Судебные решения, арбитраж
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей: Сергуткиной В.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Овсянниковой Е.С.
В судебное заседание явились:
от ОАО "Агро-Принцевское": Парко В.Н., представитель по доверенности б/н от 03.03.2008 г., паспорт серии <...> Мороз В.П., представитель по доверенности б/н от 03.03.2008 г., паспорт серии <...>,
от Администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район": Михарева С.А., представитель по доверенности N 8 от 09.01.2008 г., паспорт серии <...>
Из вызванных заседание не явились:
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области: отсутствуют доказательства надлежащего извещения,
от Территориального отдела кадастра объектов недвижимости по г. Валуйки, Валуйскому, Вейделевскому и Ровеньскому районам: представители не явились, надлежаще извещено,
от Отдел по управлению земельными ресурсами и муниципальной собственностью администрации муниципального района представители не явились, надлежаще извещено,
от ОАО "Белгородземпроект": представители не явились, надлежаще извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район"
на решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.05.2008 по делу N А08-8625/07-17, принятое судьей Мироненко К.В., по заявлению ОАО "Агро-Принцевское" к Администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район", при участии третьих лиц: ОАО "Белгородземпроект", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области, Территориальный отдел кадастра объектов недвижимости по г. Валуйки, Валуйскому, Вейделевскому и Ровеньскому районам, Отдел по управлению земельными ресурсами и муниципальной собственностью администрации муниципального района, об оспаривании действий администрации муниципального района,
установил:
ОАО "Агро-Принцевское" обратилось с заявлением о признании незаконным действий администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район", выразившихся в отзыве согласования границ земельного участка.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 07.05.08 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом, заявитель жалобы указывает на то, что при проведении работ по межеванию объектов нарушено ряд норм действующего законодательства и нарушены права администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" как участника общей долевой собственности.
ОАО "Агро-Принцевское" не согласно с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным. При этом, в своем отзыве по делу общество указывает на соблюдение требований ст. 17 ФЗ РФ "О землеустройстве", считает, что основания, послужившие к отзыву согласования границ, не свидетельствуют о нарушении прав и законным интересов администрации. Напротив, Администрацией нарушены требования действующего законодательства: ФЗ РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ФЗ РФ "О землеустройстве", Инструкция по межеванию земель с учетом Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства.
В настоящее судебное заседание представители Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области, Территориального отдела кадастра объектов недвижимости по г. Валуйки, Валуйскому, Вейделевскому и Ровеньскому районам, Отдел по управлению земельными ресурсами и муниципальной собственностью администрации муниципального района, ОАО "Белгородземпроект" не явились. В материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о месте и времени судебного разбирательства.
Дело рассматривается в отсутствие Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области, Территориального отдела кадастра объектов недвижимости по г. Валуйки, Валуйскому, Вейделевскому и Ровеньскому районам, Отдел по управлению земельными ресурсами и муниципальной собственностью администрации муниципального района, ОАО "Белгородземпроект", в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В апреле 2006 года ОАО "Агро-Принцевское" на основании договоров купли-продажи земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 4472 га с кадастровым номером 31-26-00 00 000-0013, расположенный в границах: Белгородская область, Валуйский район, АОЗТ им. Ленина, приобрело в собственность 630 долей, общей площадью 3008, 235 га.
В соответствии с договорами купли-продажи Управлением федеральной регистрационной службы по Белгородской области была произведена государственная регистрация перехода прав земельных участков, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним были сделаны записи регистрации: 12 декабря 2006 г. N 31-З1-02/008/2006-498; 27 декабря 2006 г. N 31-З1-02/009/2006-111; 27 декабря 2006 г. N 31-31-02/009/2006-142; 30 декабря 2006 г. N 31-31-02/009/2006-166; 09 января 2007 г. N 31-31-02/009/2006-520; 15 января 2007 г N 31-31-02/009/2006-770; 22 января 2007 г. N 31-31-02/010/2006-56; 24 января 2007 г. N 31-31-02/010/2006-100; 26 января 2007 г. N 31-31-02/010/2006-225; 28 января 2007 г. N 31-31-02/010/2006-302, и выданы свидетельства о государственной регистрации права соответственно серия 31 АБN 081326, серия 31 АБN 114223, серия 31 АБN 114293, серия 31 АБN 114391, серия 31 АБN 126585, серия 31 АБN 126741,серия 31 АБN 126975, серия 31 АБN 126821, серия 31 АБN 127053, серия 31АБ N 127117, серия 31 АБ N 127120.
26 апреля 2007 года проведено Общее собрание участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Белгородская область, Валуйский район, АОЗТ им. Ленина, кадастровый номер 31-26-00 00 000-0013, общая площадь 4472 га.
