Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2013 ПО ДЕЛУ N А45-4344/2013

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2013 г. по делу N А45-4344/2013


резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2013 года
текст постановления изготовлен в полном объеме 28 августа 2013 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.
судей Марченко Н.В., Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой О.Ю. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: Филимонов М.Е. по доверенности N ОГ-5301 от 15.04.2013 года (сроком 1 год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 01 июля 2013 года по делу N А45-4344/2013 (судья Полякова В.А.)
по заявлению Главы крестьянского фермерского хозяйства Паханова Николая Андреевича, г. Новосибирск (ИНН 540807333208, ОГРН 307547305000141)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, г. Новосибирск
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,

установил:

Глава крестьянского фермерского хозяйства Паханов Николай Андреевич (далее по тексту - заявитель, Паханов Н.Ф.) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, Территориальное управление) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 18.12.2012 года N НК-21276/05, в предоставлении в аренду земельного участка площадью 100 га, кадастровый номер 54:07:047402:972 с местоположением: установлено относительно ориентира расположенного за пределами участка, ориентир здание клуба, участок находится примерно в 2,4 км от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: Новосибирская область, Искитимский район, деревня Койниха, улица Пушкина, дом 7, сроком на 49 лет для выращивания картофеля, овощей и сенажа; обязании Территориального управления устранить допущенные нарушения прав Паханова Н.А. путем принятии в течение 14 дней с момента вступления решения в законную силу решения о предоставлении ему указанного земельного участка в аренду за плату сроком на 49 лет для выращивания картофеля, овощей и сенажа с последующим заключением договора аренды в установленный пунктом 5 статьи 12 Федерального закона "О крестьянском фермерском хозяйстве" срок.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 01 июля 2013 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, Территориальное управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Пахановым Н.А. требований, поскольку оспариваемое письмо от 18.12.2012 года N НК-21276/05 носит разъяснительный характер, в связи с чем не может нарушать права и законные интересы заявителя; позиция заинтересованного лица основана на требованиях действующего законодательства в части необходимости регистрации вещных прав на объект недвижимости в целях дальнейшего совершения каких-либо сделок с ним.
Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.
Заявитель в отзыве на жалобу возражал против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Территориального управления не подлежащей удовлетворению, поскольку в данном случае арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Письменный отзыв Паханова Н.А. приобщен к материалам дела.
Глава крестьянского фермерского хозяйства Паханов Николай Андреевич, участвующий в деле, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заинтересованного лица, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что земельный участок, площадью 100 га, кадастровый номер 54:07:047402:972, расположен на территории Новосибирской области в Искитимском районе, в деревне Койниха.
19.11.2012 года Паханов Н.А. обратился в Территориальное управление с заявлением о предоставлении указанного выше земельного участка в аренду.
В ответ на обращение, Территориальное управление письмом от 18.12.2012 года N НК-21276/05 сообщило, что после регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 54:07:047402:972 глава крестьянского фермерского хозяйства вправе обратиться в территориальное управление с заявлением о предоставлении указанного земельного участка на праве аренды.
Полагая, что указанным выше письмом заинтересованное лицо отказало в предоставление земельного участка в аренду, Паханов Н.А. обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что глава фермерского крестьянского хозяйства обратился в Территориальное управление за предоставлением в аренду земельного участка с соблюдением требований статьи 12 Федерального закона о крестьянском хозяйстве, оспариваемый отказ заинтересованного лица не соответствует закону и нарушает права и законные интересы главы крестьянского хозяйства, заинтересованного в расширении и стабильной деятельности крестьянского хозяйства.
Апелляционная инстанция находит указанные выше выводы арбитражного суда правомерными по следующим обстоятельствам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства, осуществления его деятельности, расширения, урегулирован статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Федеральный закон о крестьянском хозяйстве).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона о крестьянском хозяйстве, граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с указанием цели использования земельных участков, испрашиваемого права на предоставляемый земельный участок (в собственность или в аренду), срока аренды, обоснования размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), предполагаемого местоположения земельных участков.
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона о крестьянском хозяйстве закреплено, что орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в пункте 1 названной статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В силу пункта 4 статьи 12 Федерального закона о крестьянском хозяйстве исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Таким образом, законодатель предоставил крестьянскому фермерскому хозяйству право на получение земельного участка, предназначенного непосредственно для осуществления сельскохозяйственной деятельности и его расширения, на правах аренды или в собственность в соответствии с порядком, установленным в специальном законе.
