Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Гуровой Т.С., Споткай Л.Е.,
секретаря судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "ЭЛИТЖИЛСТРОЙ": Половинкина А.В., представителя по доверенности от 06.05.2013; Фролова А.А., представителя по доверенности от 30.05.2013;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: Зоркиной И.В., представителя по доверенности от 28.12.2012 N 70-55/311,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 2 апреля 2013 года по делу N А33-20404/2012, принятое судьей Лесковым Р.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭЛИТЖИЛСТРОЙ" (ИНН 2460027559, ОГРН 1022401786110, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290, г. Красноярск), в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, г. Красноярск):
1. Установить на 01 января 2011 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 17 306 000 (Семнадцать миллионов триста шесть тысяч) рублей, соответствующем его рыночной стоимости определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке N 10-зем/05/12 от 25.06.2012 года; установить на 01 января 2011 года удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 1356,9 рубля, соответствующем рыночной стоимости одного квадратного метра данного земельного участка; определить датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости дату изготовления мотивированного решения арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу.
2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю внести в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные статьей 24.20 федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 17 306 000 рублей, равном его рыночной стоимости, сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 1356,9 рубля, соответствующем рыночной стоимости одного квадратного метра данного земельного участка.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 3 января 2013 года к участию в деле привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 2 апреля 2013 года иск удовлетворен частично - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 установлена равной 17 306 000 рублей в соответствии с рыночной стоимостью, определенной на 01.01.2011 в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке N 10-зем/05/12 от 25.06.2012, с определением удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 1356 рублей 90 копеек, соответствующем рыночной стоимости одного квадратного метра данного земельного участка.
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 17 306 000 рублей, равном его рыночной стоимости, сведения о об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 1356 рублей 90 копеек, соответствующем рыночной стоимости одного квадратного метра данного земельного участка.
В части установления данной кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости с 01.01.2011 отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчики обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Учреждение оспаривает вывод суда о предъявлении требования об установлении кадастровой стоимости к учреждению как к надлежащему ответчику.
Учреждение считает, что отчет N 10-зем/05/12 является ненадлежащим доказательством, поскольку только публично-правовое образование может выступать заказчиком услуг по определению рыночной стоимости земельного участка. Указанный отчет заказан истцом, поэтому сведения данного отчета не могут быть использованы для установления рыночной стоимости участка.
Учреждение повторно заявляет довод о том, что вопрос о пересмотре кадастровой стоимости должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решением - в судебном порядке.
Управление указало, что не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, так как не является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель, а также лицом, заинтересованным в результате рассмотрения споров о величине кадастровой стоимости земельных участков.
В отзывах на жалобы истец указал, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения. Указал, что является арендатором земельного участка, считает ответчиков надлежащими.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290, г. Красноярск), в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю, Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом, дело рассматривается в их отсутствие на основании статьи 156 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ООО "Элитжилстрой" на основании договора аренды N 1416 от 11.08.2009, подписанного с департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Белинского, юго-восточнее сквера им.А.Дубенского, площадью 1254 кв. м, кадастровый номер 24:50:00 00 000:420, категория земель - земли населенных пунктов, для использования в целях строительства общественно-коммерческого комплекса с картинной галерей и инженерным обеспечением.
Согласно п. 2.1. договора аренды, срок аренды определен с 23.07.2009 по 22.07.2012.
В соответствии со штампом регистрационного органа на договоре аренды, последний прошел процедуру государственной регистрации 28.08.2009 (номер записи о государственной регистрации 24-24-01/151/2009-324).
Земельный участок с КН 24:50:00 00 000:420 поставлен на государственный кадастровый учет 15.05.2009, что следует из кадастрового паспорта земельного участка N 24ЗУ/09-146091. Согласно данного кадастрового паспорта кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 97 436 988 рублей 88 копеек с УПКС 7639 рублей 72 копейки за 1 кв. м. Как следует из отзыва ФГБУ "ФКП Росреестра по Красноярскому краю" и кадастрового паспорта от 30.03.2012. N 24/12-82939 актуальная кадастровая стоимость данного земельного участка с 01.01.2012 установлена в размере 92 462 291 рубль 18 копеек с УПКС - 7249 рублей 67 копеек/кв. м, основанием установления данной кадастровой стоимости является - Постановление Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-П (в редакции Постановления Правительства Красноярского края от 19.06.2012 N 287-П, от 04.012.2012 N 638-П, от 27.12.2012 N 720-П), утверждена кадастровая стоимость земельных участков, состоянию на кадастровом учета по состоянию на 01.01.2011 (Приложение N 1), а также определены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов (Приложение N 2). В соответствии с Таблицей N 48 (приложения N 1, порядковый номер 859) кадастровая стоимость земельного участка 24:50:0000000:420 установлена в размере 92 462 291 рублей 18 копеек, с УПКС 7249 рублей 67 копеек.
