Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть объявлена 19.07.2013
Полный текст постановления изготовлен 26.07.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Радюгиной Е.А.
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью научно-производственного предприятия "Метра" (ОГРН 1024000940314, ИНН 4025012510, ул. Красных Зорь, д. 26, г. Обнинск, 249037) - Никитиной Т.С. (генеральный директор, протокол от 27.12.2010 N 10-02, личность удостоверена),
от заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (ОГРН 1044004426498, ИНН 4027066800, ул. Вилонова, 5, г. Калуга, 248019) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Калужской области (ОГРН 1024001196174, ИНН 4027044605, ул. С.-Щедрина, д. 121, г. Калуга) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области (ОГРН 1097154014154, ул. Баженова, д. 2, г. Калуга, 248000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
администрации городского округа "город Обнинск" (ОГРН 1024000937927, ИНН 4025001211, пл. Преображения, д. 1, г. Обнинск, Калужская область, 249037) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 23.01.2013 (судья Ефимова Г.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 (судьи Рыжова Е.В., Волкова Ю.А., Каструба М.В.) по делу N А23-4067/2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Метра" (далее - ООО НПП "Метра", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Калужской области, нарушающим право общества на надлежащее утверждение измененных характеристик земельного участка с кадастровым номером 40:27:030102:75, внесенных на основании принятого решения от 17.06.2011 N 40/11-1-38878, об обязании Управление Росреестра по Калужской области инициировать внесение изменений в постановление Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области" в части данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 23.01.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области по утверждению измененных характеристик земельного участка с кадастровым номером 40:27:030102:75. Управление Росреестра по Калужской области обязано инициировать внесение изменений в постановление правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области" по земельному участку с кадастровым номером 40:27:030102:75. Производство по требованию к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" прекращено.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Калужской области просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт, указывая, что судами нарушены нормы материального права, факт бездействия управления в части утверждения измененных характеристик спорного земельного участка установлен не был, расчет кадастровой стоимости управлением не осуществляется, а исправление кадастровых ошибок в государственном кадастре недвижимости входит в компетенцию филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области.
ООО НПП "Метра" и администрация города Обнинска в отзывах на кассационную жалобу просят оставить судебные акты без изменения, как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзывах на кассационную жалобу, выслушав пояснения участвующего в судебном заседании представителя ООО НПП "Метра", суд кассационной инстанции считает, что судебные подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Обнинска Калужской области (далее - администрация) от 30.06.2003 N 644-П ООО "Экселенс" предоставлен в аренду земельный участок из земель поселений города Обнинска, расположенный по адресу: Калужская область, город Обнинск, улица Красных Зорь, 26, для эксплуатации административного здания, без права возведения капитальных сооружений, общей площадью 3 393 кв. м, в том числе: под площадками и проездами - 1 048 кв. м, под газонами - 2 345 кв. м.
На основании данного постановления между администрацией и ООО "Экселенс" 30.06.2003 заключен договор аренды земельного участка, сроком на 49 лет.
Соглашением от 10.09.2003 права и обязанности арендатора по указанному договору перешли к ООО НПП "Метра", соглашением от 26.01.2007 N 01-28/10 права и обязанности арендодателя администрацией переданы Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 40: 27: 030102: 75 прошел государственную кадастровую оценку с учетом 7-й группы видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", и его стоимость утверждена постановлением правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области".
Постановлением администрации от 20.12.2010 N 2119-п внесено изменение в пункт 3 постановления N 644-П в части вида разрешенного использования земельного участка, который изложен в новой редакции: "Предоставить в аренду сроком на 49 лет ООО "Экселенс" земельный участок, из земель поселений города Обнинска, расположенный по адресу: Калужская область, город Обнинск, улица Красных Зорь, 26, для эксплуатации и содержания административного здания (г. Обнинск, ул. Красных Зорь, д. 26), благоустройства территории вокруг здания, с учетом размещенных коммуникаций и сетей городской инфраструктуры, без права возведения капитальных сооружений, в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему постановлению, общей площадью - 3 393 кв. м, в том числе под площадками и проездами - 1 048 кв. м, под газонами - 2 345 кв. м".
