Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.07.2013 ПО ДЕЛУ N А12-23615/2012

Разделы:
Приватизация земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2013 г. по делу N А12-23615/2012


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,
судей Муравьева С.Ю., Ананьева Р.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.12.2012 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 (председательствующий судья Александрова Л.Б., судьи Акимова М.А., Борисова Т.С.)
по делу N А12-23615/2012
по заявлению закрытого акционерного общества "ВМС-Ремонт", г. Волгоград (ОГРН 1023403434702, ИНН 3444076896) к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград (ОГРН 1053444031299, ИНН 3444054540) Комитету земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 1043400321744, ИНН 3444114679) об оспаривании решений и обязании совершить действия, третье лицо: Комитет по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, г. Волгоград,

установил:

закрытое акционерное общество "ВМС-Ремонт" (далее - ЗАО "ВМС-Ремонт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Министерство), Комитету земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - Комитет) с требованием о признании незаконными решений Министерства от 02.08.2012 N 120 об отказе в приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:68, площадью 19 010 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, д. 6, и N 121 об отказе в приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:67, площадью 8436 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, д. 6А. В порядке устранения нарушенного права заявитель просил обязать Министерство принять решения и направить в адрес заявителя проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 34:03:130007:67, 34:03:130007:68, по цене двух с половиной процентов их кадастровой стоимости.
Впоследствии заявитель в судебном заседании отказался от требований к Комитету.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой принят отказ заявителя от требования к Комитету, производство по рассмотрению заявления применительно к пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в указанной части прекращено.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель уточнил заявленное требование в части, касающейся восстановления нарушенного права, просил суд обязать Министерство в месячный срок принять решения и направить в адрес заявителя проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровым номером 34:03:130007:67, площадью 19 010 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, д. 6, и с кадастровым номером 34:03:130007:67, площадью 8436 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, д. 6А, по цене двух с половиной процентов их кадастровой стоимости, что составляет соответственно 1202,13 руб. и 2708,93 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.12.2012 принят отказ ЗАО "ВМС-Ремонт" в части заявленных требований к Комитету. Производство по делу в указанной части прекращено.
В остальной части суд признал незаконными решения Министерства от 02.08.2012 N 120 об отказе ЗАО "ВМС-Ремонт" в приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:68 площадью 19 010 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, д. 6, и от 02.08.2012 N 121 об отказе ЗАО "ВМС-Ремонт" в приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:67 площадью 8436 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, д. 6А, как не соответствующие положениям статей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и обязал Министерство по вступлению настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия в месячный срок решений о предоставлении в собственность ЗАО "ВМС-Ремонт" следующих земельных участков: с кадастровым номером 34:03:130007:68 площадью 19 010 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, д. 6, с кадастровым номером 34:03:130007:67 площадью 8436 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, д. 6А, и направления в адрес ЗАО "ВМС-Ремонт" проектов договоров купли-продажи указанных земельных участков в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении в собственность по цене двух с половиной процента кадастровой стоимости земельных участков.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что на спорных земельных участках расположены объекты недвижимости заявителя, ранее отчужденные из государственной собственности, соответствующее заявление подано 20.06.2012 и довод Министерства о том, что часть земельного участка расположена на территории общего пользования не нашел своего подтверждения при рассмотрении дела и, кроме того, он опровергнут пояснениями представителя Комитета со ссылкой на внесение соответствующих изменений в постановление администрации от 11.06.2004 N 777 "Об установлении красных линий в Волгограде".
В кассационной жалобе Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами двух инстанций норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что в границах городского округа не могут находиться земельные участки иной категории, кроме как земли населенных пунктов, тогда как испрашиваемые земельные участки отнесены к категории земель промышленности, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения и, следовательно, Министерство не обладает правом оформления сделки приватизации до внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости относительно категории земель.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия находит, что она удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ЗАО "ВМС-Ремонт" является собственником объектов недвижимости: здания склада цемента, сооружения - крытая крановая эстакада, строения автомобильных весов с размерами в плане 6,15 х 3,60 м, 4,65 х 12,60 м, подъездной дороги и площадки к подъездной дороге, сооружения - скважины, сооружения - замощения, части производственного здания, встроенного нежилого помещения, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 34:03:130007:68, площадью 19 010 кв. м, по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, д. 6; здания гаража, помещения сторожей, замощения, встроенного нежилого помещения в производственном здании в составе ремонтно-производственной базы, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 34:03:130007:67, площадью 8436 кв. м, по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, д. 6А.
