Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Орловой Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области на решение от 30.04.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Лоскутов В.В.) и постановление от 09.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-9377/2012 по иску Департамента имущественных отношений Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Сакко, 30/1) к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области (625048, г. Тюмень, ул. киевская, 78, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об обязании снятия с государственного кадастрового учета земельных участков и восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках.
Третье лицо: Холодионов Владимир Анатольевич.
В заседании принял участие представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области Ковалева Н.А. по доверенности от 29.08.2013 N 118/08-3-Д.
Суд
установил:
Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", Учреждение, ответчик) об обязании снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 72:17:1708012:3963, 72:17:1708012:3964, 72:17:1708012:3965 и обязании восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 72:17:1707006:222, 72:17:1707006:223, 72:17:1707006:226.
Решением от 30.04.2013 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 09.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению заявителя жалобы, суд не вправе самостоятельно судебным актом исправлять судебные ошибки путем исключения из кадастра соответствующих записей; данные записи внесены в кадастр на основании межевых планов, подготовленных кадастровым инженером, следовательно, именно кадастровый инженер должен нести расходы, связанные с экспертизой, проведенной в рамках настоящего дела.
В отзыве на кассационную жалобу, доводы которого были поддержаны представителем в судебном заседании, департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует и судами установлено, что Холодионова Анна Владимировна являлась собственником земельных участков, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 22 000 кв. м каждый, с кадастровыми номерами 72:17:1707006:222, 72:17:1707006:223, 72:17:1707006:226, имеющими адресное описание: Тюменская область, Тюменский район, Новотарманское МО, поселок Березняки, участки N 85а, N 89а и N 87а соответственно, границы которых были установлены в 2009 году. При уточнении местоположения границ и площади этих земельных участков, проведенных согласно межевым планам, 28.03.2011 кадастровым инженером Крупининым Степаном Николаевичем, директором Тюменского представительства ООО "Западно-Сибирская научно-исследовательская инженерно-экологическая академия", было установлено, что местоположение границ этих земельных участков было определено неверно, фактически они расположены в кадастровом квартале 72:17:1708012.
На основании этих межевых планов федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тюменской области (правопредшественник ответчика) 27.04.2011 и 27.05.2011 вынесла решения N 72/11-2-1114 и N 72/11-2-1302, в соответствии с которыми были аннулированы сведения в государственном кадастре недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 72:17:1707006:222, 72:17:1707006:223, 72:17:1707006:226. Данные земельные участки были учтены в кадастровом квартале 72:17:1708012, на кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 72:17:1708012:3963, 72:17:1708012:3964, 72:17:1708012:3965 соответственно. В настоящее время право собственности на эти земельные участки зарегистрировано за третьим лицом.
Решением департамента от 31.07.2012 N 2225-3 Тюменской региональной общественной организации "Центр закаливания и плавания в холодной воде "АквАйСпорт-Тюмень" был предоставлен в аренду сроком на одиннадцать месяцев земельный участок по адресу: город Тюмень, район Велижанского тракта.
В результате выполнения кадастровых работ по формированию этого земельного участка было установлено, что данный земельный участок накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами 72:17:1708012:3963, 72:17:1708012:3964 и 72:17:1708012:3965.
Поскольку при уточнении на местности границ земельных участков с кадастровыми номерами 72:1707006:222, 72:1707006:223, 72:1707006:226 была допущена кадастровая ошибка, содержащаяся в межевых планах, в результате которой местоположение данных земельных участков ориентировочно смещено на 8 километров в район озера Липового, в связи с чем, нарушаются права и законные интересы истца по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, департамент обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из наличия в кадастровой ошибки, вследствие которой произошло документальное смещение границ земельных участков, что повлекло нарушение законных прав и интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судебных инстанций исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке ин формационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Таким образом, исправление кадастровой ошибки на основании вступившего в законную силу решения суда является способом, установленным действующим законодательством.
Согласно представленному в дело экспертному заключению при уточнении на местности границ земельных участков с кадастровыми номерами 72:1707006:222, 72:1707006:223, 72:1707006:226 была допущена кадастровая ошибка, содержащаяся в межевых планах, в результате которой местоположение данных земельных участков ориентировочно смещено на 8 километров в район озера Липового.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства, установив факт наличия кадастровой ошибки, повлекшей нарушение прав и законных интересов департамента, признав возможным исправление такой ошибки в судебном порядке, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод Учреждения о том, что расходы, связанные с кадастровой экспертизой, проведенной в рамках настоящего дела, должен нести кадастровый инженер, правомерно отклонен судами, поскольку кадастровый инженер не является стороной по делу, судом распределены судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы, дублирующие доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение и постановление приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.04.2013 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 09.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-9377/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.СИРИНА
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Н.В.ОРЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 15.11.2013 ПО ДЕЛУ N А70-9377/2012
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2013 г. по делу N А70-9377/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2013 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Бушмелевой Л.В.
