Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 20.05.2013 ПО ДЕЛУ N А72-7919/2012

Разделы:
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 мая 2013 г. по делу N А72-7919/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Карповой В.А., Вильданова Р.А.,
при участии представителей:
истца - Исакидиса Э.Г. (доверенность от 09.01.2013),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.12.2012 (судья Крамаренко Т.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013 (председательствующий судья Романенко С.Ш., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А72-7919/2012
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Ульяновскнефтепродукт", г. Ульяновск (ИНН 7300000036, ОГРН 1027301163251) к администрации города Ульяновска (ИНН 7303014573, ОГРН 1027301171446), третьи лица: Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, о признании незаконными действий органа местного самоуправления и урегулировании разногласий по договору,

установил:

закрытое акционерное общество "Ульяновскнефтепродукт" (далее - ЗАО "Ульяновскнефтепродукт") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к администрации города Ульяновска о признании незаконными действия администрации города Ульяновска по отказу в установлении цены приобретения в собственность ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" земельного участка с кадастровым номером 73:24:020602:67, расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, 50, в размере 85 311 руб. Пункт 1.1 договора купли-продажи недвижимого имущества от 15.05.2012 N 325 изложить в следующей редакции:
"Продавец продает, а Покупатель приобретает на условиях, изложенных в настоящем договоре земельный участок площадью 2082,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Оренбургская, д. 50 (земли населенных пунктов, территориальная зона ПК 1), под автозаправочной станцией, кадастровый номер объекта 73:24:020602:67 согласно кадастровому паспорту (Приложение N 1) за 85 311 руб. (восемьдесят пять тысяч триста одиннадцать рублей)".
Пункт 2.1 договора купли-продажи недвижимого имущества от 15.05.2012 N 325 изложить в следующей редакции:
"Оплата стоимости приобретаемого имущества в размере 85 311 руб. осуществляется Покупателем в течение 10 дней с момента подписания договора на счет УФК по Ульяновской области (Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска) ИНН 7303006082 КПП 732501001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г. Ульяновск БИК 047308001 код ОКАТО 73401000000 р/счет 40101810100000010003 код 41011406012040000430".
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, по ходатайству истца привлечены: Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Ульяновской области.
Определением от 09.10.2012 судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Правительство Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 05.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013, исковые требования удовлетворены частично. Принят пункт 1.1 договора купли-продажи недвижимого имущества от 15.05.2012 N 325 в редакции ЗАО "Ульяновскнефтепродукт":
"Продавец продает, а Покупатель приобретает на условиях, изложенных в настоящем договоре земельный участок площадью 2082,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Оренбургская, д. 50 (земли населенных пунктов, территориальная зона ПК 1), под автозаправочной станцией, кадастровый номер объекта 73:24:020602:67 согласно кадастровому паспорту (Приложение N 1) за 85 311 руб. (восемьдесят пять тысяч триста одиннадцать рублей)".
Принят пункт 2.1 договора купли-продажи недвижимого имущества от 15.05.2012 N 325 в редакции ЗАО "Ульяновскнефтепродукт":
"Оплата стоимости приобретаемого имущества в размере 85 311 руб. осуществляется Покупателем в течение 10 дней с момента подписания договора на счет УФК по Ульяновской области (Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска) ИНН 7303006082 КПП 732501001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области г. Ульяновск БИК 047308001 код ОКАТО 73401000000 р/счет 40101810100000010003 код 41011406012040000430".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе администрации города Ульяновска просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013 отменить, в удовлетворении требований ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между администрацией г. Ульяновска (Арендодателем) и ЗАО "Ульяновскнефтепродукт", муниципальным образованием "Город Лесной" Свердловской области (Арендаторы) был заключен договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора от 12.07.2004 N 24-2-010585, по условиям которого Арендодатель предоставил Арендаторам земельный участок площадью 2338,2 кв. м с кадастровым номером 73:24:020602:021, расположенный по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, 50 (л.д. 32 - 44).
