Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.04.2013 ПО ДЕЛУ N А42-3079/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2013 г. по делу N А42-3079/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 апреля 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Желтянникова В.И.
при ведении протокола судебного заседания: Рябова П.А.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5673/2013) Территориально-соседской общины коренного малочисленного народа саами "Чигар" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.01.2013 по делу N А42-3079/2012 (судья Востряков К.А.), принятое
по иску Территориально-соседская община коренного малочисленного народа саами "Чигар"
к 1. Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом, 2. Территориальное управление по Мурманской области
о признании права на получение в аренду земельного участка, об обязании предоставить земельный участок,

установил:

Территориально-соседская община коренного малочисленного народа саами "Чигар" (далее - истец, Община) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (далее - ответчик, Управление) о признании за истцом права на получение в аренду земельного участка с кадастровым номером 51:01:2701006:25, площадью 1 896 357 кв. м, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренного малочисленного народа Мурманской области саами, для выпаса и содержании оленей, обязании Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области предоставить Территориально-соседской общине коренного малочисленного народа саами "Чигар" земельный участок с кадастровым номером 51:01:2701006:25, площадью 1 896 357 кв. м, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренного малочисленного народа Мурманской области саами, для выпаса и содержании оленей в аренду сроком на 49 лет.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - соответчик, Агентство).
Решением от 28.01.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец, считая решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, принять новый судебный акт, удовлетворить заявленные требования, полагая, что право у истца на получение спорного земельного участка основано на законе, поскольку из положений ч. 5 ст. 10 ФЗ РФ от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 34, 82 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), следует, что общинам коренных малочисленных народов Севера для осуществления сельскохозяйственного производства могут передаваться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Судом первой инстанции не дана оценка доводу истца о том, что Постановление Правительства РФ от 03.04.2008 N 234, со ссылкой на которое отказано в предоставлении участка, издано вне рамок полномочий, имеющихся у Правительства РФ, и регламентирует правоотношения в сфере строительства, а не в сфере сельскохозяйственной деятельности.
Истец указывает, что защита гражданских прав в соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) может осуществляться в частности путем признания права, причем данный способ защиты является универсальным и никакими условиями не связан, в том числе и процедурой постановки земельного участка на кадастровый учет.
Агентство возразило против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, истец обратился в Управление с заявлением от 20.08.2010 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения просчетно-убойного кораля с хозяйственным постройками в границах земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:0234.
Письмом Управления от 03.09.2010 в удовлетворении заявления отказано на том основании, что статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации осуществление выбора земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта не предусмотрено.
11.07.2011 Община повторно обратилась в Управление с заявлением о выделении земельного участка (примерная площадь 4 000 000 кв. м) с кадастровым номером 51:01:0000000:0234/1 (51:01:2701006:0025) для оленеводческого хозяйства в аренду сроком на 49 лет.
22.07.2011 в направлении указанного заявления в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории отказано в связи с тем, что до 01.01.2016 Постановлением Правительства РФ от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности" установлен запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности и расположенных в границах населенных пунктов либо в пределах 5 километров от границ населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. человек.
20.12.2011 истец вновь обратился в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:0234/1 (51:01:2701006:0025) для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренного малочисленного населения народа Мурманской области саами для выпаса и содержания оленей в аренду сроком на 49 лет.
Письмом от 01.03.2012 со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 03.04.2008 N 234 Общине отказано в направлении указанного заявления в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, предусмотренной статьей 34 Земельного кодекса, а также в дальнейшем предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, поскольку часть земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:0234/1 (51:01:2701006:0025) расположена в пределах 5 километров от границ населенного пункта Мокрая Кица и не предоставлена гражданам или юридическим лицам, следовательно, на совершение сделок с указанным земельным участком распространяется установленный Постановлением N 234 запрет. Кроме того, в письме указано, что земельный участок с кадастровым номером 51:01:0000000:0234 признан пригодным для жилищного и иного строительства.
Полагая, что право Общины на получение в аренду земельного участка с кадастровым номером 51:01:2701006:25, площадью 1 896 357 кв. м установлено частью 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьями 82, 34 Земельного кодекса Российской Федерации, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывы на жалобу, апелляционный суд приходит к выводу, что обжалуемое решение не подлежит отмене.
Статьей 82 Земельного кодекса предусмотрено, что условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются федеральным законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В силу пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса.
Вместе с тем, положения ст. 34 ЗК РФ не исключают права собственника земельного участка определять, какой способ использования земель является наиболее эффективным.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 51:01:0000000:0234 принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.09.2008 N 51-АВ 078506.
В кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:0234 от 25.09.2009 N 5101/201/09-1616 в особых отметках указано о том, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. Указанный земельный участок состоит из частей, в том числе за номером 51:01:2701006:0025 площадью 1896357 кв. м.
Аналогичные сведения содержатся в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 51:01:0000000:0234 от 12.10.2011 N 51/301/11-32405.
Составленным сотрудниками Управления актом от 21.10.2011 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 51:01:0000000:0234, площадью 4222800 кв. м не застроен, свободен от прав третьих лиц, в соответствии с видом разрешенного использования не используется. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Участок пригоден для жилищного и иного строительства.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развития жилищного строительства" в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства Управлением направлено предложение об использовании земельного участка с кад. N 51:01:0000000:234.
Установив, что испрашиваемый земельный участок подпадает под действие запрета на совершение сделок, установленного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности", суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения требований заявителя.
Доводы истца об издании названного Постановления вне рамок полномочий Правительства РФ обоснованно отклонены судом.
Полномочия Правительства РФ по управлению федеральной собственностью закреплены п. "г" части 1 ст. 114 Конституции РФ, ст. 14 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Постановление Правительства N 234 не признано в установленном порядке незаконным и не отменено.
Апелляционный суд также полагает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться за защитой своих нарушенных или оспоренных прав в арбитражный суд.
Вместе с тем избранный заявителем способ защиты должен быть не только предусмотрен законом (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации), но и соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения, а также в результате применения соответствующего способа защиты нарушенное право должно быть восстановлено.
Вопреки доводам Управления применительно к спорным правоотношениям сторон в случае отказа уполномоченного органа в выкупе земельного участка и отказа в предоставлении земельного участка в аренду такой отказ может быть оспорен в арбитражном суде в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом в соответствии со ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае признания оспариваемого отказа не соответствующим закону суд указывает в решении на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения требований истца апелляционным судом не установлено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 28.01.2013 по делу N А42-3079/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
И.А.ТИМУХИНА

Судьи
Я.В.БАРКАНОВА
В.И.ЖЕЛТЯННИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)