Судебные решения, арбитраж
Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7528/2013) общества с ограниченной ответственностью "Торговый город" на решение Арбитражного суда Омской области от 23.07.2013 по делу N А46-4548/2013 (судья Глазков О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый город" (ИНН 5501220052, ОГРН 1095543026501) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613), Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" (ИНН 5503091660, ОГРН 1055513027404) о признании незаконным распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска N 5834-р от 25.12.2012 "О предоставлении в аренду Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" земельных участков, находящихся в муниципальной собственности", а также о признании недействительным договора аренды земельного участка N Д-Кр-25-9989 от 28.02.2013, заключенного между Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и Муниципальным унитарным предприятием города Омска "Муниципальные рынки",
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Торговый город" - Медведева Наталья Валерьевна (паспорт, по доверенности N 001 от 29.12.2012 сроком действия по 31.12.2013); Игитян Алена Львовна (паспорт, по доверенности N 013 от 20.09.2012 сроком действия в течение трех лет);
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Глазкова Екатерина Витальевна (удостоверение, по доверенности N Исх-ДИО/19740 от 04.12.2012 сроком действия на один год);
- от Муниципального унитарного предприятия города Омска "Муниципальные рынки" - Четверткова Оксана Юрьевна (паспорт, по доверенности N 41-2013 от 13.08.2013 сроком действия до 31.12.2013).
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый город" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Торговый город") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту - заинтересованное лицо, Департамент), Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" (далее по тексту -заинтересованное лицо, предприятие, МУП г. Омска "Муниципальные рынки") о признании незаконным распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска N 5834-р от 25.12.2012 "О предоставлении в аренду Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" земельных участков, находящихся в муниципальной собственности" в части представления в аренду сроком на 10 лет Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3219, о признании недействительным договора аренды земельного участка N Д-Кр-25-9989 от 28.02.2013, заключенного между Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и Муниципальным унитарным предприятием города Омска "Муниципальные рынки".
Решением от 23.07.2013 по делу N А46-4548/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
На основании заявления МУП г. Омска "Муниципальные рынки" от 25.09.2012 Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска 25.12.2012 вынесено распоряжение N 5834-р "О предоставлении в аренду Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" земельных участков, находящихся в муниципальной собственности".
Во исполнение указанного распоряжения 28.02.2013 между Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (Арендодатель) и МУП г. Омска "Муниципальные рынки" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N Д-Кр-25-9989, в соответствии с условиями которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду на 10 лет, находящийся в муниципальной собственности земельный участок из состава земель населенных пунктов в границах города Омска общей площадью 13327 кв. м с кадастровым номером 55:36:14 01 03:3219, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 204 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, КАО, ул. 70 лет Октября, д. 25/3, участок предоставляется для размещения оптовой и розничной торговли (пункт 1.1, 1.2 Договора).
Полагая, что распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации города Омска N 5834-р от 25.12.2012 "О предоставлении в аренду Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" земельных участков, находящихся в муниципальной собственности" в части представления в аренду сроком на 10 лет Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3219 и договор аренды земельного участка N Д-Кр-25-9989 от 28.02.2013, не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, исходил из того, что учреждение, созданное органом местного самоуправления для реализации определенных целей и задач, а также переданных органом местного самоуправления полномочий, может получить для этого земельный участок в специальном порядке, исключающем проведение торгов, а, следовательно, доводы заявителя о применении в рассматриваемом случае при представлении указанного земельного участка положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации не основаны на нормах права.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что у Департамента отсутствовали правовые основания для предоставления земельного участка без проведения торгов, поскольку на получение спорного земельного участка в аренду одновременно претендовало более одного хозяйствующего субъекта.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу МУП г. Омска "Муниципальные рынки" выразило свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению. Указывает, что обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка раньше заявителя на один день, что обуславливает его (МУП) преимущество перед Обществом на предоставление земельного участка в аренду.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Общества Департамент указывает на отсутствие правовых оснований для проведения торгов на право получения спорного земельного участка в аренду. Названное утверждение Департамент обосновывает ссылкой на положение Решения Омского городского совета от 24.12.2008 N 205, согласно статье 36 которого, предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов осуществляется в, том числе, в случае размещения некоммерческого объекта социальной направленности.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, находит решение подлежащим отмене, апелляционную жалобу - удовлетворению, исходя из следующего.
