Судебные решения, арбитраж
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19.08.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "Новое"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.12.2012,
принятое судьей Сурововой М.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу N А82-11557/2012
по заявлению закрытого акционерного общества "Новое"
о признании незаконным ненормативного правового акта администрации Переславского муниципального района
(ИНН: 7622007798, ОГРН: 1027601054480),
третье лицо - Департамент лесного хозяйства Ярославской области
(ИНН: 7603035944, ОГРН: 1077603000254),
и
закрытое акционерное общество "Новое" (далее - ЗАО "Новое", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Переславского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация), оформленного письмом от 13.07.2012 N 2318, в предоставлении Обществу в собственность земельного участка, с кадастровым номером 76:11:043901:476, площадью 2551 гектар, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, ЗАО "Новое"; об обязании Администрации подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю.
Решением суда от 28.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7, статьи 8, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, неправильно применили части 4, 5 статьи 14, статью 15 Федерального закона от 21.12.2004 N 172 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"; не применили подлежащие применению пункт 1 статьи 42 и статью 73 Лесного кодекса Российской Федерации. По его мнению, документально подтверждено, что спорный земельный участок отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, повторное отнесение данного земельного участка к иной категории земель законодательством не предусмотрено. Суды при принятии судебных актов, должны были руководствоваться сведениями о категории земельного участка, содержащимися в государственном кадастре недвижимости; относя спорный земельный участок к землям лесного фонда, неправомерно исходили из критериев фактического использования земельного участка; план лесонасаждений не является доказательством того, что указанный на нем земельный участок фактически использовался для ведения лесного хозяйства.
Кроме того, Общество указывает, что суды приняли судебные акты о правах лица, не привлеченного к участию в деле.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, глава Администрации издал постановление от 23.06.1992 N 166, которым утверждены проекты землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемых колхозов "Прогресс", имени Мичурина, "Красная Заря", совхозов имени В.И. Ленина. Пунктом 2 постановления предусмотрено провести закрепление земель за коллективами после регистрации в администрации района согласно приложениям.
В экспликации земель землепользований в реорганизуемом совхозе "Новое" (приложение N 5 к указанному постановлению) указано, что общая площадь всех земель, подлежащих приватизации, - 6198 гектаров, из них коллективному предприятию "Новое" передано 3616 гектаров земель, в муниципальную собственность - 2561 гектар, в водный фонд - 21 гектар.
На основании постановления главы Администрации от 27.02.1996 N 79 ТОО "Новое" (правопредшественник ЗАО "Новое") выдано свидетельство о праве собственности на землю, владения, пользования землей от 29.02.1996 N 4135, согласно которому Обществу предоставлено на праве постоянного пользования 2559 гектаров земли.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 21.05.1998 N 89-п лесхоз Переславский и ТОО "Новое" (лесопользователь) заключили договор безвозмездного пользования участком лесного фонда от 15.07.1998. Согласно пункту 2.1 данного договора объектом безвозмездного пользования являются участки лесного фонда в границах землепользования, ранее находившиеся во владении совхоза "Новое", общей площадью лесного фонда 2377 гектаров. Пунктом 2.2 договора установлено, что участки лесного фонда предоставляются лесопользователю в безвозмездное пользование.
Постановлением главы Администрации от 09.08.2006 N 770 в постановление от 23.06.1992 N 166 внесены изменения, касающиеся размера площадей закрепляемых за бывшим совхозом земель и вида земельных прав. За ЗАО "Новое" как правопреемником совхоза "Новое" закреплен земельный участок площадью 5830 гектаров, в том числе в собственность - 300 гектаров, в общую долевую собственность собственников земельных долей - 979 гектаров и в постоянное (бессрочное) пользование - 2551 гектар. Постановление издано на основании заявления ЗАО "Новое", пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статей 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением главы Администрации от 20.01.2012 N 34 в постановление от 09.08.2006 N 770 внесены изменения: за ЗАО "Новое" закреплен земельный участок площадью 2551 гектар на праве постоянного (бессрочного) пользования. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.06.2012 по делу N А82-3362/2012, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении требования ЗАО "Новое" о признании недействительным постановления Администрации от 20.01.2012 N 34.
