Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Иванова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Задорневой Н.П.
Судей Тепловой Т.В., Шурловой Л.А.
с участием секретаря Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 сентября 2013 года в г. Ставрополе по докладу судьи Тепловой Т.В. гражданское дело
по апелляционной жалобе заинтересованного лица Администрации г. Ессентуки в лице полномочного представителя Б. на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 25 июня 2013 года
по заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным разрешения на строительство ... от 21.11.2012 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона,
установила:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным разрешения на строительство ... от 21.11.2012 года, выданным Н., на строительство объекта капитального строительства "Кафе" на земельном участке с кадастровым N ..., расположенном по адресу: г. Ессентуки, ..., ... от 21.11.2012 года, о возложении на администрацию г. Ессентуки обязанности в течение месяца после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения закона путем отмены разрешения на строительство объекта капитального строительства "Кафе" на указанном земельном участке выданного администрацией г. Ессентуки Н.
В обоснование заявления Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор указал, что администрацией г. Ессентуки Н. выдано разрешение на строительство "Кафе" на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: г. Ессентуки, ... в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы. В соответствии со ст. 16 ФЗ N 26-ФЗ от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты и их земли являются особо охраняемыми природными территориями. На курортах федерального значения Правительством РФ устанавливаются границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, в которых может быть выделено до трех зон. Постановлением Правительства РФ N 14 от 17.01.2006 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в СК, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах", г. Ессентуки признан курортом федерального значения. Согласно п. 1 постановления Правительства РФ N 14 от 17.01.2006 года "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в СК, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах", границы зон и режим округа горно-санитарной охраны курорта Ессентуки определены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в СК". Согласно информации филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, земельный участок, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ... входит во вторую зону горно-санитарной охраны города - курорта Ессентуки. На разрешение на строительство прокурором было принесен протест, однако разрешение администрацией отменено не было, сведения о выдаче разрешения поступили природоохранному прокурору 26.02.2013 года.
Обжалуемым решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 25 июня 2013 года заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным разрешения на строительство ... от 21.11.2012 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, удовлетворено.
Суд признал незаконным разрешение администрации г. Ессентуки от 21.11.2012 года ..., выданное Н. на строительство объекта капитального строительства - "Кафе" на земельном участке с кадастровым номером N ... по адресу: г. Ессентуки, ....
Суд обязал администрацию г. Ессентуки устранить допущенное нарушение закона путем отмены разрешения на строительство ... от 21.11.2012 года в течение месяца после вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация г. Ессентуки в лице полномочного представителя Б. просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме, мотивируя тем, что в практике землепользования и градостроительства на территории различных регионов РФ встречается множество случаев "формального" наложения территорий курортов федерального значения и территорий населенных пунктов, в связи с чем возникает необходимость в определении режима использования земель, которые якобы одновременно являются территориями особо охраняемых природных объектов и территориями населенных пунктов. Вышеуказанные правовые противоречия устраняются нормами установленными действующим земельным законодательством РФ, в случаях когда курорты федерального назначения располагаются в границах населенных пунктов происходит совмещение правового режима использования земель населенных пунктов. При этом земельные участки, входящие в состав курортов и одновременно в границах населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов, поскольку они отделены от других категорий земель границами населенного пункта. Следовательно, требования ФЗ N 75 о проведении государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов строительства, которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, не распространяются на объекты, строительство которых предполагаются осуществлять на землях населенных пунктов, независимо от того, распространяется ли на данный населенный пункт правовой режим особо охраняемой природной территории. Спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, порядок использования которой определяется в соответствии с зонированием их территорий, что подтверждено выпиской из кадастрового паспорта.
В возражении на апелляционную жалобу Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав прокурора Ледовскую Н.В., полагавшую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не нашла.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Вывод суда о том, что заявителем представлены доказательство обоснованности заявленных требований объективно подтверждается материалами дела.
Так, удовлетворяя заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, суд обоснованно исходил из требований ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Согласно п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ к заявлению о строительстве и реконструкции прилагается, в том числе, и положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.