При этом, как правомерно отмечено арбитражным судом, нормы Федерального закона "О крестьянском фермерском хозяйстве", предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским фермерским хозяйствам, являются специальными по отношению к положениям Земельного кодекса РФ и положениям Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Следовательно, глава крестьянского фермерского хозяйства имеет право на предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, поскольку такой порядок этим законом не предусмотрен.
Данное обстоятельство заявителем апелляционной жалобы по существу не оспаривается.
Арбитражным судом установлено, что заявление главы крестьянского хозяйства оформлено с соблюдением требований статьи 12 Федерального закона о крестьянском хозяйстве.
При этом, материалами дела подтверждается, что впервые Паханов Н.А. обратился в Территориальное управление с заявлением о выделении земельного участка для ведения крестьянского фермерского хозяйства 30.10.2006 года.
Более того, за период с 2006 года и по настоящее время заявителем за счет крестьянского фермерского хозяйства произведены землеустроительные работы по формированию испрашиваемого земельного участка. Он неоднократно обращался от имени Территориального управления (действуя на основании соответствующей доверенности) во все необходимые инстанции, в различные государственные органы для оформления документов на указанный земельный участок.
Однако, каждый раз, когда им предоставлялся необходимый пакет документов для заключения договора аренды на испрашиваемый земельный участок, Территориальное управление отказывало ему в заключении договора аренды по различным причинам.
Так, на обращение заявителя от 30.10.2006 года Территориальным управлением дан ответ от 09.11.2006 года N ВД-11709/10 о том, что рассмотрение поставленного вопроса будет возможно только после регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок.
29.11.2006 года глава крестьянского фермерского хозяйства вновь обратился в Территориальное управление с заявлением о выделении и размежевании земельного участка с кадастровым номером 54:07:047402:002 для ведения крестьянского фермерского хозяйства.
На указанное обращение Территориальным управлением дан ответ от 19.12.2006 года N ВД-13172/10, из которого следует, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах. При этом предметом торгов может быть только сформированный земельный участок с установленными границами.
14.02.2007 года глава крестьянского фермерского хозяйства вновь обратился в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, дополнительно указав, что согласно Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" торги проводятся только в случае если подано два и более заявлений о предоставлении земельных участков в аренду.
Письмом от 20.02.2007 года N ВД-1574/10 Территориальное управление предложило главе крестьянского фермерского хозяйства провести землеустроительные работы по межеванию земельного участка с кадастровым номером 54:07:047402:0002.
Дополнительно письмом от 21.03.2007 года N ТОЗ-2454/10 заинтересованное лицо сообщило главе крестьянского фермерского хозяйства о том, что интересующий его земельный участок может быть предоставлен в аренду.
Письмом от 17.04.2007 года глава крестьянского фермерского хозяйства обратился в Территориальное управление с просьбой выдать доверенность для обращения в кадастровую палату для постановки на кадастровый учет земельного участка.
Письмом от 13.03.2008 года N ВД-1762/05 Территориальное управление предложило главе крестьянского фермерского хозяйства повторно обратиться в Управление Роснедвижимости по Новосибирской области с заявлением о постановке на кадастровый учет земельных участков.
В итоге интересующий главу крестьянского фермерского хозяйства земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет (письмо Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимого имущества по Новосибирской области от 08.04.2008 года N 623/3; выписка из реестра федерального имущества от 11.02.2009 года N ВД-2141/04).
05.07.2011 года глава крестьянского фермерского хозяйства вновь обратился в Территориальное управление с заявлением о предоставлении в аренду для ведения сельского хозяйства земельного участка с кадастровым номером 54:07:047402:0972.
На указанное обращение заинтересованное лицо сообщило главе крестьянского фермерского хозяйства (письмо от 29.07.2011 года N ВД-10766/05) о том, что вопрос о предоставлении земельного участка будет рассмотрен после регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 54:07:047402:1072.
24.11.2011 года глава крестьянского фермерского хозяйства вновь обратился в Территориальное управление с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. При этом подробно описал происходившие, начиная с 2007 года, события, и указал нормы права, регулирующие правоотношения по предоставлению в аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения крестьянского фермерского хозяйства.
Письмом от 24.11.2011 года глава крестьянского фермерского хозяйства дополнительно сообщил, что согласно поручению Территориального управления (доверенность от 01.11.2011 года N АЧ-16019) им получено и передано в территориальное управление свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 54:07:047402:1072.
Письмом от 07.12.2011 года N ВД-18296/05 Территориальное управление сообщило главе крестьянского фермерского хозяйства о том, какие документы необходимы для дальнейшего принятия решения об образовании земельного участка путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 54:07:047402:1072.
Письмом от 31.05.2012 года глава крестьянского фермерского хозяйства обратился в Территориальное управление с просьбой о необходимости исправления кадастровой ошибки для регистрации права собственности Российской Федерации и заключения договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 54:07:047402:0972.
В ответ на указанное письмо заинтересованное лицо сообщило главе крестьянского фермерского хозяйства (письмо от 28.06.2012 года N НК-10322/05) о том, что о результатах проведенных кадастровых работ он будет оповещен дополнительно.
17.09.2012 года глава крестьянского фермерского хозяйства вновь обратился в Территориальное управление с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду и заключении соответствующего договора.
