Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Р.М. Миннегалиева
02 июля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Л.И. Сибгатуллиной, судей Ф.В. Хабировой, Р.Р. Хасаншина,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Хасаншина гражданское дело по апелляционной жалобе З.В.Н. на решение Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 03 мая 2012 года, которым постановлено:
иск З.В.Н. к ИК МО города Казани, Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани о признании умершей владевшей на праве собственности земельным участком, оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения З.В.Н. и его представителя Г., судебная коллегия
установила:
З.В.Н. обратился в суд с иском к ИК МО города Казани, Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани о признании права собственности на земельный участок площадью, расположенный по адресу:. В обоснование иска указал, что на основании решения Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района супруге истца З.В.М. в 1995 году был предоставлен земельный участок площадью на территории Салмачинского сельского Совета для строительства жилого дома и выращивания сельскохозяйственной продукции. Земельному участку с кадастровым номером.... по. З.В.М. получила указанный участок как работник школы. На протяжении многих лет истец с супругой владели данным земельным участком, оплачивали расходы по его содержанию, посадили плодовые и ягодные кустарники, деревья, выращивали цветы и овощи. Однако в архиве сведений о выделении земельного участка З.В.М. не сохранилось, в связи с этим, истец не может оформить право собственности на земельный участок в установленном законом порядке.
Истец З.В.Н. и его представитель в ходе судебного заседания суда первой инстанции исковые требования уточнили, просили признать З.В.М., умершую, владевшей на праве собственности земельным участком, расположенным по адресу:.
Представитель ИКМО города Казани, МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО города Казани" с иском не согласилась.
Представители третьих лиц - КЗИО ИКМО города Казани, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Татарстан", Управления Росреестра по Республике Татарстан в суд первой инстанции не явились.
Суд вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе З.В.Н. просит об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права. При этом указывает, что право собственности З.В.М. на спорный земельный участок подтверждается представленными суду доказательствами, которые не приняты во внимание судом первой инстанции, в частности, решение о выделении земельного участка, квитанции об оплате налоговых и иных платежей, кадастровая выписка, распоряжение от..... Кроме того, решение о выделении земельного участка является правоустанавливающим документом на земельный участок, принадлежащий умершей. Суд также не принял во внимание показания свидетеля М., которая подтвердила факт пользования земельным участком З.В.М., и пояснила, что получила свой земельный участок в собственность по аналогичным документам, представленным истцом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции З.В.Н. и его представитель Г. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
- 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
- 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
- 3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
- 4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно п. п. 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части трех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
В соответствии со статьей 30 ранее действовавшего Земельного кодекса РСФСР, утвержденного 25 апреля 1991 года, граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение.
По поручению Совета народных депутатов местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам в двухнедельный срок готовит необходимые материалы и представляет их на утверждение Совета народных депутатов.
Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия.
При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.
При покупке всего земельного участка или его части в собственность решение Совета народных депутатов является основанием для заключения договора в нотариальном порядке. Заключенный договор и документы об оплате стоимости земельного участка служат основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документа, удостоверяющего право собственности на землю. Форма договора утверждается Советом Министров РСФСР.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РСФСР право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов.
Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.
Право аренды и временного пользования земельными участками удостоверяется договорами, формы которых утверждаются Советом Министров РСФСР, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - в соответствии с законодательством этих республик.
К договору прилагается план земель, предоставленных во временное пользование, аренду.
Согласно статье 23 ранее действовавшего Земельного кодекса Республики Татарстан от 9 апреля 1991 года N 836-XII, право владения и право постоянного пользования землей удостоверяется государственным актом на право пользования и владения землей, который выдается и регистрируется исполкомами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.
В государственных актах на право владения и на право пользования землей указываются землевладелец или землепользователь, размеры и границы земельного участка, его кадастровая оценка и особые условия использования данного участка.
Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривается, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Наряду с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним также выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-03 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", но до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Указанный перечень является исчерпывающим и в нем не содержится документа с наименованием решения Совета местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года предусматривалось, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 была утверждена форма государственного акта на право собственности на землю, право пожизненного наследуемого владения землей, бессрочного (постоянного) пользования. Акт обязательно включал чертеж границ предоставленных земель и их количественную характеристику.
Указом Президента Российской Федерации "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 года N 1767 была установлена ускоренная процедура оформления права собственности на участок, в том числе при выделе земельной доли в натуре. Допускалось принятие решения органа местной администрации о предоставлении, продаже земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка без составления плана участка (п. 9). Однако при отсутствии чертежа границ земельного участка соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок после государственной регистрации права собственности на землю должен был произвести установление и оформление границ земельного участка и выдать собственнику копию чертежа границ участка.
