Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.09.2007 ПО ДЕЛУ N А68-133/07-28/5

Разделы:
Землепользование (аренда земли); Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2007 г. по делу N А68-133/07-28/5


Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2007 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Игнашиной Г.Д.
судей Тучковой О.Г., Стахановой В.Н.
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.
при ведении протокола судебного заседания судьей Игнашиной Г.Д.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Транзит"
на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.03.2007 г.
по делу N А68-133/07-28/5 (судья А.В. Драчен)
по заявлению ООО "Транзит"
к Администрации г. Тулы
3-е лицо: Прокуратура Тульской области
о признании недействительным постановления Главы Администрации г. Тулы от 18.04.2006 года N 607 в части отмены постановления главы г. Тулы от 01.11.2005 г. N 1989 "О предварительном согласовании ООО "Транзит" места размещения многоэтажного дома (вставки) по ул. Кауля в Центральном районе г. Тулы".
при участии в заседании:
от ООО "Транзит" - Тулин Д.В. по доверенности
от Администрации г. Тулы - не явился
от Прокуратуры Тульской области - Сударчикова Л.В. уд. N 139001

установил:

ООО "Транзит" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к Администрации г. Тулы (далее - Администрация) о признании недействительным постановления Главы Администрации г. Тулы от 18.04.2006 года N 607 в части отмены постановления главы г. Тулы от 01.11.2005 г. N 1989 "О предварительном согласовании ООО "Транзит" места размещения многоэтажного дома (вставки) по ул. Кауля в Центральном районе г. Тулы".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27 марта 2007 г. в удовлетворении требований отказано.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новый судебный акт.
Администрация и Прокуратура Тульской области возражали против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзывах.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения представителей, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, 06.04.2004 г. Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении земельных участков под строительство жилых домов, в том числе, по ул. Кауля между домами N 6 и N 14.
01.11.2005 г. Главой г. Тулы принято постановление N 1989 "О предварительном согласовании ООО "Транзит" места размещения многоэтажного дома (вставки) по ул. Кауля в Центральном районе г. Тулы".
По результатам проверки Прокуратурой Тульской области 27.03.2006 г. в Администрацию внесено представление N 7-3/37 "Об устранении нарушений земельного и градостроительного законодательства" с требованием об отмене незаконно изданных постановлений о предварительном согласовании места размещения многоэтажных жилых домов, в том числе постановления N 1989 от 01.11.2005 г.
По результатам рассмотрения представления, Администрацией принято постановление N 607 от 18.04.2006 г. "Об отмене некоторых постановлений Главы города Тулы о предварительном согласовании мест размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов", п. 1.6 которого было отменено постановление главы города Тулы N 1989 от 01.11.2005 г.
Не согласившись с названным пунктом постановления N 607 от 18.04.2006 г., Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его в указанной части недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю распоряжение землями осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, предоставлены ст. 11 Земельного кодекса РФ органам местного самоуправления
Согласно ст. ст. 30 - 32 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования места размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Федеральным законом от 29.12.2004 г. N 191 "О введении в действие Градостроительного Кодекса РФ" с 1 октября 2005 года введена статья 30.1 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Таким образом, с 01.10.2005 г. изменился порядок предоставления земельного участка для жилищного строительства.
Согласно п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации) до 30 декабря 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:
- соглашение заключено с таким лицом до 30 декабря 2004 года;
- соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
Документов, свидетельствующих о заключении соглашения между Обществом и Администрацией, суду не представлено.
Кроме того, в соответствии с указанной нормой до 1 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 1 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 1 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Постановление N 1989 принято 01.11.2005 г., то есть после 01.10.2005 года.
Таким образом, на момент принятия названного постановления в силу прямого указания ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" проведение аукциона было обязательно, вследствие чего Постановление N 1989 от 01.11.2005 г. принято с нарушением действующего законодательства и обоснованно признано недействительным постановлением главы Администрации г. Тулы N 607 от 18.04.2006 г. "Об отмене некоторых постановлений Главы города Тулы о предварительном согласовании мест размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что у главы Администрации г. Тулы отсутствовали полномочия на отмену постановления Главы города Тулы о предварительном согласовании мест размещения многоэтажных многоквартирных жилых домов, во внимание не принимается ввиду следующего.
В соответствии со ст. 12 Устава муниципального образования город Тула, действовавшей на момент принятия постановления Главы города Тулы от 01 ноября 2005 г. N 1989, местное самоуправление осуществлялось Главой муниципального образования город Тула, одновременно возглавляющим администрацию города (Глава города), а также органами самоуправления - Тульской городской Думой и исполнительно-распорядительным органом муниципального образования - администрацией города.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ и ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно ст. 21 Устава распоряжение объектами муниципальной собственности, в том числе и земельными участками, осуществляется администрацией города.
В силу указанной нормы, постановление N 1989 от 01.11.2005 г. принято главой г. Тулы в качестве руководителя администрации г. Тулы, то есть органа, наделенного, полномочиями по решению земельных вопросов.
Согласно п. 5 ст. 12 - 1 Устава статья 12 утратила силу 15 ноября 2005 года по истечении срока полномочий Тульской городской Думы 2-го созыва, депутатов и должностных лиц местного самоуправления.
В соответствии со ст. 12 - 1 Устава в редакции от 17.08.2005 г., с учетом п. 4 ст. 112 - 1 Устава, структуру органов местного самоуправления составляют:
1) представительный орган муниципального образования - Тульская городская Дума
2) высшее должностное лицо - Глава муниципального образования город Тула (Глава города Тулы), входит в состав Тульской городской Думы с правом решающего голоса и является ее Председателем.
3) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования город Тула) администрация города Тулы
4) контрольный орган муниципального образования - контрольная комиссия муниципального образования город Тула (контрольная комиссия Тулы).
Согласно ст. 48 - 1 Устава администрацией города руководит глава администрации города на принципах единоначалия. Главой администрации города является лицо, назначаемое на должность главы администрации города по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий Тульской городской Думы.
Администрация города (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется в соответствии с Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тульской области. Администрацией города руководит глава администрации города.
Постановлением Тульской городской Думы "О назначении на должность главы администрации муниципального образования город Тула" от 28.12.2005 года главой администрации г. Тулы назначен Уколов А.В.
Полномочия по решению земельных вопросов в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ и ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 21 Устава, так же возложены на администрацию г. Тулы.
Таким образом, постановление N 1989 от 01.11.2005 г. и отменившее его постановление Главы администрации г. Тулы от 18.04.2006 года N 607 изданы одним и тем же органом местного самоуправления, имеющим полномочия на решение земельных вопросов.
Учитывая изложенное, оспариваемое постановление принято главой администрации города Тулы, в рамках полномочий, предоставленных ему ст. 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ и ст. 79 - 7 Устава муниципального образования город Тула.
В отношении довода Общества о том, что оспариваемое постановление нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В силу ч. 1 ст. 198 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ признание ненормативного акта недействительным поставлено в зависимость от совокупности двух условий, а именно оспариваемый акт должен не соответствовать требованиям закона и нарушать права заявителя в экономической сфере.
Как указывалось выше, постановление в оспариваемой части полностью соответствует законодательству, следовательно, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тульской области от 27 марта 2007 г. по делу N А68-133/07-28/5 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.

Председательствующий
Г.Д.ИГНАШИНА

Судьи
В.Н.СТАХАНОВА
О.Г.ТУЧКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)