Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
- от индивидуального предпринимателя Ефремова Дениса Владимировича - извещен, не явился;
- от Администрации города Ульяновска - извещен, не явился;
- от Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Администрации города Ульяновска и Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 августа 2012 года по делу N А72-5901/2012 (судья Рогожин С.П.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Ефремова Дениса Владимировича, (ОГРНИП 310732731900013, ИНН 732711133360), г. Ульяновск,
к Администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
к Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа от 25.04.2012 N 01-12/949 и обязании ответчиков совершить действия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Ефремов Денис Владимирович (далее по тексту - ИП Ефремов Д.В.) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Администрации города Ульяновска и к Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в котором просил:
- - признать незаконным отказ от 25.04.2012 N 01-12/949 в предоставлении Ефремову Денису Владимировичу на праве аренды земельного участка, расположенного в г. Ульяновске, в Засвияжском районе, южнее дома N 79а по улице Промышленная;
- - обязать администрацию г. Ульяновска обеспечить публикацию информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, южнее дома N 79а по ул. Промышленная на праве аренды Ефремову Денису Владимировичу на предусмотренных условиях;
- - обязать администрацию г. Ульяновска утвердить и выдать Ефремову Денису Владимировичу схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, южнее дома N 79а по ул. Промышленная на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Администрация города Ульяновска и Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывают, что судом не было учтено, что в ответе от 13.11.2010 N 01-12/2757 Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска пояснялось, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, за красной линией, регулирующей застройку по ул. Промышленной.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителя.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ИП Ефремов Д.В. обратился в Администрацию г. Ульяновска с заявлением от 29.03.2012 о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 130,0 кв. метров, расположенного южнее дома N 79а по ул. Промышленной в Засвияжском районе г. Ульяновска для размещения торгового павильона в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 27). Ранее письмом от 10.05.2011 N 01-12/1049 вопрос о размещении торгового павильона по указанному адресу был согласован Комитетом архитектуры и градостроительства (л.д. 26).
По данному заявлению Комитетом архитектуры и градостроительства принято решение, оформленное письмом от 25.04.2012 N 01-12/949, об отказе в подготовке документации на испрашиваемый земельный участок по причине многочисленных жалоб на строительство объектов на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов.
При принятии решения об удовлетворении заявленных предпринимателем требований о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка в аренду и обязании устранить допущенные нарушения суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). В соответствии с указанной статьей органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 3 и пунктом 1.3 части 1 статьи 33 Устава города Пензы (принят решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 N 130-12/4) земля в пределах городской черты, находящаяся в ведении органов местного самоуправления, используется в порядке, установленном Пензенской городской Думой в соответствии с действующим законодательством; предоставление в соответствии с действующим законодательством и порядком, установленным городской Думой, муниципальных земельных участков и земельных участков, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляют органы местного самоуправления, во все виды пользования, их продажа, продажа права на заключение договора аренды земельного участка, резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд относится к компетенции Администрации города Пензы.
Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 (в редакции от 29.06.2011) "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске" утверждены Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске (далее - Правила N 90).
Статьей 15 указанных Правил предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Ульяновска, для целей, не связанных со строительством.
Частью 1 названной статьи предусмотрено, что земельные участки на территории города Ульяновска для целей, не связанных со строительством, предоставляются в собственность или аренду.