Постановлением от 29.03.2011 N 439-п администрация внесла изменения в постановление от 20.12.2010 N 2119-п, согласно которым в постановляющей части слова "для эксплуатации и содержания административного здания, благоустройства территории вокруг здания" заменены словами "как прилегаемый участок для благоустройства территории вокруг здания (г. Обнинск, ул. Красных Зорь, д. 26)".
02.12.2011 администрация постановлением N 1892-п внесла дополнение в постановление от 29.03.2011 N 439-п.: тексты постановляющей части постановлений N 644-П, N 2119-п, N 439-П дополнены пунктом 2, следующего содержания: "настоящее постановление вступает в силу с даты действия постановления Администрации г. Обнинска от 30.06.2003 N 644-П "О предоставлении земельных участков в аренду ООО "Экселенс" под административное здание и прилегаемый участок земли", а именно с 30.06.2003".
Таким образом, администрация г. Обнинска уточнила формулировку, определяющую разрешенный вид использования земельного участка и дату вступления в силу правоустанавливающего документа - постановления от 30.06.2003 N 644-П с внесенными в него дополнениями.
30.05.2011 в орган кадастрового учета (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области) обратился представитель общества с заявлением N 40-0-1-35/3001/2011-162 об осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 40:27:030102:75 в связи с изменением вида разрешенного использования и сведений о кадастровой стоимости.
Решением органа кадастрового учета от 17.06.2011 N 40/11-1-38878 на основании заявления общества и в соответствии с Постановлением администрации от 29.03.2011 N 439-п осуществлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости: вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:27:030102:75 изменен с "для эксплуатации административного здания" на "как прилегаемый участок для благоустройства территории вокруг здания".
Обществу выдана кадастровая выписка от 17.06.2011 N 40/11-60983 о земельном участке.
Однако органом кадастрового учета была допущена техническая ошибка в части указания кадастровой стоимости и удельного показателя данного земельного участка.
На основании заявления ООО НПП "Метра" от 20.06.2011 (исх. N 40-0-1-35/3001/2011-248), в соответствии с существующим порядком исправления ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка, решением ФГБУ "ФГУ Россреестра" от 22.06.2011 N 40-11-1-39911 исправлена техническая ошибка.
Так как вид разрешенного использования земельного участка изменен на основании изменений, внесенных в правоустанавливающий документ, ООО НПП "Метра" 05.07.2011 (исх. N 379/11-Дир) и 12.12.2011 (исх. N 733/11-Дир) обратилось к ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлениями о внесении изменений в кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 40:27:030102:75 путем внесения ее обратным числом на дату правоустанавливающего документа - постановления администрации г. Обнинска от 30.06.2003 N 664-П.
Письмами от 28.07.2011 N 2757-12 и от 16.01.2012 N 110-12 ФБУ "Кадастровая палата" по Калужской области сообщило обществу о том, что осуществить указанные действия не представляется возможным, так как согласно письму Минэкономразвития РФ от 03.04.2009 "Об исправлении ошибки при расчете кадастровой стоимости земельного участка" ошибка, допущенная в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценки земель и воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости, является кадастровой ошибкой. На момент передачи сведений на массовую переоценку земельных участков, разрешенное использование указанного земельного участка подтверждено постановлением администрации от 30.06.2003 N 644-П. Изменение вида разрешенного использования земельного участка произошло после утверждения результатов государственной кадастровой оценки.
На заявление общества от 16.02.2012 N 129/12-Дир Управление Росреестра по Калужской области в письмах от 19.03.2012 N 1470-12-НК и от 09.06.2012 N 3231-12-НК сообщило, что работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов выполнены в соответствии с методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, и техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152. При проведении оценочных работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 40:27:030102:75 исполнителем работ допущена ошибка в части неверного определения группы видов разрешенного использования данного земельного участка. В соответствии с существующим порядком устранения указанной ошибки Управлением Росреестра по Калужской области письмом от 19.03.2012 N 1469-12-НК в адрес исполнителя работ направлены решение с приложением копий правоустанавливающих документов для осуществления расчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 40:27:030102:0075 по 16-й группе видов разрешенного использования.