Орловой Н.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области на решение от 30.04.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Лоскутов В.В.) и постановление от 09.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-9377/2012 по иску Департамента имущественных отношений Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Сакко, 30/1) к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области (625048, г. Тюмень, ул. киевская, 78, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) об обязании снятия с государственного кадастрового учета земельных участков и восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках.
Третье лицо: Холодионов Владимир Анатольевич.
В заседании принял участие представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области Ковалева Н.А. по доверенности от 29.08.2013 N 118/08-3-Д.
Суд
установил:
Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", Учреждение, ответчик) об обязании снять с государственного кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами 72:17:1708012:3963, 72:17:1708012:3964, 72:17:1708012:3965 и обязании восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 72:17:1707006:222, 72:17:1707006:223, 72:17:1707006:226.
Решением от 30.04.2013 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 09.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению заявителя жалобы, суд не вправе самостоятельно судебным актом исправлять судебные ошибки путем исключения из кадастра соответствующих записей; данные записи внесены в кадастр на основании межевых планов, подготовленных кадастровым инженером, следовательно, именно кадастровый инженер должен нести расходы, связанные с экспертизой, проведенной в рамках настоящего дела.
В отзыве на кассационную жалобу, доводы которого были поддержаны представителем в судебном заседании, департамент просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует и судами установлено, что Холодионова Анна Владимировна являлась собственником земельных участков, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 22 000 кв. м каждый, с кадастровыми номерами 72:17:1707006:222, 72:17:1707006:223, 72:17:1707006:226, имеющими адресное описание: Тюменская область, Тюменский район, Новотарманское МО, поселок Березняки, участки N 85а, N 89а и N 87а соответственно, границы которых были установлены в 2009 году. При уточнении местоположения границ и площади этих земельных участков, проведенных согласно межевым планам, 28.03.2011 кадастровым инженером Крупининым Степаном Николаевичем, директором Тюменского представительства ООО "Западно-Сибирская научно-исследовательская инженерно-экологическая академия", было установлено, что местоположение границ этих земельных участков было определено неверно, фактически они расположены в кадастровом квартале 72:17:1708012.
На основании этих межевых планов федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тюменской области (правопредшественник ответчика) 27.04.2011 и 27.05.2011 вынесла решения N 72/11-2-1114 и N 72/11-2-1302, в соответствии с которыми были аннулированы сведения в государственном кадастре недвижимости о земельных участках с кадастровыми номерами 72:17:1707006:222, 72:17:1707006:223, 72:17:1707006:226. Данные земельные участки были учтены в кадастровом квартале 72:17:1708012, на кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами 72:17:1708012:3963, 72:17:1708012:3964, 72:17:1708012:3965 соответственно. В настоящее время право собственности на эти земельные участки зарегистрировано за третьим лицом.
Решением департамента от 31.07.2012 N 2225-3 Тюменской региональной общественной организации "Центр закаливания и плавания в холодной воде "АквАйСпорт-Тюмень" был предоставлен в аренду сроком на одиннадцать месяцев земельный участок по адресу: город Тюмень, район Велижанского тракта.
В результате выполнения кадастровых работ по формированию этого земельного участка было установлено, что данный земельный участок накладывается на земельные участки с кадастровыми номерами 72:17:1708012:3963, 72:17:1708012:3964 и 72:17:1708012:3965.
Поскольку при уточнении на местности границ земельных участков с кадастровыми номерами 72:1707006:222, 72:1707006:223, 72:1707006:226 была допущена кадастровая ошибка, содержащаяся в межевых планах, в результате которой местоположение данных земельных участков ориентировочно смещено на 8 километров в район озера Липового, в связи с чем, нарушаются права и законные интересы истца по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, департамент обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение в силе, исходили из наличия в кадастровой ошибки, вследствие которой произошло документальное смещение границ земельных участков, что повлекло нарушение законных прав и интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции поддерживает выводы судебных инстанций исходя из следующего.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 5 статьи 4 Закона N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Закона N 221-ФЗ кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке ин формационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Таким образом, исправление кадастровой ошибки на основании вступившего в законную силу решения суда является способом, установленным действующим законодательством.
Согласно представленному в дело экспертному заключению при уточнении на местности границ земельных участков с кадастровыми номерами 72:1707006:222, 72:1707006:223, 72:1707006:226 была допущена кадастровая ошибка, содержащаяся в межевых планах, в результате которой местоположение данных земельных участков ориентировочно смещено на 8 километров в район озера Липового.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные доказательства, установив факт наличия кадастровой ошибки, повлекшей нарушение прав и законных интересов департамента, признав возможным исправление такой ошибки в судебном порядке, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод Учреждения о том, что расходы, связанные с кадастровой экспертизой, проведенной в рамках настоящего дела, должен нести кадастровый инженер, правомерно отклонен судами, поскольку кадастровый инженер не является стороной по делу, судом распределены судебные расходы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Доводы кассационной жалобы, дублирующие доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что решение и постановление приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.04.2013 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 09.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-9377/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тюменской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.В.СИРИНА
Судьи
Л.В.БУШМЕЛЕВА
Н.В.ОРЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)