Согласно кадастровому паспорту (выписки из государственного земельного кадастра) от 31.05.2012 земельный участок с кадастровым номером 76:11:043901:476 имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения и разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
26.06.2012 в Едином государственном реестре прав сделана запись о регистрации за Обществом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.05.2009 Российской Федерации принадлежит на праве собственности лесной участок со следующими характеристиками: (номер учетной записи в государственном лесном реестре 381-2009-02); категория земель - земли лесного фонда; разрешенное использование - использование, охрана, защита и воспроизводство лесов; общая площадь - 2551 гектар, адрес объекта: Ярославская область, Переславский район, ЗАО "Новое", государственное учреждение Ярославской области "Переславское лесничество", Переславское участковое лесничество, кварталы с 5001 по 5018, кадастровый (или условный) номер 76-76-06/019/2009-318.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 29.06.2012 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 76:11:043901:476, площадью 2551 гектар, с местоположением относительно ориентира: Переславский район, ЗАО "Новое".
Администрация письмом от 13.07.2012 N 2318 отказала заявителю, в связи с отсутствием у него законного права постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок.
ЗАО "Новое" посчитало, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 7, 77 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 19, 56 и 72 Лесного кодекса РСФСР, статьями 4 и 10 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), Лесным кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, не относится к землям сельскохозяйственного назначения и для использования в целях сельскохозяйственного производства не пригоден, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского органа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с абзацем пятым пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) органы местного самоуправления муниципальных районов вправе распоряжаться расположенными в пределах территории соответствующих районов земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Из приведенной нормы следует, что органы местного самоуправления муниципального района не вправе распоряжаться, в том числе отчуждать в собственность физических и юридических лиц в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной собственности, а именно в федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации (от 04.12.2006 N 200-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Следовательно, орган местного самоуправления муниципального района не уполномочен и не вправе распоряжаться расположенными в пределах границ соответствующего муниципального района земельными участками, относящимися к землям лесного фонда, в том числе осуществлять их продажу в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Новое" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность земельного участка с кадастровым номером 76:11:043901:476, площадью 2551 гектар, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, ЗАО "Новое".
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме. В данном перечне указана и такая категория земель, как земли лесного фонда.
В пункте 2 указанной статьи земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. В то же время Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает порядок первоначального отнесения земельных участков к той или иной категории по целевому назначению, то есть при формировании земельных участков.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет порядок перевода земель из одной категории в другую и предусматривает перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся, в том числе, акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Между тем по смыслу пункта 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
В связи с этим содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Таким образом, основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
В связи с изложенным для отнесения земельного участка к категории земель лесного фонда необходимо установить, что данный земельный участок фактически используется для целей, указанных в статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации "Земли лесного фонда".
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие). В силу пункта 2 данной нормы порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется также лесным законодательством.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, границы земель лесного фонда определяются, в том числе в соответствии с лесным законодательством.
В соответствии со статьями 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации. Аналогичные положения об определении границ участков лесного фонда в лесоустроительной документации содержатся в статьях 72, 73 Лесного кодекса Российской Федерации (от 29.01.1997 N 22-ФЗ).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Как следует из материалов дела и установили суды, спорный земельный участок с кадастровым номером 76:11:043901:476, площадью 2551 гектар занят лесными насаждениями. Данный участок использовался право предшественниками ЗАО "Новое", а именно совхозом "Новое", ТОО "Новое" в так называемый "советский" период и в течение 1992-2000 годов.
Согласно части 1 статьи 94 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 N 1103-1 к землям лесного фонда относились земли, покрытые лесом. В соответствии со статьей 2 действовавших в период с 1993 по 1997 годы Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1 все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. Согласно данной норме в состав земель лесного фонда входили лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и не лесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).