Однако, как сообщило Управление Росреестра по Калужской области, письмом от 28.05.2012 исполнитель оценочных работ сообщил, что в результате анализа представленных копий документов, выявлено, что для участка с кадастровым номером 40:27:030102:0075 вид разрешенного использования был изменен после проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов области. Следовательно, кадастровая стоимость участка с имеющимся видом разрешенного использования рассчитана верно с применением удельного показателя соответствующего 7-й группе видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" и ошибок в определении кадастровой стоимости нет.
На очередное письмо ООО НПП "Метра" от 03.07.2012 (N исх. - 443/12-Дир) Управление Росреестра по Калужской области ответило письмом от 18.07.2012 N 3891-12-4к, в котором сообщило, что вопрос о принятии решений об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях входит в компетенцию ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области.
В связи с этим, 20.08.2012 ООО НПП "Метра" обратилось к ФГУ "Земельная кадастровая палата" с заявлением N И-568/12-Дир принять решение об исправлении кадастровой ошибки путем внесения изменения в Решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Калужской области от 22.06.2011 N 40/11-1-39911, а именно в части уточнения даты: с 30.06.2003 принять кадастровую стоимость земельного участка равной 1 рублю.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калужской области в письме от 12.09.2012 N 4092-11 сообщило обществу, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:27:030102:75 изменился с "для эксплуатации административного здания" на "прилегаемый участок для благоустройства территории вокруг здания" 17.06.2011. Кадастровая стоимость была также определена на дату внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в государственный кадастр недвижимости, то есть по состоянию на 17.06.2011 и в настоящее время составляет 1 руб. за земельный участок.
Также орган кадастрового учета сослался на письмо исполнителя работ от 28.05.2010, в котором указано на отсутствие ошибок в определении кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением правительства Калужской области N 257.
В этой связи установление кадастровой стоимости равной 1 руб. за земельный участок с кадастровым номером 40:27:030102:75 на дату правоустанавливающего документа - постановления администрации г. Обнинска от 03.06.2003 N 644-П или по состоянию на 01.01.2010 не представляется возможным.
Считая бездействие Управления Росреестра по Калужской области нарушающим права общества на надлежащее утверждение измененных характеристик земельного участка с кадастровым номером 40:27:03 01 02:0075, внесенных на основании принятого решения от 17.06.11 N 40/11-1-38878, ООО НПП "Метра" обратилось в арбитражный суд.
Рассматривая дело в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что внесенные ФГУ "Земельная кадастровая палата" изменения являются кадастровой ошибкой. Исходя из положений статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221-ФЗ) не имеет значения, по какой причине допущена кадастровая ошибка - в результате неправильного установления вида разрешенного использования исполнителем, либо ошибки, воспроизведенной из правоустанавливающих документов, как в рассматриваемом деле. О том, что допущена ошибка, свидетельствуют постановления администрации г. Обнинска, которыми вносятся соответствующие изменения в правоустанавливающий документ.
С выводами Арбитражного суда Калужской области согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем судами не учтено следующее.
Задачей судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (статья 2 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 133 АПК РФ к задачам подготовки дела к судебному разбирательству относятся определение судьей характера спорного правоотношения и определение подлежащего применению законодательства.
Основными элементами иска, как следует из положений части 2 статьи 125 АПК РФ, являются предмет иска и основание иска.
Избранный истцом способ защиты должен приводить к восстановлению нарушенного права. Суд, оценивая предъявленные требования, соотносит их с природой нарушенного права и материально-правовым интересом, преследуемым истцом при обращении за судебной защитой.