Указом Президента Российской Федерации "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 года N 1767 была утверждена форма свидетельства на право собственности на землю - документа, удостоверяющего с момента регистрации в поземельной книге право собственности на земельный участок и земельную долю при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды и пр. При дальнейшем оформлении сделок, иных действий в отношении участка наименование сторон и описание участка должны были строго соответствовать данным, указанным в свидетельстве.
Из материалов дела следует, что З.В.Н. являлся супругом З.В.М., умершей. Истцом в обоснование заявленных требований суду первой инстанции представлено решение Салмачинского сельского Совета народных депутатов Пестречинского района Республики Татарстан о предоставлении З.В.М. земельного участка площадью для строительства и выращивания сельскохозяйственной продукции на территории Салмачинского сельского Совета. По мнению истца, земельный участок на основании данного решения З.В.М. предоставлен в 1995 году.
Как следует из ответа руководителя ИКМО Пестречинского района от, в архивном фонде Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района в протоколах заседаний Салмачинского сельского совета народных депутатов за 1994 - 1996 годы сведения о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального дома и выращивания сельскохозяйственной продукции З.В.М. отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований суд первой инстанции правильно исходил из того, что в силу действовавшего в период возникновения спорных правоотношений законодательства решение о предоставлении земельного участка являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документа, удостоверяющего право собственности на него, то есть государственного акта, с обязательным включением в такой акт чертежа границ земельного участка и его местоположения. При этом только государственный акт либо иной документ, удостоверяющий право на земельный участок, имеют юридическую силу наравне с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В связи с тем, что государственного акта на земельный участок истцом суду не представлено, а решение о выделении земельного участка его супруге З.В.М. правоустанавливающим документом не является и не содержит индивидуальных признаков и данных о расположении границ земельного участка на местности, по которым можно идентифицировать объект недвижимости, выделить его из других объектов недвижимости не представляется возможным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Наличие на земельном участке гаража, не может являться основанием для признания права на земельный участок, данный объект не является капитальным строением.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с действующим законодательством правоспособность гражданина прекращается его смертью, а юридический факт владения умершим гражданином имуществом на праве собственности устанавливается только при невозможности получения им правоустанавливающего документа о принадлежности объекта, либо невозможности его восстановления в порядке особого производства. При наличии спора о праве, которое усматривается в данном случае, истец вправе обратиться в суд в защиту своих нарушенных прав, применяя способы защиты, предусмотренные статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При разрешении спора о праве закон не допускает признания права собственности за умершим, поскольку как указано выше, правоспособность гражданина прекращается его смертью.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом материального права являются несостоятельными в силу вышеизложенного.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание доказательства, представленные истцом, в частности, решение о выделении земельного участка, квитанции об оплате налоговых и иных платежей, кадастровая выписка, распоряжение от...., являются несостоятельными, поскольку указанные документы не свидетельствуют о том, что земельный участок был предоставлен умершей на праве собственности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение о выделении земельного участка является правоустанавливающим документом несостоятельны, поскольку не отвечает требованиям, предъявляемым к официальным документам. Решение Салмачинского сельского Совета народных депутатов не содержит номера и даты его принятия, данных о земельном участке применительно к населенному пункту, в связи с чем не соответствует требованиям допустимости доказательств.
Доводы жалобы о том, что суд не принял во внимание показания свидетеля М., которая подтвердила факт пользования земельным участком З.В.М., и пояснила, что получила свой земельный участок в собственность по аналогичным документам, представленным истцом, не влияют на правильность принятого судом решения, поскольку не свидетельствуют о том, что спорный земельный участок был предоставлен умершей на праве собственности.
