Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 31.01.2013 ПО ДЕЛУ N А32-3928/2012

Разделы:
Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2013 г. по делу N А32-3928/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Волкова Я.Е., судей Анциферова В.А. и Плотниковой Л.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Совхоз "Восход" (ИНН 2317062641, ОГРН 1122367001448) - Сперанского В.К. (доверенность от 04.06.2012), от заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308095506, ОГРН 1032304166377) - Козака А.В. (доверенность от 25.12.2012), от третьего лица - Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (ИНН 2320157646, ОГРН 1072300010991) - Николаевой З.В. (доверенность от 17.11.2012), в отсутствие третьих лиц: открытого акционерного общества "Российские железные дороги", Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Краснодарском крае, Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 по делу N А32-3928/2012 (судьи Мисник Н.Н., Галов В.В., Малыхина М.Н.) и кассационную жалобу открытого акционерного общества "Совхоз "Восход" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2012 (судья Карпенко Т.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 (судьи Мисник Н.Н., Галов В.В., Малыхина М.Н.) по делу N А32-3928/2012, установил следующее.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Совхоз "Восход" (далее - совхоз) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) с заявлением, в котором просило:
- - признать недействительным распоряжение территориального управления от 10.11.2011 N 644-р "О внесении изменений в распоряжение ТУ Росимущества в Краснодарском крае от 31.12.2010 N 1379-р "Об условиях приватизации ФГУП "Совхоз "Восход" (далее - распоряжение от 10.11.2011 N 644-р) в части исключения из состава имущества, подлежащего приватизации, объектов недвижимого имущества, перечисленных в пунктах 2 - 5, 7 - 15, 17, 18, 25, 34, 39 и 40 раздела 1 приложения N 2 к распоряжению от 10.11.2011 N 644-р;
- - признать недействительным распоряжение от 10.11.2011 N 644-р в части исключения из состава земельных участков, подлежащих передаче в аренду заявителю - ОАО "Совхоз "Восход", земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404007:1093 площадью 104 857 кв. м (пункт 2.5.14 приложения N 2 к распоряжению от 10.11.2011 N 644-р);
- - признать незаконным бездействие территориального управления, выразившееся в невключении в раздел 2 "Объекты, находящиеся у унитарного предприятия на иных основаниях" приложения N 2 к распоряжению от 10.11.2011 N 644-р сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:621 площадью 304 397 кв. м, находится примерно в 50 м по направлению ЮЗ от ориентира старый мост через р. Мзымта, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, район Адлерский (с учетом принятого судом уточнения в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Заявленные требования мотивированы тем, что указанные в распоряжении от 10.11.2011 N 644-р объекты недвижимости неправомерно не вошли в перечень имущества, подлежащего приватизации производственного комплекса совхоза, так как находятся на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:621, который незаконно изъят распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 12.07.2010 N 1220-р "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки ФГУП "Совхоз "Восход" для целей строительства олимпийских объектов для размещения объекта "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" (проектные и изыскательские работы, строительство)" (далее - распоряжение от 12.07.2010 N 1220-р).
На момент принятия распоряжения от 10.11.2011 N 644-р отсутствовал ненормативный правовой акт, которым бы в установленном законом порядке прекращено право постоянного (бессрочного) пользования совхоза на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:1093.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - федеральное агентство), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее - ГК "Олимпстрой"), ОАО "Российские железные дороги".
23 марта 2012 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности совхоза путем реорганизации в форме преобразования и создано ОАО "Совхоз "Восход" (т. 1, л.д. 109, 111). Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2012 совхоз заменен на своего правопреемника - ОАО "Совхоз "Восход" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.06.2012 ходатайства общества об истребовании у ГК "Олимпстрой" проекта планировки, проекта межевания и о приостановлении производства по делу отклонены. В удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что на момент издания оспариваемого распоряжения право постоянного (бессрочного) пользования совхоза на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:621 прекращено распоряжением от 12.07.2010 N 1220-р. У территориального управления отсутствовали основания для включения указанного земельного участка в состав имущества, подлежащего приватизации. Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:1093 находится во владении и пользовании ответственного исполнителя по строительству олимпийского объекта - ОАО "СКМ Инжиниринг". Распоряжение от 10.11.2011 N 644-р издано в соответствии с действующим законодательством и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 решение от 26.06.2012 изменено. Признано недействительным распоряжение от 10.11.2011 N 644-р в части исключения из состава земельных участков, подлежащих передаче в аренду заявителю - обществу, земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404007:1093 площадью 104 857 кв. м (пункт 2.5.14 приложения N 2 к распоряжению от 10.11.2011 N 644-р). В остальной части решение от 26.06.2012 оставлено без изменения. Суд апелляционной инстанции отклонил ходатайства общества об истребовании дополнительных доказательств и о приостановлении производства по делу.
