Судебные решения, арбитраж
Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 20 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Лайн-Плюс",
апелляционное производство N 05АП-4768/2013
на решение от 15.03.2013
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-4875/2012 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению закрытого акционерного общества "Лайн-Плюс" (ИНН 4101083674, ОГРН 1024101033527)
к Департаменту градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101131945, ОГРН 1094101003710)
о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 17.08.2012, в предоставлении в собственность земельного участка, кадастровый номер 41:01:0010113:2565, расположенного в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Вулканной, возложении обязанности оформить договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер 41:01:0010113:2565 площадью 2984 м кв. для эксплуатации "Здание производственно-административное, котельная, склад угля", расположенного в г. Петропавловске- Камчатском по ул. Вулканной, д. 27
при участии - извещенные надлежащим образом стороны явку представителей не обеспечили
установил:
Закрытое акционерное общество "Лайн-Плюс" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Лайн-Плюс") обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным отказа Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - ответчик, департамент), оформленного письмом N 00-08-12/7784112 от 17.08.2012, в предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер 41:01:0010113:2565, площадью 2984 кв. м, расположенного в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Вулканной, д. 27 (далее - спорный земельный участок); об обязании Департамента оформить договор купли-продажи спорного земельного участка для эксплуатации объектов недвижимости: здание производственно-административное, котельная, склад угля, расположенных в г. Петропавловске-Камчатском ул. Вулканной, д. 27.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 15.03.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ЗАО "Лайн-Плюс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.03.2013 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что департаментом не доказано нахождение спорного земельного участка в границах красных линий автомобильной дороги.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от департамента поступил отзыв на апелляционную жалобу, содержащий ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя департамента. Отзыв приобщен к материалам дела.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского N 545 от 04.10.2001, договора N 183 от 27.11.2001 ЗАО "Лайн-Плюс" на условиях аренды предоставлен земельный участок кадастровый номер 41:01:0010113:8, в том числе общей площадью 7855 кв. м, расположенный в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Вулканной, д. 27, для эксплуатации зданий: производственно-административного, котельной, склада угля, гаража, боксов для ремонта (л.д. 17, 50, 81-82).
13.07.2012 в результате раздела земельного участка кадастровый номер 41:01:0010113:8 были образованы два земельных участка - площадью 4871 кв. м (кадастровый номер 41:01:0010113:2564) и площадью 2984 кв. м кадастровый номер 41:01:0010113:2565 - спорный земельный участок по настоящему делу (л.д. 14, 22).
ЗАО "Лайн-Плюс" является собственником нежилых помещений: здание производственно-административное, котельная, склад угля, расположенных на спорном земельном участке, в связи с чем 09.07.2012 обратилось в Департамент с заявлением о его выкупе в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ (л.д. 15, 79).
Письмом N 00-08-12/7784112 от 17.08.2012 Департамент отказал заявителю в предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер 41:01:0010113:2565, мотивировав отказ тем, что испрашиваемый земельный участок частично находится в границах красных линий автодороги по ул. Вулканной и обосновав его нормами статей 28, 85 Земельного кодекса РФ, части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, сочтя, что копии схемы спорного земельного участка, расположенного в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Вулканная, 27, кадастровый номер 41:01:0010113:2565, следует, что названный участок находится в границах красных линий городской магистрали, то есть относится к землям общего пользования, приватизация его невозможна в силу прямого запрета, установленного законом.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3, Конституции Российской Федерации). Таким федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными законами (пункт 2 статьи 36 ЗК РФ). На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 3 ноября 1998 года N 25-П, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Как установлено Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", указанное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Данная позиция согласуется также с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.05.2005 N 187-О.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения права на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О, рассматривая дела об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесением их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей.
Оценивая представленные в настоящее дело доказательства в соответствии с изложенной правовой позицией Конституционного Суда РФ, судебная коллегия установила, что на испрашиваемом обществом земельном участке по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Вулканная, 27, расположено следующее недвижимое имущество: здание производственно-административное, котельная, склад угля. Право собственности общества на данный объект зарегистрировано в установленном порядке, о чем имеется выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.05.2012, согласно которой право собственности общества зарегистрировано 15.03.2001, N 412-01/01-5/2001-350.
Таким образом, общество имеет исключительное право на приватизацию земельного участка под данными объектами.
Из представленной в материалы дела описи вложения в ценное письмо (л.д. 13) видно, что 30.06.2012 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, приложив необходимые документы.