В силу ч. 3, 5, 7, 8 названной нормы граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются на имя Главы города Ульяновска с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на земельный участок. Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска осуществляет рассмотрение заявления. При отсутствии оснований для отказа в предварительном согласовании Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска в течение двух недель с момента поступления заявления обеспечивает публикацию информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно). В информационном сообщении также должны содержаться сведения о предполагаемых размерах земельного участка, адресные ориентиры земельного участка, вид разрешенного использования земельного участка, информация о праве граждан направлять предложения и замечания по вопросам предоставления земельного участка с указанием адреса и телефона отраслевого (функционального) органа мэрии города Ульяновска, в который направляются предложения и замечания, и срока для направления предложений и замечаний. В случае, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявления о предоставлении одного и того же земельного участка для целей, не связанных со строительством, такой земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения. В месячный срок со дня поступления заявления Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска обеспечивает разработку схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утверждение схемы постановлением мэрии города Ульяновска и выдачу (направление) утвержденной схемы заявителю. После утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Судом первой инстанции правильно учтено, что частью 6 ст. 15 Правил N 90 указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством:
- 1) испрашиваемый земельный участок был ранее предоставлен и используется иным лицом;
- 2) испрашиваемый вид разрешенного использования либо размер земельного участка не соответствуют градостроительным регламентам, установленным для территориальной зоны, в которой находится земельный участок, либо требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов Ульяновской области и муниципальных правовых актов, в случаях, когда градостроительные регламенты для испрашиваемого земельного участка не установлены либо на него не распространяются;
- 3) испрашиваемый вид разрешенного использования либо размер земельного участка не соответствуют техническим регламентам, санитарным, пожарным, экологическим, градостроительным и другим нормам и правилам;
- 4) земельный участок, испрашиваемый на праве собственности, относится к землям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц;
- 5) на испрашиваемом земельном участке находится здание, строение, сооружение, объект незавершенного строительства;
- 6) в отношении испрашиваемого земельного участка ранее поступило заявление о предоставлении его для целей, связанных со строительством;
- 7) предоставление земельного участка не соответствует строительным, санитарным, пожарным, экологическим и другим нормам и правилам, требованиям технических регламентов;
- 8) предоставление земельного участка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска, документации по планировке территории, градостроительным регламентам для зон охраны объектов культурного наследия и зон действия ограничений, предусмотренных статьей 19.1 настоящих Правил.
Судом обоснованно применены положения статьи 200 АПК РФ, согласно которым обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение названной нормы кодекса Администрацией г. Ульяновска не представлены доказательства наличия обстоятельств для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, указанных в Земельном кодексе РФ или в Правилах N 90.
В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 85 ЗК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
При этом в силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации для каждой из территориальных зон могут устанавливаться: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования.
Согласно положениям статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
- 1) основные виды разрешенного использования;
- 2) условно разрешенные виды использования;
- 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Испрашиваемый земельный участок площадью 130 кв. м, расположенный в районе ул. Промышленной, 79а в г. Ульяновске, входит в границы территориальной зоны Ц2 и Ж4. Статьей 21.1 и 21.2 Правил N 90 разрешено в качестве основного вида разрешенного использования "Объекты торговли, досуга и развлечений".
Судом верно отмечено в решении, что в данном случае доказательств наличия предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, Администрацией г. Ульяновска не представлено и сделан правильный вывод о том, что оспариваемый отказ нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и подлежит признанию недействительным в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8, а также статьями 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка подателей жалобы на то, что имелись основания для отказа в предоставлении земельного участка на основании п. п. 4 ч. 6 ст. 15 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск" утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы N 90, поскольку земельный участок, испрашиваемый на праве собственности, относится к землям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, а судом не было учтено, что в ответе от 13.11.2010 N 01-12/2757 Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска пояснялось, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, за красной линией регулирующей застройку по ул. Промышленной, является необоснованной, поскольку указанной нормой (пп. 4 ч. 6 ст. 15 Правил землепользования и застройки) предусмотрена возможность отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, если земельный участок, испрашиваемый на праве собственности, относится к землям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в данном случае земельный участок испрашивался для предоставления не на праве собственности, а на праве аренды.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 августа 2012 года по делу N А72-5901/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.01.2013 ПО ДЕЛУ N А72-5901/2012
