Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Набенюк А.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Ефимовой И.В., Мележик Л.М.,
при секретаре О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску Б. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о признании незаконным распоряжения, о понуждении к предоставлению земельного участка в собственность по апелляционной жалобе представителя Б. - Ш. на решение Волжского районного суда города Саратова от 24 января 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Б. - Ш., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
Б. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о признании незаконным распоряжения N -р от <дата>, о понуждении к предоставлению земельного участка в собственность.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является членом садоводческого некоммерческого товарищества "Василек" (далее по тексту - СНТ "Василек"), в ее пользовании находится земельный участок N площадью 563 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, целевым использованием земельного участка является ведение садоводства.
В 2011 году истец обратилась в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Распоряжением комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>" N -р от <дата> ей было отказано в предоставлении земельного участка, поскольку не представлены документы, подтверждающие право СНТ "Василек" либо иной организации, при которой до вступления в силу Федерального закона от <дата> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" было создано некоммерческое объединение, на земельный участок, составляющий территорию СНТ "Василек". Решением Волжского районного суда города Саратова от <дата> указанное распоряжение признано незаконным, за Б. признано право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка N для ведения садоводства.
После вступления решения суда в законную силу истец повторно обратилась в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Однако комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" распоряжением N -р от <дата> повторно отказал Б. в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись на несоответствие площади земельного участка СНТ "Василек" той площади, которая указана в решении суда от <дата>. Площадь земельного участка, предоставленного СНТ "Василек", должна составлять 0,3 га, а в проекте границ земельного участка СНТ значится площадь 3,5963 га. Кроме того, границы земельного участка, частью которого является земельный участок N, не определены в соответствии с земельным законодательством, действовавшим в период предоставления земельного участка СТ "Дорожник", правопреемником которого является СНТ "Василек". Земельный участок, составляющий территорию СНТ "Василек", самовольно застроен без проектной документации и расположен в зоне оползневых процессов и в зоне особо охраняемых объектов.
Истец полагает приведенные комитетом по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" основания для отказа в предоставлении земельного участка незаконными, поскольку ранее принятым решением суда за Б. признано право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка N, площадью 563 кв. м.
Истец просила суд признать незаконным распоряжение комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" N -р от <дата> "Об отказе в предоставлении в собственность Б., члену СНТ "Василек", земельного участка в <адрес> для ведения садоводства" и обязать комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>" предоставить ей в собственность спорный земельный участок для ведения садоводства.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 24 января 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Б. в лице представителя Ш. подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Автор жалобы полагает, что в решении суда не дана оценка обоснованности отказа администрации муниципального образования "Город Саратов" в предоставлении земельного участка. Выводы, содержащиеся в решении, противоречат вступившему в законную силу решению суда, имеющему преюдициальное значение. По мнению автора жалобы, ранее судом уже устанавливались обстоятельства отказа в предоставлении земельного участка в собственность и им дана юридическая оценка. Вывод суда о том, что значимые для дела обстоятельства не являлись предметом спора по ранее рассмотренному делу, ошибочен. Автор жалобы считает, что схема расположения земельного участка СНТ "Василек" фактически была утверждена комитетом по управлению имуществом Саратовской области при принятии решения о признании права собственности за первым из обратившихся членов СНТ "Василек".
В судебном заседании представитель Б. - Ш. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения спора, являются: соответствие ненормативного акта органа местного самоуправления закону и нарушение принятым ненормативным актом прав и охраняемых законом интересов истца.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - Закон) граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (ч. 1 ст. 18 Закона).
Согласно ст. 14 Закона (части 1 - 4) орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Статья 28 Закона (части 1, 4) предусматривает, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:
- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);
- сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, предоставление земельного участка в собственность членам СНТ закон связывает с наличием у некоммерческого объединения правоустанавливающих документов на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, а также с наличием у некоммерческого объединения проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения. При этом оформление земельного участка в собственность члена СНТ возможно только после утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов настоящего гражданского дела, а также гражданского дела N, истец с <дата> является членом СНТ "Василек", что подтверждается членской книжкой, в ее пользовании находится земельный участок N площадью 563 кв. м. Ранее (до создания СНТ "Василек") истец с 1996 года являлась членом садоводческого товарищества "Дорожник".