Таким образом, указанный земельный участок с начала его использования фактически по своему целевому назначению был отнесен к землям лесного фонда.
Кроме того, факт отнесения данного земельного участка к землям лесного фонда подтверждается и материалами лесоустройства, а именно сведениями, содержащимися в Проекте организации и ведения лесного хозяйства Переславского сельского лесхоза ГУ "Ярсельлес" (том 1). Пояснительная записка ТОО "Новое" с приложением.
Суды установили, что согласно данным, содержащимся в этом проекте, по состоянию на 01.01.1999 ТОО "Новое" использовало лесные участки общей площадью 2377 гектаров, в том числе 2376 гектаров лесопокрытых земель. Расположенные на лесных участках леса относятся к категории эксплуатационных, предназначены для заготовки древесины. Сведений о наличии в составе лесных участков защитных лесов, которые в силу пункта 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации могут находиться на землях сельскохозяйственного назначения, в проекте не имеется.
Кроме того, нахождение в безвозмездном пользовании ТОО "Новое" участков лесного фонда площадью 2377 гектаров для ведения лесного хозяйства, а именно для заготовки древесины, подтверждается договором безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, от 15.07.1998, заключенного с Переславским лесхозом на срок 49 лет.
Участки лесного фонда площадью 2377 гектаров входят в состав ныне существующего земельного участка с кадастровым номером 76:11:043901:476, площадью 2551 гектар, используемого ЗАО "Новое" и испрашиваемого им в собственность, что подтверждается постановлением главы Администрации от 23.06.1992 N 166, в соответствии с которым совхоз "Новое" владел землями площадью 2561 гектар, из земель занятых лесом, - площадью 2343 гектара; постановлением главы Администрации от 27.02.1996 N 79 с приложением, согласно которому ТОО "Новое" переданы в постоянное пользование земли площадью 2559 гектаров.
На основании анализа имеющихся в материалах дела документов суды сделали правильный вывод о том, что заявитель просит предоставить в собственность именно обозначенные в этих документах земли, большая часть которых занята лесом. На указанные документы ссылается и само ЗАО "Новое" и тем самым идентифицирует ранее находившиеся в пользовании его правопредшественников земли, занятые лесными насаждениями, с испрашиваемым в собственность земельным участком с кадастровым номером 76:11:043901:476, площадью 2551 гектар.
Материалы дела не содержат сведений о каких-либо иных землях, земельных участках, занятых лесом, которые находились в пользовании правопредшественников ЗАО "Новое" и находятся в настоящее время в пользовании данного юридического лица.
Таким образом, исходя из фактического использования земельного участка с кадастровым номером 76:11:043901:476 - для размещения лесных насаждений и ведения лесного хозяйства, данный земельный участок следует отнести к землям лесного фонда.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что у Администрации отсутствуют полномочия по распоряжению спорным земельным участком, в том числе по передаче его в собственность ЗАО "Новое".
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали отказ Администрации соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку право данного юридического лица на приобретение в собственность спорного земельного участка, относящегося в соответствии с его фактическим использованием к лесному фонду и находящегося в силу прямого указания закона в федеральной собственности, не может быть реализовано посредством обращения с соответствующим заявлением в администрацию муниципального района, в связи с этим Обществу правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на Общество. Излишне уплаченная им государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.12.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 по делу N А82-11557/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Новое" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Новое" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную им по платежной квитанции от 11.06.2013.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 21.08.2013 ПО ДЕЛУ N А82-11557/2012
Разделы:Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2013 г. по делу N А82-11557/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 19.08.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
закрытого акционерного общества "Новое"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.12.2012,
принятое судьей Сурововой М.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012,
принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
по делу N А82-11557/2012
по заявлению закрытого акционерного общества "Новое"
о признании незаконным ненормативного правового акта администрации Переславского муниципального района
(ИНН: 7622007798, ОГРН: 1027601054480),
третье лицо - Департамент лесного хозяйства Ярославской области
(ИНН: 7603035944, ОГРН: 1077603000254),
и
установил:
закрытое акционерное общество "Новое" (далее - ЗАО "Новое", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным отказа администрации Переславского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация), оформленного письмом от 13.07.2012 N 2318, в предоставлении Обществу в собственность земельного участка, с кадастровым номером 76:11:043901:476, площадью 2551 гектар, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, ЗАО "Новое"; об обязании Администрации подготовить проект договора купли-продажи и направить его заявителю.