Земельным кодексом Российской Федерации предусматривается возможность предоставления земельных участков как для строительства, так и для целей, не связанных со строительством.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок выбора земельных участков для строительства.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 данной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Как усматривается из материалов дела, 26 сентября 2012 года обратился в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3219, но в предоставлении земельного участка ему было отказано. В это же время, только 25 сентября 2012 года МУП г. Омска "Муниципальные рынки" также обратилось в Департамент с заявлением о передаче в аренду предприятию указанного земельного участка.
В рассматриваемом случае земельный участок на основании оспариваемого распоряжения N 5834-р от 25.12.2012 по договору N Д-Кр-25-9989 от 28.02.2013 передан в аренду Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки".
Суд первой инстанции, признавая названное распоряжение Департамента законным и обоснованным, со ссылкой на положения статьи 22 ЗК РФ, исходил из того, что учреждение, созданное органом местного самоуправления для реализации определенных целей и задач, а также переданных органом местного самоуправления полномочий, может получить для этого земельный участок в специальном порядке, исключающем проведение торгов, а, следовательно, доводы заявителя о применении в рассматриваемом случае при представлении указанного земельного участка подлежат применению положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации не основаны на нормах права.
Апелляционная коллегия находит названную позицию суда первой инстанции ошибочной.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Между тем, согласно статьям 8, 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные унитарные предприятия, при этом имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.
Статья 22 ЗК РФ не устанавливает ни процедуру, ни порядок, ни критерии предоставления земельных участков в аренду. Более того, указанная норма права является отсылочной и предоставляет собственникам участков право предоставить их в аренду в соответствии с Гражданским законодательством и Земельным кодексом. Гражданским законодательством не предусмотрена особая процедура предоставления участков муниципальным унитарным предприятиям, в то время как статья 34 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления участков из состава муниципальной собственности в аренду для целей, не связанных со строительством.
Следовательно, ссылка на нормы закона, предусматривающие процесс наделения предприятия имуществом при его создании, сделана судом с нарушением требований закона.
В соответствии с подпунктами 4, 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Абзацем 4 части 1 статьи 34 ЗК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.11.2010 года N 1549-О-О отметил, что данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду.
В нарушение указанной нормы, информация о земельном участке, предоставляемом на праве аренды МУП "Муниципальные рынки", Департаментом в средствах массовой информации не публиковалась.
Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданам в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
При названных обстоятельствах апелляционный суд находит, что Департамент вынес оспариваемое возражение с нарушением установленной законом процедуры, что является основанием для признания его недействительным.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на спорный земельный участок для целей не связанным со строительством претендовали МУП г. Омска "Муниципальные рынки" и ООО "Торговый город".
Между тем, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован порядок предоставления земельного участка для целей не связанным со строительством в случае, если на один и тот же земельный участок претендует несколько лиц с разными целями использования.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам, предусмотренным статьей, 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что в такой ситуации право на земельный участок, на который претендуют несколько лиц, подлежит выставлению на торги по правилам части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность открытость процедуры предоставления земельных участков конкретному лицу.
Аналогичная правовая позиция была изложена Президиумом ВАС РФ в постановлении от 14.09.2010 N 4224/10. Несмотря на то, что позиция Президиума ВАС РФ основывается на положениях статьи 31 ЗК РФ, апелляционная коллегия считает возможным распространить данный правовой подход и на рассмотрение законности отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в порядке статьи 34 ЗК РФ.
Означенный вывод также подтверждается содержанием Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205.
Согласно данному решению, предоставление земельных участков осуществляется с проведением торгов либо без проведения (ст.З п. 1). Процедура предоставления земельных участков включает в себя: принятие обращения (предприятие обратилось письменно 25.09.2012 года, а общество 26.09.2012 года), рассмотрение обращения (обращения были рассмотрены), принятие решения (вынесено распоряжение N 5834-р), оформление договора аренды (договор подписан и зарегистрирован).
Согласно ст. 4, при принятии решений о предоставлении земельного участка принимаются следующие критерии, в том числе: удовлетворение потребностей жителей города в приобретении товаров и услуг.
При этом апелляционный суд находит несостоятельным утверждение заинтересованного лица и МУП г. Омска "Муниципальные рынки" о том, что поскольку согласно статьи 36, предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов осуществляется в, том числе, в случае размещения некоммерческого объекта социальной направленности, постольку является обоснованным предоставление МУП г. Омска "Муниципальные рынки" спорного земельного участка для целей организации Предприятием ярмарки социальной направленности.