Считая, данную кадастровую стоимость земельного участка завышенной, истцом, посредством заключения 31.05.2012 договора N 10-зем/05/12 на проведение оценки с обществом с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка", произведена оценка рыночной стоимости земельного участка с КН 24:50:0000000:420. Согласно Отчету N 10-зем/05/12 об оценке рыночной стоимости земли от 25.06.2012, рыночная стоимость земельного участка с КН 24:50:0000000:420 на 01.01.2011 определена в размере 17 306 000 рублей.
Некоммерческим партнерством СРО "Деловой Союз Оценщиков" в период с 26.06.2012 по 04.09.2012 проведена экспертиза отчета, по итогам которого 04.09.2012 составлено Положительное экспертное заключение N 657/09/12 на отчет N 10-зем/05/12 об оценке рыночной стоимости земли от 25.06.2012.
В соответствии с выводом экспертного заключения (л.11 Экспертного заключения) - отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в т.ч. требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой Союз Оценщиков".
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ). Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии со ст. 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в договоре аренды земельного участка в соответствии со следующей методикой:
А = Кс x К1 x К2,
где:
- А - арендная плата за земельный участок в год (рублей);
- Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);
- К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
- К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.
Коэффициенты К1 и К2 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности.
ООО "Элитжилстрой" на основании договора аренды N 1416 от 11.08.2009, подписанного с департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Белинского, юго-восточнее сквера им.А.Дубенского, площадью 1254 кв. м, кадастровый номер 24:50:00 00 000:420, категория земель - земли населенных пунктов, для использования в целях строительства общественно-коммерческого комплекса с картинной галерей и инженерным обеспечением и следовательно является плательщиком арендной платы, определяемой исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
При этом права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Вышеизложенная методика определения размера арендной платы установлена и в договоре аренды N 1416 от 11.08.2009 г.
Согласно пункту 4 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Как следует из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении N 913/2011 от 28.06.2011, требования о изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
В дело представлен отчет общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка" о рыночной стоимости земельного участка с КН 24:50:00 00 000:420. Согласно Отчету N 10-зем/05/12 об оценке рыночной стоимости земли от 25.06.2012, рыночная стоимость земельного участка с КН 24:50:00 00 000:420 на 01.01.2011 определена в размере 17 306 000 рублей.
Некоммерческим партнерством СРО "Деловой Союз Оценщиков" в период с 26.06.2012 по 04.09.2012 проведена экспертиза отчета, по итогам которого 04.09.2012 составлено Положительное экспертное заключение N 657/09/12 на отчет N 10-зем/05/12 об оценке рыночной стоимости земли от 25.06.2012.
В соответствии с выводом экспертного заключения (л.11 Экспертного заключения) - отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в т.ч. требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой Союз Оценщиков".
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в альтернативном порядке, либо в арбитражном суде, либо (или) в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Ссылка ответчиков на то, что представленный Истцом отчет N 10-зем/05/12 получен с нарушением положений Закона об оценочной деятельности, так как оценка может проводиться исключительно по заказу собственника, отклоняется апелляционным судом, поскольку основана на неверном толковании абзаца 11 статьи 10 Закона об оценочной деятельности.
Довод ответчиков о том, что между датой оценки и датой составления отчета N 10-зем/05/12 имеется период времени, значительно превышающий 3 месяца, что противоречит пункту 8 федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256, основан на неверном толковании правовой нормы, так как проведение оценки рыночной стоимости земельного участка собственником в данном случае не является обязательным и зависит от его воли.
Истец по настоящему делу не обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, выбрав судебный порядок установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Как следует из императивного характеры нормы, изложенной в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Следовательно, требования истца об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером КН 24:50:00 00 000:420 в размере 17 306 000 рублей соответствующем его рыночной стоимости определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке N 10-зем/05/12 от 07.12.12 удовлетворены правомерно.
Требования о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные статьей 24.20 федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 17 306 000 рублей, равном его рыночной стоимости, сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 1356,9 рубля, соответствующем рыночной стоимости одного квадратного метра данного земельного участка также обосновано удовлетворены в части возложения обязанностей по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 17 306 000 рублей, равном его рыночной стоимости и об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 1356,9 рубля.