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2013 г. по делу N А72-5901/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
- от индивидуального предпринимателя Ефремова Дениса Владимировича - извещен, не явился;
- от Администрации города Ульяновска - извещен, не явился;
- от Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Администрации города Ульяновска и Комитета архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 августа 2012 года по делу N А72-5901/2012 (судья Рогожин С.П.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Ефремова Дениса Владимировича, (ОГРНИП 310732731900013, ИНН 732711133360), г. Ульяновск,
к Администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
к Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г. Ульяновск,
о признании незаконным отказа от 25.04.2012 N 01-12/949 и обязании ответчиков совершить действия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Ефремов Денис Владимирович (далее по тексту - ИП Ефремов Д.В.) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Администрации города Ульяновска и к Комитету архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в котором просил:
- - признать незаконным отказ от 25.04.2012 N 01-12/949 в предоставлении Ефремову Денису Владимировичу на праве аренды земельного участка, расположенного в г. Ульяновске, в Засвияжском районе, южнее дома N 79а по улице Промышленная;
- - обязать администрацию г. Ульяновска обеспечить публикацию информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, южнее дома N 79а по ул. Промышленная на праве аренды Ефремову Денису Владимировичу на предусмотренных условиях;
- - обязать администрацию г. Ульяновска утвердить и выдать Ефремову Денису Владимировичу схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Ульяновск, Засвияжский район, южнее дома N 79а по ул. Промышленная на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.08.2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Администрация города Ульяновска и Комитет архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывают, что судом не было учтено, что в ответе от 13.11.2010 N 01-12/2757 Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска пояснялось, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, за красной линией, регулирующей застройку по ул. Промышленной.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителя.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ИП Ефремов Д.В. обратился в Администрацию г. Ульяновска с заявлением от 29.03.2012 о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью 130,0 кв. метров, расположенного южнее дома N 79а по ул. Промышленной в Засвияжском районе г. Ульяновска для размещения торгового павильона в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 27). Ранее письмом от 10.05.2011 N 01-12/1049 вопрос о размещении торгового павильона по указанному адресу был согласован Комитетом архитектуры и градостроительства (л.д. 26).
По данному заявлению Комитетом архитектуры и градостроительства принято решение, оформленное письмом от 25.04.2012 N 01-12/949, об отказе в подготовке документации на испрашиваемый земельный участок по причине многочисленных жалоб на строительство объектов на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов.
При принятии решения об удовлетворении заявленных предпринимателем требований о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка в аренду и обязании устранить допущенные нарушения суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). В соответствии с указанной статьей органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В соответствии с частью 3 статьи 3 и пунктом 1.3 части 1 статьи 33 Устава города Пензы (принят решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 N 130-12/4) земля в пределах городской черты, находящаяся в ведении органов местного самоуправления, используется в порядке, установленном Пензенской городской Думой в соответствии с действующим законодательством; предоставление в соответствии с действующим законодательством и порядком, установленным городской Думой, муниципальных земельных участков и земельных участков, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с законодательством осуществляют органы местного самоуправления, во все виды пользования, их продажа, продажа права на заключение договора аренды земельного участка, резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд относится к компетенции Администрации города Пензы.
Решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 N 90 (в редакции от 29.06.2011) "Об утверждении Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске" утверждены Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске (далее - Правила N 90).
Статьей 15 указанных Правил предусмотрен порядок предоставления земельных участков, находящихся в ведении органов местного самоуправления города Ульяновска, для целей, не связанных со строительством.
Частью 1 названной статьи предусмотрено, что земельные участки на территории города Ульяновска для целей, не связанных со строительством, предоставляются в собственность или аренду.