На указанном земельном участке расположена автомобильная заправочная станция N 79 с кадастровым номером 73:24:010602:21:0213970000, принадлежащая арендаторам на праве долевой собственности.
На основании мирового соглашения от 01.08.2008, утвержденного постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2008 по делу N А72-1820/2008, доля муниципального образования "Город Лесной" в АЗС N 79 перешла в ООО "Ульяновскнефтепродукт" (л.д. 45 - 57).
ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" 28.12.2010 зарегистрировано право собственности на автомобильную заправочную станцию N 79, расположенную по адресу: г. Ульяновск, ул. Оренбургская, 50, (свидетельства о государственной регистрации права 73-АА N 19737) (л.д. 58).
На основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от 09.11.2010 N 7324/107/10/-177 от представителя Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска и межевого плана от 03.11.2010, 29.11.2010 произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 73:24:020602:021 на земельные участки с номерами: 73:24:020602:67, 73:24:020602:68, 73:24:020602:69, расположенные по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Оренбургская. Земельному участку под АЗС N 79 был присвоен кадастровый номер 73:24:020602:67, его площадь составила 2082 кв. м, кадастровая стоимость - 1 137 479,88 руб. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 30.11.2010 (л.д. 59).
30 декабря 2011 года ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" обратилось в администрацию г. Ульяновска с заявлением от 29.12.2011 N 1493 о предоставлении в собственность общества земельного участка площадью 2082 кв. м с кадастровым номером 73:24:020602:67, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий ему на праве собственности. Заявление получено адресатом 10.01.2012 (л.д. 62 - 65).
23 января 2012 года в адрес ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" было направлено письмо о необходимости представить дополнительные документы в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 (л.д. 113).
Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области. Данное постановление вступило в законную силу с 28.01.2012.
Согласно указанному постановлению кадастровая стоимость спорного земельного участка стала составлять 7 334 365,02 руб. (л.д. 107).
Постановлением администрации г. Ульяновска от 22.02.2012 N 745 принято решение о передаче ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" в собственность земельного участка площадью 2082,0 кв. м с кадастровым номером 73:24:020602:67, по ул. Оренбургской, д. 50 в Заволжском районе г. Ульяновска, под автозаправочной станцией (л.д. 66).
После вынесения данного постановления, Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска было подано заявление в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ульяновской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области) о внесении изменений в кадастровый паспорт земельного участка в части его адреса: в представленном кадастровом паспорте от 27.12.2011 N 73-02/11-42672 не был отражен номер дома (л.д. 59).
Соответственно, Комитетом был получен новый кадастровый паспорт спорного земельного участка от 19.04.2012 N 73-02/2012-41847, в котором был указан уточненный адрес земельного участка: ул. Оренбургская, 50 и новая кадастровая стоимость земельного участка - 7 334 365,02 руб. (л.д. 107 - 109).
15 июня 2012 года ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" был получен проект договора купли-продажи недвижимого имущества от 15.05.2012 N 325 (л.д. 67 - 70).
Согласно пункту 1.1 договора Продавец продает, а Покупатель приобретает на условиях, изложенных в настоящем договоре, земельный участок площадью 2082,0 кв. м, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Оренбургская, д. 50 (земля населенных пунктов, территориальная зона ПК1), под автозаправочной станцией, кадастровый номер 73:24:020602:67 согласно кадастровому паспорту (Приложение N 1) за 550 077,41 руб. (пятьсот пятьдесят тысяч семьдесят семь рублей сорок одна копейка).
В соответствии с пунктом 2.1 договора оплата стоимости приобретаемого имущества в размере 550 077,41 руб. производится Покупателем в течение 10 дней с момента подписания договора.
Кадастровая стоимость земельного участка была рассчитана на основании постановления Правительства Ульяновской области от 18.01.2012 N 21-П "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области".
При рассмотрении указанного проекта договора у истца возникли разногласия по вышеназванным пунктам.
10 июля 2012 года общество представило в администрацию г. Ульяновска оригиналы договора с протоколом разногласий от 10.07.2012, в котором были изменены пункты 1.1 и 2.1 договора (цена земельного участка определена в размере 85 311 руб. и рассчитана исходя из кадастровой стоимости земельного участка на дату подачи заявления от 29.12.2011 N 1493) (л.д. 71 - 72).
