Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 21.03.2013 N Ф09-926/13 ПО ДЕЛУ N А07-9567/2012

Разделы:
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2013 г. N Ф09-926/13

Дело N А07-9567/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Столярова А.А.,
судей Купреенкова В.А., Беляевой Н.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.09.2012 по делу N А07-9567/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебном заседании участие не приняли.

Общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское хозяйство "Мечта" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к администрации с заявлением о признании незаконным отказа в принятии решения о представлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 02:46:100404:102, 02:46:100410:33; 02:46:000000:959, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский р-он, Гафуровский сельсовет, с. Гафурово, а также обязании устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления и направления проектов договоров земельных участков (требования изложены с учетом уточнения заявителем их предмета в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление по земельным ресурсам администрации (далее - Управление по земельным ресурсам).
Решением суда от 07.09.2012 (судья Бобылев М.П.) заявленные требования удовлетворены. Отказ администрации в предоставлении обществу в собственность за плату земельных участков с кадастровыми номерами 02:46:100404:102, 02:46:100410:33; 02:46:000000:959, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Туймазинский район, Гафуровский сельсовет, с. Гафурово, признан незаконным и не соответствующим нормам земельного законодательства. На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем направления в адрес общества проектов договоров купли-продажи названных земельных участков в течение 15 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 (судьи Соколова И.Ю., Пивоварова Л.В., Карпачева М.И.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение положений ст. 6, 8 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что судами не приняты во внимание доказательства, свидетельствующие о ненадлежащем использовании обществом спорных земельных участков, а также не учтены требования к перечню необходимых документов, которые должны быть приложены к заявлению о выкупе земельного участка, установленные Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 и Положением о порядке предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством на территории муниципального района Туймазинский район, утвержденным решением Совета муниципального района Туймазинский район от 15.07.2008 N 561. Заявитель также указывает на запрет предоставления в собственность земельные участки, занятые водными объектами. По мнению заявителя, водоем, который располагается в границах одного из спорных земельных участков, предназначен для использования неограниченным кругом лиц, в связи с чем передача его в частную собственность не допустима.
В отзыве на кассационную жалобу общество ссылается на законность и обоснованность выводов судов, просит судебные акты оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Как установлено судами, на основании постановлений администрации г. Туймазы и Туймазинского района от 17.04.2003 N 812 и от 13.12.2006 N 0214 между администрацией и обществом заключен договор от 29.03.2007 N 125-07-60зем аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения площадью 11,4 га, с кадастровым номером 02:46:100410:0082 в целях выращивания овощей открытого и закрытого грунта, на срок до 17.04.2028.
Передача земельного участка произведена по акту приема-передачи от 29.03.2007.
Из кадастрового паспорта земельного участка площадью 114 000 кв. м с кадастровым номером 02:46:000000:959 усматривается, что его предыдущим кадастровым номером является 02:46:100410:0082, в качестве вида разрешенного использования земельного участка сельскохозяйственного назначения указано выращивание овощей открытого и закрытого грунта.
Государственная регистрация договора аренды произведена 20.11.2006, о чем свидетельствует соответствующая отметка на договоре.
На основании постановления администрации муниципального образования Гафуровский сельсовет Туймазинского района от 27.07.2004 N 61 между Комитетом по управлению собственностью Туймазинского района и города Туймазы и обществом заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 07.09.2005 N 1493-К, по условиям которого обществу в аренду предоставлен земельный участок площадью 32,4 га с кадастровым номером 02:46:100410:0033 в целях выращивания овощей открытого и закрытого грунта, посева медоносных трав и развития пчеловодства, сроком действия до 27.07.2029.
Передача земельного участка произведена по акту приема-передачи.
Из кадастрового паспорта земельного участка площадью 324 000 кв. м с кадастровым номером 02:46:100410:33 (равнозначного номеру 02:46:100410:0033) усматривается, что разрешенным использованием земельного участка сельскохозяйственного назначения является выращивание овощей открытого и закрытого грунта, посева медоносных трав и развития пчеловодства.
Государственная регистрация договора аренды произведена 20.11.2006, о чем свидетельствует соответствующая отметка на договоре.
На основании постановления администрации города Туймазы и Туймазинского района от 22.11.2007 N 2094 между администрацией и обществом заключен договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения от 26.03.2008 N 119-08-60зем площадью 3,0046 га, сроком действия до 21.05.2022.
По условиям названного договора обществу предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:46:100410:0005 в целях создания зоны отдыха и разведения рыбы, в том числе 2,8046 га - зона отдыха, 0,2000 га - разведение рыбы.
Передача земельного участка произведена по акту приема-передачи.
Государственная регистрация договора аренды произведена 06.06.2008, о чем свидетельствует соответствующая отметка на договоре.
Из кадастрового паспорта земельного участка площадью 30046 кв. м с кадастровым номером 02:46:100404:102, следует, что его предыдущим кадастровым номером являлся 02:46:100410:0005, разрешенным использованием земельного участка сельскохозяйственного назначения является создание зоны отдыха и разведение рыбы.