Решением суда от 28.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2013 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7, статьи 8, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, неправильно применили части 4, 5 статьи 14, статью 15 Федерального закона от 21.12.2004 N 172 "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"; не применили подлежащие применению пункт 1 статьи 42 и статью 73 Лесного кодекса Российской Федерации. По его мнению, документально подтверждено, что спорный земельный участок отнесен к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, повторное отнесение данного земельного участка к иной категории земель законодательством не предусмотрено. Суды при принятии судебных актов, должны были руководствоваться сведениями о категории земельного участка, содержащимися в государственном кадастре недвижимости; относя спорный земельный участок к землям лесного фонда, неправомерно исходили из критериев фактического использования земельного участка; план лесонасаждений не является доказательством того, что указанный на нем земельный участок фактически использовался для ведения лесного хозяйства.
Кроме того, Общество указывает, что суды приняли судебные акты о правах лица, не привлеченного к участию в деле.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, глава Администрации издал постановление от 23.06.1992 N 166, которым утверждены проекты землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемых колхозов "Прогресс", имени Мичурина, "Красная Заря", совхозов имени В.И. Ленина. Пунктом 2 постановления предусмотрено провести закрепление земель за коллективами после регистрации в администрации района согласно приложениям.
В экспликации земель землепользований в реорганизуемом совхозе "Новое" (приложение N 5 к указанному постановлению) указано, что общая площадь всех земель, подлежащих приватизации, - 6198 гектаров, из них коллективному предприятию "Новое" передано 3616 гектаров земель, в муниципальную собственность - 2561 гектар, в водный фонд - 21 гектар.
На основании постановления главы Администрации от 27.02.1996 N 79 ТОО "Новое" (правопредшественник ЗАО "Новое") выдано свидетельство о праве собственности на землю, владения, пользования землей от 29.02.1996 N 4135, согласно которому Обществу предоставлено на праве постоянного пользования 2559 гектаров земли.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 21.05.1998 N 89-п лесхоз Переславский и ТОО "Новое" (лесопользователь) заключили договор безвозмездного пользования участком лесного фонда от 15.07.1998. Согласно пункту 2.1 данного договора объектом безвозмездного пользования являются участки лесного фонда в границах землепользования, ранее находившиеся во владении совхоза "Новое", общей площадью лесного фонда 2377 гектаров. Пунктом 2.2 договора установлено, что участки лесного фонда предоставляются лесопользователю в безвозмездное пользование.
Постановлением главы Администрации от 09.08.2006 N 770 в постановление от 23.06.1992 N 166 внесены изменения, касающиеся размера площадей закрепляемых за бывшим совхозом земель и вида земельных прав. За ЗАО "Новое" как правопреемником совхоза "Новое" закреплен земельный участок площадью 5830 гектаров, в том числе в собственность - 300 гектаров, в общую долевую собственность собственников земельных долей - 979 гектаров и в постоянное (бессрочное) пользование - 2551 гектар. Постановление издано на основании заявления ЗАО "Новое", пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статей 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением главы Администрации от 20.01.2012 N 34 в постановление от 09.08.2006 N 770 внесены изменения: за ЗАО "Новое" закреплен земельный участок площадью 2551 гектар на праве постоянного (бессрочного) пользования. Решением Арбитражного суда Ярославской области от 20.06.2012 по делу N А82-3362/2012, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении требования ЗАО "Новое" о признании недействительным постановления Администрации от 20.01.2012 N 34.