ООО НПЦ "Метра", как следует из уточненных им требований и пояснений, просило суд защитить свои права путем признания бездействия Управления Росреестра по Калужской области нарушающим права общества на надлежащее утверждение измененных характеристик земельного участка с кадастровым номером 40:27:030102:75 в части определения кадастровой стоимости с применением удельного показателя соответствующего 16-й группе видов разрешенного использования. При этом общество указало, что данное изменение должно распространяться с 2003 г.
То есть, общество преследует цель, которая состоит в уменьшении кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных, по его мнению, сведений о виде разрешенного использования, уменьшении арендной платы.
Также общество требовало обязать Управление Росреестра по Калужской области инициировать внесение изменений в Постановление Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 в части спорного земельного участка
Суды первой и апелляционной инстанции не дали правовой квалификации указанным требованиям заявителя, вследствие чего спор по существу не был рассмотрен.
Также судами не принято во внимание постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, исходя из которого споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В данном же случае спор был разрешен судами по правилам главы 24 АПК РФ, то есть с использованием ненадлежащей процедуры.
Кроме того, фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 17475/11 сформулирован правовой подход, согласно которому поскольку стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен и при установлении размера арендной платы стороны обязаны руководствоваться предписанным порядком определения размера арендной платы, расчет арендной платы должен производиться исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка.
Также судами не принято во внимание следующее.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пунктов 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Из материалов дела следует, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 40: 27: 030102: 75 с применением удельного показателя соответствующего 7-й группе видов разрешенного использования внесены органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости на основании постановления правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области".
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ ошибкой в государственном кадастре недвижимости является, в том числе, воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости (ГКН) ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, - кадастровая ошибка.
В силу пункта 4 названной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ГКН, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ГКН, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Таким образом, для того, чтобы установить имеется ли в определенном случае кадастровая ошибка, необходимо установить, содержали ли документы, на основании которых внесены данные о земельном участке в ГКН, недостоверные (неверные) сведения.
Процедура исправления кадастровой ошибки прописана в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок) в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона N 221-ФЗ.
Из пунктов 4, 18, 47 Порядка следует, что исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
Основаниями для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Порядок исправления кадастровой ошибки установлен письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ "Об исправлении ошибки при расчете кадастровой стоимости земельного участка", в соответствии с рекомендациями которого исполнитель работ по государственной кадастровой оценке земель в рамках гарантийных обязательств осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, который направляет заказчику. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости только земельных участков, стоимость которых в процессе проверки исправлена.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Пункт 5 указанного положения к полномочиям Росреестра относит осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также организацию проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 4 данного положения установлено, что Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Согласно приказу Росреестра от 26.12.2011 N П/531 руководители территориальных органов Росреестра вправе обеспечить контроль исполнения федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочий по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного исключение из числа ответчиков ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Калужской области неправомерно.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Калужской области от 23.01.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные недостатки, правильно определить предмет и выяснить фактические обстоятельства возникшего спора, установить имеет ли место в данном случае бездействие Управления Росреестра по Калужской области в части утверждения измененных характеристик спорного земельного участка.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 23.01.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 по делу N А23-4067/2012 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Е.Н.РАДЮГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 26.07.2013 ПО ДЕЛУ N А23-4067/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2013 г. по делу N А23-4067/2012
Резолютивная часть объявлена 19.07.2013
Полный текст постановления изготовлен 26.07.2013
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Радюгиной Е.А.