Согласно имеющимся в материалах дела документам право собственности на часть зданий, строений и сооружений производственной базы заявителем приобретены у открытого акционерного общества "Волгоградмоторсервис" и часть - у закрытого акционерного общества "Волгоградсельхозводстрой". Последним все здания, строения и сооружения производственной базы выкуплены в составе имущества государственного предприятия специализированного строительно-монтажного треста "Сельхозводстрой", о чем Комитетом выдано свидетельство о собственности от 14.08.1992 N 16. Приобретенная заявителем у открытого акционерного общества "Волгоградмоторсервис" часть зданий, строений и сооружений производственной базы в свое время также куплены у закрытого акционерного общества "Волгоградсельхозводстрой".
Являясь собственником объектов недвижимости, ЗАО "ВМС-Ремонт" в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратилось в Комитет с заявлением от 25.05.2012 N 32 о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 34:03:130007:67, 34:03:130007:68 для размещения производственной базы с приложением документов, предусмотренных Приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
Поскольку в соответствии с постановлением правительства Волгоградской области от 17.04.2012 N 28-п органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися в Волгограде - административном центре Волгоградской области, является Министерство, то Комитет направил заявление ЗАО "ВМС-Ремонт" со всеми приложенными к нему документами в Министерство для рассмотрения.
Решениями от 02.08.2012 N 120 и 121 Министерство отказало ЗАО "ВМС-Ремонт" в приватизации земельных участков: с кадастровым номером 34:03:130007:68, расположенного по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, д. 6, и с кадастровым номером 34:03:130007:67, расположенного по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, д. 6А, в связи с отнесением испрашиваемых земельных участков к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения и необходимостью осуществления перевода земельных участков из указанной категории в категорию земель населенных пунктов. Кроме того, согласно пункту 2.7 заключения Комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 10.07.2012 N 1225 часть земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:68 расположена на территории общего пользования.
Полагая, что отказ Министерства в приватизации земельных участков с кадастровыми номерами 34:03:130007:68, 34:03:130007:67 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ЗАО "ВМС-Ремонт", общество обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем выполнены все требования законодательства, что испрашиваемые земельные участки сформированы как объекты права, поставлены на кадастровый учет, площади испрашиваемых земельных участков соответствуют площади объектов недвижимого имущества.
Суд указал, что если в границы населенного пункта включены земельные участки из земель промышленности, лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, права на которые не зарегистрированы, то такие земельные участки считаются находящимися в государственной собственности, права на которые не разграничены. Распоряжение такими земельными участками в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляется органом местного самоуправления.
Суд установил, что в соответствии с Законом Волгоградской области от 21.03.2005 N 1031-ОД "О наделении города-героя Волгограда статусом городского округа и установлении его границ" спорные земельные участки включены в границы городского округа город-герой Волгоград и указал, что в соответствии с частью 5 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные в границах населенного пункта, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.
Признавая правомерным применение заявителем правил пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при определении выкупной цены земельных участков, суд исходил из установленных обстоятельств приобретения объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемых земельных участках из государственной собственности.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд указал следующее.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий.
При этом право приватизации земельных участков по льготной цене распространяется не только на первых собственников приватизированных зданий, строений и сооружений, но и на последующих.
Указанный подход соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащейся в Постановлении от 09.04.2009 N 14649/08.
Расчет выкупной цены земельного участка производится с применением соответствующих повышающих коэффициентов согласно постановлению главы администрации от 13.11.2007 N 1925 "Об установлении цены земельных участков при приобретении их в собственность гражданами и юридическими лицами на территории Волгоградской области".
Пунктом 1 постановления главы администрации от 13.11.2007 N 1925 "Об установлении цены земельных участков при приобретении их в собственности гражданами и юридическими лицами на территории Волгоградской области" определено, что продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по цене, равной 2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, до 01.07.2012 коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
Суд первой инстанции установил, что на спорных земельных участках располагаются объекты недвижимости, которые ранее отчуждены из государственной собственности. Заявитель обратился с соответствующим заявлением 20.06.2012. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что заявитель наделен правом выкупа земельных участков по льготной цене.
С учетом изложенных обстоятельств апелляционный суд пришел к выводу о том, что решения Министерства от 02.08.2012 N 120 об отказе ЗАО "ВМС-Ремонт" в приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:68 площадью 19 010 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, д. 6, и от 02.08.2012 N 121 об отказе ЗАО "ВМС-Ремонт" в приватизации земельного участка с кадастровым номером 34:03:130007:67 площадью 8436 кв. м, расположенного по адресу: г. Волгоград, р.п. Гумрак, проезд Таймырский, д. 6А, являются незаконными и противоречащими положениям статей 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Коллегия выводы судов двух инстанций находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о том, что до внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости министерство не обладает правом оформления сделки приватизации, был оценен судами двух инстанций и отклонен, поэтому, в силу правил статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, переоценке в суде кассационной инстанции не подлежит.
При таких данных коллегия считает, что оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.12.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 по делу N А12-23615/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Г.Д.АЛЬМАШЕВА

Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Р.В.АНАНЬЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)