Следовательно, администрация в силу требований пункта 6 статьи 36 ЗК РФ обязана была в месячный срок со дня подачи обществом заявления решить вопрос о предоставлении земельного участка в собственность.
17.08.2012 администрацией дан ответ на заявление общества, которым в предоставлении земельного участка обществу в связи с частичным нахождением земельного участка в границах красных линий автомобильных дорог.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту - ГрК РФ) установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 12 статьи 85 ЗК РФ и пункте 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Как правильно установлено судом первой инстанции, имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают доводы администрации о нахождении испрашиваемого обществом земельного участка в границах красных линий.
Так, представленная в материалы дела схема расположения земельного участка (л.д. 52), а также фрагмент генерального плана Петропавловск-Камчатского городского округа (л.д. 53) подтверждают данный факт.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что генеральный план Петропавловск-Камчатского городского округа утвержден решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа N 697-р от 23.12.2009, в то время как общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность лишь 30.06.2012, то есть спустя продолжительное время после утверждения генерального плана. Таким образом, на момент обращения в администрацию обществу должно было быть известно о границах красных линий автодороги.
Надлежащих доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, обществом не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что в 2011 году администрацией произведено отчуждение ООО "Юбилейное" земельного участка, находящегося напротив испрашиваемого обществом земельного участка, и его западная граница проходит непосредственно по существующей в настоящее время автодороге, судебной коллегией не может быть принят во внимание как основание для признания оспариваемого отказа администрации незаконным, поскольку предоставление земельного участка ООО "Юбилейное" не являлось основанием для принятия администрацией решения об отказе заявителю в предоставлении земельного участка по ул. Вулканная, 27.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.03.2013 по делу N А24-4875/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Н.НОМОКОНОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.05.2013 N 05АП-4768/2013 ПО ДЕЛУ N А24-4875/2012
Разделы:Приватизация земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2013 г. N 05АП-4768/2013
Дело N А24-4875/2012
Резолютивная часть постановления оглашена 20 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 мая 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей Н.Н. Анисимовой, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Лайн-Плюс",
апелляционное производство N 05АП-4768/2013
на решение от 15.03.2013
судьи И.Ю. Жалудя
по делу N А24-4875/2012 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению закрытого акционерного общества "Лайн-Плюс" (ИНН 4101083674, ОГРН 1024101033527)
к Департаменту градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа (ИНН 4101131945, ОГРН 1094101003710)
о признании незаконным отказа, оформленного письмом от 17.08.2012, в предоставлении в собственность земельного участка, кадастровый номер 41:01:0010113:2565, расположенного в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Вулканной, возложении обязанности оформить договор купли-продажи земельного участка кадастровый номер 41:01:0010113:2565 площадью 2984 м кв. для эксплуатации "Здание производственно-административное, котельная, склад угля", расположенного в г. Петропавловске- Камчатском по ул. Вулканной, д. 27
при участии - извещенные надлежащим образом стороны явку представителей не обеспечили
установил:
Закрытое акционерное общество "Лайн-Плюс" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Лайн-Плюс") обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконным отказа Департамента градостроительства и земельных отношений Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - ответчик, департамент), оформленного письмом N 00-08-12/7784112 от 17.08.2012, в предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер 41:01:0010113:2565, площадью 2984 кв. м, расположенного в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Вулканной, д. 27 (далее - спорный земельный участок); об обязании Департамента оформить договор купли-продажи спорного земельного участка для эксплуатации объектов недвижимости: здание производственно-административное, котельная, склад угля, расположенных в г. Петропавловске-Камчатском ул. Вулканной, д. 27.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 15.03.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ЗАО "Лайн-Плюс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.03.2013 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что департаментом не доказано нахождение спорного земельного участка в границах красных линий автомобильной дороги.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от департамента поступил отзыв на апелляционную жалобу, содержащий ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя департамента. Отзыв приобщен к материалам дела.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156 АПК РФ, суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского N 545 от 04.10.2001, договора N 183 от 27.11.2001 ЗАО "Лайн-Плюс" на условиях аренды предоставлен земельный участок кадастровый номер 41:01:0010113:8, в том числе общей площадью 7855 кв. м, расположенный в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Вулканной, д. 27, для эксплуатации зданий: производственно-административного, котельной, склада угля, гаража, боксов для ремонта (л.д. 17, 50, 81-82).