Судом обоснованно отказано во внесении изменений с 01.01.2011 со ссылкой на то, что данные действия должны быть произведены в будущем, во исполнение принятого судебного акта. Из правовой позиции, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, следует, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Следовательно, требование общества об установлении судом рыночной стоимости земельного участка с иного момента, в данном случае с 01.01.2011, не соответствует вышеуказанной позиции.
Суд правомерно признал надлежащими ответчиками по требованию об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости как управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, так и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:
- - осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;
- - организует проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Согласно пункту 1 положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/146, Управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Следовательно, на него, как на территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, также возлагаются функции по осуществлению государственного кадастрового учета, ведению государственного кадастра недвижимости, организации проведения государственной кадастровой оценки. Территориальные органы управления Росреестра не устраняются от исполнения полномочий по определению кадастровой стоимость в полном объеме, продолжают контролировать вопросы определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных или качественных характеристик.
В соответствии со статьей 24.20. Закона об оценочной деятельности, в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости", пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р и приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Таким образом, приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 орган государственной регистрации, кадастра и картографии наделил соответствующими полномочиями государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Для предоставления интересов и их защиты на территории Красноярского края создан филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю (пункт 26 приложения к уставу федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии").
Таким образом, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков на территории Красноярского края в государственный кадастр недвижимости.
Правовой анализ содержания норм главы III.1. Закона об оценочной деятельности позволяет сделать вывод, что ответчиками по исковому требованию об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной кадастровой оценки (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) в лице его территориального органа - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы ответчиков, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены решения от 2 апреля 2013 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-20404/2012.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 2 апреля 2013 года по делу N А33-20404/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
Т.С.ГУРОВА
Л.Е.СПОТКАЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2013 ПО ДЕЛУ N А33-20404/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2013 г. по делу N А33-20404/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Гуровой Т.С., Споткай Л.Е.,
секретаря судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "ЭЛИТЖИЛСТРОЙ": Половинкина А.В., представителя по доверенности от 06.05.2013; Фролова А.А., представителя по доверенности от 30.05.2013;
- от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю: Зоркиной И.В., представителя по доверенности от 28.12.2012 N 70-55/311,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 2 апреля 2013 года по делу N А33-20404/2012, принятое судьей Лесковым Р.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЭЛИТЖИЛСТРОЙ" (ИНН 2460027559, ОГРН 1022401786110, г. Красноярск) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290, г. Красноярск), в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, г. Красноярск):
1. Установить на 01 января 2011 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 17 306 000 (Семнадцать миллионов триста шесть тысяч) рублей, соответствующем его рыночной стоимости определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке N 10-зем/05/12 от 25.06.2012 года; установить на 01 января 2011 года удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 1356,9 рубля, соответствующем рыночной стоимости одного квадратного метра данного земельного участка; определить датой утверждения результатов определения кадастровой стоимости дату изготовления мотивированного решения арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу.
2. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю внести в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные статьей 24.20 федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 17 306 000 рублей, равном его рыночной стоимости, сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 1356,9 рубля, соответствующем рыночной стоимости одного квадратного метра данного земельного участка.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 3 января 2013 года к участию в деле привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 2 апреля 2013 года иск удовлетворен частично - кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 установлена равной 17 306 000 рублей в соответствии с рыночной стоимостью, определенной на 01.01.2011 в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке N 10-зем/05/12 от 25.06.2012, с определением удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 1356 рублей 90 копеек, соответствующем рыночной стоимости одного квадратного метра данного земельного участка.
На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 17 306 000 рублей, равном его рыночной стоимости, сведения о об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 1356 рублей 90 копеек, соответствующем рыночной стоимости одного квадратного метра данного земельного участка.
В части установления данной кадастровой стоимости и удельного показателя кадастровой стоимости с 01.01.2011 отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчики обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
Учреждение оспаривает вывод суда о предъявлении требования об установлении кадастровой стоимости к учреждению как к надлежащему ответчику.
Учреждение считает, что отчет N 10-зем/05/12 является ненадлежащим доказательством, поскольку только публично-правовое образование может выступать заказчиком услуг по определению рыночной стоимости земельного участка. Указанный отчет заказан истцом, поэтому сведения данного отчета не могут быть использованы для установления рыночной стоимости участка.
Учреждение повторно заявляет довод о том, что вопрос о пересмотре кадастровой стоимости должен разрешаться органами исполнительной власти, а при несогласии с их решением - в судебном порядке.
Управление указало, что не может являться надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, так как не является субъектом, участвующим в проведении государственной кадастровой оценки земель, а также лицом, заинтересованным в результате рассмотрения споров о величине кадастровой стоимости земельных участков.