Апелляционная коллегия судей согласилась с тем, что на момент издания оспариваемого распоряжения право заявителя на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:621 было прекращено распоряжением от 12.07.2010 N 1220-р, в связи с чем у территориального управления отсутствовали основания для включения указанного земельного участка в состав имущества, подлежащего приватизации. Отклоняя ходатайство общества о приостановлении производства по делу, суд апелляционной инстанции исходил из того, что само по себе требование о признании незаконным бездействия территориального управления, без внесения соответствующих изменений в распоряжение от 12.07.2010 N 1220-р, не способно защитить интересы общества. В случае признания распоряжения от 12.07.2010 N 1220-р недействительным (дело N А32-16345/2012) заявитель не лишен возможности обратиться к территориальному управлению с требованием о внесении соответствующих изменений в распоряжение от 10.11.2011 N 644-р.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404007:1093 суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что на момент принятия распоряжения от 10.11.2011 N 644-р отсутствовал ненормативный правовой акт, которым бы в установленном законом порядке прекращено право постоянного (бессрочного) пользования совхоза на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:1093. Право постоянного (бессрочного) пользования совхоза на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:1093 не прекращено в порядке, предусмотренном пунктом 35 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ).
Территориальное управление обжаловало постановление от 08.10.2012 в кассационном порядке. Доводы кассационной жалобы заявлены в отношении выводов, послуживших основанием для изменения решения от 26.06.2012. Территориальное управление полагает, что вхождение части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404007:1093 в зону международного гостеприимства исключает предоставление обществу названного участка на праве аренды. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.06.2012 N 74-ОИ утверждена представленная ГК "Олимпстрой" документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для размещения объекта "Центр спортивной медицины Федерального медико-биологического агентства, г. Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство)" (далее - олимпийский объект), согласно которой земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:1093 предназначен для размещения олимпийского объекта. У суда не имелось законных оснований для признания распоряжения от 10.11.2011 N 644-р недействительным, поскольку оно было издано во исполнение действующего и подлежащего обязательному исполнению территориальным управлением поручения федерального агентства от 30.12.2010 N ЭА-11/40144. Указанное поручение является ненормативным правовым актом, который обществом не оспорен. Территориальное управление оспаривает вывод суда апелляционной инстанции о том, что многолетнее насаждение "Сад над аэропортом" является объектом недвижимого имущества.
Общество обжаловало решение от 26.06.2012 и постановление от 08.10.2012 в части отказа в удовлетворении заявленных требований. Доводы жалобы сводятся к необоснованному отклонению ходатайства о приостановлении производства по делу до вступления в законную силу судебного акта по другому делу (N А32-16345/2012). Удовлетворение требований об оспаривании распоряжения от 12.07.2010 N 1220-р (дело N А32-16345/2012) будет означать неправильное разрешение спора по настоящему делу.
Общество в отзыве на кассационную жалобу заявило возражения против удовлетворения кассационной жалобы территориального управления.
ГК "Олимпстрой" в отзыве указала, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:1093 попадает в границы установления сервитута на время строительство следующих олимпийских объектов:
- - "Кабельные и воздушные линии (110 кВ) от подстанции "Псоу" до подстанции "Изумрудная" (проектные и изыскательские работы, строительство)";
- - "Газификация сел, поселков и центральной части Адлерского района в части газопроводов низкого давления (проектные и изыскательские работы, строительство)";
- - "Железнодорожная линия от Адлера до аэропорта г. Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство).
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель территориального управления поддержал доводы жалобы, просил апелляционное постановление отменить, решение оставить в силе.
Государственная корпорация поддержала выводы судов в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:621.
Представитель общества поддержал доводы своей жалобы, заявил в судебном заседании устное ходатайство о приостановлении производства по делу до рассмотрения по существу спора по делу Арбитражного суда Краснодарского края N А32-16345/2012.
Суд кассационной инстанции не находит процессуальных оснований для приостановления производства по рассмотрению жалоб.
Иные участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не направили представителей в судебное заседание кассационной инстанции.
Согласно части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В соответствии со статьей 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции в части и принял по делу новый судебный акт.
Таким образом, предметом рассмотрения суда кассационной инстанции является постановление суда апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, доводы жалоб и возражений на них, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Из материалов дела видно и судами установлено, что в приложении N 2 к распоряжению от 10.11.2011 N 644-р территориальным управлением определен перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса совхоза (т. 1, л.д. 46-64). В состав указанного перечня вошли, в том числе, 19 объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:621. В пункте 2.5.14 приложения N 2 к распоряжению от 10.11.2011 N 644-р территориальное управление указало, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:1093 не передается обществу в аренду, поскольку размещен на земельном участке, предназначенном для размещения олимпийского объекта "Центр спортивной медицины Федерального медико-биологического агентства, г. Сочи (проектные и изыскательские работы, строительство)" (т. 1, л.д. 56).