Письмом от 03.10.2012 года N НК-16298/05 Территориальное управление сообщило главе крестьянского фермерского хозяйства о том, что вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду будет рассматриваться территориальным управлением после регистрации права собственности на этот земельный участок.
Как было указано выше, 19.11.2012 года глава крестьянского фермерского хозяйства обратился в Территориальное управление с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
В ответ на это обращение заинтересованное лицо письмом от 18.12.2012 года N НК-21276/05 сообщило, что после регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 54:07:047402:972 глава крестьянского фермерского хозяйства вправе обратиться в территориальное управление с заявлением о предоставлении указанного земельного участка на праве аренды.
Проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель, испрашивая земельный участок начиная с 2006 года, выполнил все работы, связанные с формированием этого земельного участка, постановкой его на государственный кадастровый учет и государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на него, в связи с чем имеет исключительное право на получение в аренду указанного земельного участка.
Доказательств обратного заинтересованным лицом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ представлено не было.
Исходя из установленных обстоятельствах отказ Территориального управления в рассматриваемом случае правомерно признан арбитражным судом незаконным, не соответствующим статье 81 Земельного кодекса РФ, статье 12 Федерального закона о крестьянском хозяйстве.
Ссылка апеллянта на отсутствие на момент обращения заявителя в Территориальное управление с заявлением от 19.11.2012 года регистрации права собственности на спорный земельный участок Российской Федерации, апелляционная инстанция отклоняет как необоснованную, поскольку право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 54:07:047402:0002, из которого в дальнейшем выделен испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 54:07:047402:972, зарегистрировано в 2004 году, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 54-АБ 366145 от 16.04.2004 года.
При этом апеллянт не оспаривает факт того, что право собственности Российской Федерации на истребуемый земельный участок являлось на момент предоставления ответа Территориального управления заявителю ранее возникшим, признавалось юридически действительным и никем не оспаривалось.
Как было указано выше, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 54:07:047402:972 выделен и поставлен на государственный кадастровый учет в 2008 году.
Таким образом, Территориальное управление могло заключить договор аренды земельного участка еще в 2008 году.
Более того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок зарегистрировано 13.03.2013 года, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07 мая 2013 года за N 54-1-94/4003/2013-503.
На вопрос суда апелляционной инстанции представитель апеллянта пояснил, что никаких препятствий для заключения договора аренды с заявителем в настоящее время нет.
В свою очередь, суд первой инстанции правомерно отметил, что при указанных выше фактических обстоятельствах появление в 2012 году второй заявки в отношении спорного земельного участка не влияет на уже начатую процедуру реализации Пахановым Н.А. предоставленных ему Федеральным законом "О крестьянском фермерском хозяйстве" прав. Кроме того, второму лицу, в предоставлении земельного участка отказано, действия по оспариванию отказа в предоставлении земельного участка не оспорены.
Указанные выше выводы арбитражного суда заинтересованным лицом в апелляционной жалобе оспорены не были.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый отказ заинтересованного лица не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы заинтересованного лица о том, что все ответы и письма Территориального управления не содержат категорического отказа в предоставлении главе крестьянского фермерского хозяйства интересующего его земельного участка, являются необоснованными, поскольку допущенное заинтересованным лицом бездействие, выразившееся в непринятии на протяжении семи лет решения о предоставлении заявителю земельного участка и не оформлении договора аренды на него, свидетельствует о фактическом отказе в совершении предусмотренных Федеральным законом "О крестьянском фермерском хозяйстве" действий.
Административные процедуры, такие как необходимость оформления права собственности Российской Федерации на земельный участок, необходимость в получении согласования от Федерального агентства по управлению государственным имуществом, не могут быть препятствием к реализации предоставленных гражданам Федеральным законом "О крестьянском фермерском хозяйстве" прав, тем более, на протяжении стольких лет.
При этом в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О крестьянском фермерском хозяйстве" федеральные органы государственной власти обязаны оказывать содействие при создании фермерских хозяйств и осуществлении ими своей деятельности, а также по оказанию поддержки фермерским хозяйствам. Иного апеллянтом не доказано.
Более того, полагая, что письмом от 18.12.2012 года Территориальное управление вновь разъяснило заявителю порядок оформления испрашиваемого земельного участка в аренду, представитель апеллянта, как было указано выше, указав на отсутствие препятствий для заключения договора аренды, сослался на необходимость обращения Паханова Н.А. к заинтересованному лицу с новым заявлением о заключении договора аренды земельного участка, тем самым, по мнению апелляционной инстанции, подтвердив факт того, что 18.12.2012 года заявителю было отказано в заключении договора аренды земельного участка.
Фактически доводы апелляционной жалобы заинтересованного лица основаны на неправильном толковании норм материального права и не опровергают выводов суда первой инстанции в обжалуемой части, в связи с чем, подлежат отклонению.
Выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 01 июля 2013 года по делу N А45-4344/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН

Судьи
Н.В.МАРЧЕНКО
О.А.СКАЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)