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью научно-производственного предприятия "Метра" (ОГРН 1024000940314, ИНН 4025012510, ул. Красных Зорь, д. 26, г. Обнинск, 249037) - Никитиной Т.С. (генеральный директор, протокол от 27.12.2010 N 10-02, личность удостоверена),
от заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (ОГРН 1044004426498, ИНН 4027066800, ул. Вилонова, 5, г. Калуга, 248019) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Калужской области (ОГРН 1024001196174, ИНН 4027044605, ул. С.-Щедрина, д. 121, г. Калуга) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области (ОГРН 1097154014154, ул. Баженова, д. 2, г. Калуга, 248000) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
администрации городского округа "город Обнинск" (ОГРН 1024000937927, ИНН 4025001211, пл. Преображения, д. 1, г. Обнинск, Калужская область, 249037) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 23.01.2013 (судья Ефимова Г.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 (судьи Рыжова Е.В., Волкова Ю.А., Каструба М.В.) по делу N А23-4067/2012,
установил:
общество с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Метра" (далее - ООО НПП "Метра", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Калужской области, нарушающим право общества на надлежащее утверждение измененных характеристик земельного участка с кадастровым номером 40:27:030102:75, внесенных на основании принятого решения от 17.06.2011 N 40/11-1-38878, об обязании Управление Росреестра по Калужской области инициировать внесение изменений в постановление Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области" в части данного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 23.01.2013, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013, заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области по утверждению измененных характеристик земельного участка с кадастровым номером 40:27:030102:75. Управление Росреестра по Калужской области обязано инициировать внесение изменений в постановление правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области" по земельному участку с кадастровым номером 40:27:030102:75. Производство по требованию к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" прекращено.
В кассационной жалобе Управление Росреестра по Калужской области просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт, указывая, что судами нарушены нормы материального права, факт бездействия управления в части утверждения измененных характеристик спорного земельного участка установлен не был, расчет кадастровой стоимости управлением не осуществляется, а исправление кадастровых ошибок в государственном кадастре недвижимости входит в компетенцию филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области.
ООО НПП "Метра" и администрация города Обнинска в отзывах на кассационную жалобу просят оставить судебные акты без изменения, как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверена кассационной инстанцией исходя из доводов заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзывах на кассационную жалобу, выслушав пояснения участвующего в судебном заседании представителя ООО НПП "Метра", суд кассационной инстанции считает, что судебные подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации города Обнинска Калужской области (далее - администрация) от 30.06.2003 N 644-П ООО "Экселенс" предоставлен в аренду земельный участок из земель поселений города Обнинска, расположенный по адресу: Калужская область, город Обнинск, улица Красных Зорь, 26, для эксплуатации административного здания, без права возведения капитальных сооружений, общей площадью 3 393 кв. м, в том числе: под площадками и проездами - 1 048 кв. м, под газонами - 2 345 кв. м.
На основании данного постановления между администрацией и ООО "Экселенс" 30.06.2003 заключен договор аренды земельного участка, сроком на 49 лет.
Соглашением от 10.09.2003 права и обязанности арендатора по указанному договору перешли к ООО НПП "Метра", соглашением от 26.01.2007 N 01-28/10 права и обязанности арендодателя администрацией переданы Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 40: 27: 030102: 75 прошел государственную кадастровую оценку с учетом 7-й группы видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии", и его стоимость утверждена постановлением правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области".
Постановлением администрации от 20.12.2010 N 2119-п внесено изменение в пункт 3 постановления N 644-П в части вида разрешенного использования земельного участка, который изложен в новой редакции: "Предоставить в аренду сроком на 49 лет ООО "Экселенс" земельный участок, из земель поселений города Обнинска, расположенный по адресу: Калужская область, город Обнинск, улица Красных Зорь, 26, для эксплуатации и содержания административного здания (г. Обнинск, ул. Красных Зорь, д. 26), благоустройства территории вокруг здания, с учетом размещенных коммуникаций и сетей городской инфраструктуры, без права возведения капитальных сооружений, в границах, указанных в плане участка, прилагаемом к настоящему постановлению, общей площадью - 3 393 кв. м, в том числе под площадками и проездами - 1 048 кв. м, под газонами - 2 345 кв. м".
Постановлением от 29.03.2011 N 439-п администрация внесла изменения в постановление от 20.12.2010 N 2119-п, согласно которым в постановляющей части слова "для эксплуатации и содержания административного здания, благоустройства территории вокруг здания" заменены словами "как прилегаемый участок для благоустройства территории вокруг здания (г. Обнинск, ул. Красных Зорь, д. 26)".