Согласно кадастровому паспорту (выписки из государственного земельного кадастра) от 31.05.2012 земельный участок с кадастровым номером 76:11:043901:476 имеет категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения и разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
26.06.2012 в Едином государственном реестре прав сделана запись о регистрации за Обществом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.05.2009 Российской Федерации принадлежит на праве собственности лесной участок со следующими характеристиками: (номер учетной записи в государственном лесном реестре 381-2009-02); категория земель - земли лесного фонда; разрешенное использование - использование, охрана, защита и воспроизводство лесов; общая площадь - 2551 гектар, адрес объекта: Ярославская область, Переславский район, ЗАО "Новое", государственное учреждение Ярославской области "Переславское лесничество", Переславское участковое лесничество, кварталы с 5001 по 5018, кадастровый (или условный) номер 76-76-06/019/2009-318.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением от 29.06.2012 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 76:11:043901:476, площадью 2551 гектар, с местоположением относительно ориентира: Переславский район, ЗАО "Новое".
Администрация письмом от 13.07.2012 N 2318 отказала заявителю, в связи с отсутствием у него законного права постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок.
ЗАО "Новое" посчитало, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 7, 77 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 19, 56 и 72 Лесного кодекса РСФСР, статьями 4 и 10 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ), Лесным кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, не относится к землям сельскохозяйственного назначения и для использования в целях сельскохозяйственного производства не пригоден, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского органа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с абзацем пятым пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) органы местного самоуправления муниципальных районов вправе распоряжаться расположенными в пределах территории соответствующих районов земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Из приведенной нормы следует, что органы местного самоуправления муниципального района не вправе распоряжаться, в том числе отчуждать в собственность физических и юридических лиц в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной собственности, а именно в федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации (от 04.12.2006 N 200-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Следовательно, орган местного самоуправления муниципального района не уполномочен и не вправе распоряжаться расположенными в пределах границ соответствующего муниципального района земельными участками, относящимися к землям лесного фонда, в том числе осуществлять их продажу в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ЗАО "Новое" обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность земельного участка с кадастровым номером 76:11:043901:476, площадью 2551 гектар, расположенного по адресу: Ярославская область, Переславский район, ЗАО "Новое".
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на определенные категории, исчерпывающий перечень которых приведен в данной норме. В данном перечне указана и такая категория земель, как земли лесного фонда.
В пункте 2 указанной статьи земли, отнесенные к соответствующей категории должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. В то же время Земельный кодекс Российской Федерации не устанавливает порядок первоначального отнесения земельных участков к той или иной категории по целевому назначению, то есть при формировании земельных участков.
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет порядок перевода земель из одной категории в другую и предусматривает перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся, в том числе, акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Между тем по смыслу пункта 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
В связи с этим содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены. При этом следует руководствоваться пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Таким образом, основным критерием отнесения земельного участка к той или иной категории по целевому назначению является фактическое использование данного земельного участка, подтверждаемое соответствующими документами.
В связи с изложенным для отнесения земельного участка к категории земель лесного фонда необходимо установить, что данный земельный участок фактически используется для целей, указанных в статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации "Земли лесного фонда".
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие). В силу пункта 2 данной нормы порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется также лесным законодательством.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, границы земель лесного фонда определяются, в том числе в соответствии с лесным законодательством.
В соответствии со статьями 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации. Аналогичные положения об определении границ участков лесного фонда в лесоустроительной документации содержатся в статьях 72, 73 Лесного кодекса Российской Федерации (от 29.01.1997 N 22-ФЗ).
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Как следует из материалов дела и установили суды, спорный земельный участок с кадастровым номером 76:11:043901:476, площадью 2551 гектар занят лесными насаждениями. Данный участок использовался право предшественниками ЗАО "Новое", а именно совхозом "Новое", ТОО "Новое" в так называемый "советский" период и в течение 1992-2000 годов.