В силу ч. 3, 5, 7, 8 названной нормы граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, обращаются на имя Главы города Ульяновска с заявлением о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на земельный участок. Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска осуществляет рассмотрение заявления. При отсутствии оснований для отказа в предварительном согласовании Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска в течение двух недель с момента поступления заявления обеспечивает публикацию информационного сообщения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно). В информационном сообщении также должны содержаться сведения о предполагаемых размерах земельного участка, адресные ориентиры земельного участка, вид разрешенного использования земельного участка, информация о праве граждан направлять предложения и замечания по вопросам предоставления земельного участка с указанием адреса и телефона отраслевого (функционального) органа мэрии города Ульяновска, в который направляются предложения и замечания, и срока для направления предложений и замечаний. В случае, если до опубликования информационного сообщения подано два или более заявления о предоставлении одного и того же земельного участка для целей, не связанных со строительством, такой земельный участок предоставляется без предварительного согласования места размещения. В месячный срок со дня поступления заявления Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска обеспечивает разработку схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утверждение схемы постановлением мэрии города Ульяновска и выдачу (направление) утвержденной схемы заявителю. После утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Судом первой инстанции правильно учтено, что частью 6 ст. 15 Правил N 90 указан исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством:
- 1) испрашиваемый земельный участок был ранее предоставлен и используется иным лицом;
- 2) испрашиваемый вид разрешенного использования либо размер земельного участка не соответствуют градостроительным регламентам, установленным для территориальной зоны, в которой находится земельный участок, либо требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, законов Ульяновской области и муниципальных правовых актов, в случаях, когда градостроительные регламенты для испрашиваемого земельного участка не установлены либо на него не распространяются;
- 3) испрашиваемый вид разрешенного использования либо размер земельного участка не соответствуют техническим регламентам, санитарным, пожарным, экологическим, градостроительным и другим нормам и правилам;
- 4) земельный участок, испрашиваемый на праве собственности, относится к землям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц;
- 5) на испрашиваемом земельном участке находится здание, строение, сооружение, объект незавершенного строительства;
- 6) в отношении испрашиваемого земельного участка ранее поступило заявление о предоставлении его для целей, связанных со строительством;
- 7) предоставление земельного участка не соответствует строительным, санитарным, пожарным, экологическим и другим нормам и правилам, требованиям технических регламентов;
- 8) предоставление земельного участка не соответствует Генеральному плану города Ульяновска, документации по планировке территории, градостроительным регламентам для зон охраны объектов культурного наследия и зон действия ограничений, предусмотренных статьей 19.1 настоящих Правил.
Судом обоснованно применены положения статьи 200 АПК РФ, согласно которым обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение названной нормы кодекса Администрацией г. Ульяновска не представлены доказательства наличия обстоятельств для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, указанных в Земельном кодексе РФ или в Правилах N 90.
В соответствии со статьей 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 85 ЗК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
При этом в силу статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации для каждой из территориальных зон могут устанавливаться: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования.
Согласно положениям статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
- 1) основные виды разрешенного использования;
- 2) условно разрешенные виды использования;
- 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Испрашиваемый земельный участок площадью 130 кв. м, расположенный в районе ул. Промышленной, 79а в г. Ульяновске, входит в границы территориальной зоны Ц2 и Ж4. Статьей 21.1 и 21.2 Правил N 90 разрешено в качестве основного вида разрешенного использования "Объекты торговли, досуга и развлечений".
Судом верно отмечено в решении, что в данном случае доказательств наличия предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, Администрацией г. Ульяновска не представлено и сделан правильный вывод о том, что оспариваемый отказ нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и подлежит признанию недействительным в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8, а также статьями 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка подателей жалобы на то, что имелись основания для отказа в предоставлении земельного участка на основании п. п. 4 ч. 6 ст. 15 Правил землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск" утвержденных Решением Ульяновской Городской Думы N 90, поскольку земельный участок, испрашиваемый на праве собственности, относится к землям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, а судом не было учтено, что в ответе от 13.11.2010 N 01-12/2757 Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска пояснялось, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования, за красной линией регулирующей застройку по ул. Промышленной, является необоснованной, поскольку указанной нормой (пп. 4 ч. 6 ст. 15 Правил землепользования и застройки) предусмотрена возможность отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, если земельный участок, испрашиваемый на праве собственности, относится к землям общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в данном случае земельный участок испрашивался для предоставления не на праве собственности, а на праве аренды.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 августа 2012 года по делу N А72-5901/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА
Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)