02.12.2011 администрация постановлением N 1892-п внесла дополнение в постановление от 29.03.2011 N 439-п.: тексты постановляющей части постановлений N 644-П, N 2119-п, N 439-П дополнены пунктом 2, следующего содержания: "настоящее постановление вступает в силу с даты действия постановления Администрации г. Обнинска от 30.06.2003 N 644-П "О предоставлении земельных участков в аренду ООО "Экселенс" под административное здание и прилегаемый участок земли", а именно с 30.06.2003".
Таким образом, администрация г. Обнинска уточнила формулировку, определяющую разрешенный вид использования земельного участка и дату вступления в силу правоустанавливающего документа - постановления от 30.06.2003 N 644-П с внесенными в него дополнениями.
30.05.2011 в орган кадастрового учета (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области) обратился представитель общества с заявлением N 40-0-1-35/3001/2011-162 об осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 40:27:030102:75 в связи с изменением вида разрешенного использования и сведений о кадастровой стоимости.
Решением органа кадастрового учета от 17.06.2011 N 40/11-1-38878 на основании заявления общества и в соответствии с Постановлением администрации от 29.03.2011 N 439-п осуществлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости: вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:27:030102:75 изменен с "для эксплуатации административного здания" на "как прилегаемый участок для благоустройства территории вокруг здания".
Обществу выдана кадастровая выписка от 17.06.2011 N 40/11-60983 о земельном участке.
Однако органом кадастрового учета была допущена техническая ошибка в части указания кадастровой стоимости и удельного показателя данного земельного участка.
На основании заявления ООО НПП "Метра" от 20.06.2011 (исх. N 40-0-1-35/3001/2011-248), в соответствии с существующим порядком исправления ошибок при расчете кадастровой стоимости земельного участка, решением ФГБУ "ФГУ Россреестра" от 22.06.2011 N 40-11-1-39911 исправлена техническая ошибка.
Так как вид разрешенного использования земельного участка изменен на основании изменений, внесенных в правоустанавливающий документ, ООО НПП "Метра" 05.07.2011 (исх. N 379/11-Дир) и 12.12.2011 (исх. N 733/11-Дир) обратилось к ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлениями о внесении изменений в кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 40:27:030102:75 путем внесения ее обратным числом на дату правоустанавливающего документа - постановления администрации г. Обнинска от 30.06.2003 N 664-П.
Письмами от 28.07.2011 N 2757-12 и от 16.01.2012 N 110-12 ФБУ "Кадастровая палата" по Калужской области сообщило обществу о том, что осуществить указанные действия не представляется возможным, так как согласно письму Минэкономразвития РФ от 03.04.2009 "Об исправлении ошибки при расчете кадастровой стоимости земельного участка" ошибка, допущенная в отчете об определении кадастровой стоимости земельных участков в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценки земель и воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости, является кадастровой ошибкой. На момент передачи сведений на массовую переоценку земельных участков, разрешенное использование указанного земельного участка подтверждено постановлением администрации от 30.06.2003 N 644-П. Изменение вида разрешенного использования земельного участка произошло после утверждения результатов государственной кадастровой оценки.
На заявление общества от 16.02.2012 N 129/12-Дир Управление Росреестра по Калужской области в письмах от 19.03.2012 N 1470-12-НК и от 09.06.2012 N 3231-12-НК сообщило, что работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов выполнены в соответствии с методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, и техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152. При проведении оценочных работ в отношении земельного участка с кадастровым номером 40:27:030102:75 исполнителем работ допущена ошибка в части неверного определения группы видов разрешенного использования данного земельного участка. В соответствии с существующим порядком устранения указанной ошибки Управлением Росреестра по Калужской области письмом от 19.03.2012 N 1469-12-НК в адрес исполнителя работ направлены решение с приложением копий правоустанавливающих документов для осуществления расчета кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 40:27:030102:0075 по 16-й группе видов разрешенного использования.