Собрание проведено с участием представителя администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" Белгородской области в лице представителя по доверенности Насонова Данила Николаевича. Участниками общего собрания единогласно было определено местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей ОАО "Агро - Принцевское".
Результаты голосования отражены в протоколе общего собрания участников долевой собственности (л.д. 18-31).
Решение собрания, исходя из материалов дела и пояснения лиц, участвующих в деле, в установленном законом порядке обжаловано не было.
В целях проведения работ по землеустройству по определению границ участка на местности и их согласованию, закреплению на местности местоположения границ участка межевыми знаками и определению их координат или составлению иного описания местоположения границ объекта землеустройства, изготовления карты (плана) объекта землеустройства, общество обратилось в ОАО "Белгородземпроект".
ОАО "Белгородземпроект" на основании договора с обществом от 23.01.2007 г. N 11 сформировало межевое дело, в которое был включен наряду с другими документами акт установления и согласования границ земельного участка, подписанный собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков. Правообладателями отказа в согласовании границ заявлено не было. При этом со стороны муниципального образования границы вновь образуемого земельного участка согласованы заместителем главы местного самоуправления города и района по вопросам сельского хозяйства, управления земельными ресурсами и муниципальной собственностью - начальником управления сельского хозяйства Квачевым В.А. и начальником отдела по управлению земельными ресурсами и муниципальной собственностью администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" Насоновым Д.П. без замечаний.
В последующем согласованные документы о межевании были представлены в земельную кадастровую палату для постановки участка на государственный кадастровый учет.
22 ноября 2007 года администрация муниципального района отозвала согласование границ земельного участка письмами NN 2276 и 2277. Письма об отзыве согласования границ направлены в адрес ОАО "Агро-Принцевское", ОАО "Белгородземпроект" и Территориального отдела по г. Валуйки, Валуйскому, Вейделевскому и Ровеньскому районам Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области.
Указанные обстоятельства явились основанием к отказу в утверждении землеустроительного дела по выделу земельного участка, выделяемого ОАО "Агро-Принцевское", поступившего на рассмотрение в Территориальный отдел по г. Валуйки, Валуйскому, Вейделевскому и Ровеньскому районам Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области (письмо N 592 от 29.11.2007 г).
Не согласившись с указанным отзывом, Общество обратилось за судебной защитой.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) могут быть признаны незаконными (недействительными) только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктами 1, 5, 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу п. 1 ст. 68 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 18.06.01 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон от 18.06.01 N 78-ФЗ) землеустройство включает в себя, в том числе мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство).
Как следует из ст. 15 Закона от 18.06.01 N 78-ФЗ при проведении землеустройства выполняются работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства.
Перечень работ при проведении территориального землеустройства приведен в статьях 16 и 17 Закона от 18.06.01 N 78-ФЗ.
В силу ст. 17 Закона от 18.06.01 N 78-ФЗ межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описание их местоположения. Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. Межевание объекта землеустройства включает в себя, в том числе определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование.
Пунктами 8.1 и 8.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной 08.04.96 Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (далее - Инструкция) предусмотрено, что собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ. Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.
В соответствии с п. 9.2 Инструкции после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (Приложение 3.5).
Согласно п. 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.02 N 396, при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.
Пункт 14.5 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003 г.) устанавливает, что процедура согласования границ (границы) не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром.
В силу ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
Из материалов дела видно, что согласование границ земельных участков проведено при участии полномочных представителей администрации муниципального района, что подтверждается актом согласования границ. При этом, представителями администрации отказа от согласования не заявлено, акт согласования подписан без замечаний и возражений.
Судом установлено, что местоположение оставшихся после выдела обществу земельных участков не препятствует их целевому назначению и разрешенному использованию, так как они обеспечены подъездными путями и не переводятся в другие виды сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший данный акт.
Между тем, ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в апелляционный суд Администрация не представила достоверных доказательств законности и обоснованности действий, связанных с отзывом согласования границ, а также не представило доказательств того, что основания, послужившие к отзыву согласования границ, не повлекли нарушение прав и законных интересов администрации.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не может признать оспариваемые действия законными и обоснованными. Считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемый судебный акт соответствует норм
При рассмотрении дела суд первой инстанции полно и объективно исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку всем доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм права.
В связи с изложенным, решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 267 - 271 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.05.08 г. по делу N А08-8625/07-17 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
В.А.СЕРГУТКИНА
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.09.2008 ПО ДЕЛУ N А08-8625/07-17
Разделы:Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2008 г. по делу N А08-8625/07-17
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2008 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.
судей: Сергуткиной В.А.
Протасова А.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Овсянниковой Е.С.
