Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.06.2013 ПО ДЕЛУ N А48-4294/2012

Разделы:
Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2013 г. по делу N А48-4294/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 июня 2013 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мокроусовой Л.М.,
судей Поротикова А.И.,
Суховой И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баткаевой А.Р.,
при участии:
от ОАО "Северсталь-метиз": Кононовой Ю.В., представителя по доверенности N 213/12 от 01.01.2013,
от Управления Росреестра по Орловской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" по Орловской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от Правительства Орловской области в лице Управления государственного имущества Орловской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 05.04.2013 по делу N А48-4294/2012 (судья Карасев В.В.), по иску открытого акционерного общества "Северсталь-метиз" (ОГРН 1043500252058 ИНН 3528090760) в лице филиала "Орловский" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (ОГРН 1045753008212 ИНН 5753035940), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Орловской области (ОГРН 1027700485757 ИНН 7705401340) о возложении обязанности внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, третье лицо: Правительство Орловской области в лице Управления государственного имущества Орловской области (ОГРН 1025700833784 ИНН 5753004003),

установил:

открытое акционерное общество "Северсталь-метиз" (ОАО "Северсталь-метиз", истец) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском (с учетом уточнения) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области (Управление, Росреестра по Орловской области ответчик) об установлении кадастровой стоимости земельного участка, общей площадью 796 825 кв. м, равной рыночной стоимости в размере 128 138 000 руб., о возложении обязанности внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка.
К участию в деле в качестве соответчика, было привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Орловской области в лице филиала (ФГБУ "ФКП Росреестра по Орловской области в лице филиала, ответчик).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Правительство Орловской области в лице Управления государственного имущества Администрации Орловской области (третье лицо).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 05.04.2013 исковые требования были удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 796 825 кв. м, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, сельское поселение Платоновское, ул. Раздольная, 105, кадастровый номер 57:10:0040101:4563 равной рыночной стоимости в размере 128 138 000 руб. и обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Орловской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 57:10:0040101:4563, общей площадью 796 825 кв. м, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, сельское поселение Платоновское, ул. Раздольная, 105 равной рыночной стоимости земельного участка в размере 128 138 000 руб. по состоянию на 13.09.2012. В части требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области производство по делу прекращено в связи с принятие отказа от иска.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Орловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении исковых требований.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Управление Росреестра по Орловской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Орловской области, Правительство Орловской области в лице Управления государственного имущества Орловской области не явились.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения вышеуказанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривалась в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ОАО "Северсталь-метиз" возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права 57-АБ N 335145 от 28.09.2012, земельный участок, общей площадью 796 825 кв. м, находящийся по адресу: Орловская область, Орловский район, с/п Платоновское, ул. Раздольная, 105, с кадастровым номером: 57:10:0040101:4563, видом разрешенного использования - для размещения завода, из категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, принадлежит ОАО "Северсталь-метиз" на праве собственности.
Постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2011 N 470 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, предоставленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области.
Удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка определен в размере 293 руб. 63 коп. за 1 кв. м, в связи с чем, кадастровая стоимость участка составила 233 971 724 руб. 75 коп. Указанные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости и отражены в кадастровом паспорте земельного участка.
Ссылаясь на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
В обоснование исковых требований истцом был представлен суду отчет N О-03/09/12-1, составленный ООО "АБК - Активные Бизнес Консультации" 02.10.2012, согласно которому, рыночная стоимость земельного участка, общей площадью 796 825 кв. м, находящегося по адресу: Орловская область, Орловский район, с/п Платоновское, ул. Раздольная, 105, с кадастровым номером 57:10:0040101:4563, по состоянию на 13.09.2012 с учетом округления до тысяч руб., составляет 128 138 000 руб.
Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" выдало положительное экспертное заключение N Э-140912 от 10.10.2012, утвержденное председателем Экспертного совета, о том, что вышеуказанный отчет N О-03/09/12-1 о стоимости спорного земельного участка признан соответствующим требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.
Управление государственного имущества Орловской области в отзыве указало, что все отчетные материалы по государственной кадастровой оценке земель, в том числе и спорного участка, прошли экспертизу в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и получили положительное заключение.
Арбитражный суд первой инстанции, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, нашел исковые требования к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Орловской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При этом суд руководствовался следующим.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения были утверждены постановлением Правительства Орловской области от 30.12.2011 N 470.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса действует в редакции Закона N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Согласно представленному истцом отчету N О-03/09/12-1 от 02.10.2012 об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 57:10:0040101:4563, общей площадью 796 825 кв. м, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, с/п Платоновское, ул. Раздольная, 105, рыночная стоимость последнего составила 128 138 000 руб.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из письменных доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доказательств несоответствия данного отчета требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, лицами, участвующими в деле, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено, несмотря на разъяснение судом первой инстанции права предоставления доказательств, опровергающих достоверность отчета.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