Распоряжением комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>" N -р от <дата> Б. отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка N общей площадью 563 кв. м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ "Василек", для ведения садоводства.
В распоряжении указано, что земельный участок, составляющий территорию СНТ "Василек", не может выступать объектом земельных правоотношений, поскольку границы земельного участка (частью которого является земельный участок N) не определены в соответствии с законодательством, действовавшим на период предоставления земельного участка СТ "Дорожник"; земельный участок застроен СНТ "Василек" самовольно, без утверждения проекта организации и застройки территории товарищества, расположен в зоне оползневых процессов и в зоне особо охраняемых объектов; площадь СНТ "Василек" в проекте границ земельного участка составляет 3,5963 га, в то время как в решении суда от <дата> определена площадь 0,3 га.
Согласно уставу СНТ "Василек" и протоколу N общего собрания членов СНТ "Василек" от <дата> СНТ "Василек" создано из садоводческого товарищества "Дорожник" и коллективных садоводов рабочих и служащих детской спортивной школы. Земельный участок, находящийся в пользовании СНТ, выделен в соответствии с решением исполнительного комитета Саратовского городского Совета депутатов трудящихся N от <дата> и решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов N от <дата>.
Решением исполнительного комитета Саратовского городского Совета депутатов трудящихся N от <дата> детской спортивной школе был отведен под коллективное садоводство рабочих и служащих земельный участок площадью 1,5 га из земель плодово-декоративного питомника в <адрес>, в деле имеется выкопировка из плана предоставленного земельного участка без указания координат (т. 1 л.д. 13 - 14).
В решении исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов N от <дата> указано, что ранее решением горисполкома N от <дата> организации почтовый ящик N выделен земельный участок под сады площадью 0,3 га в квартале 202 Саратовского лесхоза. С целью упорядочивания документации садоводческих товариществ исполкомом утвержден список садоводов в количестве 15 человек и садоводческой организации присвоено название "Дорожник". Имеется акт об отводе в натуре красных линий границ участка от <дата>, который составлен во исполнение решения горисполкома N от <дата>, а также план земельного участка.
В силу ст. 11.1. ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Действующее законодательство, а именно Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", предусматривает, что кадастровый учет земельных участков осуществляется на основании межевого плана, который представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и воспроизводящий определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (части 1, 7 - 9 ст. 38 приведенного Закона).
На момент образования СНТ "Василек" земельные участки, указанные в уставе СНТ как находящиеся в пользовании товарищества, не были поставлены на кадастровый учет, границы данных земельных участков не определены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
До настоящего времени земельный участок, занимаемый СНТ "Василек", не поставлен на кадастровый учет, органом местного самоуправления не утвержден в установленном порядке проект границ данного земельного участка. Кроме того, согласно представленному проекту границ земельного участка площадь участка, занимаемого СНТ "Василек", превышает ту площадь, которая указана в решениях органа, предоставившего в пользование земельные участки в 1966 и 1971 годах (СНТ заявлена площадь 3,5963 га). Из проекта границ земельного участка, занимаемого СНТ "Василек", видно, что 1,7950 га территории СНТ находится в оползневой зоне и 1,1263 га подлежат изъятию, поскольку составляют территорию лесопарка "Кумысная поляна".
Таким образом, стороной истца не было представлено доказательств того, что испрашиваемый Б. земельный участок находится в пределах границ отвода земельного участка садоводческому товариществу "Дорожник".
При данных обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для признания оспариваемого распоряжения органа местного самоуправления незаконным и об отказе в удовлетворении исковых требований является обоснованным, соответствующим исследованным в ходе судебного разбирательства доказательствам.
Ранее принятое Волжским районным судом город Саратова решение по гражданскому делу N не имеет преюдициального значения для рассматриваемого спора, поскольку предметом судебной оценки являлось другое распоряжение органа местного самоуправления, вынесенное по иным основаниям.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
решение Волжского районного суда города Саратова от 24 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3917
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июля 2013 г. по делу N 33-3917
Судья Набенюк А.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Ретунской Н.В.,
судей Ефимовой И.В., Мележик Л.М.,
при секретаре О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску Б. к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о признании незаконным распоряжения, о понуждении к предоставлению земельного участка в собственность по апелляционной жалобе представителя Б. - Ш. на решение Волжского районного суда города Саратова от 24 января 2013 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Б. - Ш., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Б. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", комитету по управлению имуществом города Саратова о признании незаконным распоряжения N -р от <дата>, о понуждении к предоставлению земельного участка в собственность.