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:621 не включен в раздел 2 "Объекты, находящиеся у унитарного предприятия на иных основаниях" приложения N 2 к распоряжению от 10.11.2011 N 644-р.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:621 был образован из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:321, принадлежащего совхозу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:1093 образован при разделе земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404007:959, который в свою очередь был образован при разделе земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404007:1036, принадлежащего совхозу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Материалами дела подтверждается и участвующими в деле лицами не оспаривается факт принадлежности совхозу спорных земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В результате издания оспариваемого распоряжения у общества возникли препятствия для получения в аренду в процессе приватизации имущественного комплекса совхоза земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0404007:1093 и 23:49:0000000:621, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.06.2012 N 74-ОИ утверждена представленная ГК "Олимпстрой", согласованная администрацией Краснодарского края и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для размещения олимпийского объекта (т. 3, л.д. 75-76).
В отзыве на заявление ГК "Олимпстрой" указала, что согласно данной документации земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:1093 предназначен для размещения олимпийского объекта, и, по сведениям корпорации, в настоящее время названный земельный участок находится во владении и пользовании ответственного исполнителя по строительству олимпийского объекта - ОАО "СКМ Инжиниринг" (т. 3, л.д. 82-84).
По предложению заявителя определением суда апелляционной инстанции от 14.09.2012 ГК "Олимпстрой" предложено представить надлежащим образом заверенную копию планировочной документации, в соответствии с которой земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:1093 необходим для возведения олимпийского объекта. Указанная документация представлена не была.
Оценка требований и возражений сторон осуществляется судом с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 названного Кодекса).
Документально также не подтвержден довод о том, что в настоящее время на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0404007:1093 ОАО "СКМ Инжиниринг" осуществляет строительство олимпийского объекта.
В материалах дела имеется письмо ГК "Олимстрой" от 07.12.2011 N ГГ-Д20-37533, направленное в адрес совхоза, где указано, что в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:1093 в зону постоянного отвода для размещения олимпийских объектов не входит (т. 3, л.д. 80-81).
Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно отметил, что на момент издания распоряжения от 10.11.2011 N 644-р надлежащим образом утвержденной документации о необходимости земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404007:1093 для размещения олимпийского объекта не существовало. Указанный вывод суда территориальное управление в кассационной жалобе документально не опровергло (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 35 статьи 15 Закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ в случае, если предназначенный для размещения олимпийского объекта земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральному государственному унитарному предприятию или федеральному государственному учреждению, такое право прекращается в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления от администрации Краснодарского края без согласия указанных организаций:
- - по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области безопасности, - в отношении земельных участков, предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти;
- 2) по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом без согласования с федеральными органами исполнительной власти, - в отношении иных земельных участков.
Таким образом, право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок федерального государственного унитарного предприятия подлежит прекращению в особом порядке, предусмотренном пунктом 35 статьи 15 Закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ, путем принятия соответствующего решения.
Суд апелляционной инстанции не установил наличие на момент принятия оспариваемого распоряжения решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования совхоза на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:1093.
Суд кассационной инстанции отклоняет ссылку территориального управления на поручение федерального агентства от 30.12.2010 N ЭА-11/40144, поскольку указанного поручения в материалах дела не имеется, его содержание заинтересованным лицам не известно. Сама по себе ссылка на поручение вышестоящего органа исполнительной власти не является достаточным основанием для прекращения ограниченного вещного права на земельный участок и не подтверждает факт необходимости земельного участка для строительства олимпийского объекта. Пункт 35 статьи 15 Закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ предусматривает принятие органом исполнительной власти решения, каковым поручение не является.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:1093 не изымался у совхоза в установленном порядке для целей строительства олимпийского объекта, суд апелляционной инстанции правомерно констатировал незаконность действий территориального управления об исключении указанного земельного участка из числа объектов, подлежащих передаче обществу в аренду в процессе приватизации федерального государственного унитарного предприятия.
Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденным решением Городского собрания Сочи от 12.12.2011 N 210, в составе рекреационных зон территориального зонирования города формируются зоны международного гостеприимства (зоны особой архитектурно-планировочной организации), целью которых является обеспечение единства архитектурно-планировочной организации города, установление ограничений по использованию земель. В границах указанных зон предусмотрены особые требования к размещаемым объектам.
Таким образом, включение части земельного участка с кадастровым номером 23:49:0404007:1093 в зону международного гостеприимства не является причиной, по которой общество может быть лишено права на получение земельного участка в аренду.