Во-первых, Предприятие является коммерческой организацией, созданной, в том числе, для целей извлечения прибыли, во-вторых, о намерении проводить социальные ярмарки на спорном земельном участке Предприятием не было заявлено при обращении в Департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Поскольку у департамента отсутствовали основания для вынесения оспариваемого распоряжения в части спорного земельного участка, постольку апелляционный суд, руководствуясь положениями статей 167, 168 ГК РФ, находит договор аренды земельного участка N Д-Кр-25-9989 от 28.02.2013, заключенный между Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и Муниципальным унитарным предприятием города Омска "Муниципальные рынки" признает недействительным.
Поскольку судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу не были учтены все фактические обстоятельства дела, что привело к принятию неправильного решения, постольку апелляционная коллегия усматривает наличие оснований, установленных положениями статьи 270 АПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции и вынесения по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
В связи с удовлетворением требований заявителя, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы Общества по оплате государственной пошлины за рассмотрение спора судами первой и апелляционной инстанций относятся на Департамент.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый город" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 23.07.2013 по делу N А46-4548/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Торговый город", удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации города Омска N 5834-р от 25.12.2012 "О предоставлении в аренду Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" земельных участков, находящихся в муниципальной собственности" в части представления в аренду сроком на 10 лет Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3219.
Признать недействительным договор аренды земельного участка N Д-Кр-25-9989 от 28.02.2013, заключенный между Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и Муниципальным унитарным предприятием города Омска "Муниципальные рынки".
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговый город" 5 000 рублей судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением заявления судом первой инстанции и апелляционной жалобы.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия города Омска "Муниципальные рынки" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговый город" 3 000 рублей судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением заявления судом первой инстанции и апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.10.2013 ПО ДЕЛУ N А46-4548/2013
Разделы:Предоставление земли; Сделки с землей
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2013 г. по делу N А46-4548/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зайцевой И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7528/2013) общества с ограниченной ответственностью "Торговый город" на решение Арбитражного суда Омской области от 23.07.2013 по делу N А46-4548/2013 (судья Глазков О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый город" (ИНН 5501220052, ОГРН 1095543026501) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613), Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" (ИНН 5503091660, ОГРН 1055513027404) о признании незаконным распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска N 5834-р от 25.12.2012 "О предоставлении в аренду Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" земельных участков, находящихся в муниципальной собственности", а также о признании недействительным договора аренды земельного участка N Д-Кр-25-9989 от 28.02.2013, заключенного между Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и Муниципальным унитарным предприятием города Омска "Муниципальные рынки",
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Торговый город" - Медведева Наталья Валерьевна (паспорт, по доверенности N 001 от 29.12.2012 сроком действия по 31.12.2013); Игитян Алена Львовна (паспорт, по доверенности N 013 от 20.09.2012 сроком действия в течение трех лет);
- от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Глазкова Екатерина Витальевна (удостоверение, по доверенности N Исх-ДИО/19740 от 04.12.2012 сроком действия на один год);
- от Муниципального унитарного предприятия города Омска "Муниципальные рынки" - Четверткова Оксана Юрьевна (паспорт, по доверенности N 41-2013 от 13.08.2013 сроком действия до 31.12.2013).
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый город" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "Торговый город") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее по тексту - заинтересованное лицо, Департамент), Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" (далее по тексту -заинтересованное лицо, предприятие, МУП г. Омска "Муниципальные рынки") о признании незаконным распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска N 5834-р от 25.12.2012 "О предоставлении в аренду Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" земельных участков, находящихся в муниципальной собственности" в части представления в аренду сроком на 10 лет Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3219, о признании недействительным договора аренды земельного участка N Д-Кр-25-9989 от 28.02.2013, заключенного между Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и Муниципальным унитарным предприятием города Омска "Муниципальные рынки".
Решением от 23.07.2013 по делу N А46-4548/2013 в удовлетворении требований заявителя было отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
На основании заявления МУП г. Омска "Муниципальные рынки" от 25.09.2012 Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска 25.12.2012 вынесено распоряжение N 5834-р "О предоставлении в аренду Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" земельных участков, находящихся в муниципальной собственности".
Во исполнение указанного распоряжения 28.02.2013 между Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (Арендодатель) и МУП г. Омска "Муниципальные рынки" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка N Д-Кр-25-9989, в соответствии с условиями которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду на 10 лет, находящийся в муниципальной собственности земельный участок из состава земель населенных пунктов в границах города Омска общей площадью 13327 кв. м с кадастровым номером 55:36:14 01 03:3219, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание. Участок находится примерно в 204 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Омская область, г. Омск, КАО, ул. 70 лет Октября, д. 25/3, участок предоставляется для размещения оптовой и розничной торговли (пункт 1.1, 1.2 Договора).