13.07.2012 в результате раздела земельного участка кадастровый номер 41:01:0010113:8 были образованы два земельных участка - площадью 4871 кв. м (кадастровый номер 41:01:0010113:2564) и площадью 2984 кв. м кадастровый номер 41:01:0010113:2565 - спорный земельный участок по настоящему делу (л.д. 14, 22).
ЗАО "Лайн-Плюс" является собственником нежилых помещений: здание производственно-административное, котельная, склад угля, расположенных на спорном земельном участке, в связи с чем 09.07.2012 обратилось в Департамент с заявлением о его выкупе в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ (л.д. 15, 79).
Письмом N 00-08-12/7784112 от 17.08.2012 Департамент отказал заявителю в предоставлении в собственность земельного участка кадастровый номер 41:01:0010113:2565, мотивировав отказ тем, что испрашиваемый земельный участок частично находится в границах красных линий автодороги по ул. Вулканной и обосновав его нормами статей 28, 85 Земельного кодекса РФ, части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал, сочтя, что копии схемы спорного земельного участка, расположенного в г. Петропавловске-Камчатском по ул. Вулканная, 27, кадастровый номер 41:01:0010113:2565, следует, что названный участок находится в границах красных линий городской магистрали, то есть относится к землям общего пользования, приватизация его невозможна в силу прямого запрета, установленного законом.
Исследовав представленные в дело доказательства и оценив их по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3, Конституции Российской Федерации). Таким федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является Земельный кодекс Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом, а также федеральными законами (пункт 2 статьи 36 ЗК РФ). На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 3 ноября 1998 года N 25-П, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Как установлено Земельным кодексом Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 статьи 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 статьи 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (пункт 12 статьи 85).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", указанное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением.
Данная позиция согласуется также с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.05.2005 N 187-О.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения права на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 187-О, рассматривая дела об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо в связи с его резервированием для государственных или муниципальных нужд (отнесением их к землям общего пользования) на основе соответствующих правовых актов органов публичной власти, использованием для иных публичных целей.
Оценивая представленные в настоящее дело доказательства в соответствии с изложенной правовой позицией Конституционного Суда РФ, судебная коллегия установила, что на испрашиваемом обществом земельном участке по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Вулканная, 27, расположено следующее недвижимое имущество: здание производственно-административное, котельная, склад угля. Право собственности общества на данный объект зарегистрировано в установленном порядке, о чем имеется выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.05.2012, согласно которой право собственности общества зарегистрировано 15.03.2001, N 412-01/01-5/2001-350.
Таким образом, общество имеет исключительное право на приватизацию земельного участка под данными объектами.
Из представленной в материалы дела описи вложения в ценное письмо (л.д. 13) видно, что 30.06.2012 общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, приложив необходимые документы.
Следовательно, администрация в силу требований пункта 6 статьи 36 ЗК РФ обязана была в месячный срок со дня подачи обществом заявления решить вопрос о предоставлении земельного участка в собственность.
17.08.2012 администрацией дан ответ на заявление общества, которым в предоставлении земельного участка обществу в связи с частичным нахождением земельного участка в границах красных линий автомобильных дорог.
В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту - ГрК РФ) установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В силу пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В пункте 12 статьи 85 ЗК РФ и пункте 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Как правильно установлено судом первой инстанции, имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают доводы администрации о нахождении испрашиваемого обществом земельного участка в границах красных линий.
Так, представленная в материалы дела схема расположения земельного участка (л.д. 52), а также фрагмент генерального плана Петропавловск-Камчатского городского округа (л.д. 53) подтверждают данный факт.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что генеральный план Петропавловск-Камчатского городского округа утвержден решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа N 697-р от 23.12.2009, в то время как общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность лишь 30.06.2012, то есть спустя продолжительное время после утверждения генерального плана. Таким образом, на момент обращения в администрацию обществу должно было быть известно о границах красных линий автодороги.
Надлежащих доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, обществом не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что в 2011 году администрацией произведено отчуждение ООО "Юбилейное" земельного участка, находящегося напротив испрашиваемого обществом земельного участка, и его западная граница проходит непосредственно по существующей в настоящее время автодороге, судебной коллегией не может быть принят во внимание как основание для признания оспариваемого отказа администрации незаконным, поскольку предоставление земельного участка ООО "Юбилейное" не являлось основанием для принятия администрацией решения об отказе заявителю в предоставлении земельного участка по ул. Вулканная, 27.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что, рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 15.03.2013 по делу N А24-4875/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Е.Н.НОМОКОНОВА
Судьи
Н.Н.АНИСИМОВА
А.В.ГОНЧАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)