Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 09.07.2013 ПО ДЕЛУ N А57-18396/2012

Разделы:
Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2013 г. по делу N А57-18396/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Хайруллиной Ф.В., Муравьева С.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.02.2013 (судья Пузина Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Александрова Л.Б., Жевак И.И.)
по делу N А57-18396/2012
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского", г. Саратов, заинтересованные лица: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, филиал по Саратовской области, администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, г. Саратов, о признании незаконным решения, о взыскании расходов,

установил:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского" (далее - СГУ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Саратовской области (далее - Федеральная кадастровая палата) от 06.07.2012 N Ф64/001/2012-48273 о приостановлении осуществления кадастрового учета, в связи с пересечением границ земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:34, о кадастровом учете которого представлено заявление, с границами земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:49, о взыскании с Федеральной кадастровой палаты в пользу СГУ в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 руб. и 200 руб. в возмещение расходов, связанных с получением выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.02.2013, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013, СГУ отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, СГУ обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом, 21.09.1998 земельный участок с кадастровым номером 64:48:050360:49 площадью 13 137 кв. м поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 64:48:050360:49.
Постановлением мэра г. Саратова от 30.08.2000 N 520-316 СГУ предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 0,4148 га, занимаемый учебным корпусом N 1 по ул. Мичурина, 92.
22.12.2006 указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 64:48:050360:0034.
Земельный участок с кадастровым номером 64:48:050360:0034 находится в собственности Российской Федерации, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 08.10.2007 серии 64АБ N 729694.
08.06.2012 СГУ обратился в Федеральную кадастровую палату с заявлением о государственном учете изменений объекта недвижимости с приложением межевого плана от 06.06.2012.
06.07.2012 Федеральная кадастровая палата вынесла решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с тем, что выявлено пересечение границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление от 22.06.2012, с границами земельного участка 64:48:050360:49. В целях выявления возможных причин пересечения была проведена проверка на наличие технической ошибки в Государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) относительно местоположения земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен ранее (до 01.03.2008) путем проверки соответствия сведений о местоположении границ земельного участка, содержащихся в ГКН, сведениям в документах, на основании которых они внесены. В результате проверки выявлено, что техническая ошибка в ГКН отсутствует. Для устранения причин орган кадастрового учета рекомендовал обратиться к кадастровому инженеру для доработки межевого плана.
Посчитав решение Федеральной кадастровой палаты незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 данного Закона сведений об объекте недвижимости.
Так как государственным кадастровым учетом подтверждается существование объекта недвижимости как объекта гражданских прав, действия уполномоченного органа по осуществлению учета изменений уникальных характеристик данного объекта могут повлечь изменение содержания прав и обязанностей субъектов правоотношений.
В статьях 20 - 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ указан перечень лиц, имеющих право обращаться с заявлениями в органы, осуществляющие кадастровый учет, порядок представления заявителем документов для проведения кадастрового учета, перечень документов, необходимых для совершения действий по учету.
21.09.1998 земельный участок с кадастровым номером 64:48:050360:49 площадью 13 137 кв. м поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 64:48:050360:49.
22.12.2006 земельный участок площадью 4148 кв. м с кадастровым номером 64:48:050360:0034 поставлен на кадастровый учет.
Федеральная кадастровая палата в суд первой инстанции представила кадастровые дела по земельным участкам с кадастровым номером 64:48:050360:49, и кадастровым номером 64:48:050360:0034.
Суд первой инстанции установил, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:050360:0034 пересекает границы земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:49, границы земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:0034 выходят за границы земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:49.
Представитель органа кадастрового учета в суде первой инстанции пояснял, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:050360:49 состоит на кадастровом учете, является самостоятельным земельным участком. Заявитель пояснял, что орган кадастрового учета на основании имеющихся документов должен был самостоятельно снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 64:48:050360:49, в связи с чем не имелось оснований считать, что границы земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:49 пересекаются с границами земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:0034.
Предметом данного спора является решение Федеральной кадастровой палаты от 06.07.2012 N Ф64/001/2012-48273 о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с пересечением границ земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:34, о кадастровом учете которого представлено заявление, с границами земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:49.
На основании статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если такое приостановление допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается в том числе в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Согласно статье 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости представляются одно заявление о кадастровом учете всех образуемых объектов недвижимости и необходимые для их кадастрового учета документы. Постановка на учет всех таких образуемых объектов недвижимости осуществляется одновременно.
В случае образования объекта недвижимости в результате выдела доли в натуре из объекта недвижимости представляется только заявление о постановке на учет такого образуемого объекта недвижимости и необходимые для его кадастрового учета документы. Правило настоящей части распространяется на случаи образования земельных участков в результате раздела, при котором преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Учет изменений преобразуемого земельного участка или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки.
Материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:050360:0034 частично расположен за пределами земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:49, границы земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:0034 выходят за границы земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:49.
С учетом вышеизложенного суды предыдущих инстанций обоснованно посчитали, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:050360:49 не может являться преобразуемым объектом недвижимости, в связи с чем основания для снятия его с кадастрового учета отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании части 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев:
- 1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения;
- 2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства;
- 3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
- 4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьей 11.7 настоящего Кодекса;
- 5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
В соответствии со статьей 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Заявитель указывал, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:050360:34 был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:49, ссылаясь на письмо Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" от 26.04.2012.
Суды обеих инстанций правомерно посчитали ссылку заявителя на данное письмо необоснованной, указав, что данное письмо не является решением о разделе земельного участка. Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" указывал, что не обладает информацией об образованных земельных участках в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:49.
Доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:050360:49 разделен, учитывая, что границы земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:0034 выходят за границы земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:49, не представлено.
Органом кадастрового учета приостановлено осуществление кадастрового учета в связи с пересечением границ земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:34, о кадастровом учете которого представлено заявление, с границами земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:49.
Заявителем не представлено доказательств отсутствия пересечения границ.
Отсутствуют доказательства того, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:050360:49 является преобразуемым земельным участком.
Согласно части 3 и 4 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ орган кадастрового учета при принятии в соответствии с пунктом 1, 2 или 3 части 2 настоящей статьи решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого объекта недвижимости, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и тому подобным).
Решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 настоящей статьи.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что указанные требования органом кадастрового учета в оспариваемом решении о приостановлении осуществления кадастрового учета соблюдены.
Заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением.
Также суды предыдущих инстанций обоснованно посчитали, что решение не затрагивает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении заявления СГУ Федеральной кадастровой палатой установлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:34, о кадастровом учете которого представлено заявление, с границами земельного участка с кадастровым номером 64:48:050360:49, исходя из наличия у Федеральной кадастровой палаты оснований для приостановления государственного кадастрового учета, установленных нормами пункта 2 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ.
С учетом вышеизложенного суды предыдущих инстанций пришли к правомерному выводу, что Федеральной кадастровой палатой принято указанное решение в соответствии с действующим законодательством и в пределах предоставленных ему полномочий.
Кроме того, 08.10.2012 органом кадастрового учета вынесено решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Данные обстоятельства проверены судами обеих инстанций, что нашло отражение в обжалуемых судебных актах.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 04.02.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2013 по делу N А57-18396/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ

Судьи
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
С.Ю.МУРАВЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)