Согласно части 1 статьи 94 Земельного кодекса РСФСР от 25.04.1991 N 1103-1 к землям лесного фонда относились земли, покрытые лесом. В соответствии со статьей 2 действовавших в период с 1993 по 1997 годы Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1 все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. Согласно данной норме в состав земель лесного фонда входили лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и не лесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).
Таким образом, указанный земельный участок с начала его использования фактически по своему целевому назначению был отнесен к землям лесного фонда.
Кроме того, факт отнесения данного земельного участка к землям лесного фонда подтверждается и материалами лесоустройства, а именно сведениями, содержащимися в Проекте организации и ведения лесного хозяйства Переславского сельского лесхоза ГУ "Ярсельлес" (том 1). Пояснительная записка ТОО "Новое" с приложением.
Суды установили, что согласно данным, содержащимся в этом проекте, по состоянию на 01.01.1999 ТОО "Новое" использовало лесные участки общей площадью 2377 гектаров, в том числе 2376 гектаров лесопокрытых земель. Расположенные на лесных участках леса относятся к категории эксплуатационных, предназначены для заготовки древесины. Сведений о наличии в составе лесных участков защитных лесов, которые в силу пункта 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации могут находиться на землях сельскохозяйственного назначения, в проекте не имеется.
Кроме того, нахождение в безвозмездном пользовании ТОО "Новое" участков лесного фонда площадью 2377 гектаров для ведения лесного хозяйства, а именно для заготовки древесины, подтверждается договором безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, от 15.07.1998, заключенного с Переславским лесхозом на срок 49 лет.
Участки лесного фонда площадью 2377 гектаров входят в состав ныне существующего земельного участка с кадастровым номером 76:11:043901:476, площадью 2551 гектар, используемого ЗАО "Новое" и испрашиваемого им в собственность, что подтверждается постановлением главы Администрации от 23.06.1992 N 166, в соответствии с которым совхоз "Новое" владел землями площадью 2561 гектар, из земель занятых лесом, - площадью 2343 гектара; постановлением главы Администрации от 27.02.1996 N 79 с приложением, согласно которому ТОО "Новое" переданы в постоянное пользование земли площадью 2559 гектаров.
На основании анализа имеющихся в материалах дела документов суды сделали правильный вывод о том, что заявитель просит предоставить в собственность именно обозначенные в этих документах земли, большая часть которых занята лесом. На указанные документы ссылается и само ЗАО "Новое" и тем самым идентифицирует ранее находившиеся в пользовании его правопредшественников земли, занятые лесными насаждениями, с испрашиваемым в собственность земельным участком с кадастровым номером 76:11:043901:476, площадью 2551 гектар.
Материалы дела не содержат сведений о каких-либо иных землях, земельных участках, занятых лесом, которые находились в пользовании правопредшественников ЗАО "Новое" и находятся в настоящее время в пользовании данного юридического лица.
Таким образом, исходя из фактического использования земельного участка с кадастровым номером 76:11:043901:476 - для размещения лесных насаждений и ведения лесного хозяйства, данный земельный участок следует отнести к землям лесного фонда.
На основании изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что у Администрации отсутствуют полномочия по распоряжению спорным земельным участком, в том числе по передаче его в собственность ЗАО "Новое".
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали отказ Администрации соответствующим действующему законодательству и не нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку право данного юридического лица на приобретение в собственность спорного земельного участка, относящегося в соответствии с его фактическим использованием к лесному фонду и находящегося в силу прямого указания закона в федеральной собственности, не может быть реализовано посредством обращения с соответствующим заявлением в администрацию муниципального района, в связи с этим Обществу правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции и апелляционного суда и получили надлежащую правовую оценку.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на Общество. Излишне уплаченная им государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.12.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 по делу N А82-11557/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Новое" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Новое" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную им по платежной квитанции от 11.06.2013.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Н.Ш.РАДЧЕНКОВА
Судьи
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ
И.Л.ЗАБУРДАЕВА
А.И.ЧИГРАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)