Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.03.2013 ПО ДЕЛУ N А55-26826/2012

Разделы:
Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2013 г. по делу N А55-26826/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 марта 2013 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Желтышевым А.И.,
с участием:
от Садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества "ОРЛЕНОК" - представителя Заикина А.М. (паспорт <...>),
от Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области - представителя Дмитриенко Е.В. (доверенность от 09 января 2013 г. N 05),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества "ОРЛЕНОК"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2012 года по делу N А55-26826/2012 (судья Серебрякова О.И.),
по заявлению Садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества "ОРЛЕНОК" (ИНН 6313534989, ОГРН 1096313000629), Самарская область, п. Прибрежный,
к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Самарская область, г. Самара,
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество "ОРЛЕНОК" (далее - СНТ "ОРЛЕНОК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство, административный орган) от 30.08.2012 N 273/ДЛХ о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
СНТ "ОРЛЕНОК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, указывая на отсутствие в действиях товарищества состава вменяемого правонарушения, на неизвещение товарищества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и соответственно нарушение процедуры привлечения к ответственности, просит отменить решение суда от 19.12.2012, принять по делу новый судебный акт.
Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором Министерство просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного органа в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя без удовлетворения по основаниям, приведенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 20 июня 2012 года в интернет-приемную Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области поступило обращение гражданки Измалковой Ларисы Алексеевны о незаконном захвате леса, расположенного в районе п. Прибрежный.
В ходе обследования Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области было установлено, что данные участки относятся к землям лесного фонда Ново-Буянского лесничества Задельнинского участкового лесничества квартал 122 выдел 4 состав насаждения 6Б2Ос2С, выдел 12 состав насаждения 8С2Ос лесные культуры, выдел 15 состав насаждения 10С, выдел 17 состав насаждения 10С, выдел 18 поляна для отдыха, выдел 19 состав насаждения 10С, участки в натуре огорожены деревянным забором. Разрешения на право пользования лесным участком нет.
В ходе патрулирования территории лесного фонда 12 июля 2012 года в период времени с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут было установлено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество "ОРЛЕНОК" использует лесные участки, имеющие местоположение: Самарская область, Красноглинский район, Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество, квартал N 122, выдел 4, 12, 15 без разрешительных документов. На участке установлены деревянные столбы, к которым прибиты гвоздями доски, протяженность забора составляет 1 250 м, площадь, занятая забором составляет 0,0125 га.
Выявленное нарушение отражено в протоколе N 05/2012-14 об административном правонарушении от 16 июля 2012 года. Действия Садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества "ОРЛЕНОК" квалифицированы по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением N 273/ДЛХ руководителя управления государственного лесного контроля и пожарного надзора департамента лесного хозяйства министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Шекунова А.А. от 30 августа 2012 года Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество "ОРЛЕНОК" привлечено к административной ответственности по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, указывая на незаконность привлечения к административной ответственности, недоказанность факта совершения инкриминируемого нарушения, ссылаясь при этом на наличие договора N 12-67 на аренду земельного участка от 20 октября 1996 года, а также указывая на неизвещение надлежащим образом при составлении протокола N 05/2012-14 об административном правонарушении от 16 июля 2012 года, СНТ "Орленок" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Статья 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает такой повод для возбуждения дела об административном правонарушении как непосредственное обнаружение правонарушения должностным лицом.
Как следует из материалов дела, по результатам патрулирования был составлен отчет о патрулировании (л.д. 70). Для составления протокола об административном правонарушении руководитель Садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества "ОРЛЕНОК" был извещен уведомлением от 04 июля 2012 года (л.д. 66). Указанное уведомление получено заявителем 09 июля 2012 года, о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д. 67). Однако, на составление протокола об административном правонарушении заявитель не явился, о чем в протоколе от 16.07.2012 года сделана отметка, протокол составлен в присутствии понятых.
На основании пункта 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 настоящего Кодекса; вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном частью 1 или 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса. При этом, согласно пункту 5 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Согласно пункту 36 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора).
В соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление государственного лесного контроля и надзора, а также осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 года N 34 "О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области" осуществление указанных полномочий в Самарской области возложено на Министерство.
Представленный заявителем в материалы дела договор N 12-67 на аренду земельного участка от 20.10.1996 года, подписан между Ново-Буянским лесхозом и филиалом Акционерного общества открытого типа Винтайский Машиностроительный завод "Моторостроитель", является нотариально заверенной копией. Оригинал договора в материалах дела отсутствует и заявителем на обозрение суда не представлен.
На основании указанного договора аренды филиалу АООТ ВМЗ "Моторостроитель" переданы участки площадью 10 га в 122 квартале и площадью 17,6 в квартале 123 Задельненского лесничества Ново-Буянского лесхоза.
Решением исполнительного комитета Куйбышевского городского совета народных депутатов Куйбышевской области от 17.07.1986 года N 473 на Винтайский машиностроительный завод была возложена обязанность создать садоводческое товарищество.
В материалы дела документов о создании такого товарищества не представлено, как и документов об оформлении перехода прав и обязанностей по договору аренды N 12-67 от 20.10.1996 года на СНТ "ОРЛЕНОК".
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 16.07.2012 года N 527 Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество "ОРЛЕНОК" является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированным в 2009 году. Согласно Выписке из ЕГРЮЛ способ образования юридического лица указан как государственная регистрация юридического лица при создании. Таким образом, Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество "ОРЛЕНОК" не может являться товариществом, созданным на основании решения от 17.07.1986 года N 473. Довод заявителя о том, что СНТ "Орленок" является правопреемником СОТ "ОРЛЕНОК" документально не подтвержден. Устав СНТ "ОРЛЕНОК" не подтверждает данный довод заявителя.
Доказательств прохождения государственной регистрации договора N 12-67 в установленном законом порядке, переоформления прав и обязанностей по договору аренды N 12-67 от 20.10.1996 года с филиала АООТ "Машиностроитель" на СНТ "ОРЛЕНОК" заявителем также не представлено.
В статье 25 Лесного кодекса Российской Федерации указаны виды использования лесов. При этом, такой вид использования лесов как под размещение садоводческого товарищества Лесным кодексом Российской Федерации не предусмотрен.
Частью 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, лесным законодательством установлен прямой запрет на размещение садоводческого некоммерческого товарищества на землях лесного фонда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Для перехода права собственности на земельный участок, включенный в границы населенного пункта, необходимо волеизъявление собственника такого земельного участка, в отношении земель лесного фонда Российской Федерации. Аналогичная позиция указана в определении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.02.2012 N ВАС-13225/11 по делу N А67-4476/2010.
В письме Минэкономразвития Российской Федерации от 06.05.2009 года N Д23-1285 указано, что если земельный участок относится к лесному фонду, то представление его садоводческому некоммерческому товариществу без предварительного перевода в категорию земель населенных пунктов или сельскохозяйственного назначения невозможно.
Кроме того, возведение забора на лесном участке нарушает права граждан, установленные пунктом 1 статьи 11 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой указано, что граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и т.д. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах не допускается, кроме случаев, прямо предусмотренных статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях СНТ "Орленок" состава вменяемого правонарушения.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах компетенции Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и с соблюдением сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных пунктом 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание назначено в пределах санкции ст. 7.9 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности ответчиком не допущено. Довод апелляционной жалобы о неизвещении СНТ "Орленок" о месте и времени составления протокола об административном правонарушении подлежит отклонению как несостоятельный и опровергающийся материалами настоящего дела (л.д. 66, 67).
Оснований для признания оспариваемого постановления незаконным не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки в суде первой инстанции.
СНТ "Орленок" в апелляционной жалобе не опровергнуты выводы суда о доказанности административным органом наличия в действиях товарищества состава вменяемого правонарушения.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 декабря 2012 года по делу N А55-26826/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА

Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)