В обоснование заявленных требований истец указала, что является членом садоводческого некоммерческого товарищества "Василек" (далее по тексту - СНТ "Василек"), в ее пользовании находится земельный участок N площадью 563 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, целевым использованием земельного участка является ведение садоводства.
В 2011 году истец обратилась в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Распоряжением комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>" N -р от <дата> ей было отказано в предоставлении земельного участка, поскольку не представлены документы, подтверждающие право СНТ "Василек" либо иной организации, при которой до вступления в силу Федерального закона от <дата> N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" было создано некоммерческое объединение, на земельный участок, составляющий территорию СНТ "Василек". Решением Волжского районного суда города Саратова от <дата> указанное распоряжение признано незаконным, за Б. признано право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка N для ведения садоводства.
После вступления решения суда в законную силу истец повторно обратилась в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Однако комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" распоряжением N -р от <дата> повторно отказал Б. в предоставлении испрашиваемого земельного участка, сославшись на несоответствие площади земельного участка СНТ "Василек" той площади, которая указана в решении суда от <дата>. Площадь земельного участка, предоставленного СНТ "Василек", должна составлять 0,3 га, а в проекте границ земельного участка СНТ значится площадь 3,5963 га. Кроме того, границы земельного участка, частью которого является земельный участок N, не определены в соответствии с земельным законодательством, действовавшим в период предоставления земельного участка СТ "Дорожник", правопреемником которого является СНТ "Василек". Земельный участок, составляющий территорию СНТ "Василек", самовольно застроен без проектной документации и расположен в зоне оползневых процессов и в зоне особо охраняемых объектов.
Истец полагает приведенные комитетом по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" основания для отказа в предоставлении земельного участка незаконными, поскольку ранее принятым решением суда за Б. признано право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка N, площадью 563 кв. м.
Истец просила суд признать незаконным распоряжение комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" N -р от <дата> "Об отказе в предоставлении в собственность Б., члену СНТ "Василек", земельного участка в <адрес> для ведения садоводства" и обязать комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>" предоставить ей в собственность спорный земельный участок для ведения садоводства.
Решением Волжского районного суда города Саратова от 24 января 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Б. в лице представителя Ш. подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Автор жалобы полагает, что в решении суда не дана оценка обоснованности отказа администрации муниципального образования "Город Саратов" в предоставлении земельного участка. Выводы, содержащиеся в решении, противоречат вступившему в законную силу решению суда, имеющему преюдициальное значение. По мнению автора жалобы, ранее судом уже устанавливались обстоятельства отказа в предоставлении земельного участка в собственность и им дана юридическая оценка. Вывод суда о том, что значимые для дела обстоятельства не являлись предметом спора по ранее рассмотренному делу, ошибочен. Автор жалобы считает, что схема расположения земельного участка СНТ "Василек" фактически была утверждена комитетом по управлению имуществом Саратовской области при принятии решения о признании права собственности за первым из обратившихся членов СНТ "Василек".
В судебном заседании представитель Б. - Ш. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения спора, являются: соответствие ненормативного акта органа местного самоуправления закону и нарушение принятым ненормативным актом прав и охраняемых законом интересов истца.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее по тексту - Закон) граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества (садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого партнерства) могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества (ч. 1 ст. 18 Закона).
Согласно ст. 14 Закона (части 1 - 4) орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Статья 28 Закона (части 1, 4) предусматривает, что предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:
- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;
- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином.
В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:
- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);
- сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Таким образом, предоставление земельного участка в собственность членам СНТ закон связывает с наличием у некоммерческого объединения правоустанавливающих документов на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, а также с наличием у некоммерческого объединения проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения. При этом оформление земельного участка в собственность члена СНТ возможно только после утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов настоящего гражданского дела, а также гражданского дела N, истец с <дата> является членом СНТ "Василек", что подтверждается членской книжкой, в ее пользовании находится земельный участок N площадью 563 кв. м. Ранее (до создания СНТ "Василек") истец с 1996 года являлась членом садоводческого товарищества "Дорожник".