В отзывах на жалобы истец указал, что обжалуемое решение является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения. Указал, что является арендатором земельного участка, считает ответчиков надлежащими.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290, г. Красноярск), в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю, Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации г. Красноярска в судебное заседание представителей не направили, извещены надлежащим образом, дело рассматривается в их отсутствие на основании статьи 156 АПК РФ.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.
ООО "Элитжилстрой" на основании договора аренды N 1416 от 11.08.2009, подписанного с департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Белинского, юго-восточнее сквера им.А.Дубенского, площадью 1254 кв. м, кадастровый номер 24:50:00 00 000:420, категория земель - земли населенных пунктов, для использования в целях строительства общественно-коммерческого комплекса с картинной галерей и инженерным обеспечением.
Согласно п. 2.1. договора аренды, срок аренды определен с 23.07.2009 по 22.07.2012.
В соответствии со штампом регистрационного органа на договоре аренды, последний прошел процедуру государственной регистрации 28.08.2009 (номер записи о государственной регистрации 24-24-01/151/2009-324).
Земельный участок с КН 24:50:00 00 000:420 поставлен на государственный кадастровый учет 15.05.2009, что следует из кадастрового паспорта земельного участка N 24ЗУ/09-146091. Согласно данного кадастрового паспорта кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 97 436 988 рублей 88 копеек с УПКС 7639 рублей 72 копейки за 1 кв. м. Как следует из отзыва ФГБУ "ФКП Росреестра по Красноярскому краю" и кадастрового паспорта от 30.03.2012. N 24/12-82939 актуальная кадастровая стоимость данного земельного участка с 01.01.2012 установлена в размере 92 462 291 рубль 18 копеек с УПКС - 7249 рублей 67 копеек/кв. м, основанием установления данной кадастровой стоимости является - Постановление Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п.
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-П (в редакции Постановления Правительства Красноярского края от 19.06.2012 N 287-П, от 04.012.2012 N 638-П, от 27.12.2012 N 720-П), утверждена кадастровая стоимость земельных участков, состоянию на кадастровом учета по состоянию на 01.01.2011 (Приложение N 1), а также определены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов (Приложение N 2). В соответствии с Таблицей N 48 (приложения N 1, порядковый номер 859) кадастровая стоимость земельного участка 24:50:0000000:420 установлена в размере 92 462 291 рублей 18 копеек, с УПКС 7249 рублей 67 копеек.
Считая, данную кадастровую стоимость земельного участка завышенной, истцом, посредством заключения 31.05.2012 договора N 10-зем/05/12 на проведение оценки с обществом с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка", произведена оценка рыночной стоимости земельного участка с КН 24:50:0000000:420. Согласно Отчету N 10-зем/05/12 об оценке рыночной стоимости земли от 25.06.2012, рыночная стоимость земельного участка с КН 24:50:0000000:420 на 01.01.2011 определена в размере 17 306 000 рублей.
Некоммерческим партнерством СРО "Деловой Союз Оценщиков" в период с 26.06.2012 по 04.09.2012 проведена экспертиза отчета, по итогам которого 04.09.2012 составлено Положительное экспертное заключение N 657/09/12 на отчет N 10-зем/05/12 об оценке рыночной стоимости земли от 25.06.2012.
В соответствии с выводом экспертного заключения (л.11 Экспертного заключения) - отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в т.ч. требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой Союз Оценщиков".
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ). Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В соответствии со ст. 12 Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется в договоре аренды земельного участка в соответствии со следующей методикой:
А = Кс x К1 x К2,
где:
- А - арендная плата за земельный участок в год (рублей);
- Кс - кадастровая стоимость земельного участка (рублей);
- К1 - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
- К2 - коэффициент, учитывающий категорию арендатора.
Коэффициенты К1 и К2 определяются решениями органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, на территории которых расположены передаваемые в аренду земельные участки, исходя из принципа экономической обоснованности.
ООО "Элитжилстрой" на основании договора аренды N 1416 от 11.08.2009, подписанного с департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Белинского, юго-восточнее сквера им.А.Дубенского, площадью 1254 кв. м, кадастровый номер 24:50:00 00 000:420, категория земель - земли населенных пунктов, для использования в целях строительства общественно-коммерческого комплекса с картинной галерей и инженерным обеспечением и следовательно является плательщиком арендной платы, определяемой исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
При этом права общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Вышеизложенная методика определения размера арендной платы установлена и в договоре аренды N 1416 от 11.08.2009 г.