С учетом изложенного отсутствуют основания для отмены обжалуемого территориальным управлением постановления в части удовлетворения заявленных требований.
В отзыве на кассационные жалобы ГК "Олимстрой" указала, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0404007:1093 попадает в границы установления сервитута на время строительство иных олимпийских объектов.
Установление сервитута не предполагает изъятие спорного земельного участка из числа объектов, подлежащего приватизации имущества.
Положенные в основу кассационной жалобы территориального управления доводы являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции, им дана правильная оценка с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Доводы, изложенные в кассационной жалобе территориального управления, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и доказательств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 991 утверждена Программа строительства олимпийских объектов и объектов, обеспечивающих их функционирование и подпрограмма "Строительство и реконструкция объекта для развития города Сочи как горноклиматического курорта". Согласно указанному постановлению строительство совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи - Адлер - Веселое (проектные и изыскательские работы, строительство) включено в приложение N 2 (пункт 32 Программы).
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.03.2010 N 3-ОИ (т. 2, л.д. 53) утверждена представленная ГК "Олимпстрой", согласованная администрацией Краснодарского края и Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания) для размещения объекта "Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис" (проектные и изыскательские работы, строительство).
Распоряжением от 12.07.2010 N 1220-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования совхоза на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:621 (т. 2, л.д. 60-62). Указанное распоряжение является действующим.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 03.08.2010 N 716р (далее - распоряжение от 03.08.2010 N 716р) земельный участок с кадастровым номером 23:49:0000000:621 предоставлен ГК "Олимпстрой" на праве аренды сроком до 01.01.2014 (т. 2, л.д. 62-64), что подтверждается договором аренды земельного участка от 29.09.2010 N 0000000079/991-613/32 (т. 2, л.д. 71-85).
По договору от 01.10.2010 N 05-20/5-2268 о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 29.09.2010 N 0000000079/991-613/32 указанный земельный участок передан в аренду ОАО "РЖД" (т. 2, л.д. 65-70).
Принимая во внимание распоряжение от 12.07.2010 N 1220-р, суды пришли к выводу о законности действий территориального управления об исключении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:621 из числа объектов, подлежащих приватизации.
Позиция судов заключается в наличии действующего распоряжения федерального агентства, которое является обязательным для исполнения территориальным управлением.
В рамках производства по делу N А32-16345/2012 общество обратилось в арбитражный суд со следующими требованиями:
- - признать недействительными распоряжения от 12.07.2010 N 1220-р и от 03.08.2010 N 716р, договор аренды земельного участка от 29.09.2010 N 0000000079/991-613/32 и договор от 01.10.2010 N 05-20/5-2268 о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка;
- - устранить препятствия в пользовании обществом земельным участком с кадастровым номером 23:49:0000000:621.
Общество заявляло в судах первой и апелляционной инстанций, а также в суде кассационной инстанции о приостановлении производства по настоящему делу до разрешения спора по делу N А32-16345/2012.
Отклоняя ходатайство общества о приостановлении производства по делу, суд апелляционной инстанции исходил из того, что само по себе требование о признании незаконным бездействия территориального управления, без внесения соответствующих изменений в распоряжение от 12.07.2010 N 1220-р, не способно защитить интересы общества.
Исковое заявление по делу N А32-16345/2012 мотивировано тем, что размещение олимпийских объектов на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0000000:621 не предусмотрено; в настоящее время ОАО "РЖД" передало земельный участок ООО "ОСК" для строительства завода по производству бордюрного камня и брусчатки (т. 3, л.д. 114-118).
Таким образом, общество не оспаривает, что в настоящее время оно утратило владение спорным земельным участком, в связи с чем, даже включение земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:621 в раздел 2 приложения N 2 к распоряжению от 10.11.2011 N 644-р не приведет к восстановлению нарушенных прав заявителя.
В порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество (пункт 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Избрание ненадлежащего способа защиты исключает необходимость приостановления производства по делу.
Отказ в удовлетворении требований по настоящему делу в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:621 не может служить препятствием для оспаривания обществом распоряжений от 12.07.2010 N 1220-р, от 03.08.2010 N 716р и договора аренды, а также для использования вещно-правовых способов защиты с привлечением к участию в деле всех заинтересованных лиц.
При разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права, представленным сторонами доказательствам дал оценку, изложенные в обжалуемом акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам, приведенным в жалобе.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

устное ходатайство открытого акционерного общества "Совхоз "Восход" о приостановлении производства по делу оставить без удовлетворения.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 по делу N А32-3928/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Я.Е.ВОЛКОВ

Судьи
В.А.АНЦИФЕРОВ
Л.Н.ПЛОТНИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)