В судебное заседание явились:
от ОАО "Агро-Принцевское": Парко В.Н., представитель по доверенности б/н от 03.03.2008 г., паспорт серии <...> Мороз В.П., представитель по доверенности б/н от 03.03.2008 г., паспорт серии <...>,
от Администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район": Михарева С.А., представитель по доверенности N 8 от 09.01.2008 г., паспорт серии <...>
Из вызванных заседание не явились:
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области: отсутствуют доказательства надлежащего извещения,
от Территориального отдела кадастра объектов недвижимости по г. Валуйки, Валуйскому, Вейделевскому и Ровеньскому районам: представители не явились, надлежаще извещено,
от Отдел по управлению земельными ресурсами и муниципальной собственностью администрации муниципального района представители не явились, надлежаще извещено,
от ОАО "Белгородземпроект": представители не явились, надлежаще извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район"
на решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.05.2008 по делу N А08-8625/07-17, принятое судьей Мироненко К.В., по заявлению ОАО "Агро-Принцевское" к Администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район", при участии третьих лиц: ОАО "Белгородземпроект", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области, Территориальный отдел кадастра объектов недвижимости по г. Валуйки, Валуйскому, Вейделевскому и Ровеньскому районам, Отдел по управлению земельными ресурсами и муниципальной собственностью администрации муниципального района, об оспаривании действий администрации муниципального района,
установил:
ОАО "Агро-Принцевское" обратилось с заявлением о признании незаконным действий администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район", выразившихся в отзыве согласования границ земельного участка.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 07.05.08 г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом, заявитель жалобы указывает на то, что при проведении работ по межеванию объектов нарушено ряд норм действующего законодательства и нарушены права администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" как участника общей долевой собственности.
ОАО "Агро-Принцевское" не согласно с доводами апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным. При этом, в своем отзыве по делу общество указывает на соблюдение требований ст. 17 ФЗ РФ "О землеустройстве", считает, что основания, послужившие к отзыву согласования границ, не свидетельствуют о нарушении прав и законным интересов администрации. Напротив, Администрацией нарушены требования действующего законодательства: ФЗ РФ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ФЗ РФ "О землеустройстве", Инструкция по межеванию земель с учетом Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства.
В настоящее судебное заседание представители Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области, Территориального отдела кадастра объектов недвижимости по г. Валуйки, Валуйскому, Вейделевскому и Ровеньскому районам, Отдел по управлению земельными ресурсами и муниципальной собственностью администрации муниципального района, ОАО "Белгородземпроект" не явились. В материалах дела имеются доказательства их надлежащего извещения о месте и времени судебного разбирательства.
Дело рассматривается в отсутствие Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области, Территориального отдела кадастра объектов недвижимости по г. Валуйки, Валуйскому, Вейделевскому и Ровеньскому районам, Отдел по управлению земельными ресурсами и муниципальной собственностью администрации муниципального района, ОАО "Белгородземпроект", в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
В апреле 2006 года ОАО "Агро-Принцевское" на основании договоров купли-продажи земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью 4472 га с кадастровым номером 31-26-00 00 000-0013, расположенный в границах: Белгородская область, Валуйский район, АОЗТ им. Ленина, приобрело в собственность 630 долей, общей площадью 3008, 235 га.
В соответствии с договорами купли-продажи Управлением федеральной регистрационной службы по Белгородской области была произведена государственная регистрация перехода прав земельных участков, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним были сделаны записи регистрации: 12 декабря 2006 г. N 31-З1-02/008/2006-498; 27 декабря 2006 г. N 31-З1-02/009/2006-111; 27 декабря 2006 г. N 31-31-02/009/2006-142; 30 декабря 2006 г. N 31-31-02/009/2006-166; 09 января 2007 г. N 31-31-02/009/2006-520; 15 января 2007 г N 31-31-02/009/2006-770; 22 января 2007 г. N 31-31-02/010/2006-56; 24 января 2007 г. N 31-31-02/010/2006-100; 26 января 2007 г. N 31-31-02/010/2006-225; 28 января 2007 г. N 31-31-02/010/2006-302, и выданы свидетельства о государственной регистрации права соответственно серия 31 АБN 081326, серия 31 АБN 114223, серия 31 АБN 114293, серия 31 АБN 114391, серия 31 АБN 126585, серия 31 АБN 126741,серия 31 АБN 126975, серия 31 АБN 126821, серия 31 АБN 127053, серия 31АБ N 127117, серия 31 АБ N 127120.
26 апреля 2007 года проведено Общее собрание участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Белгородская область, Валуйский район, АОЗТ им. Ленина, кадастровый номер 31-26-00 00 000-0013, общая площадь 4472 га.
Собрание проведено с участием представителя администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" Белгородской области в лице представителя по доверенности Насонова Данила Николаевича. Участниками общего собрания единогласно было определено местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет земельных долей ОАО "Агро - Принцевское".
