Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Пышкиной Н.Ю., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой А.В.,
без участия представителей сторон и третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012, принятое по делу N А65-13469/2012 судьей Хасаншиным И.А.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Вектор", г. Казань (ОГРН 1071690030301, ИНН 1659072979),
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва (ОГРН 1027700485757), в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
при участии третьих лиц: 1. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
2. Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань,
3. Муниципального образования г. Казани, в лице Исполнительного комитета,
4. Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань,
об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
ООО "Вектор", г. Казань, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань (далее - ответчик) об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:310202:12, общей площадью 5698 кв. м, по адресу: РТ, г. Казань, Московский район, ул. Автосервисная, д. 25, указав ее равной рыночной стоимости.
Определением суда от 11.05.2012 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Муниципальное образование г. Казани в лице Исполнительного комитета, Министерство земельных и имущественных отношений РТ, г. Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кабинет Министров Республики Татарстан обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Кроме этого, заявитель указывает, что внесение в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости повлечет за собой существенное снижение налогооблагаемой базы, что вызовет значительное уменьшение суммы земельного налога в местный бюджет Республики Татарстан.
В судебное заседание 04.10.2012 г. лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Истец ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, в соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Вектор" на основании соглашения от 14.05.2007 с ЗАО "Региональная топливно-энергетическая компания" о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 071-2419 от 08.06.2005 (т. 1, л.д. 11 - 21), является арендатором земельного участка с кадастровым номером 16:50:310202:0012, общей площадью 5698,0 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Московский район, ул. Автосервисная, д. 25, (далее - спорный земельный участок).
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2010 г. по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 г. по делу N 3-32/11, от 26.05.2011 г. N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель, согласно кадастровому паспорту удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:310202:12, общей площадью 5698 кв. м установлен в размере 8 389,62 рублей за 1 кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 47 804 054,76 руб. (т. 1, л.д. 74 - 75).
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01 января 2011 г. Полагая кадастровую стоимость спорного земельного участка завышенной, истцом была проведена независимая оценка рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету ООО "Ди энд Эл Оценка" N 3438/МД от 05.05.2012 (т. 1, л.д. 44 - 168) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:310202:12, общей площадью 5698 кв. м составила 8 643 866 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 1517 руб. за 1 кв. м.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости согласно отчету.
В судебное заседание 25.06.2012 истец представил экспертное исследование N 038/ВН от 07.06.2012 г. на отчет N 3438/МД (т. 1, л.д. 169 - 180). В связи с результатами отчета уточнил исковые требования, просил обязать внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:310202:12, общей площадью 5698 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Московский район, ул. Автосервисная, д. 25, указав ее равной рыночной стоимости в размере 8 643 866 руб.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения с настоящим иском.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.07.2010 года и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Вместе с этим, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как усматривается из материалов дела, в результате переоценки земель, согласно кадастровому паспорту земельного участка удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:310202:12, общей площадью 5698 кв. м определен в размере 8 389,62 рублей за 1 кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 47 804 054,76 руб. (т. 1, л.д. 74 - 75).
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01 января 2011 г. Полагая кадастровую стоимость спорного земельного участка завышенной, истцом была проведена независимая оценка рыночной стоимости земельных участков.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащего ему на праве аренды земельного участка не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости.
Согласно отчету ООО "Ди энд Эл Оценка" N 3438/МД от 05.05.2012 (т. 1, л.д. 44 - 168) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:310202:12, общей площадью 5698 кв. м составила 8 643 866 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 1517 руб. за 1 кв. м.
Нормами статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, была проведена экспертиза этого отчета в целях его проверки.
Экспертиза отчета N 3438/МД от 05.05.2012 г. (т. 1, л.д. 169 - 180) проверена саморегулируемой организацией оценщиков "Общество оценщиков Татарстана". Согласно экспертному исследованию N 038/ВН от 07.06.2012 г., вышеуказанный отчет соответствует требованиям законодательства (т. 1, л.д. 178).
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В связи с вышеизложенным, доводы заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, а именно в части применения закона, не подлежащего применению, судебной коллегией отклоняются.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, обязал ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости.
Доводы Кабинета Министров Республики Татарстан, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Таким образом, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Кабинет Министров Республики Татарстан освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 по делу N А65-13469/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Судьи
Н.Ю.ПЫШКИНА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.10.2012 ПО ДЕЛУ N А65-13469/2012
Разделы:Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2012 г. по делу N А65-13469/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2012 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Балакиревой Е.М.,
судей Пышкиной Н.Ю., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой А.В.,
без участия представителей сторон и третьих лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 6 апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012, принятое по делу N А65-13469/2012 судьей Хасаншиным И.А.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Вектор", г. Казань (ОГРН 1071690030301, ИНН 1659072979),
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва (ОГРН 1027700485757), в лице филиала по Республике Татарстан, г. Казань,
при участии третьих лиц: 1. Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, г. Казань,
2. Кабинета Министров Республики Татарстан, г. Казань,
3. Муниципального образования г. Казани, в лице Исполнительного комитета,
4. Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань,
об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
ООО "Вектор", г. Казань, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Татарстан, г. Казань (далее - ответчик) об обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:310202:12, общей площадью 5698 кв. м, по адресу: РТ, г. Казань, Московский район, ул. Автосервисная, д. 25, указав ее равной рыночной стоимости.