В соответствии с требованиями ст. 49 Градостроительного кодекса РФ "Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий", проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и(или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
В соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
Лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
Курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно- профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в введении федеральных органов государственной власти.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 16 ФЗ N 26-ФЗ от 23.02.1995 г. природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно- оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах" курорт Ессентуки, расположенный в Ставропольском крае, признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 г. N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае". Утверждено Положение о курорте федерального значения Ессентуки.
Согласно п. 15 указанного Положения земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Ессентуки имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
Как следует из материалов дела согласно справе, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Ставропольскому краю земельный участок с кадастровым номером N ... входит в зону "Второй зоны округа санитарной охраны г. Ессентуки".
Именно на данный земельный участок выдано обжалуемое разрешение на строительство кафе.
При таких обстоятельствах, выдача разрешения на строительство объекта на земельном участке, отнесенном ко второй зоне санитарной охраны г. Ессентуки в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы ставит под угрозу нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду закрепленное в Конституции РФ и Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы свидетельствует о том, что оценка воздействия на окружающую среду со стороны компетентного органа не дана, что, в свою очередь, не позволяет отследить степень негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении строительства на земельном участке, расположенном во второй зоне санитарной охраны курорта Ессентуки, и может причинить вред окружающей среде.
Таким образом, судом вынесено решение на основании надлежащих, в том числе и письменных доказательств, исследованных судом в судебном заседании, которым дана обоснованная оценка, при правильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
Не могут служить основанием к отмене решения доводы апелляционной жалобы о том, что произошло "формальное" наложение территорий курортов федерального значения и территорий населенных пунктов, при этом земельные участки, входящие в состав курортов и одновременно в границах населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов, поскольку они отделены от других категорий земель границами населенного пункта.
Так как надлежащих и допустимых доказательств того, что спорный земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: г. Ессентуки, ..., относится к землям населенных пунктов, администрацией г. Ессентуки, в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 25 июня 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Ессентуки в лице полномочного представителя Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 10.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4883/2013
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 сентября 2013 г. по делу N 33-4883/2013
Судья Иванова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего Задорневой Н.П.
Судей Тепловой Т.В., Шурловой Л.А.
с участием секретаря Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 сентября 2013 года в г. Ставрополе по докладу судьи Тепловой Т.В. гражданское дело
по апелляционной жалобе заинтересованного лица Администрации г. Ессентуки в лице полномочного представителя Б. на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 25 июня 2013 года
по заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным разрешения на строительство ... от 21.11.2012 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона,
установила:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании незаконным разрешения на строительство ... от 21.11.2012 года, выданным Н., на строительство объекта капитального строительства "Кафе" на земельном участке с кадастровым N ..., расположенном по адресу: г. Ессентуки, ..., ... от 21.11.2012 года, о возложении на администрацию г. Ессентуки обязанности в течение месяца после вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения закона путем отмены разрешения на строительство объекта капитального строительства "Кафе" на указанном земельном участке выданного администрацией г. Ессентуки Н.
В обоснование заявления Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор указал, что администрацией г. Ессентуки Н. выдано разрешение на строительство "Кафе" на земельном участке с кадастровым номером ... по адресу: г. Ессентуки, ... в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы. В соответствии со ст. 16 ФЗ N 26-ФЗ от 23.02.1995 "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", курорты и их земли являются особо охраняемыми природными территориями. На курортах федерального значения Правительством РФ устанавливаются границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, в которых может быть выделено до трех зон. Постановлением Правительства РФ N 14 от 17.01.2006 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в СК, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах", г. Ессентуки признан курортом федерального значения. Согласно п. 1 постановления Правительства РФ N 14 от 17.01.2006 года "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в СК, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах", границы зон и режим округа горно-санитарной охраны курорта Ессентуки определены Постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в СК". Согласно информации филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата" Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, земельный участок, расположенный по адресу: г. Ессентуки, ... входит во вторую зону горно-санитарной охраны города - курорта Ессентуки. На разрешение на строительство прокурором было принесен протест, однако разрешение администрацией отменено не было, сведения о выдаче разрешения поступили природоохранному прокурору 26.02.2013 года.
Обжалуемым решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 25 июня 2013 года заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора о признании незаконным разрешения на строительство ... от 21.11.2012 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, удовлетворено.