Юридически значимые обстоятельства по данному делу судом установлены правильно, обжалуемое судебное постановление вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права на основании представленных сторонами доказательств, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 03 мая 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу З.В.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 02.07.2012 ПО ДЕЛУ N 33-6590/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 июля 2012 г. по делу N 33-6590/2012
Судья Р.М. Миннегалиева
02 июля 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Л.И. Сибгатуллиной, судей Ф.В. Хабировой, Р.Р. Хасаншина,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Хасаншина гражданское дело по апелляционной жалобе З.В.Н. на решение Приволжского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 03 мая 2012 года, которым постановлено:
иск З.В.Н. к ИК МО города Казани, Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани о признании умершей владевшей на праве собственности земельным участком, оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения З.В.Н. и его представителя Г., судебная коллегия
установила:
З.В.Н. обратился в суд с иском к ИК МО города Казани, Администрации Вахитовского и Приволжского районов ИК МО города Казани о признании права собственности на земельный участок площадью, расположенный по адресу:. В обоснование иска указал, что на основании решения Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района супруге истца З.В.М. в 1995 году был предоставлен земельный участок площадью на территории Салмачинского сельского Совета для строительства жилого дома и выращивания сельскохозяйственной продукции. Земельному участку с кадастровым номером.... по. З.В.М. получила указанный участок как работник школы. На протяжении многих лет истец с супругой владели данным земельным участком, оплачивали расходы по его содержанию, посадили плодовые и ягодные кустарники, деревья, выращивали цветы и овощи. Однако в архиве сведений о выделении земельного участка З.В.М. не сохранилось, в связи с этим, истец не может оформить право собственности на земельный участок в установленном законом порядке.
Истец З.В.Н. и его представитель в ходе судебного заседания суда первой инстанции исковые требования уточнили, просили признать З.В.М., умершую, владевшей на праве собственности земельным участком, расположенным по адресу:.
Представитель ИКМО города Казани, МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО города Казани" с иском не согласилась.
Представители третьих лиц - КЗИО ИКМО города Казани, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Татарстан", Управления Росреестра по Республике Татарстан в суд первой инстанции не явились.
Суд вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе З.В.Н. просит об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права. При этом указывает, что право собственности З.В.М. на спорный земельный участок подтверждается представленными суду доказательствами, которые не приняты во внимание судом первой инстанции, в частности, решение о выделении земельного участка, квитанции об оплате налоговых и иных платежей, кадастровая выписка, распоряжение от..... Кроме того, решение о выделении земельного участка является правоустанавливающим документом на земельный участок, принадлежащий умершей. Суд также не принял во внимание показания свидетеля М., которая подтвердила факт пользования земельным участком З.В.М., и пояснила, что получила свой земельный участок в собственность по аналогичным документам, представленным истцом.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции З.В.Н. и его представитель Г. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
- 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
- 2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
- 3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
- 4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно п. п. 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к земельным отношениям, возникшим до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации применяется в части трех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
В соответствии со статьей 30 ранее действовавшего Земельного кодекса РСФСР, утвержденного 25 апреля 1991 года, граждане, заинтересованные в предоставлении им земельного участка в собственность или пожизненное наследуемое владение, подают заявление в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков. В заявлении должны быть указаны цель использования участка, предполагаемые размеры и его местоположение.
По поручению Совета народных депутатов местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам в двухнедельный срок готовит необходимые материалы и представляет их на утверждение Совета народных депутатов.
Принятое решение (либо выписка из него) о предоставлении земельного участка выдается гражданину в семидневный срок с момента его принятия.
При передаче всего земельного участка в собственность бесплатно решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право собственности на землю.
При покупке всего земельного участка или его части в собственность решение Совета народных депутатов является основанием для заключения договора в нотариальном порядке. Заключенный договор и документы об оплате стоимости земельного участка служат основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документа, удостоверяющего право собственности на землю. Форма договора утверждается Советом Министров РСФСР.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса РСФСР право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверяется государственным актом, который выдается и регистрируется соответствующим Советом народных депутатов.
Форма государственного акта утверждается Советом Министров РСФСР.
Право аренды и временного пользования земельными участками удостоверяется договорами, формы которых утверждаются Советом Министров РСФСР, а в республиках, входящих в состав РСФСР, - в соответствии с законодательством этих республик.
К договору прилагается план земель, предоставленных во временное пользование, аренду.
Согласно статье 23 ранее действовавшего Земельного кодекса Республики Татарстан от 9 апреля 1991 года N 836-XII, право владения и право постоянного пользования землей удостоверяется государственным актом на право пользования и владения землей, который выдается и регистрируется исполкомами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.
В государственных актах на право владения и на право пользования землей указываются землевладелец или землепользователь, размеры и границы земельного участка, его кадастровая оценка и особые условия использования данного участка.
Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривается, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Наряду с ними, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним также выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-03 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", но до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".
Указанный перечень является исчерпывающим и в нем не содержится документа с наименованием решения Совета местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 9 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года предусматривалось, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 была утверждена форма государственного акта на право собственности на землю, право пожизненного наследуемого владения землей, бессрочного (постоянного) пользования. Акт обязательно включал чертеж границ предоставленных земель и их количественную характеристику.