Результаты голосования отражены в протоколе общего собрания участников долевой собственности (л.д. 18-31).
Решение собрания, исходя из материалов дела и пояснения лиц, участвующих в деле, в установленном законом порядке обжаловано не было.
В целях проведения работ по землеустройству по определению границ участка на местности и их согласованию, закреплению на местности местоположения границ участка межевыми знаками и определению их координат или составлению иного описания местоположения границ объекта землеустройства, изготовления карты (плана) объекта землеустройства, общество обратилось в ОАО "Белгородземпроект".
ОАО "Белгородземпроект" на основании договора с обществом от 23.01.2007 г. N 11 сформировало межевое дело, в которое был включен наряду с другими документами акт установления и согласования границ земельного участка, подписанный собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков. Правообладателями отказа в согласовании границ заявлено не было. При этом со стороны муниципального образования границы вновь образуемого земельного участка согласованы заместителем главы местного самоуправления города и района по вопросам сельского хозяйства, управления земельными ресурсами и муниципальной собственностью - начальником управления сельского хозяйства Квачевым В.А. и начальником отдела по управлению земельными ресурсами и муниципальной собственностью администрации муниципального района "Город Валуйки и Валуйский район" Насоновым Д.П. без замечаний.
В последующем согласованные документы о межевании были представлены в земельную кадастровую палату для постановки участка на государственный кадастровый учет.
22 ноября 2007 года администрация муниципального района отозвала согласование границ земельного участка письмами NN 2276 и 2277. Письма об отзыве согласования границ направлены в адрес ОАО "Агро-Принцевское", ОАО "Белгородземпроект" и Территориального отдела по г. Валуйки, Валуйскому, Вейделевскому и Ровеньскому районам Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области.
Указанные обстоятельства явились основанием к отказу в утверждении землеустроительного дела по выделу земельного участка, выделяемого ОАО "Агро-Принцевское", поступившего на рассмотрение в Территориальный отдел по г. Валуйки, Валуйскому, Вейделевскому и Ровеньскому районам Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Белгородской области (письмо N 592 от 29.11.2007 г).
Не согласившись с указанным отзывом, Общество обратилось за судебной защитой.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) могут быть признаны незаконными (недействительными) только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
В соответствии с пунктами 1, 5, 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с указанным Кодексом. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу п. 1 ст. 68 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 18.06.01 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (далее - Закон от 18.06.01 N 78-ФЗ) землеустройство включает в себя, в том числе мероприятия по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство).
Как следует из ст. 15 Закона от 18.06.01 N 78-ФЗ при проведении землеустройства выполняются работы по образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства, а также межевание объектов землеустройства.
Перечень работ при проведении территориального землеустройства приведен в статьях 16 и 17 Закона от 18.06.01 N 78-ФЗ.
В силу ст. 17 Закона от 18.06.01 N 78-ФЗ межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описание их местоположения. Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной и иной связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации. Межевание объекта землеустройства включает в себя, в том числе определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование.
Пунктами 8.1 и 8.2 Инструкции по межеванию земель, утвержденной 08.04.96 Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (далее - Инструкция) предусмотрено, что собственники, владельцы и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ. Извещения вручаются под расписку с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.
В соответствии с п. 9.2 Инструкции после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (Приложение 3.5).
Согласно п. 10 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.02 N 396, при определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за 7 дней до начала работ.
Пункт 14.5 Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17.02.2003 г.) устанавливает, что процедура согласования границ (границы) не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром.
В силу ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.
Из материалов дела видно, что согласование границ земельных участков проведено при участии полномочных представителей администрации муниципального района, что подтверждается актом согласования границ. При этом, представителями администрации отказа от согласования не заявлено, акт согласования подписан без замечаний и возражений.
Судом установлено, что местоположение оставшихся после выдела обществу земельных участков не препятствует их целевому назначению и разрешенному использованию, так как они обеспечены подъездными путями и не переводятся в другие виды сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, принявший данный акт.
Между тем, ни в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, ни в апелляционный суд Администрация не представила достоверных доказательств законности и обоснованности действий, связанных с отзывом согласования границ, а также не представило доказательств того, что основания, послужившие к отзыву согласования границ, не повлекли нарушение прав и законных интересов администрации.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция не может признать оспариваемые действия законными и обоснованными. Считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, обжалуемый судебный акт соответствует норм
При рассмотрении дела суд первой инстанции полно и объективно исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку всем доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом норм права.
В связи с изложенным, решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 267 - 271 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 07.05.08 г. по делу N А08-8625/07-17 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
В.А.СЕРГУТКИНА
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "ZLAW.RU | Земельное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)