Полагая, что распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации города Омска N 5834-р от 25.12.2012 "О предоставлении в аренду Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" земельных участков, находящихся в муниципальной собственности" в части представления в аренду сроком на 10 лет Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3219 и договор аренды земельного участка N Д-Кр-25-9989 от 28.02.2013, не соответствуют закону, нарушают его права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с вышеназванными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, исходил из того, что учреждение, созданное органом местного самоуправления для реализации определенных целей и задач, а также переданных органом местного самоуправления полномочий, может получить для этого земельный участок в специальном порядке, исключающем проведение торгов, а, следовательно, доводы заявителя о применении в рассматриваемом случае при представлении указанного земельного участка положений статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации не основаны на нормах права.
В апелляционной жалобе Общество указывает, что у Департамента отсутствовали правовые основания для предоставления земельного участка без проведения торгов, поскольку на получение спорного земельного участка в аренду одновременно претендовало более одного хозяйствующего субъекта.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу МУП г. Омска "Муниципальные рынки" выразило свое несогласие с доводами жалобы, считает решение суда первой инстанции законным, обоснованным и не подлежащим отмене или изменению. Указывает, что обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка раньше заявителя на один день, что обуславливает его (МУП) преимущество перед Обществом на предоставление земельного участка в аренду.
В представленном в апелляционный суд отзыве на жалобу Общества Департамент указывает на отсутствие правовых оснований для проведения торгов на право получения спорного земельного участка в аренду. Названное утверждение Департамент обосновывает ссылкой на положение Решения Омского городского совета от 24.12.2008 N 205, согласно статье 36 которого, предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов осуществляется в, том числе, в случае размещения некоммерческого объекта социальной направленности.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, находит решение подлежащим отмене, апелляционную жалобу - удовлетворению, исходя из следующего.
Земельным кодексом Российской Федерации предусматривается возможность предоставления земельных участков как для строительства, так и для целей, не связанных со строительством.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок выбора земельных участков для строительства.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 данной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.
Как усматривается из материалов дела, 26 сентября 2012 года обратился в Департамент имущественных отношений Администрации города Омска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3219, но в предоставлении земельного участка ему было отказано. В это же время, только 25 сентября 2012 года МУП г. Омска "Муниципальные рынки" также обратилось в Департамент с заявлением о передаче в аренду предприятию указанного земельного участка.
В рассматриваемом случае земельный участок на основании оспариваемого распоряжения N 5834-р от 25.12.2012 по договору N Д-Кр-25-9989 от 28.02.2013 передан в аренду Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки".
Суд первой инстанции, признавая названное распоряжение Департамента законным и обоснованным, со ссылкой на положения статьи 22 ЗК РФ, исходил из того, что учреждение, созданное органом местного самоуправления для реализации определенных целей и задач, а также переданных органом местного самоуправления полномочий, может получить для этого земельный участок в специальном порядке, исключающем проведение торгов, а, следовательно, доводы заявителя о применении в рассматриваемом случае при представлении указанного земельного участка подлежат применению положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации не основаны на нормах права.
Апелляционная коллегия находит названную позицию суда первой инстанции ошибочной.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Между тем, согласно статьям 8, 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" органы местного самоуправления вправе создавать муниципальные унитарные предприятия, при этом имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.
Статья 22 ЗК РФ не устанавливает ни процедуру, ни порядок, ни критерии предоставления земельных участков в аренду. Более того, указанная норма права является отсылочной и предоставляет собственникам участков право предоставить их в аренду в соответствии с Гражданским законодательством и Земельным кодексом. Гражданским законодательством не предусмотрена особая процедура предоставления участков муниципальным унитарным предприятиям, в то время как статья 34 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления участков из состава муниципальной собственности в аренду для целей, не связанных со строительством.
Следовательно, ссылка на нормы закона, предусматривающие процесс наделения предприятия имуществом при его создании, сделана судом с нарушением требований закона.
В соответствии с подпунктами 4, 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Абзацем 4 части 1 статьи 34 ЗК РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны, в том числе, обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.11.2010 года N 1549-О-О отметил, что данные нормы направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Следовательно, опубликование сообщения о передаваемых в аренду земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.
Информирование о предоставлении конкретных земельных участков в аренду способствует получению наибольшего числа заявок от всех заинтересованных лиц, что способствует достижению максимальной эффективности сдачи имущества в аренду.