Общество обратилось к главе администрации с письмами от 12.04.2012 N 20, N 21, N 22 с просьбой предоставить вышеназванные арендованные земельные участки сельскохозяйственного назначения в собственность на основании п. 4 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения). В числе приложений к заявлениям представлены учредительные документы общества и правоустанавливающие документы на используемые земельные участки.
Сообщением председателя комиссии по предоставлению земель сельскохозяйственного назначения муниципального района Туймазинский район от 12.05.2012 общество уведомлено о невозможности рассмотрения вопроса о предоставлении земельных участков в собственность по причине предоставления неполного пакета документов, а также расположения в пределах земельного участка площадью 3,0046 га водного объекта.
Общество, полагая, что администрацией в предоставлении земельных участков в собственность незаконно отказано, обратилось в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что у администрации отсутствовали законные основания отказа в предоставлении земельного участка в собственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказать соответствие обжалуемых ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону лежит на принявшим их государственном органе, органе местного самоуправления, ином органе, должностном лице.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1, 4 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, переданный в аренду гражданину или юридическому лицу, может быть приобретен арендатором в собственность по рыночной стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, а приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона Республики Башкортостан от 06.07.2006 N 335-З "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Башкортостан, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, гаражного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также занятых зданиями, строениями, сооружениями, осуществляется с 1 января 2006 года.
В силу п. 2 ст. 25 указанного Закона переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка. Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в Правительство Республики Башкортостан или орган местного самоуправления в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).
Суды, рассмотрев и оценив представленные доказательства, установили, что общество использует испрашиваемые земельные участки на основании договоров аренды, не оспоренных и не признанных недействительными, с 2007 года, то есть более трех лет. Доказательств ненадлежащего использования указанных земельных участков в материалы дела не представлено.
Доводы администрации о размещении на испрашиваемых земельных участках самовольных построек судами рассмотрены и отклонены как не подтвержденные соответствующими доказательствами. Акт обследования земельного участка от 04.09.2012 и фототаблица к нему в качестве доказательств данного факта судами не приняты, поскольку они не позволяют соотнести обследованный земельный участок с земельными участками общества. Хозяйственные постройки, теплицы, склады возведены обществом для целей выращивания овощей на закрытом и открытом грунте, то есть в соответствии с разрешенным использованием спорных земельных участков. Иного органом местного самоуправления не доказано.
Судами также отклонены ссылки администрации на отсутствие необходимых документов для рассмотрения вопроса о выкупе земельных участков. Суды признали их не доказанными (ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Рассмотрев доводы администрации о недопустимости предоставления в собственность земельного участка, занятого водным объектом, суды установили следующее.
Из кадастрового паспорта земельного участка площадью 30 046 кв. м с кадастровым номером 02:46:100404:102 следует, что его разрешенным использованием является создание зоны отдыха и разведение рыбы.
Сторонами не оспаривается, что водным объектом, предназначенным для создания зоны отдыха и разведения рыбы, является пруд - овраг, который заполняется водой в весенний период и пересыхает в период засухи.
Пунктом 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, водными объектами и прочие.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (ч. 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации пруд, обводненный карьер могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены.
В соответствии с п. 1 и абз. 2 п. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и названным Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности (подп. 3 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Суды, установив, что пруд, расположенный на спорном земельном участке, не выходит за его границы, названный земельный участок и расположенный в его границах пруд объектами общего пользования не являются, водоохранная зона и береговая полоса (полоса общего пользования) для него не устанавливаются, пришли к обоснованному выводу о наличии предусмотренной приведенными нормами возможности предоставления земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с прудом, который не является самостоятельным объектом, в собственность общества.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание, что обществом заявление о приобретении в собственность арендуемых земельных участков подано по истечении трех лет с момента заключения договоров аренды, при этом администрацией доказательств наличия оснований препятствующих выкупу земельных участков и принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность в установленный законно срок не представлено, суды обоснованно признали бездействие администрации незаконным и нарушающим права и законные интересы общества и правомерно удовлетворили заявленные обществом требования.
Ссылки администрации на ненадлежащее использование испрашиваемых земельных участков, непредставление обществом необходимых документов, подлежат отклонению как направленные на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств дела, что в полномочия суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.09.2012 по делу N А07-9567/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.

Председательствующий
А.А.СТОЛЯРОВ

Судьи
В.А.КУПРЕЕНКОВ
Н.Г.БЕЛЯЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)