Суд признал незаконным разрешение администрации г. Ессентуки от 21.11.2012 года ..., выданное Н. на строительство объекта капитального строительства - "Кафе" на земельном участке с кадастровым номером N ... по адресу: г. Ессентуки, ....
Суд обязал администрацию г. Ессентуки устранить допущенное нарушение закона путем отмены разрешения на строительство ... от 21.11.2012 года в течение месяца после вступления решения в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация г. Ессентуки в лице полномочного представителя Б. просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме, мотивируя тем, что в практике землепользования и градостроительства на территории различных регионов РФ встречается множество случаев "формального" наложения территорий курортов федерального значения и территорий населенных пунктов, в связи с чем возникает необходимость в определении режима использования земель, которые якобы одновременно являются территориями особо охраняемых природных объектов и территориями населенных пунктов. Вышеуказанные правовые противоречия устраняются нормами установленными действующим земельным законодательством РФ, в случаях когда курорты федерального назначения располагаются в границах населенных пунктов происходит совмещение правового режима использования земель населенных пунктов. При этом земельные участки, входящие в состав курортов и одновременно в границах населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов, поскольку они отделены от других категорий земель границами населенного пункта. Следовательно, требования ФЗ N 75 о проведении государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов строительства, которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, не распространяются на объекты, строительство которых предполагаются осуществлять на землях населенных пунктов, независимо от того, распространяется ли на данный населенный пункт правовой режим особо охраняемой природной территории. Спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, порядок использования которой определяется в соответствии с зонированием их территорий, что подтверждено выпиской из кадастрового паспорта.
В возражении на апелляционную жалобу Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав прокурора Ледовскую Н.В., полагавшую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия оснований для ее удовлетворения не нашла.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Вывод суда о том, что заявителем представлены доказательство обоснованности заявленных требований объективно подтверждается материалами дела.
Так, удовлетворяя заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, суд обоснованно исходил из требований ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
Согласно п. 4 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ к заявлению о строительстве и реконструкции прилагается, в том числе, и положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса.
В соответствии с требованиями ст. 49 Градостроительного кодекса РФ "Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий", проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и(или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
Экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
В соответствии с Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.
Лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
Курорт федерального значения - освоенная и используемая в лечебно- профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в введении федеральных органов государственной власти.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 16 ФЗ N 26-ФЗ от 23.02.1995 г. природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно- оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах" курорт Ессентуки, расположенный в Ставропольском крае, признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением Совета Министров РСФСР от 9 июля 1985 г. N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае". Утверждено Положение о курорте федерального значения Ессентуки.
Согласно п. 15 указанного Положения земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Ессентуки имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
Как следует из материалов дела согласно справе, выданной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Ставропольскому краю земельный участок с кадастровым номером N ... входит в зону "Второй зоны округа санитарной охраны г. Ессентуки".
Именно на данный земельный участок выдано обжалуемое разрешение на строительство кафе.
При таких обстоятельствах, выдача разрешения на строительство объекта на земельном участке, отнесенном ко второй зоне санитарной охраны г. Ессентуки в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы ставит под угрозу нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду закрепленное в Конституции РФ и Федеральном законе от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы свидетельствует о том, что оценка воздействия на окружающую среду со стороны компетентного органа не дана, что, в свою очередь, не позволяет отследить степень негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении строительства на земельном участке, расположенном во второй зоне санитарной охраны курорта Ессентуки, и может причинить вред окружающей среде.
Таким образом, судом вынесено решение на основании надлежащих, в том числе и письменных доказательств, исследованных судом в судебном заседании, которым дана обоснованная оценка, при правильном применении норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения.
Не могут служить основанием к отмене решения доводы апелляционной жалобы о том, что произошло "формальное" наложение территорий курортов федерального значения и территорий населенных пунктов, при этом земельные участки, входящие в состав курортов и одновременно в границах населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов, поскольку они отделены от других категорий земель границами населенного пункта.
Так как надлежащих и допустимых доказательств того, что спорный земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: г. Ессентуки, ..., относится к землям населенных пунктов, администрацией г. Ессентуки, в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 25 июня 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации г. Ессентуки в лице полномочного представителя Б. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)