Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.02.2013 ПО ДЕЛУ N А41-29448/12

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 февраля 2013 г. по делу N А41-29448/12


Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Александрова Д.Д., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Нетребской А.С.,
при участии в заседании:
- от Закрытого акционерного общества "Энергомаш (Чехов) - ЧЗЭМ": Барабанова Е.В., по доверенности от 28.12.2012 N 1325;
- от Администрации Чеховского муниципального района Московской области: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Чеховского муниципального района Московской области на решение (определение) Арбитражного суда Московской области от 22 октября 2012 года по делу N А41-29448/12, принятое судьей Федуловой Л.В. по заявлению Закрытого акционерного общества "Энергомаш (Чехов) - ЧЗЭМ" (ОГРН 1095048000387; ИНН 5048082410) к Администрации Чеховского муниципального района Московской области (ОГРН 1025006396040; ИНН 5048051080); об обязании принять решение о предоставлении в собственность земельного участка,
установил:

Закрытое акционерное общество "Энергомаш (Чехов)-ЧЗЭМ" (далее - ЗАО "Энергомаш (Чехов)-ЧЗЭМ, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Чеховского муниципального района Московской области с требованиями (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ):
1. Признать незаконным бездействие Администрации Чеховского района Московской области, выразившееся в непринятии решения о предоставлении ЗАО "Энергомаш (Чехов) - ЧЗЭМ" в собственность земельный участок с кадастровым номером 50:31:0040106:22, почтовый адрес ориентира: Московская область, Чеховский район, г. Чехов, ул. Гагарина, д. 22а, площадь участка 1 124 кв. м, не направлении проекта договора купли-продажи земельного участка.
2. Обязать Администрацию Чеховского муниципального района принять решение о предоставлении ЗАО "Энергомаш (Чехов) - ЧЗЭМ" в собственность земельный участок с кадастровым номером 50:31:0040106:22, почтовый адрес ориентира: Московская область, Чеховский район, г. Чехов, ул. Гагарина, д. 22а, площадь участка 1 124 кв. м, кадастровая стоимость 953 815 руб. 16 коп., путем выкупа земельного участка по цене 2.5% от кадастровой стоимости земельного участка.
3. Обязать Администрацию Чеховского муниципального района заключить с ЗАО "Энергомаш (Чехов) - ЧЗЭМ" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:31:0040106:22, почтовый адрес ориентира: Московская область, Чеховский район, г. Чехов, ул. Гагарина, д. 22а, площадь участка 1 124 кв. м, кадастровая стоимость 953 815 руб. 16 коп., путем выкупа земельного участка по цене 2.5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 22 октября 2012 года требования ЗАО "Энергомаш (Чехов) - ЧЗЭМ" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обжаловало его в апелляционном порядке.
В качестве оснований для отмены решения суда первой инстанции заявитель апелляционной жалобы указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, а также недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными.
Заявитель представил в материалы дела отзыв, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Заявитель направил в заседание своего представителя, который поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Администрация своего представителя в судебное заседание не направила.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей,.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителя заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Энергомаш (Чехов)-ЧЗЭМ" является собственником объекта недвижимости: нежилое здание, назначение по БТИ-бассейн, общая площадь 1 781, 20 кв. м, инв. N 2 410, лит. А, адрес объекта: Московская область, г. Чехов, ул. Гагарина, бассейн "Буревестник", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.06.2010 г. 50 АА N 082372 (л.д. 22).
Данный объект недвижимости был отчужден из государственной собственности на основании плана приватизации Чеховского завода энергетического машиностроения, утвержденного Комитетом по управлению имуществом Московской области 07.10.1992 г. в собственность ОАО "Чеховский завод энергетического машиностроения" (свидетельство о государственной регистрации права от 10.07.2002 г. 50 АГ N 980561, л.д. 25). Впоследствии приобретен обществом в собственность.
Принадлежащий ЗАО "Энергомаш (Чехов)-ЧЗЭМ" объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:13:0040106:22, почтовый адрес ориентира: Московская область, Чеховский район, г. Чехов, ул. Гагарина, д. 22а, площадь 1 124 кв. м, кадастровая стоимость 953 815, 16 руб., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование под бассейн (кадастровый паспорт от 20.07.2011 г. N МО-11/ЗВ/1-357793 (л.д. 31 - 33)).
Согласно Уведомлению об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 01.10.2012 г. N 31/033/2012-212 правообладатель земельного участка с кадастровым номером 50:31:0040106:22 отсутствует.
В соответствии с постановлениями Администрации Чеховского муниципального района Московской области от 28.09.2011 г. N 0946/12-2, от 06.04.2012 г. N 411/21-1 (л.д. 29 - 30) вышеназванный земельный участок был предоставлен заявителю в аренду сроком на 5 лет.
Также на основании данных постановлений 08.11.2011 г. между Администрацией Чеховского муниципального района Московской области и ЗАО "Энергомаш (Чехов)-ЧЗЭМ" был заключен договор аренды земельного участка N 1898.
02.05.2012 г. ЗАО "Энергомаш (Чехов)-ЧЗЭМ" обратилось в Администрацию с заявлением (исх. N 0493, л.д. 27 - 28) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:13:0040106:22, почтовый адрес ориентира: Московская область, Чеховский район, г. Чехов, ул. Гагарина, д. 22а, площадь 1 124 кв. м, кадастровая стоимость 953 815, 16 руб., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование под бассейн в собственность.