Согласно пункту 4 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как следует из статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Как следует из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении N 913/2011 от 28.06.2011, требования о изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
В дело представлен отчет общества с ограниченной ответственностью "Альянс-Оценка" о рыночной стоимости земельного участка с КН 24:50:00 00 000:420. Согласно Отчету N 10-зем/05/12 об оценке рыночной стоимости земли от 25.06.2012, рыночная стоимость земельного участка с КН 24:50:00 00 000:420 на 01.01.2011 определена в размере 17 306 000 рублей.
Некоммерческим партнерством СРО "Деловой Союз Оценщиков" в период с 26.06.2012 по 04.09.2012 проведена экспертиза отчета, по итогам которого 04.09.2012 составлено Положительное экспертное заключение N 657/09/12 на отчет N 10-зем/05/12 об оценке рыночной стоимости земли от 25.06.2012.
В соответствии с выводом экспертного заключения (л.11 Экспертного заключения) - отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в т.ч. требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартам и правилам оценочной деятельности Саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческого партнерства "Деловой Союз Оценщиков".
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в альтернативном порядке, либо в арбитражном суде, либо (или) в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия). Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Ссылка ответчиков на то, что представленный Истцом отчет N 10-зем/05/12 получен с нарушением положений Закона об оценочной деятельности, так как оценка может проводиться исключительно по заказу собственника, отклоняется апелляционным судом, поскольку основана на неверном толковании абзаца 11 статьи 10 Закона об оценочной деятельности.
Довод ответчиков о том, что между датой оценки и датой составления отчета N 10-зем/05/12 имеется период времени, значительно превышающий 3 месяца, что противоречит пункту 8 федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256, основан на неверном толковании правовой нормы, так как проведение оценки рыночной стоимости земельного участка собственником в данном случае не является обязательным и зависит от его воли.
Истец по настоящему делу не обращался в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Красноярскому краю, выбрав судебный порядок установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Как следует из императивного характеры нормы, изложенной в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Следовательно, требования истца об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером КН 24:50:00 00 000:420 в размере 17 306 000 рублей соответствующем его рыночной стоимости определенной в индивидуальном порядке в соответствии с отчетом об оценке N 10-зем/05/12 от 07.12.12 удовлетворены правомерно.
Требования о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю обязанности по внесению в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные статьей 24.20 федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 17 306 000 рублей, равном его рыночной стоимости, сведения об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 1356,9 рубля, соответствующем рыночной стоимости одного квадратного метра данного земельного участка также обосновано удовлетворены в части возложения обязанностей по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 17 306 000 рублей, равном его рыночной стоимости и об удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 24:50:0000000:420 в размере 1356,9 рубля.
Судом обоснованно отказано во внесении изменений с 01.01.2011 со ссылкой на то, что данные действия должны быть произведены в будущем, во исполнение принятого судебного акта. Из правовой позиции, сформированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010, следует, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Следовательно, требование общества об установлении судом рыночной стоимости земельного участка с иного момента, в данном случае с 01.01.2011, не соответствует вышеуказанной позиции.
Суд правомерно признал надлежащими ответчиками по требованию об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости как управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, так и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе:
- - осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; ведение государственного реестра кадастровых инженеров; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); государственный земельный контроль; предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости;
- - организует проведение государственной кадастровой оценки; проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти.
Согласно пункту 1 положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, утвержденного приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 19.04.2010 N П/146, Управление является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Следовательно, на него, как на территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, также возлагаются функции по осуществлению государственного кадастрового учета, ведению государственного кадастра недвижимости, организации проведения государственной кадастровой оценки. Территориальные органы управления Росреестра не устраняются от исполнения полномочий по определению кадастровой стоимость в полном объеме, продолжают контролировать вопросы определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных или качественных характеристик.
В соответствии со статьей 24.20. Закона об оценочной деятельности, в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета. В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости", пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р и приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости наделено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Таким образом, приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 орган государственной регистрации, кадастра и картографии наделил соответствующими полномочиями государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Для предоставления интересов и их защиты на территории Красноярского края создан филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Красноярскому краю (пункт 26 приложения к уставу федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии").
Таким образом, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю является непосредственным исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельных участков на территории Красноярского края в государственный кадастр недвижимости.
Правовой анализ содержания норм главы III.1. Закона об оценочной деятельности позволяет сделать вывод, что ответчиками по исковому требованию об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной кадастровой оценки (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии) в лице его территориального органа - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Красноярскому краю.
Таким образом, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы ответчиков, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции не состоятельными и не могут служить основанием для отмены решения от 2 апреля 2013 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-20404/2012.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 2 апреля 2013 года по делу N А33-20404/2012 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
О.В.ПЕТРОВСКАЯ
Судьи
Т.С.ГУРОВА
Л.Е.СПОТКАЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)