Однако, как сообщило Управление Росреестра по Калужской области, письмом от 28.05.2012 исполнитель оценочных работ сообщил, что в результате анализа представленных копий документов, выявлено, что для участка с кадастровым номером 40:27:030102:0075 вид разрешенного использования был изменен после проведения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов области. Следовательно, кадастровая стоимость участка с имеющимся видом разрешенного использования рассчитана верно с применением удельного показателя соответствующего 7-й группе видов разрешенного использования "Земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" и ошибок в определении кадастровой стоимости нет.
На очередное письмо ООО НПП "Метра" от 03.07.2012 (N исх. - 443/12-Дир) Управление Росреестра по Калужской области ответило письмом от 18.07.2012 N 3891-12-4к, в котором сообщило, что вопрос о принятии решений об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях входит в компетенцию ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калужской области.
В связи с этим, 20.08.2012 ООО НПП "Метра" обратилось к ФГУ "Земельная кадастровая палата" с заявлением N И-568/12-Дир принять решение об исправлении кадастровой ошибки путем внесения изменения в Решение ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Калужской области от 22.06.2011 N 40/11-1-39911, а именно в части уточнения даты: с 30.06.2003 принять кадастровую стоимость земельного участка равной 1 рублю.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Калужской области в письме от 12.09.2012 N 4092-11 сообщило обществу, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 40:27:030102:75 изменился с "для эксплуатации административного здания" на "прилегаемый участок для благоустройства территории вокруг здания" 17.06.2011. Кадастровая стоимость была также определена на дату внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в государственный кадастр недвижимости, то есть по состоянию на 17.06.2011 и в настоящее время составляет 1 руб. за земельный участок.
Также орган кадастрового учета сослался на письмо исполнителя работ от 28.05.2010, в котором указано на отсутствие ошибок в определении кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением правительства Калужской области N 257.
В этой связи установление кадастровой стоимости равной 1 руб. за земельный участок с кадастровым номером 40:27:030102:75 на дату правоустанавливающего документа - постановления администрации г. Обнинска от 03.06.2003 N 644-П или по состоянию на 01.01.2010 не представляется возможным.
Считая бездействие Управления Росреестра по Калужской области нарушающим права общества на надлежащее утверждение измененных характеристик земельного участка с кадастровым номером 40:27:03 01 02:0075, внесенных на основании принятого решения от 17.06.11 N 40/11-1-38878, ООО НПП "Метра" обратилось в арбитражный суд.
Рассматривая дело в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что внесенные ФГУ "Земельная кадастровая палата" изменения являются кадастровой ошибкой. Исходя из положений статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221-ФЗ) не имеет значения, по какой причине допущена кадастровая ошибка - в результате неправильного установления вида разрешенного использования исполнителем, либо ошибки, воспроизведенной из правоустанавливающих документов, как в рассматриваемом деле. О том, что допущена ошибка, свидетельствуют постановления администрации г. Обнинска, которыми вносятся соответствующие изменения в правоустанавливающий документ.
С выводами Арбитражного суда Калужской области согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем судами не учтено следующее.
Задачей судопроизводства в арбитражных судах являются защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (статья 2 АПК РФ).
Согласно части 3 статьи 133 АПК РФ к задачам подготовки дела к судебному разбирательству относятся определение судьей характера спорного правоотношения и определение подлежащего применению законодательства.
Основными элементами иска, как следует из положений части 2 статьи 125 АПК РФ, являются предмет иска и основание иска.
Избранный истцом способ защиты должен приводить к восстановлению нарушенного права. Суд, оценивая предъявленные требования, соотносит их с природой нарушенного права и материально-правовым интересом, преследуемым истцом при обращении за судебной защитой.
ООО НПЦ "Метра", как следует из уточненных им требований и пояснений, просило суд защитить свои права путем признания бездействия Управления Росреестра по Калужской области нарушающим права общества на надлежащее утверждение измененных характеристик земельного участка с кадастровым номером 40:27:030102:75 в части определения кадастровой стоимости с применением удельного показателя соответствующего 16-й группе видов разрешенного использования. При этом общество указало, что данное изменение должно распространяться с 2003 г.