08 августа 2012 года в адрес общества поступило письмо Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска от 06.08.2012 N 17572-10, в котором сообщалось, что подготовленный истцом проект договора купли-продажи земельного участка по выкупной цене 85 311 руб. отклонен.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с вышеуказанными требованиями.
Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения обжалованные судебные акты, отклоняет доводы кассационной жалобы и исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставлено исключительное право на приватизацию данных земельных участков в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.
При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением (пункт 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Согласно пункту 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд указал, что ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" как собственник объекта недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка под ним с кадастровым номером 73:24:020602:67, площадью 2082,0 кв. м, расположенном по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Оренбургская, д. 50.
С заявлением от 29.12.2011 в адрес администрации был предоставлен полный пакет документов, предусмотренный Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475. Администрацией г. Ульяновска было принято решение от 22.02.2012 N 745 о передаче земельного участка о передаче земельного участка в собственность за плату. Обращение Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска в ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ульяновской области с заявлением о внесении изменений в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 73:24:020602:67 в части адреса земельного участка, являлось необоснованным.
При разрешении вопроса о том, на какой момент определяется выкупная цена земельного участка при его приватизации собственником расположенного на нем строения, здания, сооружения (пункт 1 статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации), суд принимает во внимание следующее.
Исходя из пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 11.05.1995 N 478 "О мерах по обеспечению гарантированного поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации" выкупная цена земли должна определяться на дату подачи в компетентный орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям, установленным для него законом. Указанный нормативный акт применялся после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации в силу статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", поскольку не противоречил Земельному кодексу Российской Федерации, не регулирующему указанный вопрос. Указом Президента Российской Федерации от 26.03.2003 N 370 Указ Президента Российской Федерации от 11.05.1995 N 478 был отменен.
Исходя из того, что обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, содержащий все существенные условия, возникает у уполномоченного органа с момента подачи лицом в этот орган заявления о приобретении прав на землю, соответствующего требованиям закона, выкупную цену земельного участка рекомендуется определять по состоянию на дату подачи такого заявления.
В условиях отсутствия законодательного регулирования данного вопроса, судебной практикой в целях устранения правовой неопределенности при разрешении споров о цене выкупа земельных участков и обеспечения гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельного участка, выработан подход, при котором при определении выкупной цены необходимо исходить из даты подачи заявки в уполномоченный орган (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2012 по делу N А57-8318/2011, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.06.2012 по делу N А57-8318/2011).
Также суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пунктам 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации выкупная цена земельного участка подлежит определению на момент подачи заинтересованным лицом заявления с приложением к нему необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 утвержден Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
ЗАО "Ульяновскнефтепродукт" 29.12.2011 обратилось в администрацию с заявлением о приватизации указанного земельного участка, к которому были приложены все необходимые документы, в соответствии с вышеуказанным Перечнем.
Достоверных сведений о том, что 23.01.2012 в адрес общества Комитетом было направлено письмо о предоставлении дополнительного пакета документов не представлено (л.д. 113).
Сведений о том, что обществом в адрес Комитета дополнительно направлялся необходимый пакет документов, также не имеется. Истец указанные обстоятельства отрицает.
Кроме того, имеется приказ о возложении исполнения обязанностей Генерального директора общества на Вержбицкого Алексея Вячеславовича, которым было подписано вышеуказанное заявление истца о выкупе земельного участка.
Таким образом, суд первой инстанции установил, что запрашивая указанный документ в письме от 23.01.2012, ответчик фактически им обладал.
При таких обстоятельствах при правильном применении судом норм материального и процессуального права, полном и всестороннем исследовании обстоятельств дела и имеющихся документов принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены либо изменения судебных актов, из кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 05.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013 по делу N А72-7919/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
И.Н.АФАНАСЬЕВ

Судьи
В.А.КАРПОВА
Р.А.ВИЛЬДАНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)