Ответа на данное заявление обществом получено не было.
Считая бездействие Администрации по предоставлению испрашиваемого земельного участка в собственность незаконной и нарушающий его права, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Суд первой инстанции удовлетворяя заявленные требования руководствовался следующим.
Арбитражный суд считает заявленные требования, с учетом принятых судом уточнений, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 АПК РФ одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.
Статья 4 АПК РФ предусматривает, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1. ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления на основании заявления собственника здания, строения, сооружения в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, для реализации права на приобретение в собственность земельного участка заявитель должен подтвердить только право собственности на объекты недвижимости.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (п. 2 ст. 8, ст. 219 ГК РФ).
Согласно ст. ст. 2, 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что вещные права на недвижимость подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из представленного в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права от 10.06.2010 г. 50 АА N 082372 (л.д. 22) следует, что на земельном участке с кадастровым номером 50:13:0040106:22, почтовый адрес ориентира: Московская область, Чеховский район, г. Чехов, ул. Гагарина, д. 22а, площадь 1 124 кв. м расположен объект недвижимости, принадлежащий ЗАО "Энергомаш (Чехов)-ЧЗЭМ" на праве собственности.
В силу п. 3 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник задания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления от 24.03.2005 г. N 11 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 01.10.2012 г. N 31/033/2012-212 государственная собственность в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:31:0040106:22 не разграничена.
Согласно со ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Соответственно ЗАО "Энергомаш (Чехов)-ЧЗЭМ" правомерно обратилось в Администрацию Чеховского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ, перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (Приказ Минэкономразвития России от 30.10.2007 г. N 370). Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Порядок определения цены (стоимости) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной стоимости на территории Московской области, регулируется ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса РФ" и ст. 12 Закона Московской области от 07.06.1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", согласно которым до 01 июля 2012 года коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения - в размере, равном двум с половиной процентам кадастровой стоимости земельного участка (пп. 1 п. 3 ст. 12 Закона Московской области от 07.06.1996 г. N 23/96-ОЗ).
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Поскольку Администрацией не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности приватизации испрашиваемого земельного участка, заявленные требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов местного самоуправления, не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными.
Довод Администрации о том, что заявителем не представлено доказательств того, что ему необходим земельный участок именно такой площади для эксплуатации принадлежащего ЗАО "Энергомаш (Чехов)-ЧЗЭМ объекта отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
Исходя из части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, имеют исключительное по своему выбору право на аренду или приобретение в собственность земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости. Как предусмотрено частью 7 статьи 36 Кодекса, границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно части 4 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельный участок отчуждается в границах, определяемых на основании плана земельного участка, предоставляемого покупателем и удостоверенного органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра. При этом договор аренды не препятствует выкупу земельного участка.
Площадь испрашиваемого земельного участка установлена в постановлении Администрации от 28.09.2011 N 0946/12-2 (л.д. 29 - 30), кадастровом паспорте от 20.07.2011 N МО-11/ЗВ/1-357793 в размере 1124 кв. м.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 10.06.2010 (л.д. 22) площадь здания на участке составляет 1781, 20 кв. м.
В материалах дела имеется кадастровый паспорт с прилагаемым планом земельного участка (л.д. 32), из которого усматривается, что здание находящееся на спорном земельном участке по конфигурации точно вписывается в размер испрашиваемого земельного участка.
Апелляционный суд полагает, что для эксплуатации находящегося на спорном земельном участке объекта недвижимости необходим земельный участок испрашиваемой площади (1124 кв. м). Данный вывод суда подтверждается планом земельного участка (л.д. 32).
Также в своей апелляционной жалобе Администрация указывает, что суд первой инстанции неправомерно взыскал с заинтересованного лица государственную пошлину, ввиду того, что Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины.
Апелляционный суд считает данный довод необоснованным ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Ссылка Администрации на пункт 3 статьи 110 не принимается апелляционным судом, так как данная норма относится к случаям, когда истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 22 октября 2012 года по делу N А41-29448/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Чеховского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)