То есть, общество преследует цель, которая состоит в уменьшении кадастровой стоимости арендуемого им земельного участка за счет устранения в кадастре недостоверных, по его мнению, сведений о виде разрешенного использования, уменьшении арендной платы.
Также общество требовало обязать Управление Росреестра по Калужской области инициировать внесение изменений в Постановление Правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 в части спорного земельного участка
Суды первой и апелляционной инстанции не дали правовой квалификации указанным требованиям заявителя, вследствие чего спор по существу не был рассмотрен.
Также судами не принято во внимание постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11, исходя из которого споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В данном же случае спор был разрешен судами по правилам главы 24 АПК РФ, то есть с использованием ненадлежащей процедуры.
Кроме того, фактическое использование земельного участка должно отвечать установленному виду его разрешенного использования и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 17475/11 сформулирован правовой подход, согласно которому поскольку стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен и при установлении размера арендной платы стороны обязаны руководствоваться предписанным порядком определения размера арендной платы, расчет арендной платы должен производиться исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка.
Также судами не принято во внимание следующее.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пунктов 1 и 9 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Из материалов дела следует, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 40: 27: 030102: 75 с применением удельного показателя соответствующего 7-й группе видов разрешенного использования внесены органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости на основании постановления правительства Калужской области от 06.07.2009 N 257 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам (городским округам) Калужской области".
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона N 221-ФЗ ошибкой в государственном кадастре недвижимости является, в том числе, воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости (ГКН) ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, - кадастровая ошибка.
В силу пункта 4 названной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ГКН, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Закона), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в ГКН, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Таким образом, для того, чтобы установить имеется ли в определенном случае кадастровая ошибка, необходимо установить, содержали ли документы, на основании которых внесены данные о земельном участке в ГКН, недостоверные (неверные) сведения.
Процедура исправления кадастровой ошибки прописана в Порядке ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок) в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона N 221-ФЗ.
Из пунктов 4, 18, 47 Порядка следует, что исправление кадастровых ошибок в кадастровых сведениях относится к одной из кадастровых процедур, выполняемых уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, и сопровождается принятием соответствующего решения.
Основаниями для исправления кадастровой ошибки являются: представленные (поступившие в порядке информационного взаимодействия) документы, необходимые для кадастрового учета изменений объекта недвижимости; вступившее в законную силу решение суда об исправлении кадастровой ошибки.
Порядок исправления кадастровой ошибки установлен письмом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 03.04.2009 N 3-1324-ГЕ "Об исправлении ошибки при расчете кадастровой стоимости земельного участка", в соответствии с рекомендациями которого исполнитель работ по государственной кадастровой оценке земель в рамках гарантийных обязательств осуществляет расчет кадастровой стоимости земельного участка, который направляет заказчику. Заказчик в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 29.01.2009 N 03-05-06-02/05 обеспечивает внесение обратным числом на указанную дату изменений в нормативный правовой акт об утверждении кадастровой стоимости только земельных участков, стоимость которых в процессе проверки исправлена.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Пункт 5 указанного положения к полномочиям Росреестра относит осуществление в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также организацию проведения государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 4 данного положения установлено, что Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
Согласно приказу Росреестра от 26.12.2011 N П/531 руководители территориальных органов Росреестра вправе обеспечить контроль исполнения федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" полномочий по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного исключение из числа ответчиков ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Калужской области неправомерно.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Калужской области от 23.01.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные недостатки, правильно определить предмет и выяснить фактические обстоятельства возникшего спора, установить имеет ли место в данном случае бездействие Управления Росреестра по Калужской области в части утверждения измененных характеристик спорного земельного участка.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Калужской области от 23.01.2013 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 по делу N А23-4067/2012 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Е.Н.РАДЮГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)