Распоряжением комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "<адрес>" N -р от <дата> Б. отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка N общей площадью 563 кв. м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ "Василек", для ведения садоводства.
В распоряжении указано, что земельный участок, составляющий территорию СНТ "Василек", не может выступать объектом земельных правоотношений, поскольку границы земельного участка (частью которого является земельный участок N) не определены в соответствии с законодательством, действовавшим на период предоставления земельного участка СТ "Дорожник"; земельный участок застроен СНТ "Василек" самовольно, без утверждения проекта организации и застройки территории товарищества, расположен в зоне оползневых процессов и в зоне особо охраняемых объектов; площадь СНТ "Василек" в проекте границ земельного участка составляет 3,5963 га, в то время как в решении суда от <дата> определена площадь 0,3 га.
Согласно уставу СНТ "Василек" и протоколу N общего собрания членов СНТ "Василек" от <дата> СНТ "Василек" создано из садоводческого товарищества "Дорожник" и коллективных садоводов рабочих и служащих детской спортивной школы. Земельный участок, находящийся в пользовании СНТ, выделен в соответствии с решением исполнительного комитета Саратовского городского Совета депутатов трудящихся N от <дата> и решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов N от <дата>.
Решением исполнительного комитета Саратовского городского Совета депутатов трудящихся N от <дата> детской спортивной школе был отведен под коллективное садоводство рабочих и служащих земельный участок площадью 1,5 га из земель плодово-декоративного питомника в <адрес>, в деле имеется выкопировка из плана предоставленного земельного участка без указания координат (т. 1 л.д. 13 - 14).
В решении исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов N от <дата> указано, что ранее решением горисполкома N от <дата> организации почтовый ящик N выделен земельный участок под сады площадью 0,3 га в квартале 202 Саратовского лесхоза. С целью упорядочивания документации садоводческих товариществ исполкомом утвержден список садоводов в количестве 15 человек и садоводческой организации присвоено название "Дорожник". Имеется акт об отводе в натуре красных линий границ участка от <дата>, который составлен во исполнение решения горисполкома N от <дата>, а также план земельного участка.
В силу ст. 11.1. ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Действующее законодательство, а именно Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", предусматривает, что кадастровый учет земельных участков осуществляется на основании межевого плана, который представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и воспроизводящий определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (части 1, 7 - 9 ст. 38 приведенного Закона).
На момент образования СНТ "Василек" земельные участки, указанные в уставе СНТ как находящиеся в пользовании товарищества, не были поставлены на кадастровый учет, границы данных земельных участков не определены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
До настоящего времени земельный участок, занимаемый СНТ "Василек", не поставлен на кадастровый учет, органом местного самоуправления не утвержден в установленном порядке проект границ данного земельного участка. Кроме того, согласно представленному проекту границ земельного участка площадь участка, занимаемого СНТ "Василек", превышает ту площадь, которая указана в решениях органа, предоставившего в пользование земельные участки в 1966 и 1971 годах (СНТ заявлена площадь 3,5963 га). Из проекта границ земельного участка, занимаемого СНТ "Василек", видно, что 1,7950 га территории СНТ находится в оползневой зоне и 1,1263 га подлежат изъятию, поскольку составляют территорию лесопарка "Кумысная поляна".
Таким образом, стороной истца не было представлено доказательств того, что испрашиваемый Б. земельный участок находится в пределах границ отвода земельного участка садоводческому товариществу "Дорожник".
При данных обстоятельствах вывод суда об отсутствии оснований для признания оспариваемого распоряжения органа местного самоуправления незаконным и об отказе в удовлетворении исковых требований является обоснованным, соответствующим исследованным в ходе судебного разбирательства доказательствам.
Ранее принятое Волжским районным судом город Саратова решение по гражданскому делу N не имеет преюдициального значения для рассматриваемого спора, поскольку предметом судебной оценки являлось другое распоряжение органа местного самоуправления, вынесенное по иным основаниям.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда города Саратова от 24 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)