Определением суда от 11.05.2012 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, Муниципальное образование г. Казани в лице Исполнительного комитета, Министерство земельных и имущественных отношений РТ, г. Казань.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Кабинет Министров Республики Татарстан обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Кроме этого, заявитель указывает, что внесение в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости повлечет за собой существенное снижение налогооблагаемой базы, что вызовет значительное уменьшение суммы земельного налога в местный бюджет Республики Татарстан.
В судебное заседание 04.10.2012 г. лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Истец ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
При таких обстоятельствах, в соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Вектор" на основании соглашения от 14.05.2007 с ЗАО "Региональная топливно-энергетическая компания" о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 071-2419 от 08.06.2005 (т. 1, л.д. 11 - 21), является арендатором земельного участка с кадастровым номером 16:50:310202:0012, общей площадью 5698,0 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Московский район, ул. Автосервисная, д. 25, (далее - спорный земельный участок).
На основании государственного контракта от 26.07.2010 N 3К/2010, заключенного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (заказчиком) с федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (исполнителем), последним были выполнены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан, по результатам которых 25.08.2011 составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан. На основании этого постановления ФБУ "Кадастровая палата" внесла результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в кадастр недвижимости.
Решениями Верховного Суда Республики Татарстан от 25.05.2010 г. по делу N 3-31/11, от 24.05.2011 г. по делу N 3-32/11, от 26.05.2011 г. N 3-33/11 в удовлетворении заявлений ОАО "Казанский завод медицинской аппаратуры", ОАО "Камснаб", ООО "Маршал" о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.12.2010 N 1102 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Татарстан" отказано, отчет кадастрового центра об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Татарстан признан соответствующим методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов.
В результате переоценки земель, согласно кадастровому паспорту удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:310202:12, общей площадью 5698 кв. м установлен в размере 8 389,62 рублей за 1 кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 47 804 054,76 руб. (т. 1, л.д. 74 - 75).
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01 января 2011 г. Полагая кадастровую стоимость спорного земельного участка завышенной, истцом была проведена независимая оценка рыночной стоимости земельного участка.
Согласно отчету ООО "Ди энд Эл Оценка" N 3438/МД от 05.05.2012 (т. 1, л.д. 44 - 168) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:310202:12, общей площадью 5698 кв. м составила 8 643 866 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 1517 руб. за 1 кв. м.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с требованием о внесении изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости спорного земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости согласно отчету.
В судебное заседание 25.06.2012 истец представил экспертное исследование N 038/ВН от 07.06.2012 г. на отчет N 3438/МД (т. 1, л.д. 169 - 180). В связи с результатами отчета уточнил исковые требования, просил обязать внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:310202:12, общей площадью 5698 кв. м, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Московский район, ул. Автосервисная, д. 25, указав ее равной рыночной стоимости в размере 8 643 866 руб.
Данные обстоятельства явились поводом для обращения с настоящим иском.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, а также внесены изменения в статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Однако частью 1 статьи 5 Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что положения данного Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования данного Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанный в данной части срок.
Принимая во внимание, что государственный контракт на проведение государственной кадастровой оценки заключен 26.07.2010 года и результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по Республике Татарстан утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан 24.12.2010, то есть по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", к отношениям сторон нормы указанного Федерального закона не применяются.
Вместе с этим, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к отношениям сторон) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.2000, споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Истцом заявлены требования об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Данное требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Как усматривается из материалов дела, в результате переоценки земель, согласно кадастровому паспорту земельного участка удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 16:50:310202:12, общей площадью 5698 кв. м определен в размере 8 389,62 рублей за 1 кв. метр, кадастровая стоимость исчислена в сумме 47 804 054,76 руб. (т. 1, л.д. 74 - 75).
Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости с 01 января 2011 г. Полагая кадастровую стоимость спорного земельного участка завышенной, истцом была проведена независимая оценка рыночной стоимости земельных участков.
Истец с определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимостью принадлежащего ему на праве аренды земельного участка не согласился в связи с несоответствием рыночной стоимости.
Согласно отчету ООО "Ди энд Эл Оценка" N 3438/МД от 05.05.2012 (т. 1, л.д. 44 - 168) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 16:50:310202:12, общей площадью 5698 кв. м составила 8 643 866 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости равного 1517 руб. за 1 кв. м.
Нормами статьи 17.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы отчета оценщика.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, была проведена экспертиза этого отчета в целях его проверки.
Экспертиза отчета N 3438/МД от 05.05.2012 г. (т. 1, л.д. 169 - 180) проверена саморегулируемой организацией оценщиков "Общество оценщиков Татарстана". Согласно экспертному исследованию N 038/ВН от 07.06.2012 г., вышеуказанный отчет соответствует требованиям законодательства (т. 1, л.д. 178).
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с правовой позицией, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.2011 по делу N А27-4849/2010, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В связи с вышеизложенным, доводы заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, а именно в части применения закона, не подлежащего применению, судебной коллегией отклоняются.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, обязал ответчика внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости принадлежащего истцу на праве аренды земельного участка, указав ее равной рыночной стоимости.
Доводы Кабинета Министров Республики Татарстан, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену оспариваемого решения.
Таким образом, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и материалам дела. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы. Кабинет Министров Республики Татарстан освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.07.2012 по делу N А65-13469/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.М.БАЛАКИРЕВА
Судьи
Н.Ю.ПЫШКИНА
С.Ш.РОМАНЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)