Ярославля при распоряжении земельными участками в городе Ярославле, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением губернатора Ярославской области от 30.05.2007 N 487 (далее - Порядок взаимодействия), признал оспариваемое постановление законным и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление земельных участков осуществляется по определенной процедуре на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 30 ЗК РФ предоставление таких участков осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:
- - выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- - выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- - принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Для возникновения права на земельный участок должны быть пройдены все три стадии, предшествующие предоставлению участка.
Согласно пункту 3 статьи 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских и сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства после определения участка (участков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Такой подход сформулирован и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10.
Таким образом, каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор. При этом заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов. Земельный кодекс Российской Федерации не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
В рассматриваемом по данному делу случае после публичного информирования населения о предстоящем предоставлении спорного земельного участка ООО "Тур" на этот земельный участок появился еще один претендент - Липкин Д.С. Данный факт подтверждается материалами дела и заявителем не опровергнут.
Поскольку земельный участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
В силу изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемое постановление Правительства Ярославской области от 11.05.2012 N 454-п "Об отказе ООО "Тур" в размещении объекта" соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Доводы апелляционной жалобы о допущенном ответчиками затягивании процедур рассмотрения заявлений Общества подлежат отклонению, поскольку бездействие соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления ООО "Тур" не обжаловало. Доводы заявителя о нерассмотрении заявления от 17.06.2009 в установленные сроки не влияют на юридическую оценку оспариваемого постановления Правительства Ярославской области.
Таким образом, доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального права и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
С учетом изложенного выше решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.08.2012 по делу N А82-6073/2012 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Тур" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.08.2012 по делу N А82-6073/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тур" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
П.И.КОНОНОВ
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)