При рассмотрении дела судом первой инстанции неоднократно ставился вопрос о назначении экспертизы с целью установления действительной рыночной стоимости спорного участка, однако, ходатайства о назначении экспертизы или о проведении иной независимой оценки заявлено не было и каких-либо доказательств в подтверждение несогласия с представленным истцом отчетом в материалы дела не представлено.
Исследовав представленный в материалы дела отчет независимого оценщика Калужских В.Д., судебная коллегия не находит оснований считать его неполным или недостоверным и считает возможным основываться на его данных в силу следующего.
Вопрос об оценке соответствия кадастровой стоимости его рыночной оценке требует специальных познаний в области оценочной деятельности, в связи с чем, предъявляются особые требования к квалификации лица, производящего оценку.
Из содержания отчета следует, что оценщик обладает специальным образованием (диплом и свидетельство о повышении квалификации), является членом СРО оценщиков, в установленном законом порядке застрахована его ответственность и ответственность юридического лица, с которым он состоит в трудовых отношениях.
Выводы, изложенные в отчете, соответствуют предмету исследования, данным об объекте оценки, имеющимся в материалах дела, содержат необходимые обоснования и разъяснения. Использованные в расчетах допущения и ограничения обоснованы и мотивированы.
В качестве ценообразующих факторов оценщиком приняты во внимание местоположение участка, его количественные и качественные характеристики, данные о правах, ограничениях, разрешенном использовании, экономических условиях земельного рынка Орловской области.
При определении рыночной стоимости был использован сравнительный подход и соответствующий ему метод оценки - сравнения продаж. В мотивировочной части приведены аргументы в пользу такого выбора и причины предпочтения относительно затратного и доходного подхода, нецелесообразности использования методов выделения, капитализации земельной ренты, остатка и предполагаемого использования.
Судебная коллегия находит такой подход обоснованным и соответствующим целям определения рыночной цены для установления его кадастровой стоимости как объективного показателя его действительной экономической привлекательности.
Оценщиком собрано достаточное количество объектов-аналогов, приведено их описание и источники информации. В тексте отчета подробно изложены используемые корректировки (процентные и стоимостные), поправки, применяемые к стоимости аналогов исходя из их неучитываемой индивидуальности, значения весовых коэффициентов.
Кроме того, отчет содержит данные о терминах, методической литературе и законодательной основе произведенного исследования.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает необходимости в экспертном заключении как еще одном письменном доказательстве, полученном с использованием специальных познаний.
Ответчиком и третьими лицами также не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что при оценке были использования недостоверные данные или иные обстоятельства повлияли на правильность выводов, изложенных в отчете.
Статьей 17.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Из положения данной статьи следует, что под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на: соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности; подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
В материалах дела имеется положительное заключение Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" о правильности избранных оценщиком подходов и методов и о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Применительно к статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости могут являться:
- - недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- - установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Таким образом, в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ) суд правомерно счел возможным установить кадастровую стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, равной его рыночной стоимости в размере 128 138 000 руб. на календарную дату, по состоянию на которую, была установлена его кадастровая стоимость, то есть на 13.09.2012.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что иск был предъявлен к ненадлежащему ответчику, не могут повлиять на правильность выводов суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 2.1 "Положения о филиале федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" целью деятельности филиала является, в том числе, осуществление на территории Орловской области полномочий учреждения по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной кадастровой оценке, а также оказанию государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Согласно Приказу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N 123/66 от 14.09.2010 с 15.09.2010 полномочия органа кадастрового учета в Орловской области осуществляет филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Орловской области.
При возложении обязанности внести изменения в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 57:10:0040101:4563, общей площадью 796 825 кв. м, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, сельское поселение Платоновское, ул. Раздольная на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Орловской области в лице филиала ФГБУ ФКП Росреестра по Орловской области суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 и сложившейся судебной практикой по данной категории дел.
Таким образом, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены принятого судебного акта.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на заявителя жалобы. На основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины. Таким образом, оснований для взыскания или возврата государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 05.04.2013 по делу N А48-4294/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья
Л.М.МОКРОУСОВА

Судьи
А.И.ПОРОТИКОВ
И.Б.СУХОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)