Указом Президента Российской Федерации "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 года N 1767 была установлена ускоренная процедура оформления права собственности на участок, в том числе при выделе земельной доли в натуре. Допускалось принятие решения органа местной администрации о предоставлении, продаже земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка без составления плана участка (п. 9). Однако при отсутствии чертежа границ земельного участка соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок после государственной регистрации права собственности на землю должен был произвести установление и оформление границ земельного участка и выдать собственнику копию чертежа границ участка.
Указом Президента Российской Федерации "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27 октября 1993 года N 1767 была утверждена форма свидетельства на право собственности на землю - документа, удостоверяющего с момента регистрации в поземельной книге право собственности на земельный участок и земельную долю при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды и пр. При дальнейшем оформлении сделок, иных действий в отношении участка наименование сторон и описание участка должны были строго соответствовать данным, указанным в свидетельстве.
Из материалов дела следует, что З.В.Н. являлся супругом З.В.М., умершей. Истцом в обоснование заявленных требований суду первой инстанции представлено решение Салмачинского сельского Совета народных депутатов Пестречинского района Республики Татарстан о предоставлении З.В.М. земельного участка площадью для строительства и выращивания сельскохозяйственной продукции на территории Салмачинского сельского Совета. По мнению истца, земельный участок на основании данного решения З.В.М. предоставлен в 1995 году.
Как следует из ответа руководителя ИКМО Пестречинского района от, в архивном фонде Салмачинского Совета местного самоуправления Пестречинского района в протоколах заседаний Салмачинского сельского совета народных депутатов за 1994 - 1996 годы сведения о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального дома и выращивания сельскохозяйственной продукции З.В.М. отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований суд первой инстанции правильно исходил из того, что в силу действовавшего в период возникновения спорных правоотношений законодательства решение о предоставлении земельного участка являлось основанием для отвода земельного участка в натуре и выдачи документа, удостоверяющего право собственности на него, то есть государственного акта, с обязательным включением в такой акт чертежа границ земельного участка и его местоположения. При этом только государственный акт либо иной документ, удостоверяющий право на земельный участок, имеют юридическую силу наравне с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В связи с тем, что государственного акта на земельный участок истцом суду не представлено, а решение о выделении земельного участка его супруге З.В.М. правоустанавливающим документом не является и не содержит индивидуальных признаков и данных о расположении границ земельного участка на местности, по которым можно идентифицировать объект недвижимости, выделить его из других объектов недвижимости не представляется возможным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Наличие на земельном участке гаража, не может являться основанием для признания права на земельный участок, данный объект не является капитальным строением.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с действующим законодательством правоспособность гражданина прекращается его смертью, а юридический факт владения умершим гражданином имуществом на праве собственности устанавливается только при невозможности получения им правоустанавливающего документа о принадлежности объекта, либо невозможности его восстановления в порядке особого производства. При наличии спора о праве, которое усматривается в данном случае, истец вправе обратиться в суд в защиту своих нарушенных прав, применяя способы защиты, предусмотренные статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При разрешении спора о праве закон не допускает признания права собственности за умершим, поскольку как указано выше, правоспособность гражданина прекращается его смертью.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом материального права являются несостоятельными в силу вышеизложенного.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание доказательства, представленные истцом, в частности, решение о выделении земельного участка, квитанции об оплате налоговых и иных платежей, кадастровая выписка, распоряжение от...., являются несостоятельными, поскольку указанные документы не свидетельствуют о том, что земельный участок был предоставлен умершей на праве собственности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что решение о выделении земельного участка является правоустанавливающим документом несостоятельны, поскольку не отвечает требованиям, предъявляемым к официальным документам. Решение Салмачинского сельского Совета народных депутатов не содержит номера и даты его принятия, данных о земельном участке применительно к населенному пункту, в связи с чем не соответствует требованиям допустимости доказательств.
Доводы жалобы о том, что суд не принял во внимание показания свидетеля М., которая подтвердила факт пользования земельным участком З.В.М., и пояснила, что получила свой земельный участок в собственность по аналогичным документам, представленным истцом, не влияют на правильность принятого судом решения, поскольку не свидетельствуют о том, что спорный земельный участок был предоставлен умершей на праве собственности.
Юридически значимые обстоятельства по данному делу судом установлены правильно, обжалуемое судебное постановление вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права на основании представленных сторонами доказательств, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан от 03 мая 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу З.В.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)