В нарушение указанной нормы, информация о земельном участке, предоставляемом на праве аренды МУП "Муниципальные рынки", Департаментом в средствах массовой информации не публиковалась.
Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданам в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетание интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
При названных обстоятельствах апелляционный суд находит, что Департамент вынес оспариваемое возражение с нарушением установленной законом процедуры, что является основанием для признания его недействительным.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на спорный земельный участок для целей не связанным со строительством претендовали МУП г. Омска "Муниципальные рынки" и ООО "Торговый город".
Между тем, Земельным кодексом Российской Федерации не урегулирован порядок предоставления земельного участка для целей не связанным со строительством в случае, если на один и тот же земельный участок претендует несколько лиц с разными целями использования.
Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам, предусмотренным статьей, 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что в такой ситуации право на земельный участок, на который претендуют несколько лиц, подлежит выставлению на торги по правилам части 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность открытость процедуры предоставления земельных участков конкретному лицу.
Аналогичная правовая позиция была изложена Президиумом ВАС РФ в постановлении от 14.09.2010 N 4224/10. Несмотря на то, что позиция Президиума ВАС РФ основывается на положениях статьи 31 ЗК РФ, апелляционная коллегия считает возможным распространить данный правовой подход и на рассмотрение законности отказа в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в порядке статьи 34 ЗК РФ.
Означенный вывод также подтверждается содержанием Решения Омского городского Совета от 24.12.2008 N 205.
Согласно данному решению, предоставление земельных участков осуществляется с проведением торгов либо без проведения (ст.З п. 1). Процедура предоставления земельных участков включает в себя: принятие обращения (предприятие обратилось письменно 25.09.2012 года, а общество 26.09.2012 года), рассмотрение обращения (обращения были рассмотрены), принятие решения (вынесено распоряжение N 5834-р), оформление договора аренды (договор подписан и зарегистрирован).
Согласно ст. 4, при принятии решений о предоставлении земельного участка принимаются следующие критерии, в том числе: удовлетворение потребностей жителей города в приобретении товаров и услуг.
При этом апелляционный суд находит несостоятельным утверждение заинтересованного лица и МУП г. Омска "Муниципальные рынки" о том, что поскольку согласно статьи 36, предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, без проведения торгов осуществляется в, том числе, в случае размещения некоммерческого объекта социальной направленности, постольку является обоснованным предоставление МУП г. Омска "Муниципальные рынки" спорного земельного участка для целей организации Предприятием ярмарки социальной направленности.
Во-первых, Предприятие является коммерческой организацией, созданной, в том числе, для целей извлечения прибыли, во-вторых, о намерении проводить социальные ярмарки на спорном земельном участке Предприятием не было заявлено при обращении в Департамент с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Поскольку у департамента отсутствовали основания для вынесения оспариваемого распоряжения в части спорного земельного участка, постольку апелляционный суд, руководствуясь положениями статей 167, 168 ГК РФ, находит договор аренды земельного участка N Д-Кр-25-9989 от 28.02.2013, заключенный между Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и Муниципальным унитарным предприятием города Омска "Муниципальные рынки" признает недействительным.
Поскольку судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу не были учтены все фактические обстоятельства дела, что привело к принятию неправильного решения, постольку апелляционная коллегия усматривает наличие оснований, установленных положениями статьи 270 АПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции и вынесения по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
В связи с удовлетворением требований заявителя, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, расходы Общества по оплате государственной пошлины за рассмотрение спора судами первой и апелляционной инстанций относятся на Департамент.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый город" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 23.07.2013 по делу N А46-4548/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Торговый город", удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента имущественных отношений Администрации города Омска N 5834-р от 25.12.2012 "О предоставлении в аренду Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" земельных участков, находящихся в муниципальной собственности" в части представления в аренду сроком на 10 лет Муниципальному унитарному предприятию города Омска "Муниципальные рынки" земельного участка с кадастровым номером 55:36:140103:3219.
Признать недействительным договор аренды земельного участка N Д-Кр-25-9989 от 28.02.2013, заключенный между Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и Муниципальным унитарным предприятием города Омска "Муниципальные рынки".
Взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговый город" 5 000 рублей судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением заявления судом первой инстанции и апелляционной жалобы.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия города Омска "Муниципальные рынки" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговый город" 3 000 рублей судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением заявления судом первой инстанции и апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
А.Н.ЛОТОВ
Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Н.А.ШИНДЛЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)